Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия при Петре I" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок новых знаний. Материалы урока направлены на знакомство с личностью Петра I и преобразованиями, связанными с эпохой его правления .  Групповая работа способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Мультимедийная презентация помогает созданию правильного визуального восприятия темы урока у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rossia_pri_petre.zip2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №34»

г.Бийск Алтайского края

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 КЛАСС

ТЕМА: «Россия при Петре I»

   ПажитноваЕлена Евгеньевна

                                                                                учитель начальных классов

                                                      МБОУ «СОШ №34

                                                                                                      г.Бийск

                                                                                             Алтайский край

2012 год

Предмет: окружающий мир

Тема: "Россия при Петре I"

Класс: 4

Программа: развивающего обучения Л.В.Занкова

Учебно-методическое обеспечение, оборудование: географическая карта (физическая карта полушарий), ПК, мультимедийный проектор, презентации Microsoft Power Point, учебник для 4 класса «Окружающий мир» авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, карточки с заданиями, лента времени, энциклопедия  «Я познаю мир: история».

Тип урока: урок новых знаний

Время реализации занятий: 45 минут

Цели:      Создать условия для развития познавательной активности  учащихся, временного пространственного мышления, двухмерного пространственного представления.

                  Познакомить с личностью Петра I и с преобразованиями в России, связанными с эпохой его правления, выявить значение преобразований в России начала XVIII века.

                     Воспитывать интерес к историческому прошлому России, чувство патриотизма и гордости за свою малую родину.

Формы  организации познавательной деятельности:

  • Фронтальный опрос
  • Групповая работа

                                                Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

- Мы всегда от урока ждём чего-то нового и необычного. Я                    думаю, что сегодня так и будет. Итак, в путь за новыми знаниями.

   2. Актуализация знаний.

             а) Работа с лентой времени.

  -Предлагаю вспомнить то, что мы уже знаем, и поработать с     лентой времени.

    На доске висит лента времени, отдельно - названия событий. В группах – исторические даты изученных событий.

       - Обсудите в группах, каким историческим событиям   соответствуют ваши даты. Сопоставьте век, год, историческое событие и определите место на ленте времени.

     Работа в группах. Представители от групп на ленте времени распределяют даты. Проверка.

б) Работа с географической картой.

   Определение темы урока.

- Мы приблизились к исторической эпохе XVIII века. Начало этой эпохи связано с именем великого человека. А кто был этим человеком, вы сейчас узнаете, разгадав географический шифр.

- Определив по географической широте и долготе зашифрованный объект, запишите указанную по счёту букву.

  Работа в группах по физической карте полушарий.

1 группа: 40°  северной широты, 50°  восточной долготы – Каспийское море (4-я буква); п

2 группа: 20  южной широты, 140  восточной долготы – Австралия (4-я буква); т

3 группа: 80  южной широты, 140  западной долготы – Антарктида (5-я буква); р

4 группа: 80  северной широты, 60  восточной долготы – Северный ледовитый океан (2-я буква); е

5 группа: 80  северной широты, 60  восточной долготы – Северный ледовитый океан (7,8-я буква); ый

6 группа: 60 северной широты,40  восточной  долготы – Европа (5,1,3,2 буквы). перв

   Запись нужных букв маркерами. У доски представители от групп, показывают выписанные буквы, остальные ребята составляют слова.

                         П е т р  П е р в ы й

- О каком же человеке пойдёт сегодня речь? (о Петре I)

Тема сегодняшнего урока – «Россия при Петре I».

(На доске появляется название темы)

  1. Работа по теме урока.

а) Планирование работы.

 - Что хотели узнать о Петре I?

Предполагаемые ответы детей:

- годы жизни;

- родители;

- детство;

- дела;

- чем прославился;

- что сделал для России.

(Открываются заготовленные таблички на доске, другие ответы записываются).

- Как бы вы хотели узнать об этом? Чтобы я вам рассказала, кто-нибудь из вас поделится своими знаниями, сами прочитаете статью в учебнике или будем вместе отвечать на поставленные вопросы? (ответы детей, предположительно вместе)

-Начну я.

б) Презентация (портрет Петра I, годы жизни).

Проводится учителем с пояснением (мультимедийный проектор). Приложение – мультимедийная  презентация «Пётр I: царь и человек», слайды 1-3

       4.Физминутка. Разминка для глаз «Рисуем картину».

     - Вспомните очертание одного из шести материков. Представьте, что кончик вашего пальца - это кисть художника, нарисуйте свой материк, двигая кисть по часовой стрелке. Нарисуем волны, двигаясь, справа налево и наоборот. Перейдём в правый верхний угол картины и нарисуем против часовой стрелки солнце. Солнце вспыхнуло (зажмурить глаза, резко открыть). Мы готовы к дальнейшей работе.

  1. Групповая работа учащихся.

- Слышали ли вы, ребята, о таком всероссийском проекте «Имя России», который финал проходил в декабре 2008 года? Среди 12 исторических личностей Петр I занимает место в пятёрке лидеров (голосование граждан).

- Какие же дела прославили этого русского царя? Какие преобразования сделал он для России?

-Об этом расскажете вы друг другу, изучив в группах статьи учебника, энциклопедий, интернета.

    Каждая группа изучает свой вопрос и готовит краткий ответ-пересказ.

                   Темы для изучения:

«Детство Петра» (учебник)

«Пётр I – царь» (учебник)

«Выход к морю» (учебник)

«Преобразования в России» (учебник)

«Изменение внешнего облика подданных» (энциклопедия «Я познаю мир», с.332-333)

«Строительство Петербурга» (статья из интернета)

- Помним о культуре учебного труда при работе в группах.

Подготовка, ответы групп, дополнения, комментарии  учащихся и учителя.

  1. Заочное путешествие по Санкт-Петербургу и Бийску.

- Пётр I строил не только Санкт-Петербург, но и другие города. К строительству какого города он ещё причастен? (Бийска, в 2009 году исполнилось 300 лет)

-По указу Петра I началось строительство Бийской крепости. Именем Петра назван бульвар и поставлен памятный знак в форме камня.

-За хорошую работу я приготовила вам сюрприз. Мы сегодня совершим прогулку по самым красивым местам Санкт-Петербурга и нашего Бийска. Вы готовы? Тогда отправляемся.

Показ презентации по мультимедийному проектору, слайды 4-9. Комментарии учителя по ходу показа, обращение к личному опыту учащихся.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-Что вас особенно удивило в личности Петра I и его делах?

(ответы учащихся)

-Вернёмся к нашему плану. Всё ли мы узнали? Конечно, за один урок невозможно узнать и поговорить обо всех делах Петра. Предлагаю дома продолжить знакомство с личностью и делами Петра I и открыть что-либо новое для себя.

Приближается праздник Новый год. Кстати, тому, что мы празднуем его зимой, россияне тоже обязаны Петру I, ведь, раньше, новый год начинался 1 сентября.

          К вам на парту упала новогодняя снежинка, но не простая, а с заданием. Рассмотрите её. Каждая снежинка состоит из трёх секторов-вопросов. Прочтите их.

Вопросы для домашнего задания по выбору:

1)Почему Петра I назвали Великим?

2)Узнайте о других заслугах Петра  I.

3)Назовите недостатки правления Петра I.

-Каждый из вас выберет тот вопрос, который будет вам наиболее интересен. Форма ответа – произвольная. Как можно будет подготовиться? (Ответы учащихся) Конечно, можно прочитать статьи из учебника, интернета, дополнительной энциклопедической литературы, подготовить сообщение в письменной и устной форме, сделать презентацию, составить кроссворд по теме.

-Я думаю, что на следующем уроке мы услышим интересные и разнообразные ответы. Благодарю вас всех за интересное сотрудничество на нашем уроке.

Информационные ресурсы:

  1. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. «Окружающий мир». Учебник для 4 класса в 2-х ч., Ч.-1.,Фёдоров «Учебная литература» - 2010.
  2.  «Я познаю мир: история». Энциклопедия. Под ред.С.В.Истомина.
  3. Интернет-статья «Санкт-Петербург при Петре I (1703-1710)»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Прямая речь" 4 класс (по учебнику Поляковой А.В, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Представлена разработка урока в виде презентации по русскому языку для тех, кто обучается по системе РО Л.В.Занкова, учебник Поляковой. Показаны все этапы урока (создание эмоционального настроя и в то...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Урок окружающего мира в 1 классе Система развивающего обучения Л. В. Занкова Тема урока: «Россия – любимая наша страна»

Тема урока: «Россия – любимая наша страна»Цели: познакомить  учащихся с географическими особенностями России, государственными символами страны, жителями  и их достижениями, учить использова...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС по окружающему миру для обучающихся 4 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях мобильного класса

Урок построен по технологии АМО, содержит презентацию в свободном доступе. В ходе урока использованы АМО, которые способствуют  определить цель, наметить пути решения, организовать рефлексию. Под...

Урок математики 2 класс Умножение натурального числа на единицу. система развивающего обучения Л.В.Занкова

На этом уроке учащиеся знакомятся с приемом умножения на единицу и соответствующими случаями деления. Применение ИКТ на уроке ....

Конспект урока по окружающему миру (1 класс). Тема: «Здания и их признаки». УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о зданиях мира, их классификации, частях и об их признаках.Планируемые результаты: Предметные:- знать, какие бывают здания в мире;- уметь хара...