Урок окружающего мира по теме " Великая война и Великая Победа"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Клесун Светлана Ивановна

Урок окружающего мира был проведен в предверии Дня Победы. Для детей данная тема очень интересна и познавательна. Они с удовольствием готовят материал по теме " Великая Отечественная война".  В ходе урока была проведена работа в парах , индивидуальная работа, работа в группах. На данном уроке использовалась презентация с фрагментами хронологии времен ВОв, что на детей произвело особое впечатление. Данный урок формирует у учащихся высокое чувство патриотизма, гражданской позиции, национально-нравственных устоев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikaya_voyna_i_velikaya_pobeda_urok.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий урока по окружающему миру по теме:» Великая война и  

Великая Победа» 4 класс (система Гармония)

Учитель: Клесун С.И.

Цели : воспитание патриотизма, углубить знания детей о событиях 1941-1945 г.г.

Оборудование: итерактивная доска, слайды, учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир», музыкальные произведения посвященные Великой Отечественной войне.

Ход урока

  1. Этап мотивации.

-Встали ровно. Давайте подарим друг другу улыбки и начнём урок с хорошим настроением.

  1. Вступительная беседа, сообщение темы урока.

Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Солдат»

Его бомбили - он лежал,

К нему летел снаряд.

В него стреляли - он бежал

Вперёд, а не назад.

"Чем дальше я пройду вперёд,

Мечтал солдатик мой,

Тем больше хлеба в этот год

Засеем мы весной.

Чем больше немцев уложу,

Смекал он на ходу,

Тем раньше путь освобожу,

Скорей домой приду.

При немцах на моей земле

Мне не бывать в родном селе".

И беззаветно потому

Солдат мой воевал,

И было некогда ему,

И он ночей не спал.

Учитель: - Определите тему нашего сегодняшнего урока (Великая Отечественная война и Великая Победа)

-Вы много слышали о Великой Отечественной войне, читали книги , смотрели фильмы, встречались с ветеранами. Что вы знаете об этой

войне ? Когда она  началась?

- Сколько лет длилась?

- Когда народ отмечает День Победы?

1 ученик: 27 миллионам павшим, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.

2 ученик: славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим,  

подарившим миру жизнь и счастье, посвящается.

3 ученик: поколению, вступающему в жизнь, посвящается.

4 ученик: мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому

                   должен хотя бы наш разум дорогой победы пройти.

5 ученик:и мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенёс, конечно, мы

                   смотрим иными глазами, такими же полными слёз.

-О минувшей войне необходимо знать. Надо знать  с какой душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас победа.

-Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли.

-Но чем дальше наша жизнь удаляется от того славного 1945 года, почему-то начинает тускнеть золото той Победы, Великой Победы.

        -1 сентября 1939 года Фашистская Германия возглавляемая Адольфом Гитлером напала на Польшу. Началась II Мировая война.

Учитель:   - Почему война называется мировой (вовлечены многие государства).

-Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия.

12 европейских стран были захвачены фашистами.

- Давайте кратко познакомимся с летописью ВОВ.

-Работая  в группах вы расскажете нам о ВОв и найдёте новую информацию о событиях тех лет .

На доске 22 июня 1941 год

Левитан (объявление о вторжении врага)

        22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева  моря до Черного моря.

--Москвичи слушают по радио заявление Советского Правительства  о вероломном нападении фашисткой Германии на Советский Союз.

Гитлер рассчитывал молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться лишь воспоминание. Но планам его не суждено было сбыться.

-Одно из первых сражений произошло в пограничной Брестской крепости.

К 22 июня 1941 года в крепости дислоцировалось всего 7-8 тысяч человек, не считая членов семей (300 семей военнослужащих).

        С немецкой стороны штурм крепости был поручен 45-й пехотной дивизии (около 17 тысяч человек) во взаимодействии с частями соседних соединений. По плану крепостью следовало овладеть к 12 часам первого дня войны.

        22 июня в 3:15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь, заставивший гарнизон врасплох. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону. В 3:45 минут начался штурм. Неожиданность атаки привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог .И был разбит на несколько отдельных очагов.

        Ежедневно защитникам крепости приходилось отбивать 7-8 атак, причём применялись огнемёты; 26 июня пал последний участок обороны Цитадели возле Трёхарочных ворот, 30 июня – Восточный форт. Организованная оборона крепости на этом закончилась; оставались лишь изолированные очаги сопротивления и одиночные бойцы. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина. 20. VII.41 г.» По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.

Учитель включает запись песни «Священная Война» (стихи В.И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).

Учитель:  - Почему же эта война была названа народной? (весь народ поднялся на защиту своей Родины).

Слайд

МОСКВА

        Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве.

По своей тактике Гитлер в странах, на которые нападал, рвался к столицам. Захват столицы вынуждал народ быстрее сдаваться. Поэтому направление на Москву было для него важнейшим.

        В первые месяцы войны советская армия несла огромные потери и отступала. В ноябре-декабре фронт проходил всего в 25-30 километрах от столицы. Немецкие генералы уже мечтали пройти победным маршем по Красной площади. Предвкушая скорый захват Москвы, Гитлер вынашивал планы её полного уничтожения. Лучшим способом уничтожения города с лица земли фашистское командование признало затопление. Для этого надо было построить несколько плотин вокруг города. На месте Москвы должно было появиться огромное озеро.

        30 сентября 1941 года началась грандиозная битва за Москву. На защиту столицы встала вся страна.

        Вместе с военными сражались народные ополченцы. Большую помощь оказывали партизаны. 600 тысяч москвичей под дождём и снегом самоотверженно возводили оборонительные сооружения. 75% из них составляли женщины. В короткий срок москвичи построили внешний оборонительный пояс и возвели укрепления внутри города.

        В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Васильевич Жуков.

СТАЛИНГРАД

        -Летом 1942 года фашисты начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда (Волгоград).

Ученик:

/Гитлер/

Вот как рассуждал Гитлер

Советы уже летом 1942 года будут разгромлены. Сталинград наш. В нескольких домах сидят ещё русские. Ну и пусть. Это их личное дело. А наше дело сделано. Из Сталинграда мы не уйдём никогда. Никогда!

Ученик:

/немецкий солдат/

( из письма к своим родным)

В Германии все убеждены, что Сталинград полностью наш. Как они глубоко ошибаются. Если бы они видели, что сделал с нашей армией Сталинград.

Ученик:

/рассуждения немецкого солдата/

Русские перешли в наступление по всему фронту. Идут ожесточённые бои. Вот она, Волга, вот она победа! Вот оно скорое свидание с родными. Очевидно, увидимся на том свете.

Учитель:

Шёл тогда ноябрь 1942 года. А вот записи декабря.

Ученик:

/немецкий солдат/

Лошадей уже всех съели. Будь проклята эта война.

Учитель:

31 января капитулировала южная группировка немецких войск во главе с командующим 6-й армии Паулюсом. 2 февраля капитулировали остатки армии.

Сталинградская битва длилась более 6 месяцев. В плен были взяты свыше 330 тысяч гитлеровцев. Эта битва переломила ход всей войны. Красная армия сумела отстоять Кавказ и Сталинград.

ЛЕНИНГРАД

        Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

        Героическая оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 года. Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября, а затем город стал подвергаться систематическим массированным налётам вражеской авиации. Один из самых крупных налётов был 19 сентября 1941 года, в нём участвовало 276 фашистских самолётов, в течении дня Ленинград бомбили шесть раз. За время блокады фашистами были разрушены дома. Получили повреждения Русский музей, Эрмитаж, Таврический, Мариинский, Строгановский и другие дворцы, была полностью разрушена Пулковская обсерватория, разбиты и разграблены пригороды Ленинграда: Пушкин, Петергоф, Павловск, Гатчина.

        Уже в первые месяцы войны началась эвакуация из Ленинграда населения, промышленного оборудования, культурных ценностей из музеев и различных учреждений. 20 августа немцы заняли город Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград – Москва. Над городом нависла непосредственная опасность. Немецко-фашистским войскам не удалось с ходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошёл к городу. 30 августа немецко-фашистские войска, совершив прорыв на станции Мга, перерезали последнюю железнодорожную ветку, соединявшую Ленинград со страной. С 4 сентября начались систематические артобстрелы города .8 сентября был захвачен Шлиссельбург, и сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землёй прекратилось. Началась 900-дневная блокада.

        Запасы продовольствия для войск и населения были крайне ограничены. В Ленинграде начался голод.

Блокадный хлеб.

«Бедный ленинградский ломтик – он почти не весит на руке» (О. Бергольц).

125 блокадных граммов с огнём и кровью пополам. (Ольга Бергольц)

2 сентября

600 г.   300 г.

1 октября

400 г.   200 г.

13 ноября

300 г.   150 г.

20 ноября

250 г.   125 г.

        Единственной дорогой, по которой можно было доставить в город военное снаряжение и продовольствие, вывезти раненых и больных, была дорога через Ладожское озеро. Ленинградцы называли её «Дорогой жизни».

Прорыв блокады.

9 января 1943 года – началась операция по прорыву блокады.

18 января 1943 года - блокада Ленинграда была прорвана.

Ученик: Как мог выстоять Ленинград? Зимой 1943 года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с людьми и всем задавал один вопрос: Как мог выстоять город? Как мог выстоять?

Ученик: Худые, измождённые лица ленинградцев, черепа, обтянутые желтой кожей с въевшейся копотью буржуек. Лица, лишённые мимики, с огромными глубоко посаженными в глазницах, почти неподвижными скорбными глазами.

Ученик: Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью.

24 января 1944 года – освобождены город Пушкин, Павловск.

27 января 1944 года враг отброшен от города на 100 км.

Полное снятие блокады Ленинграда завершено!

- Ребята, обратимся к учебнику.

-Откройте учебник на стр. _________

Учитель: - Когда территория Советского союза была освобождена от немецких захватчиков? ( в 1944 году)

-В каком году наши войска вышли к границам Германии?

 --- В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников – США, Англия, Франция, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил Германии.

Учитель:  - Какие полководцы привели наши войска к победе? ( Георгий Константинович Жуков, Константин Константинович Рокоссовский, Иван Степанович Конев)

- Что сделали советские воины, чтобы сообщить всем о своей победе?

( водрузили знамя Победы над Рейхстагом)

-У каждой войны есть свои герои. В истории ВОв остались имена тысячи героев, многие из которых отдали свою жизнь за наше Отечество.

- Семь российских городов получили высокое звание город-герой.

 -Как вы думаете, какие это города?  ( Москва, Тула, Смоленск, Волгоград, Санкт- Петербург, Новороссийск, Мурманск)

         

На доске 9 мая 1945 года

Учитель:  -Что за дата на слайде?

Левитан (объявление о Победе)

Ещё горячкой боя сердце билось,

А в мир уже вступила тишина,

Как будто время здесь остановилось,

Не веря вдруг, что кончилась война.

Пред арками обугленного свода

В какой-то первозданной тишине

Солдаты величайшего похода

Расписывались прямо на стене.

Рейхстагова развалина дышала

Всем перегаром битвы мировой,

А в ней звучнее всякого хорала

Пел хор имён, растущих, как прибой.

Открыто все своё писали имя,

Чтоб знали люди будущих времён,

Что подвиг сей, свершённый всеми ими,

Во имя человечества свершён.

Песня «День Победы!»

 

    -Наш долг , ребята, помнить  о подвиге наших предков, которые отдали свои жизни за то, чтобы наша страна была свободной. 

Ученик:

Люди Земли!

Убейте войну,

Прокляните войну,

Люди Земли!!!

Ученик:

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придёт никогда, -

Заклиная, - ПОМНИТЕ!

  1. Рефлексия.

Учитель:  - О войне можно говорить очень много , но наш урок подошёл к завершению.

- Подумайте , что нужно для того, чтобы на земле был мир.

 ( под музыку « Пусть всегда будет солнце» дети записывают свои предположения на облаках и вывешивают их на доске вокруг голубя мира и солнышка)

  1. ИТОГ урока

Домашнее задание: по группам подготовить рассказы о наших героях-земляках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Великая Война и Великая Победа" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира  на тему: " Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа Россиии). При подготовке презентации использовались материалы презентации учителя начальных классов МБ...

Конспект урока по окружающему миру . Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»

Тема урока: « Великая Война и Великая Победа»Предмет: Окружающий мир  4 класс учебник Плешакова А.А.Класс:4Учитель: Коршунова Ю.Н.Цель деятельности учителя :Сформировать представления учащих...

Урок по курсу "Окружающий мир" по теме "Великая война и Великая Победа"

Конспект урока  по курсу "Окружающий мир" по теме "Великая война и Великая Победа" был дан в рамках матсер-класса районного методического объединения  учителей начальных классов. На урок был...

Открытый урок окружающего мира по теме "Великая война и Великая Победа" 4 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока с картой Вопрос-ответ для обучающихся. Самоанализ урока. Презентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaevaLV/file/5862580/...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...

План-конспект урока окружающий мир по теме: ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА. 4 класс

Целидеятельностиучителяспособствовать формированию представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации...