Технологическая карта по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Окружающий мир 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_4_klass.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

(ГАПОУ СО «СОПК»)

Технологическая карта урока окружающий мир

на тему: «Отечественная война 1812 года»

 Выполнила студентка 24 группы

Специальности:

 Преподавание в начальных классах

Склёмина Дарья Александровна

Зенкова Елизавета

Калинкина Диана

Демьяненко Анастасия

Чернышева Татьяна

Методист: Дустанова А.Д.___________

  МАОУ «Гимназия №237» 4 «Б» класс г. Саратова

          Учитель: Ковылова Н.М.___________

         Дата проведения: 02.03.2022г.

                                         Оценка________

Саратов 2022

Тема:« Отечественная война 1812 года».

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель: создать условия для формирования представления учащихся о войне 1812 года. 

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с причинами, этапами и результатом войны 1812 года;

Развивающие:

Способствовать формированию  умений анализировать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

Содействовать формированию нравственных качеств, таких, как доброжелательность, уважительность

Формы работы, используемые на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: Компьютер, мультимедийная доска, презентация, видеоролик, учебник 4 «Перспектива» 2 часть

УМК: «Перспектива» 4 класс ,авторы А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.


Ход урока

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма орг.уч.р

Дидактич ср., инт. об.

Формы контр, сам. и вз.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Словесный метод(рассказ)

Приветствует учеников

Начинаем мы опять

По истории шагать.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

Проверьте вашу готовность к уроку: на партах должны быть тетрадь, учебник, дневник и пенал.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность

Ф

Мультимедийная доска

Самоконтроль (учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу).

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Л–  имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету;

Р – принимают и сохраняют учебные задачи;

Сформированы мотивы учебной деятельности; осознание смысла учения; место.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

Словесный метод.(беседа)

Актуализирует знания учеников.

- Перед тем, как приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках?(на слайде буду представление вопросы)

1.Какой девиз был у А.В.Суворова?

2.В чём состоят заслуги Ф.Ф.Ушакова?

3.Какое событие произошло в 1812 году?

Слушают .

1. "Жизнь - Отечеству, честь - никому!"

2.Не проиграл ни одного из 43 походов,в которых участвовал ,и не потерял в них ни одного корабля.В 1799 он штурмом взял на острове Корфу морскую крепость и освободил от французских войск Ионические острова в Средиземном море. Проявлял навыки дипломата:был одним из авторов государственной конституции Греции и одним из создателей Республики Семи Ионических островов.

3.Затрудняются ответить

Ф

Мультимедийная доска, презентация, учебник.

Устный контроль.  .

Подготовиться к аккуратному письму в тетради.

П:

Умение строить рассуждение при формулировке ответа.

К:

Умение учитывать разные мнения сверстников;

Р:

Умение учитывать выделенные учителем ориентиры.

Умение высказывать свое предположение;

3.Выявление места и причины затруднения.

Дать возможность учащимся осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков  им не хватает

Словесный метод(беседа)

Задаёт вопросы.

-Почему вы затрудняетесь ответить?

Зачитывает отрывок «Бородино».

-Для того, чтобы определить тему урока, послушайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
-Знакомо ли вам это произведение?
-Как вы думаете, о чем этот отрывок?
-А кто-нибудь знает, какой именно войне посвящено это стихотворение?
-Правильно. Как вы уже догадались, тема урока – Отечественная война 1812 года.

Недостаточно знаний

Слушают отрывок

-Да/Нет

-молодой человек расспрашивает своего дядю о военных событиях

-Затрудняются ответить
-
 Отечественной войне 1812 года или войне с Наполеоном

Ф

Мультимедийная доска;

Устный контроль

Формирование представлений об основных изучаемых понятиях;

Р: умение выявлять, в чем состоит затруднение;

Осознание того, что уже освоено и того, что ещё нужно освоить;

К: учёт мнения окружающих,

участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний;

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать составление плана работы на уроке.

Словесный метод(беседа)

Строит проект выхода из затруднения.

-Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цель.

- Что нам нужно узнать? С чем познакомиться?

Цель будет начинаться со слов «Познакомиться»

 

Сегодня мы с вами  познакомимся с отечественной войной 1812 года.

Ребята,на слайде план урока

  • Рассказ о Наполеоне
  • Рассказ о начале войны
  • Конец войны
  • Знакомство с Кутузовым  

Расставьте по порядку этапы.

Определяют цель урока

Цель нашего урока:

«Познакомиться с Отечественной войной 1812 года»

1.Рассказ о начале войны

2.Рассказ о Наполеоне

3.Знакомство с Кутузовым

4.Конец войны

Ф

Мультимедийная доска, презентация, карточки.

Устный контроль

Систематизация материала;

П:

ознакомление с планом работы на уроке;

Р:

Умение принимать и сохранять учебную задачу;

К:

Умение задавать вопросы;

Умение строить понятные друг другу высказывания;

Оценивание усвояемого материала;

5. Реализация построенного проекта

Физкультминутка

5. Реализация построенного проекта

Создать условия для самостоятельного знакомства с новым знанием.

Повышение внимания и активности детей на последующем этапе занятий обучающихся

Словесный метод(рассказ,беседа)

 Рассказ учителя о начале войны.

 Война между Францией и Россией была неизбежна. Она стала закономерным результатом международной обстановки, которая сложилась в Европе к началу ХIХ века. Причиной конфликта было соперничество двух держав – Франции и Англии. В этот конфликт была втянута и Россия. Дело в том, что по мирному договору с Францией 1807 года. Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года. Во главе Франции был Наполеон Бонапарт (1769 – 1821). Наполеону подчинялась практически вся Европа.

Учитель читает 1 абзац на странице 52

-Что вы узнали из этого абзаца?

Рассказывает о Наполеоне Бонапарте.

-А сейчас я  вам расскажу немного о Наполеоне

- Французский полководец Наполеон Бонапарт - человек необычной судьбы. Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г. Наполеона провозгласили императором.

В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

- «Через 3 года я буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее,- заявлял Наполеон накануне войны, - Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце».

- Объясните слова Наполеона.

К июню 1812 года армия Наполеона насчитывала более 600 тыс. человек и имела 1372 артиллерийских орудия. Русские войска были разделены на три армии и рассредоточены на фронте в 600 км вдоль западной границы. Всего к началу войны здесь было около 240 тыс. человек и тысяча орудий.

-Кто такой Наполеон Бонапарт? Правильно.

-Теперь на странице 52 вы начинаете читать со второго абзаца. Только внимательно следите, в любой момент я могу остановить и начнёт читать другой ученик.(читают до «Наполеон вступил..»

-Что вы узнали из этого отрывка?

Включает видеоролик.

Давайте посмотрим небольшой видеоролик о Кутузове.

-Что вы узнали о Кутузове?

А теперь давайте рассмотрим картину на странице 53 «Кутузов во время Бородинской битвы» А.Шепелюк.

-Что вы видите на картине?

 

Учитель проводит физминутку

Мы все вместе рассуждали,

Слушали, запоминали

И немножечко устали.

Физминутку проведём

И все вместе отдохнём.

Встали ровненько ребята

Пошагали как солдаты,

Влево, вправо наклонитесь,

На носочках потянитесь,

Загляните-ка за куст,

Не сидит ли там француз?

-А теперь давайте продолжим читать текст.(Имя)

Читать начинаем на странице 53 со слов «Наполеон вступил…»

-  Чем закончилась война?

Слушают учителя

12 июня 1812 года Наполеон начал войну с Россией


-Он хотел захватить самые главные города России

-Французский полководец

Читают по цепочке.

Наполеон захватил многие города России. Кутузов потерял половину своей армии, поэтому ему пришлось отступить и оставить Москву.

смотрят видеоролик

Ответы учеников

Описывают, что видят на картине.

- На картине изображён Кутузов и его войско.

(Читают до конца)

Война закончилась победой России

Ф

Мультимедийная доска;

учебник;

карточки

Устный контроль;

Письменный контроль;

Умение делать выводы и обобщать полученные знания

научатся: представлять физкультминутки как средство укрепления здоровья и физического развития;

Р:

Умение работать по предложенному плану;

Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, других учащихся;

К:

Умение высказывать своё мнение, учитывать мнение одноклассников;

П:

Умение строить сообщение в устной форме;

Формирование мотивации к аналитической деятельности (к анализу);

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Создать условия для осознанного применения полученных знаний.

Практический метод(упражнения)

Словесный метод(беседа)

Учитель проводит фронтальный опрос.

2.Фронтальный опрос

  1. Когда началась Отечественная война? 
  2. Почему русские войска отступали? 
  3. Почему Наполеон оставил Москву?
  4.  Что построено в Москве в честь победы над Наполеоном?

Учитель даёт задание в парах.

Давайте поработаем в группах. 1ряд-1 группа; 2 ряд-2 группа; 3 ряд-3 группа.

1 группа назовёт причину войны;2-Имя французского императора;3-Название картины А. Шепелюка

1.(12 июня 1812 года французская армия, выполняя приказ Наполеона, начала переход русской пограничной реки Неман.)

2.Удар французов был так силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление

3.Москву сожгли и было молчание на его предложение о мире

4.Скульптурный памятник

Ф

Рабочая тетрадь

Устный контроль;

Овладение общепринятыми понятиями.

Систематизация материала.

К:

Умение формулировать собственное мнение;

Умение оценивать правильность выполнения  задания;

П:

Умение ориентироваться в разнообразии способов решения задачи;

Познавательная активность, интерес к познанию;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.Этап включения в систему знаний и повторения

Организация самостоятельной работы с проверкой по эталону.

 Закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Практический метод(упражнения)

Словесный(беседа

Учитель даёт самостоятельную работу.

А сейчас вы выполните самостоятельную работу

-Для того чтобы проверить, как вы усвоили тему урока вам нужно будет ответить на несколько вопросов.

Раздаю тест

1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:

а) Багратион,

б) Наполеон,

в) Барклай- де- Толли.

2.Какую цель преследовал Наполеон, когда нападал на разные страны?

а ) Любил войну

б ) Мечтал покорить весь мир

в ) Мстил своим обидчикам

3.Французская армия вторглась в Россию:

а) 1 сентября 1812 года,

б) 14 ноября 1812 года,

в) 12 июня 1812 года.

4.Главнокомандующим русской армии был назначен:

а) М. И. Кутузов,

б) А. В. Суворов,

в) Ф. Ф. Ушаков.

Показывает на слайде картину.

-Давайте рассмотрим картину ,где изображена Отечественная война

Эту картину написал художник Алексей Федоров «Бой под Тарутино 1812»

Что изображено на этой картине?

Выполняют самостоятельную работу

1.б

2.б

3.в

4.а

На этой картине изображена битва между русскими и французами

И

Ф

Мультимедийная доска,

карточки с

заданиями

Мультимедийная доска

Самоконтроль

Устный контроль

Развитие обще-учебных умений учеников.

Развитие обще-учебных умений учеников.

К:

Умение использовать  полученные знания;

Умение оценивать правильность выполнения  задания;

П:

Умение опираться  на полученные  знания;

Р:

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

К:

Умение использовать  полученные знания;

Умение оценивать правильность выполнения  задания;

П:

Умение опираться  на полученные  знания;

Р:

Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности;










Развитие самостоятельности и личной ответственности;

9. Рефлексия учебной деятельности (итог).

Выяснить, что больше всего запомнили на уроке, какие трудности возникли, осознанно оценить собственную деятельность.

Словесный

Метод(беседа)

Организует итоги урока.

Ребята, а знаете ли вы, что такое патриотизм?

А являетесь ли вы патриотами?

-Ребята, на слайде показаны фразы ,а вы выберите фразу и расскажите о нашем уроке

Сегодня на уроке:

Я узнал (-а) …

Я бы хотел (-а) …

Новые знания мне …

- Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке?

это глубокое чувство любви к своему отечеству и своей родине, готовность всячески ей служить, защищать ее и жертвовать собой во благо ее.

Ф

Презентация

Самокотроль

Р:

Умение оценивать результаты всей проделанной работы;

К:

Умение формулировать  собственноемнение;

Оценивать свою деятельность, выражать мнение по поводу урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...