Конспект урока по теме: "Воздух и его охрана" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Адищева Марина Олеговна

Конспект урока для 3 класса по окружающему миру "Воздух и его охрана".

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока40.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Используемый учебно-методический комплект: Школа России
Учебный предмет (дисциплина): Окружающий мир

Класс: 3 «Д»

Дата проведения: 04.10.2019

Учитель: Кононова Марина Олеговна

Тема урока: Воздух и его охрана.

Цель урока: научиться исследовать воздух как вещество и исследовать с помощью опытов его свойства.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания: Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.

Умения: Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха. Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах.

Метапредметные:

  1. Регулятивные УУД: 
  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке
  1. Познавательные УУД: 
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать диаграммы;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений
  1. Коммуникативные УУД:
  • формулировать ответы на вопросы;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • составлять рассказ на заданную тему;

Личностные результаты: 

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности
  • способность к сотрудничеству со сверстниками в разных социальных ситуациях (при соблюдении правил экологической безопасности);
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил экологической безопасности в повседневной жизни.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.

Ресурсы:  

 - для учителя: учебник, презентация, проектор, видеофрагмент, аудиоколонки, карточки с заданиями, духи.

 - для ученика: учебник, ручка, карандаш, линейка.


Ход урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Личностные результаты: 

внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, теперь улыбнитесь мне. Присаживайтесь.

Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. На партах должны лежать учебник, дневник, тетрадь, пенал.

Здравствуйте.

Проверяют готовность к уроку.

0,5 мин.

II. Актуализация знаний.

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы;

Познавательные УУД: 

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Прежде чем начнем урок, вспомним прошлую тему.

  1. Где встречаются в природе такие вещества, как поваренная соль и сахар?

  1. Что собой представляет крахмал? Как его обнаружить в продуктах питания?

  1. Какие кислоты встречаются в природе? Почему с кислотами нужно обращаться осторожно?

  1. Что такое кислотные дожди? Чем они опасны?

Соль встречается под землёй, в морской воде, сахар - сахарная свёкла и сахарный тростник.

Это белый порошок. Нужно разбавить водой йод, если кануть ею на продукт, который содержит крахмал, то настойка йода приобретет сине-фиолетовый цвет.

Лимонная, муравьиная, щавелевая, яблочная, молочная, уксусная кислоты.

Из-за загрязнения окружающей среды кислоты стали образовывается высоко в небе. Выпадают вместе с дождем, от них страдает растения и всё живое.

3 мин.

III. Постановка учебной задачи.

Познавательные:

сравнивать объекты по различным признакам;

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы;

Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами названия предметов, относящиеся к природе и созданные руками человека. Виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколад, улитка, хомяк.

Зачеркните предметы, созданные руками человека.

На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?

Какие предметы относятся к живой природе?

К неживой природе?

По первым буквам данных слов составьте слово.

Какое слово получилось?

К какой природе относится воздух?

О чем мы с вами сегодня будем говорить?

Виноград, облако, звезда, дерево, улитка, хомяк.

Живая и неживая природа

Виноград, дерево, улитка, хомяк.

Облако, звезда.

Воздух

К неживой

О воздухе

3 мин.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Познавательные УУД: 

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные УУД:

формулировать ответы на вопросы;

Познавательные УУД: 

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

Регулятивные УУД: 

-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

-планировать свои действия в течение урока;

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Кто догадался, о чём идет речь?        

Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи. Воздух нужно охранять.

Посмотрите на слайд, на нем спряталась тема сегодняшнего урока.

Чтобы определить тему урока, уберите лишние символы.

На слайде:

В11о1з1д33у13х 1и3 3е31г331о 1о3х1р33а11н13а1.

Предположите, какая цель нашего урока?

Чтобы определить план урока, я предлагаю вам обратить внимание на слайд. На нем представлены слова, которые расположены не по порядку, ваша задача из этих слов составить предложения, которые будут являться пунктами плана.

План:

  1. Состав и воздух его.
  2. Воздуха свойства.
  3. Воздуха загрязнение его охрана и.

О воздухе.

Воздух и его охрана.

Научиться исследовать воздух как вещество и исследовать с помощью опытов его свойства.

План:

  1. Воздух и его состав.
  2. Свойства воздуха.
  3. Загрязнение воздуха и его охрана.

3 мин

V. «Открытие нового знания»

Регулятивные УУД: 

-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока

Познавательные УУД: 

-понимать содержание текста

-анализировать диаграммы;

-сравнивать объект по различным признакам;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

Коммуникативные УУД:

-формулировать ответы на вопросы;

Познавательные УУД: 

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Регулятивные УУД: 

-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока

Коммуникативные УУД:

-формулировать ответы на вопросы;

Регулятивные УУД: 

-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока

Познавательные УУД: 

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Познавательные УУД: 

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

Коммуникативные УУД:

-формулировать ответы на вопросы;

Регулятивные УУД: 

-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока

Познавательные УУД: 

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Познавательные УУД: 

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

Коммуникативные УУД:

-формулировать ответы на вопросы;

Регулятивные УУД: 

-сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока

Познавательные УУД: 

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Познавательные УУД: 

-понимать содержание текста

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

Коммуникативные УУД:

-формулировать ответы на вопросы;

Как вы думаете, что такое воздух?

Верно. Воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств.

Смогли ли мы жить без воздуха?

Верно, мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы, ведь дыхание - одно из условий существования живых организмов.

Откройте учебник на 46 странице и посмотрите на диаграмму, на которой условно изображен состав воздуха. Что вы можете сказать?

Из каких газов состоит воздух?

Какого газа в воздухе больше всего?

Воздух состоит в основном из азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Почему вы так решили?

Какую роль играют растения для воздуха?

Ребят, сейчас мы с помощью опытов узнаем, какими свойствами обладает воздух.

У вас на партах есть таблица с заданиями. Называется эта таблица «свойства воздуха».

Вам необходимо изучить и записать какими свойствами обладает воздух.

Свойства воздуха

1. Воздух прозрачен или не прозрачен?

2. Имеет ли воздух цвет?

3. Имеет ли воздух запах?

4. Что происходит с воздухом при нагревании?

5. Что происходит с воздухом при охлаждении?

Ребята, посмотрите на таблицу, что мы должны узнать первым делом?

Сравним воздух с непрозрачными предметами. Посмотрим на шкаф, мы его видим. Следовательно, какой вывод можно сделать?

Запишите в таблицу слово «прозрачен».

Посмотрите на предметы, которые находятся в классе. Какого они цвета?

Сравните эти цвета с воздухом.

Воздух имеет цвет?

Какой вывод можем сделать?

Запишите в таблицу слово «бесцветный»

Вдохните глубоко, что вы чувствуете?

Имеет ли воздух запах?

А сейчас я распылю немного духов в воздух.

Глубоко вдохните.

Что вы чувствуете теперь?

Какой вывод можем сделать?

В таблицу запишите, что воздух не имеет запаха.

Посмотрите на таблицу. Что нам еще нужно узнать?

Чтобы узнать, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении посмотрите небольшой видеофрагмент.

Итак, что вы увидели?

Что происходит с воздухом при нагревании?

Запишите слово «расширяется» в таблицу.

Что происходит с воздухом при охлаждении?

Запишите слово «сжимается» в таблицу.

Итак, какими свойствами обладает воздух.

Верно. Мы изучили все свойства воздуха. Теперь перейдем к третьему пункту плана. Как звучит третий пункт плана?

Скажите ребята, что загрязняет воздух?

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнен.

Загрязнение воздуха — это опасно?

Почему вы так решили?

Верно, загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле.

От чего может загрязняться воздух?

Что делается для охраны воздуха? Найдите ответ на 49 странице учебника.

Благодаря чему воздуха не становится меньше?

Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

Воздух – это смесь газов.

Нет, не смогли бы.

Воздух состоит из разных газов, их не поровну.

Воздух состоит из азота, кислорода и углекислого газа.

Больше всего в воздухе азота.

Кислород.

Потому что мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.

Растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород в атмосферу.

Прозрачен воздух или не прозрачен.

Воздух прозрачен, потому что мы видим через него другие предметы.

Шкаф коричневый, доска зеленая, станы желтые.

Нет.

Воздух бесцветен.

Ничего.

Нет.

Запах духов.

Чистый воздух не имеет запаха.

Нам нужно узнать, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?

 

*Смотрят видеофрагмент*

При нагревании из трубки стали выходить пузырьки воздуха.

При нагревании воздух расширяется.

При охлаждении воздух сжимается.

Свойства воздуха

Воздух прозрачен или не прозрачен?

Прозрачен

Имеет ли воздух цвет?

Бесцветный

Имеет ли воздух запах?

Не имеет запаха

Что происходит с воздухом при нагревании?

Расширяется

Что происходит с воздухом при охлаждении?

Сжимается

Воздух: прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Загрязнение воздуха и его охрана.

Заводы, автомобили, пожары.

Опасно.

Потому что загрязнение воздуха угрожает всему живому на Земле.

Выбрасывают ядовитые газы, пыль, сажу. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.

На заводах строят установки, которые улавливают вредные вещества. Ученые разработали новые автомобили, которые не загрязняют воздух.

Благодаря зеленым растениям воздуха не становится меньше. Растения выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Люди сажают растения, деревья. Также строят заводы по очищению воздуха

10 мин.

VI. Первичное закрепление.

Коммуникативные УУД:

-формулировать ответы на вопросы;

Ребята для того, чтобы узнать, как вы усвоили тему урока, я буду называть вам свойства воздуха, а вы должны будете ответить, да или нет.

 Воздух прозрачен?

 Воздух имеет голубой цвет?

 Воздух пахнет?

 Воздух имеет вкус?

 Воздух расширяется при охлаждении?

 В состав воздуха входят газы, как: азот, кислород, углерод?

да

нет

нет

нет

нет

да

2 мин.

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Регулятивные УУД: 

-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

Познавательные УУД: 

-понимать содержание текста

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

Регулятивные УУД: 

-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

Познавательные УУД: 

-понимать содержание текста

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

На столах у вас лежат карточки с самостоятельной работой. Это тестовые задания, вам нужно обвести правильный ответ ручкой.

На выполнение дается пять минут, можете приступать.

Самостоятельная работа.

1.        Какие вещества входят в состав воздуха?

А) водород, медь, цинк

Б) кислород, азот, углекислый газ

В) хлор, фтор, йод

2.        Какой газ воздуха необходим для дыхания?

А) азот

Б) кислород

В) углекислый газ        

3.        Что такое воздух?

А) Смесь видимых газов.

Б) Все газы природы.

В) Смесь невидимых газов.

4.        Какими свойствами обладает воздух?

А) Прозрачен, бесцветен, без запаха, расширяется при нагревании, сжимается при охлаждении.

Б) Голубого цвета, имеет запах, сжимается при нагревании, расширяется при охлаждении.

5.        Как нужно охранять воздух от загрязнения?

 А)  Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.

 Б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

5 минут прошло.  Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения работ. Верные ответы представлены на слайде. Если всё верно поставьте +, если есть 1-2 ошибки – поставьте +-, если больше двух ошибок – поставьте -.

Б) кислород, азот, углекислый газ

Б) кислород

В)

А) Прозрачен, бесцветен, без запаха, не имеет формы, плохо проводит тепло.

Б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

5 мин.

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Познавательные УУД: 

-проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщений

Коммуникативные УУД:

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-составлять рассказ на заданную тему;

Личностные результаты: 

-способность к сотрудничеству со сверстниками в разных социальных ситуациях (при соблюдении правил экологической безопасности);

Для следующего задания вам необходимо объединиться в группы по 4 человека.

Какие правила работы в группах вам нужно соблюдать?

Составьте мини-рассказ о том, чтобы вы предложили, для охраны воздуха.

На составление рассказа вам даётся 5 минут.

Проверка выполнения задания.

1. Уметь договариваться.

2. Уважать мнение каждого.

3. Не перебивать.

4. Не шуметь.

Выступление с рассказами.

10 мин.

IX. Рефлексия деятельности.

Регулятивные УУД: 

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

Коммуникативные УУД:

-формулировать ответы на вопросы;

Какая была цель урока?

Достигли мы цель нашего урока?

Что входит в состав воздуха?

 

Какой газ в воздухе самый важный?

Что нового вы для себя открыли?

Оцените свою работу на уроке. Если вы всё поняли и у вас не осталось вопросов – хлопните в ладоши.

Если вы что-то не поняли – поднимите руку.

Откройте дневники, запишите домашнее задание…

Научиться исследовать с помощью опытов  свойства воздуха.

Достигли.

В состав воздуха входят такие газы, как: азот, кислород, углекислый газ.

Кислород.

1,5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)

В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Воздух и его охрана" 3 класс

             Тема: «Воздух и его охрана.»Цели деятельности учителя: познакомить с составом и свойствами воздуха, познакомить с понятием &laq...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...

Тема "Воздух и его охрана" (3 класс)

Конспект по окружающему миру. 3 класс. Тема "Воздух и его охрана"...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Воздух и его охрана" (3 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о составе и основными физическими свойствами воздухаЗадачи урокаДидактические:Ознакомление обучающихся с по...