Методическая разработка урок окружающего мира "Как животные готовятся к зиме"
методическая разработка
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Как животные готовятся к зиме" Школа России.
Конспект+презентация+раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_konspekt.docx | 26.44 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 309.12 КБ |
okruzhayushchiy_mir1.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
1 Орг. Момент. 1 мин
2 Формулировка темы урока. 5 мин
Ребята, какое сейчас время года?
Какое время года было перед зимой? А готовимся ли мы как-нибудь к зиме?
Разную ли мы носим одежду осень и зимой?
Сейчас на слайде я буду показывать вам картинку, а вы должны догадаться к какому времени года это относится: к осени или к зиме.
Зонт
Валенки
Шуба
Резиновые сапоги
Санки
Ребята, как мы, люди, готовимся к зиме?
Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна.
А оказывается, не только люди готовятся к зиме, но и природа.
На доске вы видите слова, но они запутались и стоят не на своих местах. Составьте из них тему урока.
к животные Как зиме готовятся
Тема нашего урока: Как животные готовятся к зиме.
Побуждение к деятельности (3 мин)
Посмотрите на слайд. Кого вы здесь видите? (Лягушек, жаб, ящериц, змей)
У вас в конверте есть листочек жёлтого цвета. Возьмите только его. (Приложение 1)
Нам нужно заполнить эту таблицу.
Название какого животного написано на первой строке? (лягушка)
Можно ли увидеть её летом? Да, значит в первом столбике, где написано «лето» ставим синей ручкой плюс. Ранней осенью? И осенью можем увидеть лягушку, значит, во втором столбике тоже ставим плюс. Зимой? Нет, значит, какой знак мы поставим? Минус. Весной? Ставим плюс.
Следующая – ящерица.
Следующая – змея. Попробуйте сделать её самостоятельно. А позже мы проверим.
Какой вывод, мы можем сделать из таблицы, которая у нас получилась? (Зимой мы не видим ящериц, змей, лягушек)
А как считаете, куда же они все подевались на зиму? (предположения учеников)
Чтобы узнать верны ли ваши предположения – откроем учебник на странице 98.
3 Работа по учебнику с сопровождением презентации. (10-12 мин)
Ученик читает текст на странице 98 (первый абзац)
В тексте нам встретилось слово «спячка». Как называется книга, где смотрим значение/толкование слов? (Толковый словарь)
Из конверта достаньте листок оранжевого цвета. На нём вы увидите выдержки из словаря. (Приложение 2)
Кто прочитает, что же такое спячка?
Ученик читает
О чём мы узнали- куда деваются лягушки, ящерицы и змеи? (впадают в спячку)
А где зимуют некоторые лягушки? (на дне водоёмов)
Как они при этом дышат? (кожей)
Рассмотрите иллюстрации на странице 98. Какого животного мы не назвали из тех, кто изображен? (Медведя)
А кто знает, как медведь готовится к зиме? (тоже залегает в спячку)
Найдите на странице 99 информацию о том, как зимует медведь. Кто находит – поднимает руку.
Как же зимует медведь? (читает ученик)
А чтобы узнать, кто ещё залегает в спячку, отгадайте загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)
Найдите на этой же странице 99 информацию про ежа.
Благодаря чему, ни ёж, ни медведь не заготавливают корм на зиму? Найдите в тексте. (читает ученик)
Ребята, иногда дети ловят ежей, держат их летом дома, а осенью выпускают. Хорошо ли это для ёжика, как вы считаете? Почему?
Если бы нас забрали из родного дома- были бы мы счастливы?
Нет, для ежа родной дом — лес. А в человеческом жилье ему неуютно. Да и прокормить ежа в неволе совсем не просто. Ведь в природе он питается насекомыми и к тому же очень прожорлив.
Частенько бывает так: принесут ежа в дом и держат до осени. Кормят как могут. А потом выпускают обратно в лес. И не догадываются, что выпускают на верную гибель.
Дело в том, что ежу нужно накопить к осени много жира, чтобы затем всю зиму спокойно спать. Съесть столько, сколько ему нужно, и того, что ему нужно, звёрек может только в природе. Тот ёж, который провёл лето в неволе, останется худым и долгой зимы не выдержит.
Чтобы узнать, кто ещё впадает в спячку - отгадаем ещё одну загадку:
Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный (Барсук)
К зиме барсук сильно жиреет, натаскивает в норку массу листьев и делает большой запас пищи.
Каких животных вы запомнили, которые впадают в спячку?
У всех зверей к зиме для защиты от холодов шерсть становится густой. Осенью они «переодеваются» - линяют. Что значит «линяют»? На оранжевом листочке у вас осталось слово, которое мы не прочитали. Это слово линять. Кто нам прочитает его значение?
Читает ученик.
Вместо негустой летней шерсти у зверей вырастает густая и пушистая. А у некоторых зверей изменяется и цвет шерсти. Посмотрите на иллюстрации на странице 99. Что это за животные? (белка, заяц)
Как изменяется к зиме цвет шерсти у белки? (Летом белка рыжая, а зимой становится серой)
Как изменяется к зиме шерсть у зайца (Летом она серая, а летом белая)
Какое значение для них это имеет? Для чего они меняют окраску? (благодаря своей серой шубке зимой, белка менее заметна для хищников и на снегу, и на дереве. А заяц, благодаря белой окраске меньше заметен на снегу)
Также, цвет шубки меняется и у рыси. Летом у рыси мех короче, с рыжеватым оттенком. Зимой длиннее, гуще и оттенок его светло – серый.
4 Физкультмиинутка (1 мин)
Идёт в берлогу спать медведь (как медведь идём)
Ползёт, ползёт поспать змея (руками змейку)
А зайке нужно побелеть (вокруг себя)
Ведь наступает вновь зима (Потянулись вверх, развели руки)
5. Продолжение работы.
Ребята, о каких способах зимовки у животных мы уже с вами узнали? (спячка, изменение шерсти)
Некоторые звери осенью запасают на зиму корм.
На странице 99 найдите в тексте «какие звери запасают на зиму корм. (ученик читает текст)
Также запасают корм еще бобры. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья.
Интересно, то, что белочки не всегда находят свои запасы, иногда они забывают местечко, где спрятали, например, жёлудь, и потом на этом месте вырастет дерево.
Сейчас, я предлагаю посмотреть видеоролик, о том, как белка запасает корм на зиму.
Видео
Предлагаю вам отгадать следующую загадку.
Не поймёшь – зверёк иль птица.
Ночью с ней не заблудиться –
Видит всё вокруг ушами!
Мышь, но сыр не ест с мышами. (Летучая мышь)
А как вы думаете, как зимует летучая мышь? (предположения учеников)
Они всю зиму спят вниз головой.
Чтобы узнать побольше об этих удивительных зверьках прочитаем информацию на странице 100. Кто сможет прочитать?
5 Работа в парах (5 мин)
Ребята, а как вы считаете, если зверь не подготовится к зиме, сможет ли он пережить зиму? (нет)
Сейчас вашей задачей будет помочь зверям перезимовать. Достаньте из конверта белый лист. (приложение 3) Ваша задача – соединить животного с местом его зимовки.
(Проверка по слайду)
6 Работа в рабочей тетради (10 мин)
Откройте рабочую тетрадь на странице 59. Найдите упражнение 3. Посмотрите на первую иллюстрацию. Что здесь изображено? (грибы на ветке)
Какой зверёк сделал эти запасы на зиму? (белка)
Возьмите синюю ручку и подпишите.
Что изображено на второй картинке? (жёлуди в норке)
А чьи это запасы? (мыши)
Подпишите.
Выполним следующее упражнение. Кто прочитает задание?
Нам нужно догадаться о каком животном идёт речь.
Кто начнёт читать?
(ученик читает первые два предложения)
Кто догадался, что это за животное? (ёж)
Впишите.
Кто продолжит читать?
О каком животном идёт речь? (о медведе)
Запишите пропущенное слово «медведь».
7 Итоги урока (3 мин)
Сейчас я поделю вас на группы, и вашей задачей будет собрать пазл и приклеить получившуюся картинку на лист бумаги. Когда вы справитесь с этим заданием, вам нужно подготовить информацию об этом животном – что это за животное, как оно готовится к зиме.
(Работают в группах).
Справа на доске вы видите три листа, на которых написано «впадают в спячку», «запасают корм на зиму», «Меняют цвет шубок». Прикрепите вашего животного к нужному листу.
Подведём итог урока. Ребята, назовите животных, которые впадают в спячку. (лягушки, жабы, змеи, ящерицы, медведи, ежи, летучие мыши)
Назовите животных, который запасают на зиму корм. (белки, мыши, бобры)
Назовите животных, которые меняю цвет шерсти. (белки, зайцы, рыси)
8. Домашнее задание.
Молодцы. Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. Учебник стр. 98-101, р.т. стр. 58-59, упр. 1,2.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лето Осень Зима Весна Лягушка Змея Ящерица
Впадают в спячку
Запасают корм
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»
Данный урок был разработан в рамках учебно- методической системы Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века». Урок входит в раз...
Методическая разработка урока окружающего мира "Пришла зима" 1 класс, ПНШ.
Конспект урока с презентацией....
Методическая разработка урока окружающего мира "Беспозвоночные животные"
Материал предназначен для 3 класса . УМК "Начальная школа ХХI века" Материалы к уроку подготовлены для электронной доски Мимио.Цель: получить знания о группе беспозвоночных животныхПре...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Мир животных".
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Мир животных"....
Методическая разработка урока окружающего мира (презентация) на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классе
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классеУМК "Школа России"...
Методическая разработка урока "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"
Формировать представления о главных особенностях художественного текста;-вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, с...
Методическая разработка урока окружающего мира. Тема: «Ноябрь – зиме родной брат»
Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс. УМК " Начальная школа XXI века". Тема: "Ноябрь-зиме родной брат"...