Любушкиной Ларисы Владимировны
МОУ «СОШ №32»
г. Энгельс
2022
Окружающий мир. 4 класс. УМК «Планета Знаний».
авторы учебника Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов
Тема урока: Питание. Пищеварительная система.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цель урока: создать условия для формирования новых умений о пищеварительной системе.
Обучающая задача: формируем у учеников представление о пищеварительной системе, понятиях «питание», «пищеварительная система», «органы пищеварения»;
Развивающая задача: формируем умение сравнивать пищеварительные системы животных и человека, работать с таблицей, схемой, обобщать, делать выводы.
Воспитательная задача: содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью.
Используется технология продуктивного обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: аудиальные (речь учителя), визуальные (презентация, плакат, учебник)
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Самоопределение к деятельности | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. | Организовывают рабочее место. Формулируют правила поведения на уроке. | Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности | Повторить системы, которые изучили. Опрос домашнего задания «Верно ли что?» (см приложение) Самопроверка по эталону. - Ребята, какой вопрос у вас вызвал затруднение? (о питании)
| Выполняют задания. Осуществляют самопроверку
| коммуникативные:управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера познавательные: моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство личностные: самооценка |
Постановка учебной задачи | Нацеливает на определение темы урока - Как вы думаете, знакомство с какой системой поможет нам ответить на этот вопрос? (пищеварительной системой) - Что нужно человеку, для того, чтобы жить, расти, развиваться? (питание) - Предположите, о чём мы сегодня будем с вами говорить? - Сегодня на уроке мы побеседуем с вами о правильном питании и пищеварительной системе. - Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Все вопросы, заданные детьми, записываются учителем на доске.
| Предполагают тему урока. Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы
|
Открытие нового знания | Способствует формированию интереса к данной теме - Откроем учебник на стр. 30-31. Прочитаем тему урока. Рассмотрим иллюстрации. -Что хочет автор рассказать нам в этой статье? Питание - Для чего человек должен есть? Чтение 1 абзаца - Вы узнали какие питательные вещества человек получает с пищей? Прочтите это предложение (…белки, жиры, углеводы)
Зачитывается вопрос из учебника. Дети дают ответы. Предложить ученикам в качестве опоры использовать иллюстрацию. На доску прикрепляются карточки:
-Что еще нужно для нашего организма мы узнаем, когда прочтем следующий абзац. Самостоятельное чтение 2 абзаца. -Что еще нужно для организма? (2 слайд) Материал, который способствуют формированию познавательного интереса: факты о Беринге и его команде. Вопрос: Почему большая часть команды погибла? (недостаток витаминов) (3 слайд) (4 слайд- пирамида из продуктов) - Сделаем вывод: какая пища более важна для нашего организма? (Опираясь на слайд, дети делают вывод) - Пища – топливо для нашего организма.
Пищеварительная система - Для того, чтобы усвоиться организмом, пища должна видоизмениться. Что же происходит с пищей в организме? Как происходит процесс пищеварения? Чтение 1 абзаца. Рассмотрим иллюстрацию в учебнике. На доске плакат. После прочтения каждого абзаца, учитель задает вопросы, возвращая детей к прочитанному тексту и плакату.
Возвращаюсь к вопросам, записанным на доске, на которые дети хотели получить ответ. - Есть ли вопросы, на которые мы сумели ответить?
| Высказывают предположения.
Работа по учебнику.
Отвечают на вопросы учителя.
- Работают с плакатом пищеварительной системы у доски и со слайдами презентации - Рассуждают | познавательные:общеучебные- умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: осмысляют учебный материал
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
-Ребята, вы внимательно читали, слушали, отвечали на мои вопросы, а теперь я хочу, чтобы вы задали друг другу вопросы по пищеварительной системе. Вы должны сформулировать вопрос по содержанию 2 части стр. 31, а ребята должны дать ответ предложением из учебника. Вопросы-ответы.
- Давайте ещё раз вспомним, из каких органов состоит пищеварительная система и какой путь проходит пища. Рассказать последовательно. (ученик отвечает у доски)
| Включены в деятельность ученик-ученик.
Задают вопросы по тексту. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: осмысляют учебный материал |
Физминутка |
|
|
|
Самостоятельная работа с проверкой/ самопроверкой | Организует самостоятельную работу Правила питания - Есть правила приёма пищи и если их не соблюдать, то это может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника. А сейчас мы поработаем в парах, ваша задача состоит в следующем: выбрать нужное из прочитанного и составить правила питания. Устно объяснить, почему нужно делать так, а не иначе. Можно добавить своё правило. На парте карточка. (приложение)
| Работают по карточке.
Самопроверка.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
|
Включение в систему знаний и повторение (жизненная ситуация/ необязательный этап) | -Каким правилом дополнили?
- Какое правило после сегодняшнего урока вы решили выполнять? Возвращаюсь к вопросам, записанным на доске, на которые дети хотели получить ответ. - Есть ли вопросы, на которые мы сумели ответить? А на какие вопросы мы не успели ответить? А есть желающие, кто хотел бы подготовить сообщение к следующему уроку по вопросу, на который мы сегодня не дали ответ?
|
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
|
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию. Закончить урок высказыванием «Правильное питание – залог здоровья»
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
| Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия личностные: самооценка |
Д/з | Учебник стр. 30-33 . Тетрадь стр.9-11. Вырезать рисунки с изображением органов пищеварения человека, наклеить, подписать их названия |
|
|
Приложение к уроку:
Опрос д/з
«Верно ли что…»
если утверждение верно, то ставим знак «+»
если неверно, то ставим «-»
- Если есть сомнения в выборе ответа, ставим знак «?»
На партах листочки с таблицей. Дети заполняют + - ?
Правильные результаты.
1.Верно ли, что человек это часть живой природы?
2.Верно ли, что кожа защищает внутренние органы от повреждений?
3.Верно ли, что только скелет служит опорой?
4.Верно ли, что нос служит только для распознавания запахов?
5.Верно ли, что в лёгочных пузырьках происходит газообмен?
6. Верно ли, что сердце главный двигатель крови?
7. Верно ли, что кровь приносит клеткам углекислый газ?
8.Верно ли, что кровеносная система человека состоит из сердца и кровеносных сосудов?
9.Верно ли, что в организме человека около 5-6 литров крови?
10.Верно ли, что сердце – главный орган дыхательной системы?
11. Верно ли, что пища в желудке находится 1 час?
Правила питания
Работа в парах.
Выбрать нужное и составить правила питания. Устно объяснить, почему нужно делать так, а не иначе. Можно добавить своё правило.
- Нужно стараться есть разнообразную пищу.
- Если хочешь- ешь пельмени хоть целый месяц.
- Нужно стараться есть в одно и то же время.
- Утром перед школой надо обязательно завтракать.
- Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
- Перед сном поешь плотно.
- Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
Правильные ответы:
- Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал белки, жиры, углеводы, витамины.
- Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
-Утром перед школой нужно обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу, а то и вовсе ничего не едят.
- А что произойдёт, если не позавтракать?
На уроках болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
Если утром твой организм не принимает еду, то нужно позавтракать в школе.
- Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться перед сном очень вредно. Ночью желудок тоже должен спать, а не работать.
Список использованных материалов.
Учебник по окружающему миру Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов