Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия при Петре I" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок новых знаний. Материалы урока направлены на знакомство с личностью Петра I и преобразованиями, связанными с эпохой его правления . Групповая работа способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Мультимедийная презентация помогает созданию правильного визуального восприятия темы урока у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossia_pri_petre.zip | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №34»
г.Бийск Алтайского края
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 КЛАСС
ТЕМА: «Россия при Петре I»
ПажитноваЕлена Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №34
г.Бийск
Алтайский край
2012 год
Предмет: окружающий мир
Тема: "Россия при Петре I"
Класс: 4
Программа: развивающего обучения Л.В.Занкова
Учебно-методическое обеспечение, оборудование: географическая карта (физическая карта полушарий), ПК, мультимедийный проектор, презентации Microsoft Power Point, учебник для 4 класса «Окружающий мир» авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, карточки с заданиями, лента времени, энциклопедия «Я познаю мир: история».
Тип урока: урок новых знаний
Время реализации занятий: 45 минут
Цели: Создать условия для развития познавательной активности учащихся, временного пространственного мышления, двухмерного пространственного представления.
Познакомить с личностью Петра I и с преобразованиями в России, связанными с эпохой его правления, выявить значение преобразований в России начала XVIII века.
Воспитывать интерес к историческому прошлому России, чувство патриотизма и гордости за свою малую родину.
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальный опрос
- Групповая работа
Ход урока.
- Организационный момент.
-Улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
- Мы всегда от урока ждём чего-то нового и необычного. Я думаю, что сегодня так и будет. Итак, в путь за новыми знаниями.
2. Актуализация знаний.
а) Работа с лентой времени.
-Предлагаю вспомнить то, что мы уже знаем, и поработать с лентой времени.
На доске висит лента времени, отдельно - названия событий. В группах – исторические даты изученных событий.
- Обсудите в группах, каким историческим событиям соответствуют ваши даты. Сопоставьте век, год, историческое событие и определите место на ленте времени.
Работа в группах. Представители от групп на ленте времени распределяют даты. Проверка.
б) Работа с географической картой.
Определение темы урока.
- Мы приблизились к исторической эпохе XVIII века. Начало этой эпохи связано с именем великого человека. А кто был этим человеком, вы сейчас узнаете, разгадав географический шифр.
- Определив по географической широте и долготе зашифрованный объект, запишите указанную по счёту букву.
Работа в группах по физической карте полушарий.
1 группа: 40° северной широты, 50° восточной долготы – Каспийское море (4-я буква); п
2 группа: 20 южной широты, 140 восточной долготы – Австралия (4-я буква); т
3 группа: 80 южной широты, 140 западной долготы – Антарктида (5-я буква); р
4 группа: 80 северной широты, 60 восточной долготы – Северный ледовитый океан (2-я буква); е
5 группа: 80 северной широты, 60 восточной долготы – Северный ледовитый океан (7,8-я буква); ый
6 группа: 60 северной широты,40 восточной долготы – Европа (5,1,3,2 буквы). перв
Запись нужных букв маркерами. У доски представители от групп, показывают выписанные буквы, остальные ребята составляют слова.
П е т р П е р в ы й
- О каком же человеке пойдёт сегодня речь? (о Петре I)
Тема сегодняшнего урока – «Россия при Петре I».
(На доске появляется название темы)
- Работа по теме урока.
а) Планирование работы.
- Что хотели узнать о Петре I?
Предполагаемые ответы детей:
- годы жизни;
- родители;
- детство;
- дела;
- чем прославился;
- что сделал для России.
(Открываются заготовленные таблички на доске, другие ответы записываются).
- Как бы вы хотели узнать об этом? Чтобы я вам рассказала, кто-нибудь из вас поделится своими знаниями, сами прочитаете статью в учебнике или будем вместе отвечать на поставленные вопросы? (ответы детей, предположительно вместе)
-Начну я.
б) Презентация (портрет Петра I, годы жизни).
Проводится учителем с пояснением (мультимедийный проектор). Приложение – мультимедийная презентация «Пётр I: царь и человек», слайды 1-3
4.Физминутка. Разминка для глаз «Рисуем картину».
- Вспомните очертание одного из шести материков. Представьте, что кончик вашего пальца - это кисть художника, нарисуйте свой материк, двигая кисть по часовой стрелке. Нарисуем волны, двигаясь, справа налево и наоборот. Перейдём в правый верхний угол картины и нарисуем против часовой стрелки солнце. Солнце вспыхнуло (зажмурить глаза, резко открыть). Мы готовы к дальнейшей работе.
- Групповая работа учащихся.
- Слышали ли вы, ребята, о таком всероссийском проекте «Имя России», который финал проходил в декабре 2008 года? Среди 12 исторических личностей Петр I занимает место в пятёрке лидеров (голосование граждан).
- Какие же дела прославили этого русского царя? Какие преобразования сделал он для России?
-Об этом расскажете вы друг другу, изучив в группах статьи учебника, энциклопедий, интернета.
Каждая группа изучает свой вопрос и готовит краткий ответ-пересказ.
Темы для изучения:
«Детство Петра» (учебник)
«Пётр I – царь» (учебник)
«Выход к морю» (учебник)
«Преобразования в России» (учебник)
«Изменение внешнего облика подданных» (энциклопедия «Я познаю мир», с.332-333)
«Строительство Петербурга» (статья из интернета)
- Помним о культуре учебного труда при работе в группах.
Подготовка, ответы групп, дополнения, комментарии учащихся и учителя.
- Заочное путешествие по Санкт-Петербургу и Бийску.
- Пётр I строил не только Санкт-Петербург, но и другие города. К строительству какого города он ещё причастен? (Бийска, в 2009 году исполнилось 300 лет)
-По указу Петра I началось строительство Бийской крепости. Именем Петра назван бульвар и поставлен памятный знак в форме камня.
-За хорошую работу я приготовила вам сюрприз. Мы сегодня совершим прогулку по самым красивым местам Санкт-Петербурга и нашего Бийска. Вы готовы? Тогда отправляемся.
Показ презентации по мультимедийному проектору, слайды 4-9. Комментарии учителя по ходу показа, обращение к личному опыту учащихся.
- Подведение итогов. Рефлексия.
-Что вас особенно удивило в личности Петра I и его делах?
(ответы учащихся)
-Вернёмся к нашему плану. Всё ли мы узнали? Конечно, за один урок невозможно узнать и поговорить обо всех делах Петра. Предлагаю дома продолжить знакомство с личностью и делами Петра I и открыть что-либо новое для себя.
Приближается праздник Новый год. Кстати, тому, что мы празднуем его зимой, россияне тоже обязаны Петру I, ведь, раньше, новый год начинался 1 сентября.
К вам на парту упала новогодняя снежинка, но не простая, а с заданием. Рассмотрите её. Каждая снежинка состоит из трёх секторов-вопросов. Прочтите их.
Вопросы для домашнего задания по выбору:
1)Почему Петра I назвали Великим?
2)Узнайте о других заслугах Петра I.
3)Назовите недостатки правления Петра I.
-Каждый из вас выберет тот вопрос, который будет вам наиболее интересен. Форма ответа – произвольная. Как можно будет подготовиться? (Ответы учащихся) Конечно, можно прочитать статьи из учебника, интернета, дополнительной энциклопедической литературы, подготовить сообщение в письменной и устной форме, сделать презентацию, составить кроссворд по теме.
-Я думаю, что на следующем уроке мы услышим интересные и разнообразные ответы. Благодарю вас всех за интересное сотрудничество на нашем уроке.
Информационные ресурсы:
- Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков. «Окружающий мир». Учебник для 4 класса в 2-х ч., Ч.-1.,Фёдоров «Учебная литература» - 2010.
- «Я познаю мир: история». Энциклопедия. Под ред.С.В.Истомина.
- Интернет-статья «Санкт-Петербург при Петре I (1703-1710)»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Прямая речь" 4 класс (по учебнику Поляковой А.В, система развивающего обучения Л.В. Занкова)
Представлена разработка урока в виде презентации по русскому языку для тех, кто обучается по системе РО Л.В.Занкова, учебник Поляковой. Показаны все этапы урока (создание эмоционального настроя и в то...
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"
Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...
План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы
Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым и настоящим развитием человечества. Внедрени...
Урок окружающего мира в 1 классе Система развивающего обучения Л. В. Занкова Тема урока: «Россия – любимая наша страна»
Тема урока: «Россия – любимая наша страна»Цели: познакомить учащихся с географическими особенностями России, государственными символами страны, жителями и их достижениями, учить использова...
Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС по окружающему миру для обучающихся 4 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова в условиях мобильного класса
Урок построен по технологии АМО, содержит презентацию в свободном доступе. В ходе урока использованы АМО, которые способствуют определить цель, наметить пути решения, организовать рефлексию. Под...
Урок математики 2 класс Умножение натурального числа на единицу. система развивающего обучения Л.В.Занкова
На этом уроке учащиеся знакомятся с приемом умножения на единицу и соответствующими случаями деления. Применение ИКТ на уроке ....
Конспект урока по окружающему миру (1 класс). Тема: «Здания и их признаки». УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся знаний о зданиях мира, их классификации, частях и об их признаках.Планируемые результаты: Предметные:- знать, какие бывают здания в мире;- уметь хара...