рабочая программа по окружающему миру 1 класс, И.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа предназначена для правильной и грамотной организации учебного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО_______ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/__________________/ «___»__________200__г.
«___»___________200__г.
Рабочая программа
учебного курса «окружающий мир»
в 1 «Л» классе
Составитель:
Федосеева Ирина Григорьевна
2010г.
Календарно – тематический план
по окружающему миру в 1 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Самостоятельные работы., часы | Дата проведения занятия | |||
Теоретическая часть | Контрольные работы., часы | ||||||
I | Природа | 4ч | - | - | - | ||
1.1 | Где мы живём? Природа и её изменчивость | 1ч | 08.09.10 | ||||
1.2 | Первые «учебники» человечества. | 1ч | 10.09.10 | ||||
1.3 | Вселенная - это космос. | 1ч | 15.09.10 | ||||
1.4 | Обобщение изученного; проверь себя. | 1ч | 17.09.10 | ||||
II | Звёзды, планеты. | 16ч | - | - | - | ||
2.1 | Земля как планета | 1ч | 22.09.10 | ||||
2.2 | Условия, необходимые для жизни на Земле. | 1ч | 24.09.10 | ||||
2.3 | Значение воды на Земле. Экология воздушного пространства. | 1ч | 29.09.10 | ||||
2.4 | Значение воздуха на Земле. Экология воздушного пространства. | 01.11.10 | |||||
2.5 | Разнообразие природы ( на примере России и родного края) | 1ч | 06.10.10 | ||||
2.6 | Живая и неживая природа. Красная книга. | 1ч | 08.10.10 | ||||
2.7 | Признаки живой природы. Белая книга природы. | 1ч | 13.10.10 | ||||
2.8 | Животные. | 1ч | 15.10.10 | ||||
2.9 | Растения. Строение растений. «Чёрный список» Красной книги природы | 1ч | |||||
2.10 | Урок – экскурсия. | 1ч | 20.10.10 | ||||
2.11 | Урок – экскурсия. | 1ч | 22.10.10 | ||||
2.12 | Комнатные растения. | 1ч | 27.10.10 | ||||
2.13 | Разнообразие животных и растений. | 1ч | 29.10.10 | ||||
2.14 | «Мои четвероногие друзья» | 1ч | 10.11.10 | ||||
2.15 | Природа и человек | 1ч | 12.11.10 | ||||
2.16 | Народные праздники | 1ч | 17.11.10 | ||||
2.17 | Обобщение изученного; проверь себя. | 1ч | 19.11.10 | ||||
III | Развитие Земли. | 12ч | - | - | - | ||
3.1 | Земная поверхность. Труд человека. | 1ч | 24.11.10 | ||||
3.2 | Этапы изучения планеты Земля. | 1ч | 26.11.10 | ||||
3.3 | Глобус – модель Земли. | 1ч | 01.12.10 | ||||
3.4 | Географическая карта. Азбука географии. | 1ч | 03.12.10 | ||||
3.5 | Азбука географии. | 1ч | 08.12.10 | ||||
3.6 | Облик земли постоянно меняется. | 1ч | 10.12.10 | ||||
3.7 | Тепловые пояса. | 1ч | 15.12.10 | ||||
3.8 | Появление и развитие жизни на Земле. | 1ч | 17.12.10 | ||||
3.9 | Древние и современные растения и животные. | 1ч | 22.12.10 | ||||
3.10 | Урок – викторина «Удивительные превращения» | 1ч | 24.12.10 | ||||
3.11 | Растительноядные и хищные животные. | 1ч | 29.12.10 | ||||
3.12 | Обобщение пройденного; проверь себя. | 1ч | 12.01.11 | ||||
IX | Становление человека. | 9ч | - | - | - | ||
4.1 | Древние люди. Человек – собиратель растений. | 1ч | 14.01.11 | ||||
4.2 | Изменения древнего человека. Родовой строй. | 1ч | 19.01.11 | ||||
4.3 | Орудия труда. Кочевники и земледельцы. | 1ч | 21.01.11 | ||||
4.4 | Одомашнивание животных. | 1ч | 27.01.11 | ||||
4.5 | Окультуривание растений. | 1ч | 29.01.11 | ||||
4.6 | Земля рассказывает о себе. | 1ч | 02.02.11 | ||||
4.7 | Общие представления об археологии, палеонтологии. | 1ч | 04.02.11 | ||||
4.8 | Урок- экскурсия в краеведческий музей. | 1ч | 09.02.11 | ||||
4.9 | Обобщение пройденного; проверь себя. | 1ч | 11.02.11 | ||||
X |
Кто мы такие? | 23ч | - | - | - | ||
5.1 | Мы – часть окружающего мира. | 1ч | 17.02.11 | ||||
5.2 | Человеческие расы, национальности. | 1ч | 19.02.11 | ||||
5.3 | Человеческие расы, национальности. | 1ч | 02.03.11 | ||||
5.4 | Урок – практикум. Посадка растений | 1ч | 04.03.11 | ||||
5.5 | Урок – практикум. Посадка растений | 1ч | 09.03.11 | ||||
5.6 | Семья, происхождение имён, фамилий. | 1ч | 11.03.11 | ||||
5.7 | Природные условия и человек. | 1ч | 16.03.11 | ||||
5.8 | Страна, где мы живём. | 1ч | 18.03.11 | ||||
5.9 | Фотографии моей Родины. Заочное путешествие по нашей стране. | 1ч | 23.03.11 | ||||
5.10 | Фотографии моей Родины. Заочное путешествие по нашей стране. | 1ч | 25.03.11 | ||||
5.11 | Заочное путешествие по родному краю | 1ч | 06.04.11 | ||||
5.12 | Заочное путешествие по родному краю | 1ч | 08.04.11 | ||||
5.13 | Мы разные по внешнему виду и возрасту. | 1ч | 13.04.11 | ||||
5.14 | Мы живём в разные времена суток. | 1ч | 15.04.11 | ||||
5.15 | Мы живём в разных странах. | 1ч | 20.04.11 | ||||
5.16 | Что вы знаете о своей стране. | 1ч | 22.04.11 | ||||
517 | Из истории древней Руси. | 1ч | 27.04.11 | ||||
5.18 | Законы современной жизни. | 1ч | 29.04.11 | ||||
5.19 | Ознакомление с Красной книгой. | 1ч | 04.05.11 | ||||
5.20 | Животные и растение нашей республики, занесённые в Красную книгу. | 1ч | 06.05.11 | ||||
5.21 | Урок – викторина «Лесная сказка» | 1ч | 11.05.11 | ||||
5.22 | Отдых людей. | 1ч | 13.05.11 | ||||
5.23 | Связь между людьми на планете. | 1ч | 18.05.20 | ||||
5.24 | Обобщение изученного; контрольная работа | 1ч | 20.05.11 | ||||
ИТОГО: | 66ч | - | - | 1ч |
Тематическое планирование по дисциплине
« окружающий мир» в 1 классе
№п\п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося., ч | Из них | ||||
Теоретическое обучение.,ч | Лабораторные и практические работы.,ч | Контрольная работа.,ч | Экскурсия.,ч | Самостоятельная работач | |||
1 | Природа | 4ч | 4ч | - | - | - | - |
2 | Звёзды, планеты. | 16ч | 14ч | - | - | 2ч | - |
3 | Развитие Земли. | 12ч | 12ч | - | - | - | - |
4 | Становление человека. | 9ч | 8ч | - | - | 1ч | - |
5 |
Кто мы такие? | 24ч | 21ч | 2ч | 1ч | - | - |
ИТОГО: | 66ч | 60ч | 2ч | 1ч | 3ч | - |
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету “Окружающий мир”, а также авторской программы “Мы и окружающий мир” Дмитриева И.Я., Казаков А.Н.,Самара , издательство «Карпорация Фёдоров»(образовательная развивающая программа Л.В.Занкова, утверждена в 2005 году.)
В основе методики преподавания курса “Мы и окружающий мир ” лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплекс. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира, встречи с людьми разных профессий. Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание уделяется расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Учебный курс “Мы и окружающий мир” занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока.
Цель курса:
- Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать,
- обобщать объекты окружающего мира, рассуждать,
- решать творческие задачи.
Задачи:
- воспитание любви к своей Родине; к своей малой родине – городу Саранску;
- расширять систему представлений и первоначальных понятий об объектах окружающего мира, их разнообразии, свойствах, бережном отношении к природе;
- учить детей находить нужные источники и отбирать интересующий материал;
- способствовать развитию наблюдательности, развивать речь, аналитическое мышление, интерес к познанию окружающего мира, умение делать выводы и умозаключения.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что одним из основных методов, наряду с определенными автором, обозначен исследовательский метод. Внедрение методики организации исследовательской деятельности на уроках окружающего мира обосновано, тем, что исследовательский метод является одним из эффективных способов познания окружающего мира ребенком и средством формирования общеучебных и учебных навыков.
Конкретизированы требования уровню усвоения предмета обучающимися по окончанию 1 класса, детализированы дидактические единицы, дополнен перечень практических занятий, внесены некоторые изменения в содержание разделов, тем, перечень практических занятий с учетом местных географических условий, материально-технической базы школы. Так, например, включен материал краеведческого характера.
Почти каждая содержательная линия предусматривает проведение обучающимися проектно-исследовательских работ. Темы исследований должны быть такими, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных особенностей, способность долго концентрировать внимание на одном объекте у учащихся начальной школы ограничена. Поэтому исследования носят краткосрочный характер. Все проводимые исследования способствуют формированию общеучебных умений и навыков: наблюдение объектов окружающего мира, обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью, выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения и другие. Обучающиеся первого класса не владеют навыками проведения самостоятельных исследований, поэтому исследования носят коллективную или групповую форму.
Основные содержательные линии программы: «Природа», «Звёзды, планеты», «Развитие Земли», «Становление человека», «Кто мы такие»
В соответствии с базисным учебным планом курс “Окружающий мир” изучается с 1-4 класс по 2 часа в неделю, всего 66 ч В содержании учебной программы и в требованиях к уровню подготовки обучающихся курсивом выделен материал, который не внесен в требования федерального стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Особое значение изучения предмета «Мы и окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружа ющую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью предмета является включение знаний, которые способ ствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред ставления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета - формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек - природа – общество», воспитание пра вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек - природа – общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведе ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в ос новной школе.
Образовательная функция предмета заключается в фор мировании разнообразных представлений о природе, челове ке и обществе, элементарной ориентировке в доступных есте ственнонаучных, обществоведческих, исторических поня тиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осо знание отдельных (доступных для понимания) связей в при родном и социальном мире, психическое и личностное разви тие школьника; формирование предпосылок научного миро воззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений - выделять существенные и несущественные при знаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, по нимать главную мысль научного текста, осознавать, что лю бое событие происходит во времени и пространстве, фикси ровать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эру диции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач со циализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоциональ но-положительного взгляда на мир, формирование нрав ственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции - соотношение между естествен нонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных от ношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника - целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание от дельных сторон действительности в их взаимосвязи. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору со держания в системе «человек - природа – общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его caмость, «человек и творческая деятельность» и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наибо лее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необхо димых для его индивидуального психического и личностно го развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовле творить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действитель ности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспе чение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его воз растную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется об щекультурным сведениям - о творческой деятельности лю дей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п.
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи эко логического образования младшего школьника при ознаком лении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружа ющей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
5.Принцип поступательности обеспечивает постепенно сть, последовательность и перспективность обучения, возмо жность успешного изучения соответствующих естественно научных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изу чении природы и общественных явлений широко использо вать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исто рический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чув ственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.
«Мы и окружающий мир» - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обоб щения. Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего го сударства.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
называть:
. свое полное имя, домашний адрес, город, страну, глав ный город страны;
. основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
. основные правила здорового образа жизни;
. основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
. основные условия благополучной жизни растений и животных;
. профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
. улицы, расположенные вблизи школы и дома; основ ные учреждения культуры, быта, образования;
. основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
. знаки светофора; знаки дорожного движения, необхо димые для соблюдения безопасности;
. основные нравственно-этические понятия (сочув ствие - равнодушие; трудолюбие - леность; послушание непослушание );
. различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т. п.);
. времена года;
. животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
. произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
. выполнять режим своего дня;
. определять время по часам с точностью до часа;
. подготавливать свое учебное место к работе;
. оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
. выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
. ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
. выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
. составлять описательный рассказ по картине, игруш ке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
Знать/понимать:
– свое полное имя, полный домашний адрес, свою страну, ее столицу, свой город и его достопримечательности;
– государственную символику (герб, флаг, гимн);
– государственные праздники (8 Марта, Новый год, День Космонавтики);
– основные свойства воды;
– основные помещения школы и их месторасположение;
– правила сохранения и укрепления здоровья;
– основные нравственно – этические понятия (трудолюбие – лень, послушание – непослушание, сочувствие – равнодушие);
– основные условия благоприятной жизни растений и животных;
– основные правила поведения, обращения с бытовыми приборами
– профессии, характерные для Мордовии.
Уметь:
– различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы;
– определять время по часам;
– выделять части дороги, различать дорожные знаки и сигналы светофора;
– приводить примеры разных групп растений и животных ;
– различать времена года;
– показать на карте границы России и ее столицу;
– действовать в случаях возникновения возгорания.
Использовать полученные знания для:
– общения со сверстниками и взрослыми;
– ухода за растениями;
– выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
– подготовки к уроку рабочего места;
– выполнения правил поведения в природе;
– установления связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
– составления рассказа о своем городе и столице России.
Общеучебные умения и навыки, выработке которых способствует проектно-исследовательская деятельность:
Изучение окружающей действительности:
- наблюдения объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов наблюдения с поставленной целью.
- Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения , способы объединения предметов по общему признаку.
- Речевая деятельность: работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для учащихся; построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге.
- Планирование и организация деятельности: выполнение инструкций и простейших алгоритмов, установление последовательности действий для решения задачи.
- Работа в группе: умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, правила сотрудничества в коллективной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по программе развивающего обучения Л. В. Занкова (учебник Н. Я. Дмитриева, Н. А. Казаков)
Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс программа Занкова в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа предмет окружающий мир, 4 класс, авторы курса Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков
Планирование уроков окружающего мира, 4 класс, авторы учебника Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков (система Л. В. Занкова)...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс, система Занкова Л.В. Автор учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казаковым, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы...
Тест по теме: "Жизнь древних людей" (Учебник Н.Я. Дмитриева, А. Н. Казаков "Окружающий мир" 3 класс)
Вопросы взяты из текстов учебника. Тест позволяет проконтролировать, насколько внимательно читается текст ребенком....
Тест по окружающему миру. Дмитриева Н.Я. , Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса.
Тест по теме: "На подступах к новому времени" стр.58-69....
2 класс Окружающий мир (учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков)Тема: «Что такое экология». Технологическая карта урока
Урок поможет сформировать представление об экологии, о ее роли в жизни человека; основы экологической грамотности, эмоционально-ценностное отношение к природе; социально-активную позицию по ...
Проверочная работа по окружающему миру Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков 3 класс, 2 четверт.ь система Занкова
Проверочная работа поможет проверить знания учащихся по темам Самые древние государства, Античность, Древняя Греция, Древний Рим. Учебник Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 3 класс системы Занко...