Открытый урок окружающего мира по теме "Великая война и Великая Победа" 4 класс УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Махусаева Людмила Викторовна

Методическая разработка урока с картой Вопрос-ответ для обучающихся. Самоанализ урока. Презентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaevaLV/file/5862...

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА

Цели урока:

  • формировать представления младших школьников о Великой Отечественной войне на основе их самостоятельной, поисковой деятельности;
  • расширить знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками;
  • развивать критическое мышление и коммуникативные навыки;
  • воспитывать чувство патриотизма и благодарности к старшему поколению за героизм в годы ВОВ.  

Задачи урока:

  • Формировать интеллектуальные учебные действия ( умение мыслить и работать с информацией)
  • Учить коммуникативным  навыкам  взаимодействия
  • Развивать творческое и критическое мышление, расширять кругозор учащихся.
  • Воспитывать интерес к истории своего  Отечества, чувство долга,  патриотизма, милосердия.

Оборудование: иллюстрации с изображением боев ВОВ, портреты героев войны, лента времени с отмеченными на ней основными событиями ВОВ, записи песни «Священная война» и  песен военных лет, историческая карта «СССР в годы Великой Отечественной войны».

Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель.

– В каком веке нашей истории мы находимся?

– Какие события произошли в России в начале ХХ века?

– Сегодня мы продвинемся еще на несколько лет вперед и попадем в год очень тяжелый для нашей страны.

II. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа по вариантам.

Тема: Страницы истории 20-30 годов.

Вопрос

Ответ

Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года?

Как позднее стали называть большевиков?

Почему новую власть стали называть Советской?

В каком году появилось новое государство СССР?

Сколько республик входило в состав СССР?

Почему Москва стала столицей СССР?

Какие изменения произошли в стране?

Что было построено в 20-30 годах?

Какие изменения произошли в деревне?

Каких успехов добилась страна к концу 30-х годов?

  1. Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года?

Партия большевиков, которой руководил Ульянов Владимир Ильич (Ленин)

  1. Как позднее стали называть большевиков?

Позднее большевиков стали называть коммунистами.

  1. Почему новую власть стали называть Советской?

Основным звеном в управлении государством стали Советы.

  1. В каком году появилось новое государство СССР?

В 1922 году.

  1. Сколько республик входило в состав СССР?

15 республик

  1. Почему Москва стала столицей СССР?

В 1918 году Советское правительство переехало из Петербурга в Москву.

Поэтому Москва стала столицей Советского Союза

  1. Какие изменения произошли в стране?

Не стало помещиков, освободились большие квартиры и дома, простые люди заселялись в них. Так появились коммуналки.

Началась борьба с безграмотностью. Образование стало доступно всем, учились даже взрослые.

Но культура понесла большие потери. Были уничтожены многие исторические памятники. Разрушались храмы.

  1. Что построили в 20-30 годах?

Строились новые города, заводы, электростанции. В Москве появилось метро.

  1. Какие изменения произошли в деревне?

Крестьяне, получившие когда-то землю, должны были объединяться в колхозы (коллективные хозяйства) и сообща трудиться на земле. Но это нанесло урон деревне.

  1. Каких успехов добилась страна к концу 30-х годов?

Страна выпускала собственные самолёты, автомобили, тракторы.

III. Работа над новым материалом.

СЛАЙД 3

Видео ролик с голосом Ю.Б.Левитана и песней «Священная война» (стихи В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).

СЛАЙД 4

        Голос Ю.Б. Левитана в годы войны звучал по радио и сообщал разные новости с фронта.

«Священная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества.    24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени. Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день был отведён на репетицию. И уже 27 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню.

Учитель. - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Речь пойдет о ВОВ, о великих сражениях, о людях, которые защищали нашу Родину)

Учитель. 

СЛАЙД 5.

Стихотворение неизвестного автора читает Бабаш Валентина.

Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.
Победы под Москвой,

Под Курском и на Волге
История запомнит навсегда.
Пусть Вы сейчас отцы и деды,
Виски посеребрила седина.
Во век Вам не забыть весну Победы,
Тот день, когда закончилась война.
Пусть многие сегодня не в строю,
Мы помним все, что делалось тогда,
И обещаем Родину свою,
Сберечь для дела, мира и труда.

Учитель  

1941-1945

– Что это за даты?  

– Что значит этот плакат?

СЛАЙД 6

Великая война и Великая Победа

Стихотворение читает Синельников Андрей.

Сорок первый – начало войны,

Сорок первый – начало беды!

Враг напал на нашу страну,

В каждый дом принес он беду.            

Встал народ и прогнал врага,

Будто не было его никогда!

Только в памяти остался след

Тех тяжелых, жестоких лет.

IV. Постановка целей и задач урока.

СЛАЙД 7

На столах карточки с таблицами, которые нужно заполнить, отвечая на вопросы.

Задание: « Что я знаю о Великой Отечественной войне»

Вопрос

Ответ

Когда она началась?

22 июня 1941 года

Сколько лет длилась эта война?

4 года

Когда весь наш народ отмечает День Победы?

9 мая День Победы

С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

С  фашистской Германией под руководством  Адольфа Гитлера

Сколько российских городов получили звание городов-героев? Перечисли их.

Ленинград(Санкт-Петербург), Сталинград(Волгоград), Москва, Новороссийск, Тула, Мурманск, Смоленск.

Какой город оказался в блокаде?

Ленинград

Сколько дней длилась блокада?

Почти 900 дней, с 8сентября по 27 декабря 1944 года.

Какие значимые события и великие сражения ВО войны ты знаешь?

Когда состоялся штурм Берлина?

Каких великих полководцев Великой Отечественной войны ты знаешь?

Учитель:

– Что вы знаете о Великой Отечественной войне? 

Вов была самой разрушительной, в ней погибли миллионы людей. Люди сражались на фронте, трудились в тылу, боролись за победу в партизанских отрядах. Наравне со взрослыми героями становились и дети. Героями войны стали не только люди, но и целые города.

V. Знакомство с новым материалом.

СЛАЙД 8

Рассказ учителя:

1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского Союза должно было остаться только воспоминание. Но планам фашистов не суждено было сбыться.

СЛАЙД 9

Красная Армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск фашистов. Но силы были неравны. В первые дни войны гитлеровцам удалось уничтожить много наших самолетов. Многие командиры и политработники совсем недавно начали командовать полками, батальонами и дивизиями. А опытных, наиболее подготовленных командиров Красной Армии, преданных своей стране, Сталин объявил врагами народа и расстрелял. Огромный ущерб обороне страны нанесла ошибочная оценка правительства характера будущей войны. Кавалерию продолжали считать главной военной силой, но первые же бои показали, что лошадь не может противостоять танку, а шашка – автомату.

В вооружении  Красной Армии не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению нашей армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.

Пo планам гитлеровских генералов война должна была продлиться всего несколько месяцев. До нападения на СССР Германия захватила все танки, самолеты, заводы и рабочую силу Европы. Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

СЛАЙД 10

Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. Нелегко было сдерживать гитлеровцев и на других участках фронта. Многие воины Красной Армии попали в плен и были убиты.

СЛАЙД 11 Карта

СЛАЙД 12

К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Не допуская врага к столице, героически сражались советские бойцы и командиры у стен Смоленска. Самые храбрые участники этого сражения – четыре дивизии – первые в Красной Армии получили звание гвардейских.

СЛАЙД 13-14 Карта

СЛАЙД 15-18 Блокада Ленинграда

Не считаясь с потерями, фашисты продолжали наступать в глубь нашей страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины, приблизились к Ленинграду, вышли на подступы к Одессе, Киеву и другим важным центрам страны. Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

СЛАЙД 19

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко. Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда. В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти.

СЛАЙД 20

Осада Севастополя немцами.

СЛАЙД 21-23

В августе 1942 года началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.

СЛАЙД 24 Карта

СЛАЙД 25

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома.

СЛАЙД 26

В немецком тылу разгорелась партизанская война. Летели под откос вражеские эшелоны, уничтожались отряды карателей и предателей-полицаев. На действия партизан фашисты ответили террором против мирного населения, но исход войны уже был предрешен.

СЛАЙД 26

Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

СЛАЙД 27

В Советском тылу тоже шла борьба за победу. Её вели женщины, старики и дети. Они готовили посылки на фронт. На заводах делали снаряды, боевую технику.

СЛАЙД 28

К лету 1944 года Красная Армия освободила территорию Советского Союза и приступила к освобождению европейских государств, захваченных фашистами. Одновременно с Советским Союзом войну против немцев вели союзники по антигитлеровской коалиции — Англия, США и Франция. Летом 1944 года был открыт долгожданный второй фронт, который облегчил положение Красной Армии.

СЛАЙД 29

В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем как праздник Победы.

СЛАЙД 30

Физминутка

Высоту берет пехота – В наступлении войска.            (Маршевый шаг на месте.)

Как лягушку из болота, Кто-то тянет «языка».              

(Имитация движения – руками   тянут на себя, наклоняя вперед - назад туловище.)

Даже девочкам не спится,   Им, медсестрам, не до сна…   (Бег на месте.)

То идет игра «Зарница» – Не военная война.                  

(Маршевый шаг на месте.)

VI. Работа с текстом стр.140-141

  1. По ходу рассказа учителя дети дополняли карточки.

Образовалась проблема. Не все графы заполнены. Прочтите текст и дополните ответы – города-герои.

СЛАЙД 31

Учитель. 

СЛАЙД 32

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.

СЛАЙД 33

В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева, Ф.И. Толбухина, Р.Я. Малиновского и др. Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

СЛАЙД 34

24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г. К. Жуков.        

Учитель предлагает прочитать статью «Героическая летопись Великой Отечественной» на с. 142–145 учебника.

VII. Закрепление изученного.

VIII. Итог урока.

СЛАЙД 35-37

Учащиеся читают вывод на с. 146 учебника.

СЛАЙД 38

Составление кластера

IX. Домашнее задание.

С. 140–146. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2.



Предварительный просмотр:

Вопрос

Ответ

Когда она началась?

Сколько лет длилась эта война?

Когда весь наш народ отмечает День Победы?

С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

Сколько российских городов получили звание городов-героев? Перечисли их.

Какой город оказался в блокаде?

Сколько дней длилась блокада?

Какие значимые события и великие сражения Великой Отечественной войны ты знаешь?

Когда состоялся штурм Берлина?

Каких великих полководцев Великой Отечественной войны ты знаешь?



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по окружающему миру

«Школа России» (Под редакцией А.А.Плешакова)

9 апреля 2014года                                                     Учитель:  Махусаева Л.В.

Окружающий мир 4 класс                                          

 Тема урока:  ВЕЛИКАЯ ВОЙНА И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА.

         Тема урока «Великая война и Великая Победа» занимает важное место в разделе «Страницы истории Отечества». Это благодатная почва для расширения мировоззрения младших школьников, развития у них критического мышления, воспитания чувства патриотизма и принятия ими гуманистических норм существования в обществе. Тема имеет актуальное значение в формировании духовно - нравственных качеств личности, играет важную роль в воспитании патриотов своей страны: преданности  и любви  к своему Отечеству, к своему народу.

         В настоящее время, в период напряжённой политической обстановки в мире, важно правильно скорректировать детское восприятие поступающей информации из СМИ. Поэтому я постаралась расширить  знания  детей  о ВОв, выходя за рамки учебника.

Урок тесно связан с предыдущими уроками, опирается на раннее изученный материал,  является связующим звеном с курсом Основ светской этики в изучении темы Образцы нравственной культуры Отечества.

  1. Тип урока:  комбинированный.
  2. Форма урока – эвристическая беседа.

       3.  Цель урока:

  • формировать представления младших школьников о Великой Отечественной войне на основе их самостоятельной, поисковой деятельности;
  • расширить знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками;
  • развивать критическое мышление и коммуникативные навыки;
  • воспитывать чувство патриотизма и благодарности к старшему поколению за героизм в годы ВОВ.  

На уроки мною решались следующие задачи:

  • Формировать интеллектуальные учебные действия ( умение мыслить и работать с информацией)
  • Учить коммуникативным  навыкам  взаимодействия;
  • Развивать творческое и критическое мышление, расширять кругозор учащихся.
  • Воспитывать интерес к истории своего  Отечества, чувство долга,  патриотизма, милосердия.

При планировании урока мною были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Специфика урока заключается в том, что он построен с использованием информационных технологий, что способствует повышению интереса к предмету. Для воздействия на эмоциональную сферу использовала музыкальные видиоролики.

Для решения данных задач я использовала интерактивные методы обучения, которые включают в себя разные виды активности обучающихся: это историческое моделирование (составление кластера, с помощью которого ученики систематизировали изучаемый материал); коммуникативный диалог (в ходе дебатов дети учились вести дискуссию)

Поддержанию внимания и положительной мотивации способствовали эмоциональная насыщенность урока, большой объём образного материала, разнообразие содержания и видов деятельности, необычная форма преподнесения материала. Применение групповой формы учебной работы способствовало эффективному овладению знаниями, экономии времени. А использование мультимедийных, знаковых, художественно-демонстрационных средств помогло создать условия для образного и чувственного восприятия исторического материала. Музыка, стихотворения, видеоролики, смена различных форм деятельности способствовали переключению внимания и снятию нервной нагрузки.

Выставление отметок на этом уроке не предполагалось. Рефлексией урока стали высказывания детей о войне и мире. Считаю, что мне удалось реализовать поставленные цели и задачи. Учащиеся активно вовлекались в учебную деятельность, процесс обучения был для них на этом уроке личностно значимым.

На уроке использованы разные методы работа для реализации поставленных  задач:

  1. Учебно- познавательной  деятельности ( словесный, исследовательский )
  2. Стимулирования и мотивации ( диалог, создание проблемной ситуации)
  3. Наглядный (использование ИКТ)

Методические приемы: анализ, классификация.

Формы общения: учитель- ученик, ученик- класс.

Выбранная мною форма урока  – эвристическая беседа позволила реализовать поставленные цели и задачи.

Считаю, что добилась  поставленных целей,  что  данный урок затронул в личности  каждого ученика  чувство гордости за свою страну и  уважение к тем людям, которые отстаивали честь Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Открытый урок окружающего мира "На воде и в лесу" 2 класс.

Конспект урока окружающего мира по ФГОС с использованием электронного приложения, презентации....

Открытый урок окружающего мира по теме "М.В.Ломоносов" 4 класс "Школа России"

Материал может быть использован на уроке окружающего мира....

конспект открытого урока окружающего мира " Родина- что это значит" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира «Родина – что это значит?»,2класс, УМК Начальная школа 21 века.Учитель: Астахова Дарья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение»Предмет: окружаю...

Открытый урок окружающего мира и русского языка в 1, 3 классах.

Тема: Откуда берутся снег и лёд?Цели: 1.Познакомиться со свойствами         снега и льда.            2. В...

Открытый урок окружающего мира по теме "Смена времён года", 2 класс

Урок окружающего мира. Цель: организовать деятельность  учащихся по формированию представлений о временных изменениях в природе; создать условия для уточнения  знаний  детей о временах ...

Открытый урок окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (УМК "Школа России, 3 класс)

Дети научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными....