рабочая программа по окружающему миру 1 класс, И.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

Рабочая  программа предназначена  для  правильной и грамотной  организации учебного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx40.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

       Утверждена руководителем                                           образовательного учреждения
 
_________________/_____________/

/__________________/                                                      «___»__________200__г.

«___»___________200__г.
 
 
 

Рабочая программа

учебного курса «окружающий мир»

 в 1 «Л» классе


 
 

Составитель:  

Федосеева Ирина Григорьевна

2010г.

Календарно – тематический  план

по окружающему миру  в 1 классе

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Самостоятельные работы., часы

Дата проведения  занятия

Теоретическая  часть

Контрольные работы., часы

I

Природа

-

-

-

1.1

Где мы живём? Природа и её изменчивость

08.09.10

1.2

Первые «учебники» человечества.

10.09.10

1.3

Вселенная  - это космос.

15.09.10

1.4

Обобщение изученного; проверь себя.

17.09.10

II

Звёзды, планеты.

16ч

-

-

-

2.1

Земля как планета

22.09.10

2.2

Условия, необходимые для жизни на Земле.

24.09.10

2.3

Значение воды на Земле. Экология воздушного пространства.

29.09.10

2.4

Значение воздуха на Земле. Экология воздушного пространства.

01.11.10

2.5

Разнообразие  природы

( на примере России и родного края)

06.10.10

2.6

Живая и неживая природа. Красная книга.

08.10.10

2.7

Признаки живой природы. Белая книга природы.

13.10.10

2.8

Животные.

15.10.10

2.9

Растения. Строение растений. «Чёрный список» Красной книги природы

2.10

Урок – экскурсия.

20.10.10

2.11

Урок – экскурсия.

22.10.10

2.12

Комнатные растения.

27.10.10

2.13

Разнообразие животных и растений.

29.10.10

2.14

«Мои четвероногие друзья»

10.11.10

2.15

Природа и человек

12.11.10

2.16

Народные праздники

17.11.10

2.17

Обобщение изученного; проверь себя.

19.11.10

III

Развитие Земли.

12ч

-

-

-

3.1

Земная поверхность. Труд человека.

24.11.10

3.2

Этапы изучения планеты Земля.

26.11.10

3.3

Глобус – модель Земли.

01.12.10

3.4

Географическая карта. Азбука географии.

03.12.10

3.5

Азбука географии.

08.12.10

3.6

Облик земли постоянно меняется.

10.12.10

3.7

Тепловые пояса.

15.12.10

3.8

Появление и развитие жизни на Земле.

17.12.10

3.9

Древние и современные растения и животные.

22.12.10

3.10

Урок – викторина «Удивительные превращения»

24.12.10

3.11

Растительноядные и хищные животные.

29.12.10

3.12

Обобщение пройденного; проверь себя.

12.01.11

IX

Становление человека.

-

-

-

4.1

Древние люди. Человек – собиратель растений.

14.01.11

4.2

Изменения древнего человека. Родовой строй.

19.01.11

4.3

Орудия труда. Кочевники и земледельцы.

21.01.11

4.4

Одомашнивание животных.

27.01.11

4.5

Окультуривание растений.

29.01.11

4.6

Земля рассказывает о себе.

02.02.11

4.7

Общие представления об археологии, палеонтологии.

04.02.11

4.8

Урок- экскурсия в краеведческий музей.

09.02.11

4.9

Обобщение пройденного; проверь себя.

11.02.11

X

 

Кто мы такие?

23ч

-

-

-

5.1

Мы – часть окружающего мира.

17.02.11

5.2

Человеческие расы, национальности.

19.02.11

5.3

Человеческие расы, национальности.

02.03.11

5.4

Урок – практикум. Посадка растений

04.03.11

5.5

Урок – практикум. Посадка растений

09.03.11

5.6

Семья, происхождение  имён, фамилий.

11.03.11

5.7

Природные условия и человек.

16.03.11

5.8

Страна, где мы живём.

18.03.11

5.9

Фотографии моей Родины. Заочное путешествие по нашей стране.

23.03.11

5.10

Фотографии моей Родины. Заочное путешествие по нашей стране.

25.03.11

5.11

Заочное путешествие по родному краю

06.04.11

5.12

Заочное путешествие по родному краю

08.04.11

5.13

Мы разные по внешнему виду  и возрасту.

13.04.11

5.14

Мы живём в разные времена суток.

15.04.11

5.15

Мы живём в разных странах.

20.04.11

5.16

Что вы знаете о своей стране.

22.04.11

517

Из истории древней Руси.

27.04.11

5.18

Законы современной жизни.

29.04.11

5.19

Ознакомление с Красной книгой.

04.05.11

5.20

Животные и растение  нашей республики, занесённые в Красную книгу.

06.05.11

5.21

Урок – викторина «Лесная сказка»

11.05.11

5.22

Отдых людей.

13.05.11

5.23

Связь между людьми на планете.

18.05.20

5.24

Обобщение изученного; контрольная работа

      1ч

20.05.11

ИТОГО:

66ч

-

-

Тематическое  планирование по дисциплине

« окружающий мир» в 1 классе

№п\п

Наименование

 разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося., ч

Из них

Теоретическое обучение.,ч

Лабораторные и практические работы.,ч

Контрольная работа.,ч

Экскурсия.,ч

Самостоятельная работач

1

Природа

-

-

-

-

2

Звёзды, планеты.

16ч

14ч

-

-

-

3

Развитие Земли.

12ч

12ч

-

-

-

-

4

Становление человека.

-

-

-

5

 

Кто мы такие?

24ч

21ч

-

-

ИТОГО:

66ч

60ч

-

Пояснительная записка.

              Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету “Окружающий мир”, а также авторской программы “Мы и окружающий мир” Дмитриева И.Я., Казаков А.Н.,Самара , издательство «Карпорация Фёдоров»(образовательная развивающая программа Л.В.Занкова, утверждена в 2005 году.)

              В основе методики преподавания курса “Мы и окружающий мир ” лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплекс. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира, встречи с людьми разных профессий. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделяется расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

               Учебный курс “Мы и окружающий мир” занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.

Цель курса:

  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать,
  2. обобщать объекты окружающего мира, рассуждать,
  3. решать творческие задачи.

Задачи:

  1. воспитание любви к своей Родине; к своей малой родине – городу Саранску;
  2. расширять систему представлений и первоначальных понятий об объектах окружающего мира, их разнообразии, свойствах, бережном отношении к природе;
  3. учить детей находить нужные источники и отбирать интересующий материал;
  4. способствовать развитию наблюдательности, развивать речь, аналитическое мышление, интерес к познанию окружающего мира, умение делать выводы и умозаключения.

              Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов, наряду с определенными автором, обозначен исследовательский метод. Внедрение методики организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.

             Конкретизированы требования уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию 1 класса, детализированы дидактические единицы, дополнен перечень практических занятий, внесены некоторые изменения в содержание разделов, тем, перечень практических занятий с учетом местных географических условий, материально-технической базы школы. Так, например, включен материал краеведческого характера.

            Почти каждая содержательная линия предусматривает проведение обучающимися проектно-исследовательских работ. Темы исследований должны быть такими, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей, способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Поэтому исследования носят краткосрочный характер. Все проводимые исследования способствуют формированию общеучебных умений и навыков: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью, выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения и другие. Обучающиеся первого класса не владеют навыками проведения самостоятельных исследований, поэтому исследования носят коллективную или групповую форму.

          Основные содержательные линии программы: «Природа», «Звёзды, планеты», «Развитие Земли», «Становление человека», «Кто мы такие»

         В соответствии с базисным учебным планом курс “Окружающий мир” изучается с 1-4 класс по 2 часа в неделю, всего 66 ч В содержании учебной программы и в требованиях к уровню подготовки обучающихся курсивом выделен материал, который не внесен в требования федерального стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

        Особое значение изучения  предмета «Мы и окружающий мир»  состоит в формировании целостного взгляда на окружа ющую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью предмета является включение знаний, которые способ ствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред ставления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

            Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек - природа – общество», воспитание пра вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

             «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

 - устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа – общество»;

- осознает необходимость выполнения правил поведе ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

-  подготавливается к изучению базовых предметов в ос новной школе.

                  Образовательная функция предмета заключается в фор мировании разнообразных представлений о природе, челове ке и обществе, элементарной ориентировке в доступных есте ственнонаучных, обществоведческих, исторических поня тиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

              Реализация развивающей функции обеспечивает осо знание отдельных (доступных для понимания) связей в при родном и социальном мире, психическое и личностное разви тие школьника; формирование предпосылок научного миро воззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные при знаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, по нимать главную мысль научного текста, осознавать, что лю бое событие происходит во времени и пространстве, фикси ровать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эру диции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

               Воспитывающая функция включает решение задач со циализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоциональ но-положительного взгляда на мир, формирование нрав ственных и эстетических чувств.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

        1. Принцип интеграции - соотношение между естествен нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от ношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника - целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание от дельных сторон действительности в их взаимосвязи. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору со держания в системе «человек - природа – общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его caмость, «человек и творческая деятельность» и др.

       2. Педоцентрический принцип определяет отбор наибо лее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необхо димых для его индивидуального психического и личностно го развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовле творить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

                 Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действитель ности.

       3. Культурологический принцип понимается как обеспе чение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз растную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется об щекультурным сведениям - о творческой деятельности лю дей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.

        4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко логического образования младшего школьника при ознаком лении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружа ющей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).

          5.Принцип поступательности обеспечивает постепенно сть, последовательность и перспективность обучения, возмо жность успешного изучения соответствующих естественно научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

             6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изу чении природы и общественных явлений широко использо вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто рический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чув ственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

            С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

            «Мы и окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).

             Программа предусматривает проведение уроков обоб щения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го сударства.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

называть:

. свое полное имя, домашний адрес, город, страну, глав ный город страны;

. основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

. основные правила здорового образа жизни;

. основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);

. основные условия благополучной жизни растений и животных;

. профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);

. улицы, расположенные вблизи школы и дома; основ ные учреждения культуры, быта, образования;

. основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать (сопоставлять):

. знаки светофора; знаки дорожного движения, необхо димые для соблюдения безопасности;

. основные нравственно-этические понятия (сочув ствие - равнодушие; трудолюбие - леность; послушание  непослушание );

. различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.);

. времена года;

. животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);

. произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи  в учебных и бытовых ситуациях:

. выполнять режим своего дня;

. определять время по часам с точностью до часа;

. подготавливать свое учебное место к работе;

. оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

. выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

. ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

. выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;

. составлять описательный рассказ по картине, игруш ке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

Знать/понимать:

– свое полное имя, полный домашний адрес, свою страну, ее столицу, свой город и его достопримечательности;
– государственную символику (герб, флаг, гимн);
– государственные праздники (8 Марта, Новый год, День Космонавтики);
– основные свойства воды;
– основные помещения школы и их месторасположение;
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– основные нравственно – этические понятия (трудолюбие – лень, послушание –    непослушание, сочувствие – равнодушие);
– основные условия благоприятной жизни растений и животных;
– основные правила поведения, обращения с бытовыми приборами
– профессии, характерные для Мордовии.

Уметь:

– различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы;
– определять время по часам;
– выделять части дороги, различать дорожные знаки и сигналы светофора;
– приводить примеры разных групп растений и животных ;
– различать времена года;
– показать на карте границы России и ее столицу;
– действовать в случаях возникновения возгорания.

Использовать полученные знания для:

– общения со сверстниками и взрослыми;
– ухода за растениями;
– выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
– подготовки к уроку рабочего места;
– выполнения правил поведения в природе;
– установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
– составления рассказа о своем городе и столице России.

Общеучебные умения и навыки, выработке которых способствует проектно-исследовательская деятельность:

Изучение окружающей действительности:

  1. наблюдения объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью.
  2. Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения , способы объединения предметов по общему признаку.
  3. Речевая деятельность: работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся; построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге.
  4. Планирование и организация деятельности: выполнение инструкций и простейших алгоритмов, установление последовательности действий для решения задачи.
  5. Работа в группе: умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, правила сотрудничества в коллективной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по программе развивающего обучения Л. В. Занкова (учебник Н. Я. Дмитриева, Н. А. Казаков)

Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс программа Занкова в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа предмет окружающий мир, 4 класс, авторы курса Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков

Планирование уроков окружающего мира, 4 класс, авторы учебника Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс, система Занкова Л.В. Автор учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казаковым, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы...

Тест по теме: "Жизнь древних людей" (Учебник Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков "Окружающий мир" 3 класс)

Вопросы взяты из текстов учебника. Тест позволяет проконтролировать, насколько внимательно читается текст ребенком....

2 класс Окружающий мир (учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)Тема: «Что такое экология». Технологическая карта урока

Урок поможет сформировать представление об экологии, о ее роли в жизни человека; основы экологической грамотности, эмоционально-ценностное отношение к природе; социально-активную позицию по ...

Проверочная работа по окружающему миру Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков 3 класс, 2 четверт.ь система Занкова

Проверочная работа  поможет проверить знания учащихся по темам Самые древние государства, Античность, Древняя Греция, Древний Рим.  Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 3 класс системы Занко...