Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Технология деятельностного метода обучения.
«Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология – на науке.
С искусства все начинается,
технологией – заканчивается,
чтобы затем все началось сначала».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda_obucheniya_2.doc | 95 КБ |
ptitsy_3.doc | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Технология деятельностного метода обучения.
«Любая деятельность может быть либо
технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология – на науке.
С искусства все начинается,
технологией – заканчивается,
чтобы затем все началось сначала».
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -
1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -
4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
- Возникновение проблемной ситуации
- Методы постановки учебной проблемы:
- побуждающий, подводящий диалоги;
- мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи -
4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) -
7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление -
4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
- фронтальная работа, работа в парах;
- комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) -
4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
- Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
- Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение -
7-8 минут.
- Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
- новый алгоритм, новое понятие.
- Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) -
2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
и другие.
Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Что мы знаем о птицах.
Тип: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс (1 часть) Н.Ф.Виноградова Москва Изд.центр «Вентана Граф» 2021г., набор карточек с изображением птиц, цветные карандаши, листы самооценки, изображения птиц для раскрашивания, словарь Ожегова, задания.
Цель урока: создать условия для ознакомления с многообразием птиц, их общими и отличительными особенностями, формирования понятия дикие, домашние, перелётные, оседлые птицы; способствовать развитию монологической и диалогической речи, наблюдательности, внимания, аналитических умений.
Планируемые результаты:
Предметные: определять понятия дикие, домашние, перелётные, оседлые птицы, выделять общие и отличительные особенности птиц; устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц.
Метапредметные:
Регулятивные: планирование - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические - выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц;
предметные – знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия дикие, домашние, перелётные, оседлые птицы.
Коммуникативные: управление коммуникацией - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; работать в парах; отвечать на вопросы с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: самоопределение - проявляют готовность и способность к самообразованию.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, парная.
Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель |
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты | Прозвенел уже звонок-, Начинается урок. Сядем правильно сейчас, Пожелаем всем удачи, За работу, в добрый час! - Отгадайте, что за гостья сегодня у нас на уроке? Загадка. Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает… - правильно. Она будет рада посмотреть, как вы занимаетесь, чему уже научились? - Не возражаете? - А почему именно сова? (Почему именно эта гостья сегодня у нас на уроке? - На этот вопрос мы ответим позже. - Начнём наш урок такими словами: Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем! | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. Сова. Нет. | Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Установление эмоционального контакта. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут. | - Вспомним, что мы с вами исследовали на прошлом уроке? -Почему этих животных называются млекопитающими? -Ребята, чтобы проверить, умеете ли вы отличать млекопитающих от других животных, я предлагаю вам сыграть в игру «Кто лишний?» Игра «Кто лишний?» 1.Волк, дятел, лось 2.Белка, медведь, гусь. 3.Петух, заяц, лиса. 4. Кит, голубь, кенгуру. 5.Мышь, кабан, ласточка. - Давайте проверим, что у вас получилось. - По какому признаку вы объединили животных? Объясните. - Кто у вас остался? – - Назовите этих животных одним словом. | - Мы узнали о зверях. -Этих животных называют млекопитающими, потому что они выкармливают своих детёнышей молоком. Проверка. Самопроверка. Ответы детей: Звери выкармливают детёнышей молоком, поэтому их называют млекопитающими. Дикие звери живут везде: в жарких и холодных странах, в лесу, в степи, в море. -Дятел, гусь, петух, голубь. - Птицы. Дятел Гусь Петух Голубь (На доске выставляются карточки с названием этих птиц) | Выявить знания детей по изученной ранее теме «Звери – млекопитающие» |
3.Постановка учебной задачи – 4-5 минут | - Глядя на лишние картинки, предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. Правильно. Догадались, почему к нам на урок пришла сова. -Сегодня мы продолжим знакомство с животным миром. - Какая тема нашего урока? -В конце урока вы ответите на вопрос: Что мы знаем о птицах? - Разве вы ничего не знаете о птицах? Всё ли знаете о птицах? Давайте предположим: - Продолжите мои предложения: Сегодня на уроке мы будем… Мы повторим… Мы научимся… Выявляется уровень знаний. -Отгадайте загадки: 1.Кто на ёлке, на суку, Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку?» 2.На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его … 3.Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. 4. Чёрный жилет, Красный берет. Нос как топор. Хвост как упор. 5. Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет. Крохи собирает. | Ответы детей: Тема урока: Птицы. -Да. Открыли учебник и прочитали в учебнике текст Знаем. -Нет. Будем говорить о птицах. -Повторим, что знаем о птицах. - Познакомимся с многообразием птиц. -Научимся объединять птиц в группы. Отгадывают загадки. -Кукушка. Скворец Снегирь Дятел -Воробей. | |
| Работа в парах. Сейчас мы будем работать в парах. Повторим правила работы в парах. Ребята, у вас на партах лежат карточки с изображением птиц. Подумайте, на какие группы их можно разделить. Докажите. (Выполнить это задание вам помогут условные обозначения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке: домик и берёзка, и ёлочка.) (Петух, голубь, гусь, ласточка, индюк, воробей, дятел). Проверка: домик – домашние птицы, берёзка и ёлочка – дикие. - Как будет называться каждая группа птиц? Объясните своё решение. - Как вы думаете, все ли дикие птицы живут у нас круглый год? - Почему одни улетают в тёплые страны, а другие остаются здесь? Объясните. (рассматривают птиц, которых они отложили к диким) Ласточка, дятел, голубь. -Как называются такие птицы? Какие ещё птицы относятся к этим группам? Дополните своими примерами каждую группу. - Давайте проверим, умеете ли вы различать зимующих и перелётных птиц. - Откройте учебник на стр. 72 и работая в парах, жёлтыми фишками закройте зимующих птиц, зелёными фишками отметьте перелётных птиц. ( Слово осёдлые узнаем из словаря Ожегова) (Осёдлый – живущий постоянно на одном месте.) -Отгадайте, что за птица? Грудка не жёлтая и не серая, похожа на красный фонарик. Летом можно встретить только в северных лесах. -Что вы знаете об этой птице? Узнать об этой птице нам поможет учебник на стр. 73 (Чтение текста) Вопросы по тексту: -К каким птицам относят снегиря? Почему? -Как отличить эту птицу от других птиц? | Правила работы в парах. 1.Работаем тихо, дружно. 2.Говорим по очереди, не перебивая друг друга. 3. Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника. -Домашние. Дикие. -Нет. Перелётные и зимующие. ( Перелётные – грач, скворец, соловей, журавль, аист, кукушка; зимующие – сорока, ворона, галка) Самооценка. Лист достижений со светофорчиками. - Снегирь. Снегирь – кочующая птица. -Это небольшая птица. Её длина до 15 сантиметров. | Организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала. |
Физкультминутка. | Гуси-лебеди летели На лужайку тихо сели, Походили, поклевали, Потом быстро побежали. | Реализация двигательной активности. | |
Физкультминутка | -Птиц на Земле огромное количество. Многие из них у нас не живут, а приспособились к жизни в жарких странах или в холодных льдах. Среди них есть розовый фламинго, тукан, павлин, страус, пингвин и другие.) Фронтальная работа. ( На доске разбросаны названия птиц и даны карточки с изображением птиц. Нужно соотнести название и изображение птицы). Тукан, петух, розовый фламинго, павлин, лебедь, пингвин. -Какая птица среди них лишняя? Почему? - Сегодня мы многое узнали и вспомнили о птицах, а чем питаются наши пернатые друзья, знаете? -Ответ на этот вопрос вы сможете получить в учебнике на стр. 76. Где находят корм домашние птицы? (Рассказ «Кто обедал в птичьей столовой?» читают подготовленные ученики). Задание к тексту: Вы должны внимательно слушать и запомнить, что лежало в кормушке. Далее нужно определить: 1.Кто съел хлеб? 2.Кто съел сало? 3.Кто съел рябину? Фронтальная проверка. Игра «Найди и справь ошибку». Синица рябина Воробей сало Снегирь хлебные крошки Как домашние птицы переживут это время? Кто о них заботится? А как быть тем птицам, которые живут вблизи жилища людей, но являются дикими? - Молодцы, вы вместе хорошо справились с работой. Но теперь каждый свою работу оценит ещё сам. Птички в гнёздышке сидят(поворот туловища) И на улицу глядят (вправо и влево) Погулять они хотят (дети машут руками как крыльями) И тихонько все летят. - Ребята, я думаю, мы можем помочь нашим пернатым друзьям пережить холодную зиму. - Поможем? Что мы с вами можем для этого сделать? - Вместе с родителями приготовьте для птиц кормушки. (можно сделать на уроке технологии). | Петух. Это домашняя птица. - Их кормят люди. Хлеб съели воробьи. Сало съели синицы. Рябину склевали снегири. Синица рябина Воробей сало Снегирь хлебные крошки Самопроверка. Светофорики. Их кормят люди. Делать кормушки и насыпать корм. Да | Применение знаний в типовых условиях. |
Рефлексия. | Кто помнит главный вопрос нашего урока? -Что нового вы узнали на уроке? Что бы вы ещё хотели узнать о птицах? (Я запомнил… Меня удивило… Я впервые узнал…) - А что же наша сова? Мы про неё забыли? Прочитаем текст и ответим на вопросы: - Совы бывают разными, их около двухсот видов. В основном совы – оседлые птицы (зимующие), но вот ушастая сова – перелётная. 1.К какой группе (перелётная или осёдлая) относится сова? Объясните почему? Давайте подведём итоги нашей работы. - На партах у вас лежат птички. У кого всё получилось, грудку своей птички раскрасьте красным цветом. Кто испытывал затруднения, но справился – жёлтым цветом, а если было очень трудно – коричневым. -Какие птички прилетят в нашу столовую? Покажем всем. | -Что мы знаем о птицах? Птицы бывают дикие и домашние. Перелётные и зимующие, кочующие. Нет. Раскрашивают грудки птичек, затем приклеивают их на кормушку. (На доске) Сова оседлая птица. Птичек располагаем на кормушке. | Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока окружающего мира во 2 классе по ОС «Л.В. Занкова" по теме "Рельеф. Ландшафт."
Тема «Рельеф. Ландшафт.»Цели:Содержательная (предметные результаты):- формировать представление о рельефе и ландшафте ЗемлиДеятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать новые способы дей...
Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс
Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...
Технологическая карта открытого урока в 1 классе УМК "Перспектива" по окружающему миру.
Тема урока "Мы-дружный класс" по разделу "Наш класс"...
Технологическая карта открытого урока окружающего мира
Тема: Путешествия. Посмотри вокруг....
Технологическая карта открытого урока окружающего мира на тему:"Что у нас над головой"
Методическая разработка направлена на изучение нового и закрепление уже имеющихся знаний у детей о небе, солнце, луне,звездах и созвездиях....
Технологическая карта открытого урока окружающего мира. Тема урока: «Заповедники и национальные парки России».
Технологическая карта открытого урока с использованием технологии смешанного обучения, модель «Ротация станций», тема урока « По заповедникам и национальным паркам»....
4 класс Технологическая карта открытого урока окружающего мира
Школа: ЧОУ «Добрая школа на Сольбе»Дата: 21.02.2022Предмет: окружающий мирТема урока: Петр ВеликийКласс: 4Учитель: Кузьменко А.Н.Тип урока: «открытие» новых знанийП...