урок окружающего мира в 3 классе "Петр Великий"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Петр I Великий»
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель урока : создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности; дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I .
Задачи:
1)активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
2)воспитывать бережное отношение к историческому прошлому, чувство патриотизма и гордости за свою Родину,
3)формировать интерес к изучению отечественной культуры и истории;
4)воспитывать на примере жизни и деятельности Петра I чувства патриотизма и гордости за своё Отечество.
5)организовать деятельность обучающихся по формированию универсальных учебных действий.
Планируемые результаты урока:
Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.
Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;
Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи;
УУД:
Личностные: Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.
Регулятивные: Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)
Познавательные: Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.
Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.
Коммуникативные:
Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
Дидактические материалы:
- Презентация «Петр Великий»
- Карточки с заданиями для учащихся.
1. Организационный этап.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Ребята, сейчас урок окружающего мира. Кто сможет назвать тему нашего урока? Российская империя. Правильно, и мы познакомимся с одним из самых знаменитых русских царей. Как его звали? Петр I Великий. СЛАЙД 1
-Что сказано о российской империи в учебнике? Ребята , мы прочитали, что Петр Великий проводил разные преобразования в жизни страны.
- А вы хотите узнать, какие? Что это были за реформы? - Петр I был один из самых знаменитых царей. А хотите узнать, какой он был? - Он стал первым императором России. А как он стал императором, вы хотите узнать?
Итак, сегодня на уроке мы ответим на вопросы:
- Какие реформы провел Петр I?
- Каким был Петр Великий?
- Как Петр I стал императором? СЛАЙД 2
3.Изучение нового материала.
Учитель: О реформах рассказывает 1 группа. Им было дано домашнее задание подготовить сообщения и они хотят поделиться информацией.
1) Петр I приказал носить европейскую одежду и брить бороды . Иногда царь сам обрезал рукава длинных боярских кафтанов. Для нежелающих брить бороды был введён специальный налог.Пётр I ввёл ассамблеи. АССАМБЛЕЯ - это бал, где собирались знатные люди. СЛАЙД 3
2)С Петра I началось новое летоисчисление от рождества христова и принят НОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ. Люди стали встречать Новый год не 1 сентября, как раньше, а 1 января . Только учебный год продолжал начинаться 1 сентября. Царь повелел, поставить на дворах еловые или сосновые деревья, а бедным повесить на свои ворота ветки и нарядно украсить их. СЛАЙД 4
3) При Петре I открылись школы, гимназии, училища и АКАДЕМИЯ НАУК. Царь издал указ, запрещающий молодому человеку жениться, пока у него не будет свидетельства об окончании школы. СЛАЙД 5
4)При Петре I старославянская АЗБУКА, была заменена на ту, которой мы пользуемся сейчас. СЛАЙД 6
5) Первая печатная ГАЗЕТА стала выходить в России по указу Петра I. Она называлась "Ведомости». Была открыта первая публичная БИБЛИОТЕКА. СЛАЙД 7
6) При Петре I появился первый российский музей КУНСТКАМЕРА (в переводе с немецкого языка - "кабинет редкостей". СЛАЙД 8
У: Послушайте, как говорил о реформах Петра I историк Михаил Погодин:
«Да, Петр Великий сделал много в России. Считаешь и недосчитаешься. Везде он, всякий день, всякую минуту. Какой ныне день? Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться —платье сшито по фасону, данному Петром Первым. Приносятся газеты — Петр Великий их начал. За обедом от картофелю, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного — все блюда будут говорить вам о Петре Великом.
После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Пойдем в университет — он учрежден Петром Великим. Вздумаете путешествовать —вы будете приняты хорошо — Петр Великий начал внушать к России уважение»
-Погодин говорит о реформах Петра Великого «считаешь и недосчитаешься» Что это значит? А если Петр много изменил в жизни России, его справедливо называли ЦАРЬ – РЕФОРМАТОР ?
А сейчас ответим на вопрос: Каким был Петр I. Читаем 2 абзац по учебнику. Сообщение 2 группы:
1) Когда родился Петр I, в небе над Москвой ярко засияла большая звезда . Два монаха, предсказали царю Алексею Михайловичу, что его сын Петр станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. Петр был провозглашен царем в 10 лет. СЛАЙД 9
2) Его мать Наталья Кирилловна поощряла реформы и всяческие новшества в быту, старалась следовать западноевропейской моде. Это потом помогало Петру бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта СЛАЙД 10
3) Когда маленькому Петру подарили саблю - он не выпускал ее из рук. У него не было других игрушек кроме военных. А в 10 лет для потех-военных игр Петра в селе Преображенском построили потешную крепость. Из окрестных деревень Преображенское и Семёновское набрали мальчиков – ровесников Петра в «ПОТЕШНЫЕ ПОЛКИ». Немецкий солдат учил их осаде и штурму крепостей. С «потешных полков» началась регулярная русская АРМИЯ. Сила ее была в выучке и дисциплине. СЛАЙД 11
4) Однажды Петр обнаружил в амбаре своего деда маленькое парусное судно. Ботик отремонтировали и Петр учился плавать на нем. Это судно по сей день хранится в музее. СЛАЙД 12
5) Представьте себе человека, 2 метра роста, на целую головой выше любой толпы... Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что люди с трудом поспевали за ним вприпрыжку. Безделья он не терпел и освоил 14 профессий. Мог сам построить корабль. Пётр I любил говорить : «Я царь, а у меня мозоли на руках». СЛАЙД 13
- Давайте подведем итог, каким был царь Петр I. Прочитайте слова Пушкина о нем. Как думаете, почему Пушкин говорил о нем « вечный был РАБОТНИК»?
СЛАЙД 14 Работа в парах. Выберите черты характера, которыми , по-вашему мнению обладал царь. Обратите внимание на портрет царя, выражение его лица.
Главные черты характера :
Решительный - доверчивый
Трудолюбивый-добрый
Умный - хитрый
Волевой - ленивый
Суровый – веселый
ПРОВЕРКА СЛАЙД 15 Мы уже сказали, что Петр I очень много изменил в жизни России. Историки даже подсчитали, что для этих преобразований нужно было 210 лет. Как вы думаете, почему Петр I сделал это гораздо быстрее? Можно сказать, что благодаря его характеру?
Теперь мы ответим на третий вопрос : Как Петр I стал императором.
Чтение по учебнику «Создание русского флота» 1-2 абзац.
-Учитель : Пётр I готовился к войне со Швецией за побережье Балтийского моря. Эти земли были захвачены Швецией в трудные для нас времена. СЛАЙД 16 Сравните показатели Швеции и России
Швеция | Россия |
Производство железа - 30 тонн в год | Производство железа – 2 тонны в год |
Флот- 800 кораблей | Флота нет |
- Можно сказать, что Россия была отсталой страной?
А шведская армия считалась самой сильной в Европе.
Читаем 3 абзац по учебнику.
Обратите внимание на иллюстрацию в учебнике – корабли времен Петра.
Сообщения 3 группы:
1)В 1699 году был создан российский ФЛОТ. Пётр I утвердил флаг для своего флота: белый стяг с голубым крестом Святого Андрея. АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ СЛАЙД 17
2) В 1700 году началась Северная война, которая продолжалась 21 год. В результате победы над Швецией в северной войне Россия стала морской державой. СЛАЙД 18
3) После победы в Северной войне в 1721 году СЕНАТ за выдающиеся заслуги перед Отечеством торжественно присвоил царю титул Пётра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена ИМПЕРИЕЙ – так называли большие и сильные государства.
СЛАЙД19
- Как вы считаете, почему в Европе Россию признали сильным государством? Она победила Швецию. После этого Россию стали называть империей, а Петра I императором.
-Обратите внимание на картину Серова «Петр I» в учебнике
-Он быстро и решительно шагает по берегу Невы, туда, где строится по его приказу Санкт-Петербург. Город назвали в честь ангела-хранителя царя- святого апостола Петра. Город стал столицей России и одним из самых красивых городов Европы.
- Вы познакомитесь с текстом «Санкт-Петербург» самостоятельно дома.
ФИЗМИНУТКА
Я называю слова, если они относятся к реформам Петра I, то хлопните в ладоши, если нет - приседаете. флот машина
борода
газета самолет
армия телефон томат банан
елка лампочка кофе азбука ручка
Закрепление изученного материала.
Учитель: Из всех русских царей только Петра I назвали Великим. А вы как считаете, правильно его называли Великим за его дела?
Работа по группам
-Какие новшества появились в России по Указу Петра I и существуют до наших дней?
-Что создал Петр I?
Чтение вывода в учебнике стр. 31.
1. Работа по вариантам.
Кроссворд для сильных учащихся:
1. Как называлась первая газета, вышедшая при Петре I 2. Чем отличались лица русских от лиц иностранцев? 3.Что было создано Петром I? 4.Как называется государство во главе с императором? 5. Какой овощ родом из Америки завез Петр I в Россию?Проверка СЛАЙД 20
Самостоятельная работа с тестом:
1. Почему столицу России назвали Санкт- Петербургом?
В честь Петра I
В честь ангела-хранителя назвали Святого Петра город
2. Почему началась Северная война?
Петр I хотел вернуть захваченные шведами Балтийские земли.
Петр I хотел получить выход к морю, но не стал покупать у шведов Балтийские земли.
3. Какую армию создал Петр 1:
Хорошо обученную регулярную армию
Дворянское ополчение
4. Почему Петр 1 начал проводить реформы?
Чтобы преодолеть отсталость России от стран Европы
Чтобы следовать западноевропейской моде.
5. Зачем Петр 1 ездил за границу?
Он любил путешествовать
Чтобы набираться опыта и учиться у иностранцев
Проверка. Если на все вопросы вы ответили правильно, поставьте себе 5
Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока -О ком говорили сегодня на уроке? -Как называли Пётра I? (Пётр Великий) У:- Петр I говорил: "За моё Отечество и людей жизни своей не жалел и не жалею" Как думаете, он подтвердил слова своими делами?
У: - Петру I воздвигнуто немало памятников в разных городах нашей Родины .Одним из самых знаменитых является работа французского мастера. Мориса Фальконе. "Медный всадник". Это символ Санкт-Петербурга. СЛАЙД 21
У этого памятника интересная история. Дома вы можете подготовить сообщение об этом памятнике и о других достопримечательностях Санкт-Петербурга. Задание на дом по выбору: пересказать текст о Санкт-Петербурге по учебнику или подготовить сообщение о достопримечательностях Санкт-Петербурга. СЛАЙД 22 Рефлексия.
У: Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством и русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.
На рисунке вы видите корабль Петра Великого. На парте у вас есть флажок, похожий на Андреевский флаг, который поднимают на корабле.
На доске вы видите конверты с надписями, которые могут передать ваше впечатление от урока.
- Было трудно- если вы считаете, что вы еще много не знаете
- Хочу знать больше - если вы считаете, что вам было интересно
и вам хочется отправиться в плавание на этом корабле. Опустите свой флажок в конверт, который вы выбрали. СЛАЙД 23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. История.Пётр Великий
Урок окружающего мира. 4 класс История.Пётр Великий. Презентация...
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Великая Война и Великая Победа" (4 класс)
Презентация к уроку окружающего мира на тему: " Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа Россиии). При подготовке презентации использовались материалы презентации учителя начальных классов МБ...
Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»
Цель мастер-класса: демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...
Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."
Данный урок проводился в рамках Занковских чтений....
Открытый урок окружающего мира по теме "Великая война и Великая Победа" 4 класс УМК "Школа России"
Методическая разработка урока с картой Вопрос-ответ для обучающихся. Самоанализ урока. Презентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaevaLV/file/5862580/...
Конспект урока окружающего мира 3 скласс Великий круговорот жизни.
Тема: Великий круговорот жизни...
Урок окружающего мира по теме " Великая война и Великая Победа"
Урок окружающего мира был проведен в предверии Дня Победы. Для детей данная тема очень интересна и познавательна. Они с удовольствием готовят материал по теме " Великая Отечественная война". В х...