Рабочая программа учебного предмета для 1 класса «Окружающий природный мир»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_okruzhayushchiy_prirodnyy_mir_1_klass.docx | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета для 1 класса « Окружающий природный мир» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
КОУ «Излучинская школа-интернат» (протокол ПС № 1 от 27.08.2020 г)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты:
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Перечень и название тем предмета | количество часов |
1 | Золотая осень | 9 |
2 | Природа осенью | 11 |
3 | Зимушка-зима | 16 |
4 | Природа и человек | 11 |
5 | Весна, пришла! | 14 |
6 | Повторение | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | |
план | факт | |||
Золотая осень (9ч) | ||||
1 | 03.09. | Человек и природа. | 1 | |
2 | 06.09. | «Осень, в гости просим!». | 1 | |
3 | 10.09. | Одежда и обувь человека осенью. | 1 | |
4 | 13.09. | «Что нам осень принесла?» Овощи. | 1 | |
5 | 17.09. | «Что нам осень принесла?» Овощи. | 1 | |
6 | 20.09. | «Что нам осень принесла?» Фрукты. | 1 | |
7 | 24.09. | «Что нам осень принесла?» Фрукты. | 1 | |
8 | 27.09 | «Что нам осень принесла?» Ягоды. | 1 | |
9 | 01.10. | «Что нам осень принесла?» Грибы. | 1 | |
Природа осенью (11ч) | ||||
10 | 04.10. | Какие бывают растения? Части дерева (лист). Рисование. | 1 | |
11 | 08.10. | Какие бывают растения? Части дерева (лист). Аппликация. | 1 | |
12 | 11.10. | Явления природы: дождь. | 1 | |
13 | 15.10. | Явления природы: листопад. | 1 | |
14 | 18.10. | А кто такие птички? Домашние и дикие. | 1 | |
15 | 22.10. | А кто такие птички? Перелетные и неперелетные птицы. | 1 | |
16 | 25.10. | Занятия и труд людей осенью. | 1 | |
17 | 29.10. | Лес. Правила поведения в лесу. | 1 |
2 четверть
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | |
план | факт | |||
18 | 08.11. | Лес. Правила поведения в лесу. | 1 | |
19 | 12.11. | В мире животных. | 1 | |
20 | 15.11. | Сравнение зверей и птиц. | 1 | |
Зимушка-зима (16ч) | ||||
21 | 19.11. | "Здравствуй, зимушка-зима!" | 1 | |
22 | 22.11. | Одежда человека зимой. | 1 | |
23 | 26.11. | Одежда человека зимой. | 1 | |
24 | 29.11. | Зимние явления природы (снег, метель, лед). | 1 | |
25 | 03.12. | Зимние забавы. | 1 | |
26 | 06.12. | Зимние забавы. | 1 | |
27 | 10.12. | Что делают растения зимой? Елка. | 1 | |
28 | 13.12. | Дикие животные зимой. | 1 | |
29 | 17.12. | Дикие животные. Заяц. | 1 | |
30 | 20.12. | Дикие животные. Волк. | 1 | |
31 | 24.12. | Новый год. Изготовление украшений на елку. | 1 | |
32 | 27.12. | Новый год. Изготовление украшений на елку. | 1 |
3 четверть
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | |
план | факт | |||
33 | 10.01. | Домашние животные. Кошка. Уход. | 1 | |
34 | 14.01. | Домашние животные. Собака. Уход. | 1 | |
35 | 17.01. | Обобщающий урок "Зима". Что бывает зимой? | 1 | |
36 | 21.01. | Обобщающий урок "Зима" Что бывает зимой? | 1 | |
Природа и человек (11ч) | ||||
37 | 24.01. | Природа и рукотворный мир | 1 | |
38 | 28.01. | Природа и рукотворный мир | 1 | |
39 | 31.01. | Из чего что сделано? Дерево | 1 | |
40 | 04.02. | Из чего что сделано? Ткань | 1 | |
41 | 07.02. | Из чего что сделано? Резина | 1 | |
42 | 11.02. | Воздух. Значение для человека и животных. | 1 | |
43 | 14.02. | Вода. Значение для человека и животных. | 1 | |
44 | 18.02. | Явления природы: солнце. | 1 | |
45 | 28.02. | Явления природы: ветер. | 1 | |
46 | 04.03. | Комнатные растения. Уход. | 1 | |
47 | 07.03. | Комнатные растения. Уход. | 1 | |
Весна, пришла! (14ч) | ||||
48 | 11.03. | Оживает все кругом! (весна) | 1 | |
49 | 14.03. | Растения весной. Части растений (лист). | 1 | |
50 | 18.03. | Одежда и обувь весной | 1 | |
51 | 21.03. | Одежда и обувь весной | 1 | |
52 | 25.03. | Растения весной. Части растений (ветки). | 1 |
4 четверть
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | |
План | факт | |||
53 | 04.04. | Жизнь птиц весной | 1 | |
54 | 08.04. | Жизнь птиц весной | 1 | |
55 | 11.04. | Животные весной | 1 | |
56 | 15.04. | Животные весной | 1 | |
57 | 18.04. | В гостях у Мухи- Цокотухи (насекомые). | 1 | |
58 | 22.04. | Труд людей весной. | 1 | |
59 | 25.04. | В саду и в огороде. | 1 | |
60 | 29.04. | Обобщающий урок "Весна пришла!" | 1 | |
61 | 02.05. | Изменения в природе весной | 1 | |
Повторение (5ч) | ||||
62 | 06.05. | Части суток. День-ночь | 1 | |
63 | 13.05. | Закрепление по теме "Животные" | 1 | |
64 | 16.05. | Закрепление по теме "Птицы" | 1 | |
65 | 20.05. | Закрепление по теме "Растения" | 1 | |
66 | 23.05. | Закрепление по теме «Части суток» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» в соответствии с ФГОС НОО для глухих обучающихся 1 дополнительный класс
Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)
Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения с тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".Учитываются возрастные особенноси...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)
Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...