Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Географическая карта»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».
Задачи урока:
1. Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
2. Формирование начальных умений работы с картой.
3. Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
4. Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzh_mira_geograficheskaya_karta_3_kl.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
по теме «Географическая карта»
Учитель: Сечко О. М.
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».
Задачи урока:
1. Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)
2. Формирование начальных умений работы с картой.
3. Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
4. Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.
Планируемые результаты
Предметные: уметь объяснять значение термина «географическая карта», характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний; сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста; умение строить логическую цепь рассуждений.
Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями
Форма проведения урока: коллективная, работа в парах
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, карта мира, разноуровневые карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
«Заливистый школьный звонок, позвал нас сейчас на урок. Будьте все внимательны и старательны.» Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Садитесь поудобнее.
Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.
II. Актуализация знаний
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»
Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.
Работа по карточкам (разноуровневые задания) с последующей проверкой Приложение 1
III. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока
На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.
- Найдите и покажите на глобусе названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.
- Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?
(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)
- Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.
- Как же быть? Что нам может помочь?
Попробуйте отгадать загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ездить нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это? (карта)
- Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?
IV. Изучение нового материала
Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» - земля, «графио» - пишу). А что такое географическая карта?
Работа с понятиями «географическая карта», «географические объекты» (толковый словарик учебника)
Рассказ учителя о разнообразии карт (с помощью презентации)
- Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.
V. Физминутка
В зоопарке ходит слон,
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад.
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
VI. Знакомство и работа с картой полушарий
- Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.
- Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?
Работа с учебником на с. 20 – 21
Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного и Южного полушарий (на доске).
В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.
Работа в парах. Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.
- На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.
- Чем же отличается глобус от карты? (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)
VII. Закрепление полученных знаний. Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7, задания 8-9
Задание 8. Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?
(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)
- Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.
Задание 9. Работа с контурной картой полушарий.
- На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.
VIII. Итог урока
- Какие задачи мы ставили в начале урока?
Рефлексия «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)
VII. Домашнее задание
Подготовить сообщения о разнообразии карт и нарисовать карту.
Приложение 1
Разноуровневые карточки
Карточка № 1 (для слабого ученика)
1) Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.
____________________________________________________________
2) Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________
_____________________________________________________________
Карточка № 2 (для среднего ученика)
1) Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?
____________________________________________________________
2) Угадайте материки.
✔ Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________
✔ И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________
✔ А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.
_______________________________________________________
Карточка № 3 (для сильного ученика)
1. Линии, указывающие направление север-юг, называют______________
2. Самая большая параллель Земли_________________________________
3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________
4. Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________
5. Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________
6. Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздаточный материал для работы в группе по окружающему миру 4 класс по теме "Географическая карта России, полезные ископаемые
Представлен раздаточный материал для групповой работы по окружающему миру 4 класс по теме "географическая карта России, полезные ископаемые"...
Разработка урока окружающего мира "Пищеварительная система человека" (технологическая карта, понятийная гроздь по теме, дидактические карточки с разноуровневыми заданиями.
В данной разработке представлены технологическая карта урока, понятийная "гроздь" по теме и дидактические карточки с разноуровневыми заданиями....
Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте
Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для организации деятельности ...
Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.
Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Географическая карта»
Урок окружающего мира в 3 классепо теме «Географическая карта»Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий...
Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки
Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....