Проблемный урок по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" "Какие бывают растения"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Пашинина Марина Юрьевна

Проблемный урок по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России" "Какие бывают растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnyy_urok_kakie_byvayut_rasteniya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Пашинина Марина Юрьевна

Выборгский район

МБОУ «СОШ  г. Светогорска»

Учитель начальных классов

Конспект проблемного урока

 по окружающему миру

2 класс

УМК «Школа России»

Плешаков А.А. Мир вокруг нас.

Учебник для 2 класса начальной школы.

В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.Просвещение, 2007.

Тема урока «Какие бывают растения?»

Новое знание: среди растений выделяют деревья, кустарники, травы. У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников – твёрдые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей – стволиков. /Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок)

Проблема: какие бывают растения; как различать деревья, кустарники и травы?

Цель урока: открыть «новое знание».

Задачи урока:

  • учить детей самостоятельно добывать знания;
  • формировать представление о группах растений: деревья, кустарники, травянистые растения; о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями этих групп, произрастающими в родном крае;
  • формировать умение определять по внешним признакам группы растений: деревья, кустарники, травянистые растения; лиственные и хвойные растения;
  •  формировать умение самостоятельно приводить примеры растений изученных групп, и с использованием разных источников информации;
  • развивать умение анализировать, описывать, сравнивать растения; определять отличительные признаки и находить общие существенные признаки для объединения растений в группы; развивать умение классифицировать;
  • формировать познавательный интерес к предмету и воспитывать бережное отношение к растениям через работу с атласом – определителем, работу с гербарием;
  • формировать общеучебные умения: умение работать со схемой (таблицей), и пользуясь ей различать группы растений;  умение работать в группе по плану; умение осуществлять контроль, самоконтроль, давать самооценку.

Оборудование

Для учителя:

- таблички «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Лиственные растения», «Хвойные растения», «Новое знание», «?»;

- изображения растений и животного (шиповник, дуб, сосна, подорожник, ландыш, осина, можжевельник, кислица, верба, сирень, белка);

- плоды растений для физкультминутки (шиповника, дуба, клёна, рябины, боярышника, акации, ясеня, снежноягодника)

Для учащихся:

- учебник, рабочая тетрадь, дифференцированные задания по теме урока, атлас-определитель /А.А.Плешакова/ с закладками, светофорчики-сигналы для проверки;

- схематическое изображение травянистых растений (1 вариант – мак, 2 вариант - огурец) с хорошо выраженными частями: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами,  для работы  на этапе актуализации знаний;

- 23 набора из 6 карточек с изображениями групп растений (сосна, дуб, подорожник, ландыш, можжевельник, верба);

- гербарий травянистых растений: ветреница-дубравная, пырей ползучий, мышиный горошек, земляника, манжетка (1 на группу);

-  карточка «План описания растения» (1 на группу)

        1.Как называется растение?

2.Внимательно рассмотри растение и найди корень, стебель, листья, цветок (если есть), плоды и семена (если есть).

3.Опиши внешний вид частей растения:

-стебель: окраска, величина, форма, твердость, количество;

-листья: цвет, форма, размер;

-цветок: один или соцветие;

4.К какой группе – деревья, кустарники, травы - можно отнести это растение?

Оформление доски

(таблички закрыты)

ДЕРЕВЬЯ                                                           □   □   □   □   □   □   □   □   □   □   □    □ 

КУСТАРНИКИ                                                           (изображения растений и животного)

ТРАВЫ

Лиственные растения

Хвойные растения

(Закрыты схематические изображения травянистых растений (1 вариант – мак, 2 вариант - огурец) с хорошо выраженными частями: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами)

Ход урока:

I  Актуализация знаний.

- Рассмотрите картинки на доске, назовите изображения.

(Шиповник, дуб, сосна, подорожник, ландыш, осина, можжевельник,    кислица, верба, сирень, белка)

- Какая картинка лишняя, почему?

(Белка. Это животное)

-Как назвать оставшиеся изображения?

(Растения)

- Вспомните, что общего у разных растений и подпишите / каждый на своем листочке по вариантам/ части изображенного на картинке растения. У доски за шторками будут работать Полина и Данила.

- Проверим себя и ребят, приготовьте сигналы.

- Полина, как называется растение, части которого ты подписывала?

(Мак)

- Назови части.

(Корень, стебель, листья, цветы, плод)

-Какую часть не назвала Полина?

(Семена)

-А почему она забыла про эту часть?

(Семян не видно, они находятся внутри плода)

- Кто ошибся, покажите сигналы. Исправьте.

- С изображением, какого растения работал 2 вариант, Данила?

(Огурец)

- Назови его части.

(Корень, стебель, листья, цветы, огурец и внутри семечки).

- Покажите сигналы, у вас так? В чем ошибся Данила?

(Огурец – это и есть плод, а внутри его семена)

-Если вы ошиблись, исправьте работу.

- Сравните два растения: мак и огурец, что у них общего?

(Корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами)

II  Создание проблемной ситуации.

- Распределите, лежащие на партах, изображения растений, на 3 группы.

- Вижу, не все выполняют задание, почему? У кого возникли трудности?

                                 (Я смогла разделить только на 2 группы: с иголками и с листьями)

(У меня получилось 3 группы: с иголками, с цветами и с листьями)  

(Я разделила так: деревья вместе, кусты, цветы с травой)

(У меня получились большие, средние и маленькие, а у Веры – по-другому)

(У меня получились такие группы: со стволом; растения, у которых нет ствола, но много веток, и у которых нет, ни веток, ни ствола, а есть стебель)

(А я забыл, как называется это растение /можжевельник/ и куда его положить, туда, где сосна, или там где верба)

-У вас возникли разные мнения.

III  Формулирование проблемы.

- Мы проверим все ваши версии, но сначала скажем, ответ на какой вопрос хотели бы получить ребята нашего класса сегодня на уроке, что нам предстоит сегодня выяснить?

(Какие бывают растения?)

(Чем различаются растения?)

(Как разделить растения на группы?)

(Как называется каждая группа растений?)

- Я правильно поняла: вы хотите научиться распределять растения по группам и узнать, как называются образованные группы?

(Да)

IV  Выдвижение гипотез.  Поиск решения проблемы.

- Какие у вас есть предположения для решения этой проблемы? Поразмышляйте, посоветуйтесь в парах.

/Дети совещаются, предлагают свои решения проблемы на ухо учителю/

- Выслушаем ваши предположения: как разделить растения на 3 группы?

-Слава, иди к доске и покажи, как ты рассуждал.

(Можно попробовать разделить растения по росту)

/Раскладывает картинки на доске по группам/

-Данила?

(Но ведь сосна и дуб не сразу становятся высокими, тогда у нас будет 2 группы)

-А как ты разделил? Покажи.

(Я уже предлагал разделить так: с иголками, с цветами и с листьями)

/Раскладывает у доски/

-Максим?

(А разве не все растения цветут, просто на картинках они без цветов)

-Твои предположения? Покажи на доске.

(Мы сегодня вспоминали, что общего у растений, а теперь нужно найти у них различия. Я увидел, что у сосны и дуба есть ствол, их называют деревьями, у вербы и можжевельника нет ствола,  у подорожника и ландыша - стебель - это травы)

-Оксана?

(Верба и можжевельник - это кусты, у них не толстый ствол, а тоненькие маленькие стволы)

V  Открытие «нового знания».

-Смогли вы распределить растения на группы?

(Да)

- Какие названия вы дали этим группам?

(Деревья, кусты и травы)

-Чем различаются ваши группы растений?

(У деревьев один ствол, у кустов несколько тоненьких стволов, а у трав - стебель)

-Какие «новые знания» вы открыли?

(Растения делятся на группы: деревья, кусты и травы. У деревьев один ствол, у кустов несколько тоненьких стволов, а у трав - стебель)

-Сравним наш вывод с текстом учебника, страница 46.

/Хорошо читающие дети читают 1 и 2 абзац/

 -Совпадают ли наши выводы?

(Да)

-Что нового узнали из текста? /Более точная формулировка/

(Правильное название группы – кустарники)

(У дерева, кустарника и трав есть стебли, но они называются по-разному: у кустарника - стволики, у дерева – ствол)

(У кустарника и дерева стебли твердые)

 (У трав стебли сочные, мягкие)

-Распределите оставшиеся картинки с растениями в  группы и дайте группам названия.

/Дети, используя «новое знание»,  по «цепочке» у доски раскладывают по группам картинки  (шиповник, осина, кислица, сирень), а остальные проверяют, используя сигналы/

(Осина. У неё один твердый ствол, значит, это дерево) /Алгоритм ответа/

-Что объединяет растения первой группы?

(Один твердый ствол. Это деревья)

/Учитель открывает карточку «Деревья» и обозначает ею группу/

- Что объединяет растения второй группы?

(Несколько твердых стволиков идут от корня. Это кустарники)

/Учитель открывает карточку «Кустарники» и обозначает ею группу/

- Что объединяет растения третьей группы?

(Мягкий и сочный стебель. Это травы)

/Учитель открывает карточку «Травы» и обозначает ею группу/

-Прочитайте в учебнике на странице 46, 3 абзац про себя.

-Полина, прочитай вслух.

-Что еще узнали нового, о чем мы сегодня не говорили?

(Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные)

(У лиственных растений листья, как пластинки, а у хвойных - хвоинки)

       - Теперь, используя это новое знание, разделите деревья и кустарники на 2 группы. Миша

        у  доски, а вы на парте.

-Проверим Мишу и себя, приготовьте сигналы.

-Какие растения ты выбрал для одной группы и почему?

(Осина, сирень, дуб, шиповник, верба – это лиственные растения, у них листья в виде пластинок)

/Учитель открывает карточку «Лиственные растения» и обозначает ею группу/

-Кто ошибся?

- Какие растения оказались в другой группе и почему?

(Сосна и можжевельник – это хвойные растения, у них листья-хвоинки)

/ Учитель открывает карточку «Хвойные растения» и обозначает ею группу/

-Кто ошибся?

-Миша, а почему ты не использовал травы?

(Лиственными и хвойными бывают только деревья и кустарники)

-Какие растения вы могли бы добавить к группе хвойных растений, вспомните растения, увиденные вами на осенней экскурсии.

(Ель, лиственница – это деревья)

- Какие лиственные растения, встречающиеся в наших лесах и парках можно добавить к группе лиственных  деревьев и кустарников?

(Береза – это дерево, клен – это дерево, боярышник – это кустарник)

Физкультминутка.

/Проводится в виде игры «Угадай растение»/

-Белочка принесла нам корзинку с запасами и просила помочь ей узнать, плоды каких растений она собрала.

/Ребенок берет из корзинки плод, отгадывает название растения и называет, к какой из трех групп относится угаданное растение/

     VI  Закрепление с применением «нового знания».

  1. Работа со схемой, стр.46.

 - Что изображено на схеме, назовите, одним словом.

(Растения)

- Какие группы растений показаны?

(Деревья, кустарники, травы)

- Каким знанием пользовались?

(У деревьев один ствол, у кустарников несколько тоненьких стволиков идут от корня, а у трав – стебель) 

2) Работа в тетради, стр.19, задание1.

-Оксана, прочитай задание вслух.

- Что надо сделать? Где можно найти нужную информацию?

(На схеме в учебнике)

-Пользуясь новыми знаниями, выполняйте работу самостоятельно.

/Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой/

-Проверим вашу работу, приготовьте сигналы.

-Каким знанием пользовались при изображении дерева?

(Один твердый ствол)

- Каким знанием пользовались при изображении кустарника?

(Несколько стволиков идут от корня)

- Каким знанием пользовались при изображении травянистого растения?

(Тонкий стебелек)

- У кого не так? Кто не пользовался учебником? Если работа выполнена правильно, поставьте «плюс».

3) Работа в тетради, стр.19, задание 2.

-Максим, прочитай задание вслух.

- Что надо сделать? Где можно найти нужную информацию?

( В учебнике, 3 абзац)

-Пользуясь новыми знаниями, выполните работу самостоятельно.

/Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой/

-Проверим вашу работу, приготовьте сигналы.

-Каким знанием пользовались, вставляя пропущенные слова.

(У лиственных растений листья, как пластинки, а у хвойных - хвоинки)

- У кого не так? Покажите сигналы.

4) Практическая работа «Знакомство с представителями группы травянистых растений»

– Примеры, какой группы растений мы еще не приводили?

(Травы)

- Будете работать по группам: две парты – одна группа.

-Ваша задача – рассмотреть растение по плану и подготовить о нем рассказ.

/Самостоятельная работа. Учитель помогает, направляет работу каждой группы./

/Далее заслушиваются  выступления детей, одного из группы./

- Названия, каких травянистых растений для вас оказались новыми, незнакомыми?

(Ветреница дубравная, мы её называем подснежник)

(Манжетка)

(Пырей ползучий)

-Чем воспользовались при определении названия незнакомого растения?

(Атласом-определителем)

-Каким новым знанием пользовались, когда называли группу?

(У трав стебли мягкие)

5) Срезовая работа с последующей самопроверкой.

- Внизу на полях рабочей тетради выполним проверочную работу с целью, узнать, как вы усвоили «новые знания». Если утверждение верное, ставьте «+», если неверное «-». За шторкой работает Вика.

-У травянистого растения несколько одревесневших стеблей (стволиков).

-У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол.

- У кустарника стебли мягкие, сочные.

- У травянистого растения стебель мягкий и сочный.

- У кустарника несколько одревесневших стеблей (стволиков)

- Проверим свою работу и Викину, приготовьте сигналы. Вика, читай ответы:

(-, +, -, +, +.)

- Если работа выполнена правильно, поставьте «5»

Итог урока.

-Какую проблему мы решали сегодня на уроке?

(Как распределить растения по группам и как называются эти группы?)

- Какими знаниями стали обладать?

(Растения делятся на группы: деревья, кустарники и травы. У деревьев один ствол, у кустарников несколько тоненьких стволов, а у трав – стебель. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных - хвоинок)

- Как оценили свою работу? Покажите сигналы.

-Как работали все вместе? Покажите сигналы.

-Всем спасибо. Дома:

1. Прочитать информацию в учебнике на странице 46.

2. Выполнить задание 3 в рабочей тетради на стр.19.

 3. Задание по выбору: подготовить письменный рассказ об одном из растений со страницы 47 учебника, или подготовить устное сообщение, используя книгу А.А.Плешакова «Зелёные страницы» и задание 5 рабочей тетради на стр.20.

КОНСПЕКТ

 ПРОБЛЕМНОГО УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Разработала и провела:

Пашинина Марина Юрьевна

 Учитель начальных классов

Выборгский район

МБОУ «СОШ  г. Светогорска»

2012 г.

КРИТЕРИЙ

ОПИСАНИЕ

1

Полное название продукта

Проблемный урок по окружающему миру: «Какие бывают растения?» (2 класс)

2

Форма представления продукта

Методическая разработка проблемного урока

3

Актуальность

Урок соответствует современным тенденция развития образования, так как построен на технологии проблемного обучения, с использованием приёмов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

4

Концепция продукта

Открытие «нового знания» через использование  педагогических технологий: технологии критического мышления, коллективных способов обучения, групповых технологий, педагогики сотрудничества.

5

Новизна

На уроке ребёнку предоставлены условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, определять своё знание и незнание (использование сигналов обратной связи на этапах актуализации знаний, открытия «нового знания», закрепления с применением «нового знания»).

6

Востребованность

Данный урок рекомендую использовать учителям начальных классов, готовых реализовывать технологии системно - деятельностного подхода в рамках образовательного процесса.

7

Условия реализации

Интернет ресурсы; таблички «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Лиственные растения», «Хвойные растения», «Новое знание», «?»;  изображения растений и животного; плоды растений; учебник, рабочая тетрадь; дифференцированные задания по теме урока; атлас-определитель /А.А.Плешакова/ с закладками; светофорчики-сигналы для проверки; схематическое изображение травянистых растений с хорошо выраженными частями;  23 набора из 6 карточек с изображениями групп растений; гербарий травянистых растений; карточка «План описания растения»

8

Результативность

Дети научились различать деревья, кустарники и травы; появилось желание узнать больше о растениях нашего края из дополнительных источников.

9

Аннотация продукта

Методическая разработка помогает формировать представление о группах растений: деревья, кустарники, травянистые растения; о лиственных и хвойных растениях; формировать умение самостоятельно приводить примеры растений изученных групп, и с использованием разных источников информации; развивать умение анализировать, описывать, сравнивать растения; определять отличительные признаки и находить общие существенные признаки для объединения растений в группы; развивать умение классифицировать.

 Разработка способствует формированию познавательного интереса к предмету и воспитанию бережного отношения к растениям через работу с атласом – определителем, работу с гербарием; формированию общеучебных умений: умения работать со схемой (таблицей), и, пользуясь ей различать группы растений;  умения работать в группе по плану; умения осуществлять контроль, самоконтроль, давать самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

Открытый урок по окружающему миру во 2классе. Тема: "Какой бывает транспорт?"

Уточнение уже имеющихся знаний детей о транспорте. Познакомить с различными видами транспорта, его значением, учить определять назначение специального транспорта по внешним признакам автомобиля, учить...

Конспект урока по Окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают растения"

Конспект урока по Окружающему миру во 2 классе на тему "Какие бывают растения"  по ФГОС с использованием мультимедиа....

Разработка открытого урока окружающего мира во 2 классе по теме: «Какие бывают растения?»

Во время проведения кожуунного семинара на базе МБОУ «НОШ» с.Хову-Аксы от 18 октября    2017 года провела во 2 «а» классе урок окружающего мира по теме: «Какие ...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России». «Какие бывают растения».

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе по УМК «Школа России». «Какие бывают растения»....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: "Какие бывают растения"

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему: "Какие бывают растения" с использованием ресурса Учи.ру...

Технологическая карта урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Какие бывают растения".

Цель: формирование представлений о многообразии растений....