Разработка урока окружающий мир "Разнообразие животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Класс: 3 «б» |
УМК: «Школа России» |
Предмет: Окружающий мир |
Тема: «Разнообразие животных» |
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний |
Цель урока: Создание педагогических условий для развития умений классифицировать животных по группам. Формирование понятия «зоология». Систематизация и расширение знаний о группах животных и о важнейших отличительных признаках групп. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta_urok_okruzh_mira.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 3 «б» | |||
УМК: «Школа России» | |||
Предмет: Окружающий мир | |||
Тема: «Разнообразие животных» | |||
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний | |||
Цель урока: Создание педагогических условий для развития умений классифицировать животных по группам. Формирование понятия «зоология». Систематизация и расширение знаний о группах животных и о важнейших отличительных признаках групп. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: - Узнать основные группы животных, их особенности - Уметь распределять животных по группам их групповым признакам | Метапредметны: Коммуникативные УУД: - учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; - умение строить речевые высказывания, слушать других; - аргументировать сою точку зрения. Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - оценка результатов работы; Познавательные УУД: - Читать и слушать, отбирая нужные сведения; - Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, делать выводы ; - Развивать речь учащихся; - Развивать логическое мышление учащихся. | Личностные: - навыки культурного поведения при общении; -формирование положительного отношения к познавательной деятельности; -мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; | |
Ресурсы урока: Оборудование и технические средства обучения: презентация к уроку, выполненная в Microsoft Power Point по теме "Разнообразие животных", смарт-доска, электронное приложение к учебнику, Наглядные пособия: карточки с названием групп животных, фотографии животных. Рабочие материалы для обучающихся: учебник Окружающий мир» А.А.Плешаков для 3 кл., рабочая тетрадь, карточки с заданиями для групповой работы, таблица «Группы животных и их признаки», листы самооценки, дополнительные сведения о группах животных, атлас-определитель. | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
1. Постановка учебных задач. - Сегодня на уроке нас ждёт много удивительных и интересных встреч и открытий. Но для этого нужно быть внимательными, наблюдательными и активно работать на уроке. 2. Наблюдение за погодой. - А начнём мы наш урок, как обычно, с прогноза погоды на сегодня и сравним его со вчерашним днём. Сделает это дежурный по классу. (Карточка с планом ответа. Приложение 1) - Ребята, а произошли ли какие-то изменения с приходом осени в жизни растений? А в жизни камней? - Ребята, а почему так? - Итак, ребята, вспомним, природа бывает…? Растения - …? (Появляется схема на смарт-доске. Презентация, 1 слайд) - Докажите, что растения – живые организмы? - Поэтому их особенно нужно беречь! 3. Проверка домашнего задания. - На прошлых уроках мы с вами говорили об охране растений. Вашим домашним задание было создание книжек-малышек «Берегите растения!». (Выставка книжек. Приложение 2.) - Итак, ребята, что же вы поместили в свои книжки? (Оценивание работ) - Вы хорошо знаете правила друзей природы, но достаточно ли только знать правила поведения в природе? - И пусть, ребята, наши с вами пока ещё маленькие дела по отношению к природе каждый раз доказывают, что мы являемся её большими друзьями. -Ребята, вы все молодцы! Я обязательно посмотрю все ваши книжки, все обязательно получат оценки. А после мы их вручим ребятам 1-х и 2-х классов. Пусть учатся любить и беречь природу! | Настраиваются на работу. Дежурный ученик даёт прогноз погоды на сегодняшний день, остальные дети сравнивают его с вчерашним днём. Отвечают на вопросы учителя. -Растения изменяют окрас листьев, происходит листопад, увядают цветы и тд. - Камни – неживая природа, а растения – живая - Природа бывает живой и неживой. Растения – живые организмы. Называют признаки живых организмов. -Растения дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Выступают 1-2 ученика с краткой презентацией своей книжки. Отвечают на вопросы учителя. -Нет. Их нужно ещё и выполнять. | ||
Мотивация к деятельности | |||
-Ребята, давайте вернемся к нашей схеме. (Появляется схема на смарт-доске. Презентация, 1 слайд.) -Что ещё мы можем отнести к живой природе? (Приём «Нашёптывание») -Ребята, сегодня мы покидаем царство растений. А в какое царство мы отправимся вы догадаетесь, прослушав запись. -Скажите, что вы услышали? -Как думаете, в каком царстве мы с вами побываем? -Вы сказали, что услышали звуки разных животных, можете ли сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? - Молодцы! Спасибо! Тема нашего урока: Разнообразие животных. (Вывешиваю на доску. Приложение 3). -Ребята, сможем ли мы перечислить всех животных? - Животных как и растений очень большое, большое количество. Ученые насчитывают более 1 млн 500 тыс животных. И поэтому ученые поделили всех животных на группы по определенным признакам. -И некоторые группы животных мы уже знаем. (Игра «Признаки животных») -Я вам буду называть признаки животных, а вы должны будете назвать группу, к которой принадлежит это животное. При ответе детей на доску прикрепляются таблички с названиями групп животных (Приложение 3) - Эти животные обитают на суше и в воде. Тело покрыто голой влажной кожей. Назовите животных это группы. - У этих животные передние конечности – крылья. Тело покрыто перьями. - Имеют шесть ног, четыре крыла. Имеют насечки на брюшке. - Тело покрыто шерстью. Выкармливают детенышей молоком. - Тело покрыто чешуей. Органы передвижения плавники. Органы дыхания жабры. - Эти животные преимущественно передвигаются ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или панцирем. -У этих животных на коже есть иголки. Они обитают в морях и океанах. -Ребята, ученые выделяю и другие группы животных, которые мы еще с вами не знаем. -На какие же вопросы мы будем искать ответы на уроке? Какую цель мы поставим сегодня на уроке? | Рассматривают схему, анализируют её. Ученики отвечают шёпотом учителю на ухо, затем кто правильно ответил, спрашивает другого ученика и тд. - Животные, грибы, бактерии. Внимательно слушают запись. Отвечают на вопросы учителя. - Звуки, которые издают разные животные. - В царстве животных. Формулирую тему. - Разные животных, разнообразие животных. Размышляют, отвечают на вопросы. -Нет, т.к. их много. Фронтальная работа. Дети вспоминают группы животных и их отличительные признаки. Отвечают на вопросы. -Земноводные. Лягушка, жаба, тритоны.. -Птицы. Голубь, аист… -Насекомые. Кузнечик, стрекоза, жуки… -Млекопитающие или Звери. Медведь, лиса.. -Рыбы. Карась, лещ, сом… - Пресмыкающиеся или рептилии. Змеи, ящерицы, черепахи.. У детей возникают затруднения. Ученики формулируют цель урока -На какие группы делят ученые животных. Где они обитают. Чем отличаются друг от друга. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Физ. минутка Учитель называет: щука, карась, дятел, ёж, чайка, слон, окунь, скворец, лось, синица, кот. Дети имитируют движения животных: рыбы плавают, птицы летают, звери бегают. -Ребята, где мы можем найти ответы на наши вопросы? -Откройте учебник на с.88-90. Прочитайте статью на этих страницах, поработайте с символами и отметьте на полях знаком «+» то, что мы уже с вами знали и знаком «!» то, что для нас новое. -Какие же новые группы вы узнали? -Теперь мы сможем ответить на мой вопрос. К какой группе принадлежат животные, которые имеют иголки на коже. Эти животные обитают в морях и океанах? - Какие животные относятся к этой группе? (Презентация, 2 слайд) - Ребята, к какой группе принадлежат пиявки? - Какие еще животные относятся к группе Черви? -Подумайте, какие существенные признаки отличают этих животных от других? (Презентация, 3 слайд) -Назовите представителей группы Моллюски. -Какие признаки этой группы можете назвать? (Презентация, 4 слайд) -Кого отнесем к группе Ракообразные? -Какие признаки этой группы можете назвать? (Презентация, 5 слайд) -Назовите группу Паукообразные. -Есть ли у них общий признак? (Презентация, 6 слайд) - Как много групп животных мы с вами выделили! Каждая обладает определёнными отличительными признаками. Работа в группах. Учитель выдает каждой группе карточку с заданием (Приложение 5). - Как вы думаете, что нужно сделать? - Когда вы выполните задание, ниже таблицы запишите по порядку первые буквы каждого животного и у вас получится слово. Затем проверьте правильность этого слова по QR-коду. -Итак, какое слово у вас получилось? -Как это слово связано с нашей темой? -Давайте найдем определение в учебнике на с.87. Зоология- еще один раздел биологии. Запишем определение в словарик. -Как называют ученых, которые изучают животных? Физ. минутка Учитель называет животных. Если называется животные из группы моллюски– дети хлопают в ладоши, животные из группы иглокожие– приседают. В игре возможны «ловушки» - животные, которые не относятся ни к одной группе. Примеры слов: морские огурцы, осьминог, улитка, сова, морская звезда, журавль, слизень, кальмар, морские лилии, лягушка. -Сейчас вам предстоит поработать в роли ученых- зоологов. ТПО с.50-51 №1 -Пронумеруйте рисунки в соответствии со списком. -Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга по эталону. (Презентация, 7 слайд). ТПО с.51 №2 -Вам нужно зачеркнуть лишнее название в каждом ряду и объяснить своё решение. Дополнительные задания (если позволяет время на уроке): Игра на смарт-доске «Соотнеси животные и группы» Игра «Ты – мне, я – тебе». - Назовите животное и группу, представителем которой является это животное. Видео-загадки. Показывается видеоролик, необходимо назвать животное и группу, к которой оно относится. Синквейн «Разнообразие животных» Выводы и обобщение - Перечислите, пожалуйста, группы на которые ученые царство животных. -Прочитайте вывод в учебнике на с.93 и сравните его с нашим выводом. -Есть ли в сообщении Мудрой Черепахи группы, которые мы не назвали? | Выполняют движения. - В учебнике. Работают с учебником. По ходу беседы заполняется таблица «Группы животных». (Приложение 4) -Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. -Да. К иглокожим. -Морские звёзды, морские ежи, морские лилии и морские огурцы. -К группе Червей. -Дождевой червь. -Удлиненное мягкое тело. -Двустворчатые моллюски, улитки, слизни, осьминоги, кальмары. -Мягкое тело обычно защищено раковиной. -Раков, крабов, креветок. -Тело покрыто панцирем, имеется 2 клешни. -Пауки, скорпионы, сенокосцы. -8 ног и нет крыльев Вспоминают правила работы в группе. - Работай в группе дружно, помни: вы одна команда. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне. Не бойся высказывать своё мнение. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы. -Распределить животных по группам. Учащиеся работают в группах, выполняют задание. -Зоология. -Зоология – наука о животных. Записывают в тетрадь определение. -Зоологи Выполняют движения. -Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради. Осуществляют взаимопроверку по эталону. Фронтальная работа. Один ученик называет животное, другой – группу. Можно провести игру по рядам. Фронтальная работа. Например, Животные -Учёные делят царство животных на большое количество групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Читают вывод, соотносят его со своим выводом. Называют, если таковые есть. | ||
Рефлексия деятельности | |||
Разноуровневое домашнее задание по выбору -Ребята, о животных можно узнать множество интересных фактов. Например, знаете ли вы, что в Австралии обитают гигантские дождевые черви до 4 м в длину? И там же находится музей-аттракцион в виде 100-метрового дождевого червя. -Давайте создадим мини-энциклопедию еще более интересных фактов. Это задание на выбор. (Презентация, 8 слайд) 1 уровень – учебник с.87-92, тетрадь с.52-53 №3 2 уровень – учебник с.87-92, тетрадь с.52-54 №3, 5 (использование атласа-определителя) 3 уровень- учебник с.87-92, тетрадь с.52-54 №3, 4 Краткое сообщение о животном. -Всем понятно домашнее задание? -Наш урок подошел к концу. - Какую цель мы ставили в начале урока? -Кто считает, что смог достичь этой цели? Закончи предложение: -Я вспомнил.. -Я узнал.. -Я убедился.. - Я научился.. (Презентация, 9 слайд) -Убедились ли мы, что мир животных разнообразен? -Ребята, но каким бы разнообразным не был животный мир, о чем мы должны помнить? -Я с вами согласна. Мы должны беречь каждого животного, и, по-возможности, предотвращать их гибель и исчезновение с лица Земли! Обсуждение самооценки деятельности по листу самооценки. (Приложение 6) -За что вы можете себя похвалить? Выставление оценок за урок. Учитель ставит оценку «5» тем, кто набрал максимум баллов и был на уроке активен по мнению других товарищей. Оценку «4» кто был активен, но были неточности в ответах, набрали 8-9 баллов. Остальным ребятам нужно повторить материал еще раз. -Мне хочется поблагодарить вас за активную и плодотворную работу на уроке. Урок окончен! | Записывают домашнее задание. Узнать, на какие группы делят ученые животных. Где они обитают. Чем отличаются друг от друга. Ответы детей. -О том, что нужно беречь животных. Оценивают свою деятельность. Подсчитывают итоговый балл на листе самооценки. Проговаривание ошибок и неудач. Ставят оценки в дневник. |
Схема анализа технологической карты урока
ОУ
ФИО учителя
Предмет
УМК
Тема урока
Этапы анализа | Оценка | |
1. | Основные цели урока:
| |
2. | Организация урока:
| |
3. | Обеспечение мотивации изучения данной темы | |
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС:
| |
5. | Содержание урока:
| |
6. | Методика проведения урока: | |
Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации | ||
Соотношение репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности: задания репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | ||
Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. | ||
Объем и характер самостоятельной работы | ||
Активные методы познания (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение) | ||
Применение диалоговых форм общения | ||
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся | ||
Осуществление обратной связи: ученик-учитель | ||
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы | ||
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности | ||
Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. | ||
Наглядный материал:
| ||
Формирование навыков самоконтроля и самооценки | ||
Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | ||
Ритмичность урока:
| ||
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока, физминуток | ||
8. | Домашнее задание:
| |
Итого: за каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует 1 – проявляется частично 2- в полном объёме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока окружающий мир 1 класс Как животные весну встречают
Формирование представления детей о разнообразии животного мира, расширение знаний о зверях и насекомых....
Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»
Данный урок был разработан в рамках учебно- методической системы Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века». Урок входит в раз...
Разработка урока окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа 21 века".Тема:"Животное - живое существо".
Урок окружающего мира по теме "Животное - живое существо" был проведен в 1 классе в рамках муниципального семинара учителей начальных классов как открытый. Данная разработка может быть использов...
Методическая разработка урока окружающего мира "Беспозвоночные животные"
Материал предназначен для 3 класса . УМК "Начальная школа ХХI века" Материалы к уроку подготовлены для электронной доски Мимио.Цель: получить знания о группе беспозвоночных животныхПре...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Мир животных".
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Мир животных"....
Методическая разработка урока окружающего мира (презентация) на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классе
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классеУМК "Школа России"...
Методическая разработка урок окружающего мира "Как животные готовятся к зиме"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Как животные готовятся к зиме" Школа России. Конспект+презентация+раздаточный материал....