Тема "Воздух и его охрана" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект по окружающему миру. 3 класс. Тема "Воздух и его охрана"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_i_ego_ohrana._3kl.doc | 884.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 30.09.2021
База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1
Класс: 3в
Студентка: Леоненкова А.М.
Учебный предмет: Окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: Воздух и его охрана
Тип урока: общеметодологической направленности
Цель: создание условий для углубления знаний о составе воздуха и его основных физических свойств.
Задачи:
Дидактические:
- Углубить знания учащихся о составе воздуха.
- Выявить в ходе работы, какими свойствами он обладает;
- Развивать умение понимать из-за чего происходят загрязнения воздуха;
- Углубить в ходе работы знания о мерах по охране чистоты воздуха.
Развивающие:
- Формировать умение строить рассуждение по теме урока.
- Совершенствовать умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
- Развивать умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
- Развивать умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
- Развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Развивать умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
- Формировать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знания учащихся о составе воздуха.
- Выявление в ходе работы, какими свойствами он обладает;
- Умение понимать из-за чего происходят загрязнения воздуха;
- Углубление в ходе работы знаний о мерах по охране чистоты воздуха.
Личностные:
- Положительное отношение к процессу познания, проявления внимания, удивления, желания больше узнать.
- Интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Метапредметные:
Познавательные.
- Умение строить рассуждение по теме урока.
- Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
Регулятивные:
- Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
- Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
Коммуникативные:
- Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: учебники
План урока:
1. Этап мотивации (2 мин.)
1.1.Привествие
1.2.Эмоциональный заряд
2. Этап актуализации и пробного учебного действия(6 мин.)
2.1. Распределение по группам
2.2. Выполнение теста
3. Этап выявления места и причины затруднения(6 мин.)
4. Этап построения выхода из затруднения (3 мин)
4.1 Определение темы урока
4.2 Определение цели и задач урока.
5. Этап реализации построенного проекта(20 мин.)
5.1. Воздух как смесь газов
5.1.1. Формулирование определения
5.1.2. Работа со схемой
5.1.3. Выполнение задания в рабочей тетради
5.1.4. Обобщение
5.2. Свойства воздуха
5.2.1. Проведение опыта, доказывающее прозрачность воздуха
5.2.2. Проведение опыта, доказывающее бесцветность воздуха
5.2.3. Проведение опыта, доказывающее отсутствие запаха у воздуха
5.2.4. Проведение опыта, доказывающее безвкусность воздуха
5.2.5. Работа с учебником стр. 46-47
5.2.6. Просмотр видеоролика
5.2.7. Обобщение
5.3. Источники загрязнения воздуха
5.3.1. Работа с рисунком
5.3.2. Обобщение
5.4. Охрана чистоты воздуха
5.4.1. Работа со статьёй учебника
5.4.2. Обобщение
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (8 мин.)
Дидактическая игра «Найди ошибки»
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (2 мин.)
Работа с рубрикой «Проверь себя»
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности
10. Домашнее задание
Прогнозирование домашнего задания
Ход урока
Этап фрагмента урока их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимо конт- роля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Пред мет ные | Мета- пред- мет- ные | Лич- ност ные | ||||||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1.Привествие -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ангелина Максимовна, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. 1.2.Эмоциональный заряд -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней находится интересная формула. (?+? = успех) - Давайте подумаем, что же нам нужно сделать на уроке, чтобы добиться успеха? (выбрать наиболее лучшие варианты из предложенных) - Верно, мы должны быть старательными и внимательными, только тогда мы добьёмся успеха. Проверьте готовность к уроку, на столе у вас должны лежать: учебник, пенал, рабочая тетрадь | Создание ситуации успеха | Фронтальная | П.1 | П.1, Р.2, К1 | Л.1, Л.2 | ||||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация | 2.1. Распределение по группам - Давайте вспомним, о чём вы говорили на прошлом уроке? - Посмотрите на листочки, которые лежат на партах. На листочках изображено две колонки и слова посередине, которые нужно распределить по этим колонкам. - Ребята, а что такое тело? Вещество? (тело – любой предмет, живое существо, веществами называют то, из чего состоит тело) - Чем тело отличается от вещества? Для образца первые два слова мы сделаем вместе, а затем проверим, правильно ли вы сделали это задание. - Давайте проверим выполнение задания все вместе. Молодцы, вы все выполнили верно. -Вы отлично усвоили тему прошлого урока, молодцы. | Самостоятельное выполнение детьми теста Мыслительная дея – ть | Беседа (Вводная) | Фронтальная | Распределение по группам | Фронтальный опрос | П.3 | К.1, П.1 | Л.1 | |
3. Этап выявления места и причины затруднения. Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами названия предметов, относящиеся к природе и созданные руками человека. Виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколад, улитка, хомяк. - Зачеркните предметы, созданные руками человека. - На какие группы можно разделить оставшиеся предметы? - Какие предметы относятся к живой природе? - К неживой природе? - По первым буквам данных слов составьте слово. - Какое слово получилось? - К какой природе относится воздух? - Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи. | Отвечают на вопросы Виноград, облако, звезда, дерево, улитка, хомяк. Живая и неживая природа Виноград, дерево, улитка, хомяк, облако, звезда. Воздух К неживой | Занимательный материал Беседа Создание проблемной ситуации | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос | П.2, П.1 | К.1, П.1 | Л.1, Л.2 | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1 Определение темы урока -О чём же будем говорить сегодня на уроке? (о воздухе, его составе и физических свойствах) -Проверьте свои предположения. - Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 46-ой, прочтите тему и скажите, как эта тема связана с тем, о чем мы говорили только что? -Как же звучит тема нашего урока? (воздух и его охрана) Слайд 4.2 Определение цели и задач урока. - Какую цель вы перед собой поставите? (познакомиться ближе с понятием воздух) - А какие учебные задачи вы поставите перед собой? -Сравните ваши варианты с задачами учебника из рубрики «На следующем уроке» на стр. 45-ой. (узнаем о составе и свойствах воздуха, об источниках его загрязнения и способах охраны) -Насколько они совпадают? | Определяют тему урока Сверяют предположения по учебнику Определяют цели и задачи урока | Беседа Беседа Работа по учебнику | Фронтальная | Презентация | Наблюдение Фронтальный опрос Самоконтроль | П.1, П.2 | Р.1, Р.2 | Л.2 | |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Воздух как смесь газов 5.2. Свойства воздуха 5.3. Источники загрязнения воздуха 5.4. Охрана чистоты воздуха | 5.1.1. Формулирование определения (стр. 46) - Ребята, а как вы думаете, что же такое воздух? (варианты детей) - Чтобы узнать это, я предлагаю вам обратиться на страницу 46-ую - Прочтите первый абзац, что вы из него узнали? (варианты детей) 5.1.2. Работа со схемой - Давайте посмотрим, какие же газы входят в состав воздуха и рассмотрим схему. - Какие газы вы видите? - Какого газа больше в воздухе? Меньше? - Ребята, вы выяснили, что воздух это смесь газов. Но давайте выясним, какой же газ люди поглощают из воздуха? -Для этого мы должны прочитать второй абзац учебника. - Что вы узнали из него? 5.1.3.Выполнение заданий в рабочей тетради - Ребята, а сейчас я предлагаю выполнить задания в вашей рабочей тетради на стр. 27-ой. Прочитайте 1 задание и самостоятельно поработайте. Затем каждый из вас проверит друг друга. слайд 5.1.4. Обобщение - Что же такое воздух? Какой воздух мы поглощаем при дыхании? Какого газа в воздухе больше? Меньше? Физкультминутка Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) 5.2.1. Практическая работа «Прозрачность воздуха» - Ребята, а зачем нам нужен воздух? - Может воздуха и не существует, давайте это проверим. Проделаем опыт. - Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами. - Что вы заметили? - Верно, как будто мы взяли шарик в рот. Так происходит потому, что воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Вдохните воздух. - Итак, мы с вами определили, что воздух – это смесь газов. Но какими же свойствами обладает воздух? Сейчас мы это с вами выясним. - Первый вопрос. Воздух прозрачен или нет? Проведем опыт. Возьмите карандаш или ручку. Вы хорошо их видите? Ничего на пути не мешает? - Как же так? Мы только что с вами выяснили, что воздух находится везде. Почему мы можем видеть ручку, карандаш, перед нами же есть воздух? - Первое свойство воздуха: воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы. 5.2.2. Практическая работа «Бесцветность воздуха» - Посмотрите вокруг. - Какого цвета шкаф? - Какого цвета классная доска? - А комнатные растения? - А цвет воздуха как вы определите? - Почему? - Какой вывод можно сделать? 5.2.3. Практическая работа «Отсутствие запаха у воздуха» - Поднимите руки те, кто из вас был в лесу, на море? Поделитесь своими впечатлениями Вы помните, какой был запах? Свежий, морской, лесной. А запах в столовой, в аптеке. Как вы думаете, это так воздух пахнет? - Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? - А какой запах имеет чистый воздух? - На самом деле воздух насыщен разными ароматами, приятными или нет, но чистый воздух не имеет запаха. Какой вывод сделаем? 5.2.4. Практическая работа «Безвкусность воздуха» - Можно ли попробовать воздух на вкус? - Лизните воздух. Есть ли какой-то вкус? Какое свойство воздуха вы открыли? 5.2.5. Работа с учебником стр. 46-47 - Давайте проверим ваши догадки, прочитайте 1-ое свойство на странице 46-ой. - Вы правы были? Что вы поняли из прочитанного? -Давайте узнаем, правильно ли мы вывели второе свойство, прочтите его под номером 2, пожалуйста. - Так правильно мы выяснили или нет? - Я предлагаю вам обратиться к 3 свойству. Прочтите - Что же вы узнали из него? -Верно, а вот с 4 свойством мы познакомимся вместе 5.2.6. Просмотр видеоролика Опыт 1 Опыт 2 При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха всё происходит наоборот. 5.2.7.Обобщение - Ребята, о каких свойствах воздуха вы узнали? 5.3.1. Работа с рисунком - Ребята, посмотрите, пожалуйста, что изображено на данном рисунке на стр. 48-ой? (нас лайде презентации) - А как вы думаете, почему авторы учебника поместили сюда эту картинку. Как вы считаете, как она может быть связана с нашей темой урока? - Только ли заводами загрязняется воздух? Чтобы это узнать я предлагаю вам прочитать статью из учебника на стр.48-49. После этого вы ответите мне на вопрос, чем же загрязняется воздух, кроме заводов и фабрик - Прочитайте кусочек текста над фотографией на стр. 48 и 1-2 абзац на 49 стр. 5.3.2. Обобщение - Итак, ребята, кто скажет, от чего же загрязняется воздух? 5.4.1. Работа со статьёй учебника - А как вы считаете, можно ли бороться с загрязнениями воздуха? - Давайте с вами узнаем, что сейчас делается для охраны чистоты воздуха. - Прочитайте статью до конца на 49 стр. 5.4.2. Обобщение - Что мы узнали, проработав этот вопрос? | Отвечают на вопросы учителя Выполнение задания в рабочей тетради - Чтобы дышать. - Все видно хорошо. - Потому что воздух прозрачен, и мы не может его увидеть. - Нет. - Потому что он бесцветен. - Воздух бесцветен или не имеет цвета. - Да/нет. - Да. - Нет. - Воздух не имеет запаха. - Да/нет. - Воздух не имеет вкуса. - Завод и дым - Заводы загрязняют воздух | Работа по учебнику Беседа Беседа Работа по учебнику Работа по учебнику Работа с учебником Работа с учебником | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Учебник Рабочая тетрадь Учебник Учебник Учебник Рабочая тетрадь | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос | П.3, П.2, П.1 | П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2 | Л.1 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Дидактическая игра «Найди ошибки» Я буду называть вам свойства воздуха, а вы должны будете посоветоваться со своим соседом по парте и хлопнуть в ладоши, если согласны с утверждением. Правильные ответы появятся на слайде Воздух прозрачен? Воздух имеет голубой цвет? Воздух пахнет? Воздух не имеет вкуса? Воздух имеет форму круга? Воздух плохо проводит тепло? В состав воздуха входят газы, как: азот, кислород, углерод? | да нет нет да нет да да | Работают в парах | Парная | Презентация | Фронтальный опрос | П.1, П.2, П.3 | П.1, П.2, К.2 | Л.1, Л.2 | |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Работа с рубрикой «Проверь себя» - Ребята, я предлагаю поработать вам в парах и поиграть в игру «Учитель – ученик». Один человек из пары будет учителем, а другой учеником. Задача ученика – ответить на эти вопросы. - Кто ответит на все вопросы, можете поменяться ролями. - Посмотрим, как учителя провели проверку своих учеников. В конце я задам эти же вопросы и посмотрю, кто хорошо работал и был внимательным. - Какой газ мы поглощаем из воздуха при дыхании ? Если затрудняешься воспользуйся учебником - А на какой странице учебника можно найти ответ на этот вопрос? Скажи всем , пожалуйста (в учебнике на с.46) - Перечислите свойства воздуха? (стр. 46-47) - Почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается? Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, часто сталкиваются. Когда воздух нагревается, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется. При охлаждении воздуха всё происходит наоборот. - Что способствует загрязнению воздуха? (стр.48-49) - Ну и последний вопрос в нашей рубрике, что надо делать для охраны чистоты воздуха? - Скажи нам страницу , пожалуйста. (стр. 49-ая) - Верно, на заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух. Но главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Поэтому люди сажают их в населённых пунктах, высаживают в лесах. | Работают в парах, распределяются по ролям «учитель», «ученик» | Работа в парах Работа по учебнику Беседа | Парная Фронтальная | Учебник | Фронтальный опрос Самоконтроль Взаимоконтроль | П.1, П.2, П.3 | П.1, К.1, Р.2 | Л.2 | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | - Вы хорошо поработали, давайте вспомним, какова была тема урока? ( воздух и его охрана) - Какую цель мы перед собой поставили? (мы должны были ближе познакомиться с понятием «воздух») - Что нам помогло достичь этой цели? - Какие задачи мы перед собой ставили? - С какими задачами мы справились? - Над какими задачами (вопросами) вы хотели бы еще поработать? | Отвечают на вопросы учителя | Беседа | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос Наблюдение | П.3 | Р.2, К.1, П.2 | Л.2 | |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, | - Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.) - Оцените свои достижения на уроке ,дополняя фразы по очереди: (слайд) 1. Для меня было открытием то, что… 2. Мне было интересно.. 3. Мне было трудно… 4. Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что… | Оценивают свои достижения, продолжая фразу | Прием «Продолжи фразу» | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос Наблюдение | П.3 | П.1, Р.1, К.1 | Л.2 | |
10. Домашнее задание | Прогнозирование дом. задания - Какое домашнее задание вы себе запишите? А может вы заметили, какое задание в вашей рабочей тетради осталось невыполненным? - Предложенное домашнее задание показать на слайде | Прогнозируют домашнее задание и записывают его в дневник | Беседа | Фронтальная | Презентация | Фронтальный опрос Наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1. познакомит...
Урок- аукцион по окружающему миру на тему "Охрана растений", 3 класс
Урок в нетрадиционной форме , содержит экологический и краеведческий материал (Белгородская область)...
Презентация по теме "Воздух и его охрана" к курсу "Окружающий мир" 3 класс.
Презентация к уроку "Воздух и его охрана" 3 класс....
Урок по Окружающему миру в 3 классе. Тема "Органы чувств. Охрана здоровья"
Методическая разработка урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 классУМК: «Щкола России»Автор учебника: А.А. Плешаков.Учитель:Пылина Ирина Михайловна ГОУ СОШ №302 Санкт-Петербурга. Тема у...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: "Охрана растений"
Данный конспект подходит для проведения уроков оуружающего мира в 3 классе...
"Охрана окружающей среды", 1 класс
Презентация наглядно позволяет детям увидеть все проблемы экологии, возникшие в последние годы. а также поможет сделать вывод о том, как сохранить и сберечь природу....
"Охрана вод от загрязнений", "Охрана воздуха от загрязнений" (тесты).
Тестовые задания для проверки знаний по темам "Охрана вод от загрязнений" и "Охрана воздуха от загрязнений"....