Урок окружающего мира"Петр Великий" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок окружающего мира "Петр Великий". Автор учебника А.А. Плешаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира. 4 класс. Петр Великий | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
4 класс
Тема: «Пётр Великий»
( УМК «Школа России» 4класс, /А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова- Москва «Просвещение», 2019г)
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с историей возникновения города Санкт-Петербурга; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о времени правления Пет- ра I, его реформах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/576855/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; фотографии исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга; схема «Реформы Петра I»; историческая карта, Портрет Петра I |
Основные | Пётр Великий |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Читает стихотворение: И снова урок истории – В минуты сжатые века… О, сколько крови, слёз и горя Впитала книжная строка! – О каком городе написал свое стихотворение «Медный всадник» А. С. Пушкин? (О Санкт-Петербурге.) Кто основал этот город? (Петр I.) На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пред нимшироко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел. И думал Он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | Устные ответы, организация рабочего места |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе. – Сегодня на уроке мы познакомимся с царем Петром, узнаем, что нового появилось в жизни страны | ||||||
II. Актуализация опорных знаний | Проверка Дидактическая игра «Неотосланная депеша». | – Какие опасности угрожали России в начале XVII века? – Что сделали для защиты Отечества Кузьма Минин – Когда в России начали править цари из рода Романовых? – Кто мог сказать такие слова? 1. «Я первым сделал взнос (пожертвовал большую сумму денег и драгоценности жены на вооружение народного ополчения)». (Кузьма Минин.) 2. «Повелел мне царь Иван Грозный открыть типографию в Москве». (Иван Федоров.) 3. «И повел я войско навстречу Ахмату». (Иван Грозный.) 4. «Во главе собравшейся рати я стал полководцем». (Дмитрий Пожарский.) Тест
а) Древняя Русь б) Московское государство в) Россия
а) в XI веке б) в XIV веке в) в XVI веке г) в XVII веке 3. Где укрылись польские захватчики? а) в Новгороде б) в Киеве в) в Москве г) в Рязани 4. Кто призвал народ к сопротивлению врагам? а) Иван Федоров б) Дмитрий Донской в) Иван Грозный г) Кузьма Минин 5. Кем был Кузьма Минин, начавший собирать ополчение? а) торговым человеком б) князем в) полководцем 6. В каком городе стало собираться народное ополчение? а) в Москве б) в Нижнем Новгороде в) в Смоленске 7. Кто встал во главе русского войска? а) Кузьма Минин б) Иван Грозный в) Александр Невский г) Дмитрий Пожарский 8. Когда была одержана победа над поляками? а) в 1604 году б) в 1610 году в) в 1612 году г) в 1613 году 9. В каком городе стоит памятник Минину и Пожарскому? а) в Нижнем Новгороде б) в Санкт-Петербурге в) в Москве 10. В какой день в нашей стране празднуется день освобождения от польских захватчиков? а) День народного единства (4 ноября) б) День защитников Отечества (23 февраля) в) День независимости России (12 июня) г) День победы русских полков в Куликовской битве (21 сентября) (проверка тестов) | Отвечают Участвуют | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Изучение | Рассказ учителя. Работа | Рассказывает о Петре I – Прочитайте текст «Царь-преобразователь» в учебнике (с. 95–97). Почему же Петра считают реформатором? По праву ли современники Петра прозвали его Великим? Вместе с учащимися составляет схему – Давайте совершим заочную экскурсию в северную столицу и познакомимся с ее достопримечательностями. – Прочитайте текст (с. 98–100). Легко ли было построить город на Неве? (Было очень сложно: болотистая местность, необжитые края.) – Почему город имеет такое необычное название? К тексту учебника учитель может добавить сведения. – Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился навстречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем. К концу царствования Петра | Внимательно слушают. Читают текст, отвечают Внимательно слушают | Фронтальная, индивидуальная | и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение собеседника. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Вклю- чение | Фронтальный опрос. Беседа. Тест | – Московское государство использовало город Архангельск как выход на европейские торговые пути. В чем было неудобство такого пути? – Петр I открыл путь через Баренцево море. В чем этот путь был удобнее? Проводит беседу по вопросам: – Какое прозвище получил Петр I в истории России? – Во сколько лет был провозглашен Петр царем? – Какое любимое увлечение было у Петра? – Как назывался его полк? – Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени? – Назовите главные черты характера Петра I. – Какие реформы провел Петр I? – Когда был заложен город на Неве? – Назовите главную улицу Санкт-Петербурга. – Почему город имеет такое необычное название? Тест по теме: «Пётр Великий»
| Отвечают Выполняют | Фронтальная. Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы, выполненные задания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие черты характера Петра Великого вам больше всего понравились. Почему? – Какие из них вам бы хотелось развить в себе? Для чего? Что для этого нужно делать? – Какова значимость данной информации лично для каждого из вас? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Читают вывод в учебнике (с. 100). Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 94–100. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание: I вариант – а, | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Рассказ учителя о Петре I
– Третьим царем из династии Романовых стал Петр I. С его именем связывают «эпоху великих преобразований» в нашей стране. Это был действительно необычный царь.
Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Он редко появлялся в Кремле – только на дипломатических и церковных церемониях. А потому он не получил традиционного православного образования московских царей. Одевался он просто, играл с сельскими ребятишками, бегал по селу с утра до вечера. Образование Петр получил скудное. Его учитель, думный дьяк Никита Зотов, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, затруднялся излагать свои мысли на бумаге и до конца жизни писал с ошибками.
Но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Это шокировало придворных, привыкших к тому, чтобы царь появлялся на людях обязательно поддерживаемый под руки ближними боярами.
Однако именно эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.
Схема
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"
Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия при Петре I" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
Урок новых знаний. Материалы урока направлены на знакомство с личностью Петра I и преобразованиями, связанными с эпохой его правления . Групповая работа способствует реализации системно-деятельн...
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе "Петр Великий".
Форма проведения: урок-исследование. Данный материал помогает сформировать у учащихся образ Петра l , как царя-реформатора, разносторонне развитого человека.Ребята учатся работать с источни...
Презентация к уроку окружающего мира "Петр I.Российская империя."4 класс
Данная презентация позволяет наиболее наглядно и эффективно усвоить изучаемый материал по теме "Петр I . Российская империя"....
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Петр царь и человек"
В 17 лет Петр стал во главе России. Он хорошо знал 14 видов ремесел: был плотником, кузнецом, токарем, корабельным строителем, артиллеристом и академиком, мореплавателем, талантливым военачальник...
урок окружающего мира в 3 классе "Петр Великий"
Урок окружающего мира в 3 классе по ФГОС...
урок окружающего мира в 3 классе "Петр Великий"
Урок по ФГОС в 3 классе. Окружающий мир " Петр Великий"...
- Мне нравится (1)