Урок Окружающий мир. 1 класс УМК «Начальная школа 21 века».
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Петрова Валентина Викторовна

Урок Окружающий мир. 1 класс

УМК  «Начальная школа 21 века».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_hvoynye_derevya.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Окружающий мир. 1 класс

УМК  «Начальная школа 21 века».

Тема:  «Хвойные деревья»

Цели: познакомить ребят с группой хвойных деревьев, научить их различать,

используя исследовательскую деятельность; развивать наблюдательность,

мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе, чувство

товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают хвойные деревья, учатся их различать.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей. Отличных от собственной. И ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные – высказывать своё мнение. Подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность

Тип урока: открытие нового знания

 Оборудование: наборы веточек ели, сосны, лиственницы; тексты – описания,

карточки для игры «Лишнее слово», разрезные карточки «Собери картинку»  

(ель и сосна), старичок – Лесовичок, набор карточек – вопросов для  

«мозгового штурма», учебники, тетради.

Картины хвойных деревьев, лес в разные времена года.

1.  Организационный момент  (рассадить детей в группы по 4 человека,

выбрать командира, хорошо читающего ученика, ответственного за

тексты )

Здравствуйте, дети!

Мы рады жить на свете,

Мы рады встрече с вами

И с нашими друзьями!

Мы рады здесь учиться

И много трудиться!

Проверьте глазками, все ли у вас готово к уроку обучения грамоте: азбука,  конверт с моделями для схем слов.

.  Разминка.

 Отвечайте на вопросы только словами «да» или «нет».

- В феврале наступает лето?

- По небу плывут тучи?

- Солнышко проснулось?

- Синички ловят мошек и мух?

- У вас хорошее настроение?

- Работать готовы?

3.Актуализация знаний учащихся.

 Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит, осенью питает,

зимой согревает?» (Лес)            

Как понимаете загадку?  

  (Лес в разные времена года)

 (Объяснение загадки.  Весной лес радует своим нарядом, свежей листвой

деревьев, трав, цветов, весёлым пением птиц. Летом, в жаркую погоду,

человек найдёт в лесу тень и прохладу. Осенью лес подарит людям грибы,

орехи, ягоды. Зимой, на открытой местности, в поле, очень холодно, а в

лесу, за деревьями, значительно теплее. Кроме того, большинство домов в

сельской местности, отапливаются зимой, дровами.)

4.Изучение нового материала.                    

 (Два леса: лиственный и хвойный)

 Чем похожи?

Чем отличаются?

(Сходство – деревья! Один лиственный, другой – хвойный. Светлее – темнее, всегда зелёный).

 Игра. Задание от старичка – Лесовичка.

(Каждой группе учитель даёт карточку со словами, слова записаны по столбикам, Необходимо взять зелёный карандаш и обвести в каждом столбике «лишнее» слово.

Образец карточки

Ромашка                       Малина                   Лиственница

Колокольчик                Смородина             Помидоры

Ель                                Вишня                    Огурцы

Астра                            Сосна                      Морковка

Дети объясняют выбор.

( В первом столбике – цветы, лишнее – ель, во втором – ягоды, лишнее – сосна, в третьем – овощи, лишнее – лиственница).

На доске появляются названия деревьев :ель, сосна, лиственница.

 - Как вы думаете, почему они вместе? ( У них нет листьев, хвоинки).

Попробуйте сформулировать тему урока.

Какие задачи поставим?

 - Сегодня мы с вами попробуем исследовать лес, в котором растут хвойные деревья, а также научимся их различать. Сейчас вы будете исследователями. (Каждая группа получает набор веточек, описание этих деревьев и начинают работать. Хорошо читающий ученик читает вслух текст, вместе определяют,  какому дереву принадлежит веточка).                  

Используем учебник.

Тексты (на бумаге разного цвета)

 Ель - изящное стройное дерево. Крона у дерева опускается до земли. Верхушка ели всегда острая, она никогда не притупляется. Хвоинки у ели значительно короче, чем у сосны. Ветви покрыты ими густо, но всё,  же можно рассмотреть, что располагаются хвоинки поодиночке. Древесина ели идёт на изготовление бумаги, незаменимый строительный материал, хвоя богата витамином С (его в 6 раз больше, чем в лимоне). Ни одно дерево не даёт такой певучей и звонкой древесины! Из ели делали свои замечательные скрипки самые знаменитые мастера – Страдивари и Амати.

Сосна – красивое дерево. Длинные узкие хвоинки сосны располагаются на ветвях парами. Сосновые леса обычно светлые. Высота ствола достигает 30 метров и более. Воздух в сосновом лесу почти стерилен (очень чистый, нет микробов), не случайно санатории для больных строят в сосновых лесах. Сосна – ценная древесная порода, даёт отличный строительный материал, прекрасные дрова. Из её смолы получают вещества: скипидар, канифоль,

Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою (потому и называется – лиственница.) Перед опадением хвоя желтеет,  дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На старых побегах хвоинки собраны в пучки от 20 до 60 штук. Живёт она 300 – 500 лет. Древесина этого дерева очень прочная (долговечная), не гниёт в воде, поэтому используется в строительстве.

5. Закрепление первичных знаний.

  Работа со словами. 

 На доске открыть следующие слова: колючие, одинокие, тёмные, короткие, длинные, пучок, мягкие, парные, светлые, хвоинки, листики, на зиму опадают.

Дети выходят к доске и под названием деревьев, прикрепляют нужные карточки  

Поднимите веточку ели.          

  - Какие слова подойдут к этому дереву? (Колючие, одинокие, тёмные, короткие)

- Поднимите веточку сосны. Выбрать для неё слова (длинные, парные, светлые)

 - Покажите веточку лиственницы - Давайте и для неё выберем слова (пучок, мягкие, на зиму опадают). Показать это дерево в осенний период, оно очень нарядное, яркое!

Мозговой штурм (вопросы от Лесовичка)

 ( На доску вывешиваются вопросы, в центре Лесовичок, ребята по желанию подходят, выбирают лепесток и отвечают.)

1.  У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

2.  Её всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим: стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)

 3.  Есть у родственницы ёлки неколючие иголки, но, в отличии от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница)

4.  Из древесины какого дерева делают бумагу? (Ель)

5.  У какого дерева певучая и звонкая древесина? (Ель)

.  В каких лесах строят санатории? (Сосновых)

7.  Древесину, какого дерева называют «долговечная», она не гниёт даже в воде? (Лиственница)

8.  Какое из хвойных деревьев осенью становится жёлтым? (Лиственница)                                               МОЛОДЦЫ!!!

Работа в парах.

Собрать картинки деревьев. (У детей на столах в конвертах лежат разрезанные картинки деревьев, им надо их сложить).

6. Рефлексия.

Вспомним цели, которые мы поставили перед собой в начале урока?

 Все ли мы их выполнили?

Наше занятие подошло к концу. Поделитесь своими мыслями.

Что понравилось

Какие были трудности

Что бы вам хотелось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Открытый урок в 3 классе (УМК "Начальная школа XXI века")

Жду Вас в гости! Мой сайт: http://guru1.ucoz.ru  Открытый урок русского языка был дан мной 12.12.2008 года в 3 «В»  МОУ «СОШ №1» города Шебекино в рамках конкурса «Учитель года». Тема урока ...

Конспект урока математики 2 класс. УМК « Начальная школа XXI века» Тема: Умножение и деление чисел на 2 и на 3

урок обобщения и систематизации знанийЦели: 1) Закрепить знание табличного умножения и деления на 2 и на 3.Развивать вычислительные навыки учащихся.2) Продолжить обучение решению задач с использование...

"Содержание работы с рубрикой «Картинная галерея» на уроках окружающего мира по УМК «Начальная школа XXI века»

В статье делюсь опытом работы с рубрикой " Картинная галерея" на уроках окружающего мира во 2-4 классах  по УМК " Начальная школа XXI века". Рассказываю не только  о приемах  работы , н...

Технологическая карта урока "Деление на однозначное число" урок математики 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"

Данный урок второй по теме "Письменные приемы деления на однозначное число". Отрабатываем алгоритм деления, повторяем  правила деления с остатком, определяем количество цифр в частном....

Урок окружающего мира по программе "Начальная школа 21 века". "В декабре, в декабре"

Методическая разработка урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" по ФГОС НОО....

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа XXI века" (4-й класс) Тема «Дыхательная система»

Конспект урока по окружающему миру "Начальная школа XXI века" (4-й класс)  с использованием карточек образовательной платформы Учи.руТема «Дыхательная сис...

Конспект урока в 1 классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Сложение. Вычитание. Скобки»

Конспект урока в 1 классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема урока: «Сложение. Вычитание. Скобки»...