Предмет: "Окружающий мир". Тема урока: "Дорожные знаки". Класс: 3. ОС: Школа России.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ивченко Наталья Николаевна

План - конспект открытого урока в 3 классе, предмет "Окружающий мир", тема "Дорожные знаки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc354 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Аннинская школа»

Открытый урок

по предмету «Окружающий мир» в 3 «А» классе

тема: «Дорожные знаки»

Подготовила и провела:

Ивченко Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

2022

Тема урока: Дорожные знаки

Цель: способствовать формированию навыка безопасного поведения на дороге через изучение дорожных знаков.

Задачи:

образовательные: способствовать совершенствованию знаний учащихся о дорожных знаках, их группах и назначении, истории возникновения;

развивающие: создать условия для развития внимания, наблюдательности, логического мышления, речевых и коммуникативных навыков;

воспитательные: создать условия для воспитания стремления соблюдать правила дорожного движения, умения работать в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям, анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал.      

Ход урока

  1. Организационный этап. 1 минуты

УУД – личностные (ценностно – смысловая ориентация).

Деятельность учителя. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Слайд 1.

- Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что вы знаете и как умеете работать.

Деятельность учеников. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. 5 минут.

УУД – коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способа взаимодействия).

- В самом начале нашего урока мы узнаем знаете ли вы три главных правила пешехода.

Зашифрованное письмо.

- На каждой парте в файловом пакете лежит конверт. Достаньте его. В письме Правила дорожного движения пешехода. Все слова в нем перепутаны. Вам предстоит расшифровать его, то есть разложить карточки со словами по порядку и прочитать выразительно. А подсказку вы можете найти в учебнике на с.7.

- Удачи вам!

Деятельность учеников. Достают карточки со словами из правил пешехода, раскладывают их в правильном порядке.

- Кто хочет прочесть вслух правила дорожного движения пешехода? Молодцы! Соберите зашифрованное письмо обратно в конверт.

- А теперь послушайте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Скверная история», и объясните, почему оно так называется.

Деятельность учеников. Дети внимательно слушают стихотворение.

Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.
Волнуются шофёры,
Во все гудки гудят,
Колёса и моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Ещё одна минута –
Случилась бы беда.

- Почему стихотворение называется «Скверная история»?

- Какая беда могла случиться?

- Что не знал Петя?

- Какие есть помощники на дорогах для водителей и пешеходов?

Деятельность учеников. Отвечают на поставленные вопросы по желанию.

  1. Формулирование темы, постановка цели и задач урока. 3 минут.

УУД – регулятивные (целеполагание, саморегуляция).

- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

Деятельность учеников. Тема урока: «Дорожные знаки».

Слайд 2.

- Из файлового пакета достаньте основу-лист синего цвета. Положите его вертикально.  Найдите и приклейте к нему карточку с темой нашего урока.

Деятельность учеников. Достают и приклеивают на лист синего цвета карточку с темой урока.

- Какие цели и задачи мы поставим на сегодняшнем уроке?

Деятельность учеников. Задумываются над ответом. Предлагают свои варианты.

1. Познакомиться с дорожными знаками.

2. Научиться различать дорожные знаки.

3. Узнать на какие группы делятся знаки.

Слайд 3.

  1. Первичное усвоение новых знаний. 9 минут.

УУД:

  • Познавательные (общеучебные, логические);
  • Коммуникативные (владение диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка);

-Как вы думаете, а что же такое «Дорожные знаки»?

Деятельность учеников. Пытаются сформулировать определение «дорожных знаков».

- Давайте попробуем найти значение этого слова. Достаньте из файла два определения, прочитайте, выберите то, которое наиболее подходит к словосочетанию «Дорожные знаки».

Деятельность учеников. Достают из файла карточки с определением термина «дорожные знаки». Прочитывают и выбирают необходимое.

Дорожные знаки -  представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски.

Дорожные знаки - это элемент оборудования дороги в виде щетка определенной формы с условными обозначениями или надписями предназначенные для информации водителей и пешеходов.

- Итак, какое определение вы выбрали? Прочтите его.

Деятельность учеников. Ученик по желанию зачитывает определение термина «дорожные знаки».

- Верно. Наклейте рядом с темой урока.

Деятельность учеников. Приклеивают карточку с определением термина «дорожные знаки».

- Как вы думаете, для чего нужны дорожные знаки?

Деятельность учеников. Отвечают на поставленный вопрос.

Дорожные знаки выполняют ту же работу, что и светофор. Они помогают регулировать движение машин и пешеходов. Дорожные знаки сообщают, что ждет водителя на дороге.

- Кто должен знать дорожные знаки? Только водители?

Деятельность учеников. Отвечают на поставленный вопрос по желанию.

Дорожные знаки должны знать все участники дорожного движения.

- Дорожные знаки сделаны в виде простых рисунков, они всегда четкие, не похожие один на другой, без лишних деталей и украшений.  

- Как вы думаете, почему знаки сделаны в виде простых рисунков?

Деятельность учеников. Отвечают на поставленный вопрос.

Чтобы их можно было различить издалека, и чтобы они были понятны любому человеку.

- А сейчас нам Вова, Милана и Максим расскажут, как возникли дорожные знаки.

Деятельность учеников. Рассказать заранее приготовленное сообщение.

                        Исторические сведения о возникновении дорожных знаков.

Можно считать, что подобия первых дорожных знаков появились задолго до появления автомобилей. Чтобы путники могли добраться до пункта назначения, на дороге устанавливали камни с отметками, делали засечки на дереве, мастерили кресты, строили часовни. Зная толкование обозначений, путнику было легко не сбиться с пути и идти в верном направлении.

Слайд 4.

Но настоящие дорожные знаки впервые появились в Римской Империи. Существовало всего два вида знаков. Один обозначал «Уступи дорогу», а второй нес значение «Опасное место». Позже жители древнего Рима стали устанавливать вдоль дорог столбы. Благодаря этим столбам можно было просчитать расстояние.

Слайд 5.

В России первые столбы появились в 16 веке. Царь Алексей Михайлович приказал установить такую дорожную разметку от Москвы к селу Коломенское. Широкое распространение столбы получили во времена правления Петра 1. Именно в эти года проводилось массовое строение дорог – по всем направлениям было приказано установить верстовые столбы.

Слайд 6.

Позже на столбах, установленных на границах сел, уездов, городов стали вешать таблички с названием населенного пункта. А на перекрестках были установлены указатели, обозначающие в какой населенный пункт, ведет дорога.

Первый конгресс по вопросу урегулирования системы дорожных знаков состоялся в 1900 году. На нем было принято решение, что на знаках должны быть простые символы, понятные даже самому безграмотному человеку.

В 1909 году новая система дорожных знаков появилась в России. 

Слайд 7.

А в 1973 были введены дорожные знаки, актуальные до сих пор. Внешний вид знаков 1973 года – это привычные каждому автолюбителю дорожные указатели.

Слайд 8.

- Спасибо за такой экскурс в историю возникновения дорожных знаков.

  1. Физ. Минутка. 2 минуты

УУД – личностные (ценностно – смысловая ориентация).

- И прежде чем узнавать еще сто-то новое, давайте немного отдохнем и потренируем наши глазки.

Деятельность учеников. Дети делают гимнастику для глаз.

Слайд 9.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

- Молодцы, ребята!

  1. Первичное закрепление. 9 минут

УУД:

  • Познавательные (общеучебные, логические);
  • Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция);
  • Коммуникативные (интегрирование в группу сверстников и строительство продуктивного взаимодействия).

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения,

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались улицей водители!

- Ребята, дорожные знаки – предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности, запрещают проезд, обгон, выезд, ограничивают скорость движения, указывают место разворота и стоянки транспорта. Знания о дорожных знаках вам пригодятся не только сегодня как пешеходам, но и в будущей вашей жизни как возможным водителям автомобилей.

- Дорожные знаки делятся на 5 основных групп: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, знаки сервиса.

Слайд 10.

Достаньте из файлового пакета материал о группах дорожных знаков.

Деятельность учеников. Изучают материал.

Материал для самостоятельного изучения в парах.

Дорожные знаки выполняют ту же роль, что и светофоры, линии разметки проезжей части улиц и дорог. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей, облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.

Каково назначение дорожных знаков?

Дорожные знаки предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности, указывают на возможную опасность, обязывают быть водителей предельно внимательными; устанавливают очерёдность перехода перекрёстков или узких участков улиц; запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов; предписывают двигаться водителям в определённом направлении, т.е. Выполнять указанные на них предписания; сообщают водителям различную дорожную обстановку; содержат различную информацию, объяснение и помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути; оповещают о местах отдыха, заправочных станциях и. т.д.

С какой стороны устанавливают дорожные знаки?

Знаки на дорогах устанавливают с правой стороны дороги.

Дорожные знаки, разметка дорог и иные технические средства организации движения имеют большое значение для безопасности движения. Поэтому запрещается снимать, повреждать, загораживать знаки, портить покрытие дорог, складывать и оставлять на дорогах какие-либо предметы и создавать другие помехи для движения. Умышленное повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, умышленное создание помех для дорожного движения влекут за собой штраф.

Предписывающие знаки – знаки круглой формы синего цвета с белым рисунком.  Эти знаки предписывают водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге.

Предупреждающие знаки – это знаки треугольной формы с красной каймой, которые хорошо видно издалека. Основная функция таких знаков, как следует из их названия, предупреждать водителя и пешехода о возможных опасностях и предостерегать его от дорожно-транспортных происшествий. Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог и их достаточно просто отличить от всех остальных знаков.

Запрещающие знаки – знаки круглой формы красного цвета. Эти знаки что-либо запрещают водителю. Например, въезд, остановку, обгон. Часто можно встретить следующие запрещающие дорожные знаки: въезд запрещен, движение запрещено, поворот запрещен, обгон запрещен, ограничение максимальной скорости, остановка и стоянка запрещена. Запрещающие знаки представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечеркивающая линия.

Информационно – указательные знаки. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Среди знаков, которые непосредственно предназначены для пешеходов есть следующие знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходный переход», «Искусственная неровность».

Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком.  Сервис – это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д. Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком.  

- Давайте проверим. Что же нового мы узнали о дорожных знаках?

- Что обозначают предупреждающие знаки?

- Что обозначают запрещающие знаки?

- Что обозначают предписывающие знаки?

- Что обозначают информационно - указательные знаки?

- Что обозначают знаки сервиса знаки?

- Чем отличается та или иная группа знаков?

- Что означают знаки в красном треугольнике, в синем круге, в красном круге, в синем прямоугольнике?

Деятельность учеников. Отвечают на поставленные вопросы по желанию.

- Молодцы, вы хорошо справились с поставленной задачей!

  1. Физ. минутка. 2 минуты

УУД – личностные (ценностно – смысловая ориентация).

- А теперь вы встанете из-за своих парт и немного отдохнете. Выполняйте упражнения по смыслу стихотворения.

Слайд 11.

Деятельность учеников. Дети выполняют упражнения по смыслу стихотворения.

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём и домой пешком пойдём.

  1. Проверка усвоения материала. 5 минут

УУД:

  • Регулятивные (коррекция, оценка);
  • Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);
  • Коммуникативные (учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности).

В файле находится карточка с возможными дорожными ситуациями. Прочтите и обсудите их в паре.

  1. Составь знак (мозаика)

Слайд 12.

Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его.

  1. Обсуждение в парах «Дорожные ситуации»

Слайд 13.

Ситуация 1.

Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу?

(Три девочки.  Безопаснее всего дожидаться следующего зеленого сигнала.)

Ситуация 2.

Из автобуса вышли шесть человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, и один остался на остановке. Сколько человек поступило правильно?

(Один.  Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только потом переходить дорогу.)

Ситуация 3.

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги.  Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно?

(Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя).

  1. Закрепление пройденного.  5 минут

УУД:

  • Познавательные (общеучебные, логические);
  • Регулятивные (оценка, саморегуляция).

Слайд 14.

- А сейчас я хотела бы проверить, действительно ли вас теперь можно назвать знатоками дорожного движения. Достаньте из пакета карточку с тестом. Ответьте на вопросы. Запишите первую букву правильного ответа. Затем из этих букв вы составите слово.

Деятельность учеников. Решают тестовое задание.

1. Дорожные знаки во всех странах

С) разные

З) одинаковые

2. Если человек зашёл в общественный транспорт, он

Н) пассажир

М) водитель

3. Знаки: телефон, пункт питания, автозаправочная станция – это

О) предписывающие знаки

А) знаки сервиса

4. Знак «Пешеходный переход» выглядит так:

Т) синий квадрат, внутри белый треугольник с изображением человека

Д) красный треугольник с изображением человека

5. Предписывающие знаки имеют форму

А) круга

О) треугольника

6. С какого возраста разрешается на дорогах езда на велосипеде?

Г) с 10 лет

К) с 14 лет

- Если все ответы верные, должно получиться слово. Какое?  «ЗНАТОК»

- Я вами довольна. Вы все знатоки.

  1. Итог урока. Рефлексия. 3 минуты

УУД:

  • Регулятивные (оценка, саморегуляция);
  • Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог).

- Что нового вы узнали сегодня на уроке, чего раньше еще не знали?

Деятельность учеников. Ответы на вопросы по желанию.

Мы узнали о том, что дорожные знаки делятся на несколько групп: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса, предписывающие, информационно-указательные.)

- Что ещё нового узнали на уроке?  

Мы узнали, что дорожные знаки появились очень давно. Во многих странах мира установлены дорожные знаки одного образца. Знаки нужны людям и водителям, чтобы сделать их путь безопасным.

 - Что больше всего понравилось на уроке?

- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

Цветограмма.

Цель - оценивание учащимися степени усвоения нового материала на уроке.

На доске Светофор.                

У детей в конверте по 3 смайлика желтого, красного, зеленого цвета. Они должны оценить степень усвоения нового материала на уроке и прикрепить соответствующий смайлик на Светофор.

Слайд 15.

Красный – материал показался сложным, на уроке тебе было трудно.

Желтый – Если у тебя остались вопросы по теме, дома нужно еще раз почитать статью, чтобы лучше запомнить.

Зеленый - Если тебе на уроке все было понятно, ты хорошо запомнил новую тему.

Деятельность учеников. Прикрепить смайлик на светофор.

  1. Домашнее задание.  1 минута

УУД – личностные (смыслообразование).

Слайд 16.

 12-15, читать

- А для самых любопытных ещё одно, очень трудное задание. На уроке мы узнали только о 5-ти группах дорожных знаков. На самом деле их чуть больше. Попробуйте узнать у взрослых, о каких группах дорожных знаков в учебнике не сказано, и нарисовать такие знаки.

Деятельность учеников. Дети записывают домашнее задание в дневник.

 Спасибо за урок!

Слайд 17.

Приложение 1

Дополнительный материал:

                           Материал для самостоятельного изучения в группах.

 Дорожные знаки выполняют ту же роль, что и светофоры, линии разметки проезжей части улиц и дорог. Они помогают регулировать и организовывать движение потоков машин и людей, облегчают работу водителей, помогают им и пешеходам правильно ориентироваться в сложной обстановке дорожного движения.

 Каково назначение дорожных знаков?

 Дорожные знаки предупреждают пешеходов и водителей о возможной опасности, указывают на возможную опасность, обязывают быть водителей предельно внимательными; устанавливают очерёдность перехода перекрёстков или узких участков улиц; запрещают какие-либо действия водителей и пешеходов; предписывают двигаться водителям в определённом направлении, т.е. Выполнять указанные на них предписания; сообщают водителям различную дорожную обстановку; содержат различную информацию, объяснение и помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути; оповещают о местах отдыха, заправочных станциях и. т.д.

С какой стороны устанавливают дорожные знаки?

Знаки на дорогах устанавливают с правой стороны дороги.

Дорожные знаки, разметка дорог и иные технические средства организации движения имеют большое значение для безопасности движения. Поэтому запрещается снимать, повреждать, загораживать знаки, портить покрытие дорог, складывать и оставлять на дорогах какие-либо предметы и создавать другие помехи для движения. Умышленное повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений или технических средств регулирования дорожного движения, умышленное создание помех для дорожного движения влекут за собой штраф.

Все дорожные знаки по своему назначению подразделяются на различные группы: предупреждающие знаки, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные знаки, знаки сервиса.  

Предписывающие знаки. Предписывающие знаки – знаки круглой формы синего цвета с белым рисунком.  Эти знаки предписывают водителю, в какую сторону можно двигаться по дороге.

 Предупреждающие знаки – это знаки треугольной формы с красной каймой, которые хорошо видно издалека. Основная функция таких знаков, как следует из их названия, предупреждать водителя и пешехода о возможных опасностях и предостерегать его от дорожно-транспортных происшествий. Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог и их достаточно просто отличить от всех остальных знаков.

Запрещающие знаки – знаки круглой формы красного цвета. Эти знаки что-либо запрещают водителю. Например, въезд, остановку, обгон. Часто можно встретить следующие запрещающие дорожные знаки: въезд запрещен (дорожный знак кирпич), движение запрещено, поворот запрещен, обгон запрещен, ограничение максимальной скорости, остановка и стоянка запрещена. Запрещающие знаки представляют собой белые или синие круги с красной каймой. На многих из них есть красная перечеркивающая линия.

Информационно – указательные знаки. Большинство этих знаков – синие прямоугольники или квадраты с различными рисунками.

Среди знаков, которые непосредственно предназначены для пешеходов есть следующие знаки: «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходный переход», «Искусственная неровность».

  Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком.  Сервис – это обслуживание. Знаки сервиса подсказывают водителю, где можно поесть и отдохнуть, починить машину, где находится автозаправочная станция, больница и т.д. Знаки сервиса – это синий прямоугольник с рисунком.  

Приложение 2

Творческое задание (резерв).

-А сейчас творческое задание.

-Ребята, придумай те и зарисуйте новые дорожные знаки.

Примеры новых дорожных знаков:

  • «Осторожно, скользко!» – это предупреждающий дорожный знак для пешеходов, устанавливается вблизи скользких участков дорог, в красном треугольнике нарисован падающий человек.
  • «Не спи за рулем!» – это предупреждающий дорожный знак для водителей, которые долгое время находятся за рулем, в красном треугольнике руль и открытые глаза.
  • «Пристегни ремень безопасности!» – это информационный знак для водителей, в синем прямоугольнике пристегнутый ремнем человек.
  • «Пункт интернет-связи» – это знак сервиса, который показывает, что недалеко расположено место, где можно воспользоваться интернетом. В синем прямоугольнике на белом фоне нарисован компьютер.
  •  «Не говори по мобильному телефону» – это запрещающий знак, он нужен водителям, т.к. они очень любят разговаривать по телефону за рулем и отвлекаются от ситуации на дороге. В красном круге нарисован зачеркнутый телефон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по окружающему миру по теме:" разнообразие растений" 3 класс по программе: "Школа России"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по предмету окружающий мир. Тема урока: Разнообразие животных. Среди материалов к уроку можно найти план, тест по пройденному материалу, демонстрационный...

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения» 4 класс по программе «Школа России».

Конспект урока русского языка по теме «Глаголы – исключения»4 класспо программе «Школа России»....

темы уроков в 1 классе по программе "Школа России"

темы по предметам записаны в строке. Очень удобно пользоваться для загрузки в программу дневник.ру...

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Разнообразие облаков». 2 класс

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Разнообразие облаков» для 2 класса по программе «Гармония» -  это урок открытия нового знания. Использована технология деятельностного метода, ...

Открытый урок по теме "Опасные места" 3 класс по программе Школа России ФГОС

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Опасные места"....

Тема урока: «Периметр многоугольника». Класс 2. УМК «Школа России»

Тема урока: «Периметр многоугольника».  Класс 2 . УМК «Школа России»...