Урок окружающего мира в 4 классе "Пётр Великий и его дела".
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Свиташева Анна Сергеевна

Разработка урока, посвященная 35о-летию со Дня рождения Петра I

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pyotr_velikiy_i_ego_dela_svitasheva_a.s._shk.64.docx122.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Школа №64», г.Ростов-на-Дону

Учитель начальных классов: Свиташева Анна Сергеевна

Тема: «Пётр Великий и его дела», 4 класс

Цель: создать у  учащихся образ о личности Петра Великого.

Задачи:

  • образовательная:

- формирование навыков работы с картой;

- формирование навыков работы с учебником;

- познакомить с личностью Петра I и его делами (Северная война, создание новой армии и флота, строительство Санкт-Петербурга).

  • Коррекционно-развивающая:

- формировать умение поддержать беседу по оценке исторического деятеля;

- развить интерес к истории России.

  • воспитательная:

- привить любовь к предмету;

- способствовать к формированию чувства гордости и уважения к истории России, к деятельности великих людей причастных к России.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник, портрет Петра I, современная карта России

Методы:

  • словесные: беседа, рассказ, демонстрация;
  • практические: работа с «рабочим листом», ответы на вопросы.

Этапы урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный этап        

    Здравствуйте, ребята! Подравняйте спинки и начнём урок.

Здравствуйте.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III.Актуализация знаний.

IV.Первичное усвоение новых знаний.

V. Первичная проверка понимания.

Послушайте внимательно подсказки и догадайтесь о ком идёт речь.

    «Великим был назван за свои великие дела во имя славы и силы Отечества. К великим его делам относят выпуск первой газеты, открытие первого музея и первой публичной библиотеки, появление морского флота, открытие новых заводов, возникновение новых городов и укрепление границ государства». О ком из правителей так говорили?    

   

   Обзор рабочего листа (Приложение 1).

 Образ жизни Петра I был необычным для царя.

   Яркой чертой его личности было трудолюбие, которое проявлялось во всех его поступках. Пётр стремился к знаниям и обучению других. За лень, нечестность и недобросовестность подчинённых строго наказывал. Пётр был предан России и верил в её гигантские возможности.

     Очень выразителен был и внешний облик Петра I: высокого роста (2м 4 см), необычайной физической силы – он руками ломал подковы, сгибал серебряные тарелки. Пётр ходил так стремительно столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом. Одевался скромно носил простой немецкий кафтан, только в холода надевал шапку.

    Пётр предпочитал ходить пешком, не любил длительных заседаний, всё делал быстро и бойко. В простой карете исколесил всю Россию.

Опишите характер и облик Петра I.

     Среди русских царей – мужчин только Петра I именовали Великим (годы правления 1682-1725 гг.). Во время его царствования много новшеств появилось в России. Некоторые из них уже известны: начало Нового года с 1 января, летоисчисление от Рождества Христова. Появились первые ордена, первая газета, первый музей в России – Кунсткамера.

    (На доске современная карта России). В то время Россия не имела выхода ни к Балтийскому, ни к Чёрному морям. Балтийским побережьем владела Швеция. И хотя сильным противником была Швеция, Пётр I начал с ней войну, долгую и кровопролитную, Россия войну выиграла и получила выход в Балтийское море. (Работа с картой)

      В ходе этой войны, названной «Северной», появилась в России регулярная (постоянная ) армия.

     В нашей стране праздновали 300-летие российского флота. Его создание – тоже заслуга Петра I. Под непосредственным руководством царя Россия сама начала строить многопушечные и военные парусные корабли.

      На отвоёванных у Швеции землях, в устье реки Невы под руководством Петра I в 1703 году строится город Санкт-Петербург – «город Святого Петра». Это первый город в России, который строился по заранее составленному плану. В нём запланированы широкие и прямые улицы, площади. Дома должны быть только каменные. Построенный город вскоре становится столицей России.

  В 1721 году Пётр Первый был провозглашён императором. Россия стала империей.

Как именовали Петра I? Как вы думаете почему?

Какие новшества появились в России при Петре I?

Какое событие позволило России иметь выход в Балтийское море?

Что ещё создал Петр I?

Какой город построил Петр I? Покажите его на карте.

Какой город в XVIII веке стал столицей России? (Москва, Нижний Новгород, Владимир или Санкт-Петербург)

Какой город старше Москва и Санкт-Петербург? Насколько?

     Вклад Петра I в развитие России был очень большим. При нём она стала могучим и сильным государством.

     Незадолго до смерти Петра I его провозгласили императором, а Россия с этого времени стала Империей.

Как стали называть наше государство?

О Петре 1 Великом

Описывают то, что запомнили.

Великим, так как многое делал для России.

Перечисляют.

Северная война.

Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург.

Москва старше Санкт-Петербурга на 556 лет.

Империей.

VI.Первичное закрепление

  Обучающиеся  работают в «рабочем листе».

VII.Рефлексия (подведение итогов)

Выбери звёздочку к своему настроению:

        

Урок был интересен, я узнал много важного для себя.

Урок понравился, но возникли сложности.

Материал не ясен.

Приложение 1.

Рабочий лист.

https://static.tildacdn.com/tild6432-3633-4835-b334-626136353966/4__1.jpg 

     6 июня 2022 года наша страна отмечает 350-лети со Дня рождения первого русского Императора Петра I

Впишите даты:

 Годы правления Петра Первого.

Ответ: ________________________________________

 Провозглашение Петра Первого императором было в ___________году.

 В каком году город Санкт-Петербург стало столицей России?

Ответ: ____________________________

Почему для России был важен флот и выход к Чёрному морю и Балтийскому морю?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. История.Пётр Великий

Урок окружающего мира.  4 класс  История.Пётр Великий. Презентация...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Великая Война и Великая Победа" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира  на тему: " Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа Россиии). При подготовке презентации использовались материалы презентации учителя начальных классов МБ...

Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»

Цель мастер-класса:  демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...

Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Данный урок проводился в рамках Занковских чтений....

Открытый урок окружающего мира по теме "Великая война и Великая Победа" 4 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока с картой Вопрос-ответ для обучающихся. Самоанализ урока. Презентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaevaLV/file/5862580/...

Урок окружающего мира по теме " Великая война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведен в предверии Дня Победы. Для детей данная тема очень интересна и познавательна. Они с удовольствием готовят материал по теме " Великая Отечественная война".  В х...