Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России". 2022-23
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru._4_klass.docx | 54.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО МБОУ «СОШ № 46» Протокол №_______ от _______________ Руководитель ШМО __________________ | РЕКОМЕНДОВАНО: на заседании МС МБОУ «СОШ № 46» Протокол № _______ от _______________ Зам. директора по УМР ___________________ | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР МБОУ «СОШ № 46» _________________ | УТВЕРЖДАЮ:
Приказ № ________ от _______________ Директор МБОУ «СОШ № 46» _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Окружающий мир»
для обучающихся 4б класса
на 2022-2023 учебный год
Образовательная область: обществознание и естествознание
Составитель:
Костинец Г.А. учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Братск
2022 г.
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В двух частях. 4 класс. – М.: Просвещение, 2022.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
- Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов.
- Тихомирова Е.М Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс».
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 4 класс. – М.: Просвещение, 2021.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы и культуры;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- умения осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- понимания себя наследником ценностей многонационального российского общества, его гуманистических и демократических ценностных основ;
- осознания своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в различных видах внеурочной деятельности;
- представление о возможностях собственного участия в построении будущего России.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение, классификацию и сериацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выбирать или самостоятельно предлагать в соответствии со своими интересами темы проектных работ, определять необходимые источники информации и способы оформления результата;
- использовать при проведении практических и проектных работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений, опытов, проектной деятельности;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от
- собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «извини, пожалуйста», «прости», «спасибо» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме; составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
Обучающийся получит возможность научиться:
- включаться в ролевую игру, ведя беседу, рассказ от имени персонажа (учителя, экскурсовода, путешественника и т.д.);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, эколога;
- изготавливать модели Солнечной системы и отдельных планет;
- использовать глобус и карту для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения;
- находить и показывать на физической карте различные географические объекты, пользоваться картой природных зон России;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- приводить примеры животных из международной Красной книги;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах и раскрывать возникшие экологические проблемы и способы их решения;
- приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- использовать карту родного края для получения информации о нём;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- давать краткую характеристику природного сообщества по плану;
- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- использовать разные источники информации, включая краеведческую литературу, для получения сведений и подготовки сообщений о природе, в том числе о природе России и своего края.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе, быту, природной среде;
- находить в различных источниках на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете, актуальную информацию о проектах по спасению редких видов животных России;
- осознавать необходимость и ценность таких проектов для сохранения разнообразия и красоты природы родной страны и всей планеты;
- перечислять международные экологические организации и кратко характеризовать их деятельность; приводить примеры международных экологических дней, раскрывать их символический смысл;
- различать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий; приводить примеры заповедников и национальных парков России и других стран, осознавать их значение для сохранения природы;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- осознавать значение атласа-определителя «От земли до неба», книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», «Энциклопедия путешествий. Страны мира», других использованных в процессе обучения компонентов УМК для решения учебных задач, расширения кругозора, практической жизни.
Человек и общество
Обучающийся научится:
- рассказывать о мире с точки зрения историка;
- узнавать, как учёные изучают жизнь людей в разные исторические времена, приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- распознавать некоторые знаменитые сооружения прошлого и рассказывать о них;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- показывать с помощью карты и глобуса, как человек открывал планету Земля;
- читать историческую карту;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- узнавать о занятиях и профессиях людей прошлого;
- составлять словарь по теме, различать слова и выражения, относящиеся к истории;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных событий;
- рассказывать по плану, карте, иллюстрациям об исторических событиях;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- понимать важную роль России в мировой истории;
- показывать на карте границу, территорию, столицу, другие города современной России;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права;
- осознавать, что значит быть гражданином, что такое права и обязанности гражданина;
- понимать, в чём состоят различия между государственным
- устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди символов других стран;
- рассказывать о главных праздниках России, объяснять их значение в жизни страны;
- узнавать историю краёв, областей, городов России, описывать их достопримечательности;
- рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- осознавать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о жизни общества в прошлом и настоящем.
Обучающийся получит возможность научиться:
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- называть элементы государственного устройства России,
- объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- использовать политико-административную карту России для получения информации о родной стране, субъектах Российской Федерации;
- узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- рассказывать о святынях России (на примере памятников истории и культуры своего региона), осознавать их ценность для каждого жителя страны.
Содержание курса
4 класс. (68 ч)
Человек и природа. Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее.
Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей.
Звёзды и планеты. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна – спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера).
Лес, луг, водоём – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Человек и общество. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика). Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.
История – наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры – свидетели различных эпох в истории человечества.
Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.
Правила безопасного поведения в природе. Безопасность сети Интернет.
Календарно-тематическое планирование
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
Раздел 1. Земля и человечество (10 ч) | |||
1 | Мир глазами астронома. | 1 | |
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | |
3 | Планеты Солнечной системы. | 1 | |
4 | Мир глазами географа. | 1 | |
5 | Глобус и географическая карта. | 1 | |
6 | Мир глазами историка. | 1 | |
7 | Когда и где. | 1 | |
8 | Мир глазами эколога. | ||
9 | Международная Красная книга. | 1 | |
10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» | 1 | |
Раздел 2. Природа России (11 ч) | 1 | ||
11 | Равнины и горы России. | 1 | |
12 | Моря, озера и реки России. | 1 | |
13 | Природные зоны России. | 1 | |
14 | Зона арктических пустынь. | 1 | |
15 | Тундра. | 1 | |
16 | Леса России. | 1 | |
17 | Лес и человек. | 1 | |
18 | Зона степей. | 1 | |
19 | Пустыни. | 1 | |
20 | У Черного моря. | 1 | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | 1 | |
Раздел 3. Родной край – часть большой страны (10 ч) | 1 | ||
22 | Наш край. Поверхность нашего края. | 1 | |
23 | Водные богатства нашего края. | 1 | |
24 | Наши подземные богатства. | 1 | |
25 | Полезные ископаемые нашего края. | 1 | |
26 | Земля – кормилица. | 1 | |
27 | Жизнь леса. | 1 | |
28 | Жизнь луга. | 1 | |
29 | Жизнь в пресных водоёмах. | 1 | |
30 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край — часть большой страны» | 1 | |
31-32 | Наши проекты. | 2 | |
Раздел 4. Страницы всемирной истории (5ч) | |||
33 | Мир древности: далёкий и близкий. | ||
34 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | |
35 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | |
36 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | |
37 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Станицы всемирной истории» | 1 | |
Раздел 5. Страницы истории России (20 ч) | 1 | ||
38 | Государство Русь. | 1 | |
39 | Страна городов. | 1 | |
40 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | |
41 | Трудные времена на Русской земле. | 1 | |
42 | Русь расправляет крылья. | ||
43 | Куликовская битва. | 1 | |
44 | Иван III. | 1 | |
45 | Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного | 1 | |
46 | Патриоты России. | 1 | |
47 | Пётр Великий. | 1 | |
48 | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | |
49 | Екатерина Великая. | 1 | |
50 | Отечественная война 1812 года. | 1 | |
51 | Страницы истории XIX века. | 1 | |
52 | Россия вступает в XX век. | 1 | |
53 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | 1 | |
54-55 | Великая Отечественная война и Великая Победа. | 2 | |
56 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | |
57 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» | 1 | |
Раздел 6. Современная Россия (11 ч) | |||
58 | Основной закон России и права человека. | 1 | |
59 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь». | 1 | |
60 | Мы — граждане России. | 1 | |
61 | Славные символы России. | 1 | |
62 | Такие разные праздники. | 1 | |
63-64 | Путешествие по России. | 2 | |
65 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия» | 1 | |
66 | Промежуточная аттестация по итогам года. | 1 | |
67-68 | Наши проекты. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...