Технологическая карта к уроку по предмету Развитие речи и окружающий мир на тему "Люблю берёзку русскую!"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предмет: «Развитие речи и окружающий мир»
Класс: 4 «В» класс.
Контингент: Слепой с тяжёлой умственной отсталостью.
Программа: 8 вид 2 вариант (надомное обучение)
Тема урока: «Люблю берёзку русскую»!
Тип урока: Урок усвоения новых знаний учащимся.
Продолжительность: 1 урок 40 минут.
Образовательные ресурсы к уроку:
1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой Санкт-Петербург ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2011;
2. Сад Ощущений на территории школы Грота (комплексное развивающее пространство для детей с нарушением зрения): а) Натуральный объект - берёза, берёзовые ветки; б) стол для экотерапевтических занятий (Развитие речи и окружающий мир);
3. Пальчиковые краски, береста, влажные салфетки, сухие салфетки;
4. Аудиозапись – М. Бернес «С чего начинается Родина»?
5. Минусовка для частушек, USB колонка;
6. Колокольчик, оповещающий о начале и конце урока.
Учитель: Сенькова Анна Ивановна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №1 имени К.К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Аннотация
Данный урок адресован учителям начальных классов, работающим как с нормально видящими детьми, так и со школьниками, имеющими нарушения зрения с тяжёлой умственной отсталостью. Применительно к детям с нарушениями зрения, интеллектуальной недостаточностью новые знания приобретают особое значение, поскольку они во многом определяют успешность их социальной интеграции. Нарушение зрения приводит к ограничению получения информации из окружающего мира (Л.С.Выготский, В.И. Лубовский). В связи с этим формирование образа предмета или явления становится обеднённым. Все это требует от учителя применения не только индивидуальных средств коррекции остроты зрения, увеличения времени на зрительное восприятие, объяснение и осознание учебного материала, но и использования для осуществления целей обучения наиболее продуктивных форм, средств, методов обучения, современных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
senkova_a.i._int1_spb_konspekt.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предварительная работа:
1.рассматривали ствол берёзы, кору и листья, изображали их с помощью пластилина;
2. вставая на носочки, руки поднимали над головой, качали их из стороны в сторону (показывая, что ствол берёзы высокий, веточки колышутся, бывают низкие берёзы – садились на корточки);
3. ассоциировали белый цвет с чистым, ровным, гладким, белым листом бумаги;
4. в воздухе пальчиком и на листе бумаги рисовали волнистую крону берёзы;
5. поливали берёзу из лейки (обговаривали, что деревья, как люди и животные, хотят пить);
6. лицо и руки разворачивали в сторону солнца, чтобы почувствовать тепло, ветерок (обговаривали, делая вывод, что берёзы и все растения на нашей Земле тянутся к свету и теплу).
7. читали стихи, пели частушки про берёзу.
Цель урока: Знакомство с одним из символов России, который отражается в фольклоре, в произведениях поэтов России, используется в быту человека. | |||||
Коррекционная составляющая урока: - использование в работе компенсаторных анализаторов: (орган слуха, орган обоняния, орган осязания, орган вкуса); - развитие мелкой моторики, графо - моторных навыков (работа кистей рук, пальцев); - развитие крупной моторики (работа корпуса тела); -коррекция учебной мотивации, познавательных способностей, усидчивости, внимания; - коррекция и развитие связной устной речи; - коррекция мышления (анализировать ход выполнения работы – повторение своих действий); - развитие самоконтроля (запоминание, проговаривание и выполнение алгоритма задания); | |||||
Планируемые результаты: | |||||
Предметные -учиться рассматривать предметы в природе, объёмные предметы, с рельефным изображением; - активизировать и расширять словарный запас по теме: «Русская берёза» | Метапредметные УУД - определять значимость дерева – берёзы, способы и виды использования людьми берёзы; - учиться образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Назови ласково»); - упражняться в подборе слов-антонимов («Скажи наоборот»); - учиться использовать в речи предлоги, обозначающие место предмета. | Личностные -воспитание патриотического отношения к своей Родине (любить родную русскую природу, бережно к ней относиться, помогать родному краю); | |||
Ход урока | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося 4 «В» | ||||
1. Организационный момент. | |||||
-Здравствуй, Семён! Сегодня наш урок проходит на улице. Я уверена, что тебе очень понравится! | Вышли в Сад Ощущений на территории школы к белоствольной берёзе и столу для тихих игр. | ||||
Прозвенел звонок, начинается урок. Ушки на макушке, слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. | Звонит колокольчиком. Повторяет за учителем знакомые фразы (показывает свои ушки). | ||||
Звучит аудиозапись «С чего начинается Родина» в исполнении М. Бернеса. Рассказываю, что в этой песне поётся о Родине. Родина – это место где родился и живёт человек. Наша Родина – Россия. Она большая. У нас неповторимая природа, красивая. Здесь растут русские белоствольные красавицы берёзы. Мы про них сейчас услышали в песне о Родине. Сегодня мы пришли в гости к красавице берёзе. Будем с ней веселиться. Но сначала вспомним частушки о любимой берёзке. | Слушает. | ||||
Повторяет за учителем новые слова «Родина», «Россия». | |||||
Разводит руки в стороны (показывает, какая большая наша Родина) | |||||
Повторяет за учителем слово «Берёза». | |||||
2. Проверка домашнего задания. | |||||
Звучит минусовка. Поём поочереди с учеником. - «Наша встреча без частушки, Как береза без макушки. И поэтому сейчас Частушки мы споем для нас». - «Ой, дружочек дорогой, Завтра в школу не пойдем, Соберемся под березкой О кудрявенькой споем»! - «Улыбнулась мне березка, Растрепались косыньки. Шелестят на ней сережки Утром горят росыньки». Похвала ученику. | Ученик наизусть поёт частушки поочереди с учителем: - «Ты, березонька кудрява, Ты, березка стройная Символ ты России нашей Березка белоствольная». - «Говорят все про берёзу Стройная, кудрявая! Я еще сказать хочу: Ты чудо несказанное»! - «Мы частушки петь кончаем, На березку поглядим. Поглядим, да поскучаем Еще частушек сочиним». | ||||
3. Повторение пройденного материала. | |||||
Обращаюсь к опыту ученика в рамках нашей темы: Что такое берёза? Берёза – очень красивое дерево. Оно растёт во всех уголках нашей большой Родины. | Ответ: Берёза – это дерево. Рассматривает совместно с учителем ствол берёзы. | ||||
Берёзы бывают разные – высокие, низкие. | - Ученик, совместно с учителем, встаёт на носочки и тянется руками вверх (показывая, как высоко могут расти берёзы, тянутся к солнышку, к теплу, не достать до верхушки). - Ученик, совместно с учителем, приседает на корточки (показывая, какие низкие бывают берёзы, в холод берёзки медленно тянутся вверх). Повторяет за учителем ответы. | ||||
Затем, делаем вывод, загибая пальцы, называет слова – антонимы: (высокая берёза, а может быть низкая); (на улице тепло, а может быть холодно). | |||||
4. Работа над новым материалом. | |||||
Берёза издавна считается символом России. Белый ствол означает чистоту русской души. У ствола есть кора, которая защищает дерево. Эта кора называется береста. Береста белого цвета. | Гладит ствол совместно с учителем. Рассматривает тонкую нежную гладкую бересту, проводя ассоциацию с белый цветом для слепого ученика – это ровный, гладкий, чистый лист бумаги. | ||||
В старину, когда человек не умел изготавливать бумагу, рисовали на бересте. | Садится за стол и рисует пальчиковыми красками разные линии на бересте. Повторяет за учителем короткие фразы: «Береста гладкая», «На бересте рисуют». | ||||
Берёзовые листья защищают нас от невзгод. | Рассматривает совместно с учителем берёзовые веточки (веточки – длинные, короткие; листья - большие, маленькие; листья шелестят – громко, тихо). Делая вывод, повторяет за учителем фразы: «Веточки длинные и короткие». «Листья большие и маленькие». «Листья шелестят». | ||||
Дыхательная гимнастика. А если веточки соединить, то получится берёзовый букет. | Вместе с учителем собирает веточки в берёзовый букет. В положении стоя, ученик прикладывает букет к лицу, делает вдох через нос, нюхает ароматные берёзовые веточки, затем, медленно, выдыхает воздух ртом, опуская веточки. Вывод: «Берёзовый букет приятно пахнет». | ||||
Берёзовые веточки человек использует в бане, когда греется (дом, где очень тепло, жарко, разъясняю понятие слова «париться»). В бане берёзовый букет превращается в «волшебный» веник. Он в бане самый главный. Веник человека греет и лечит. Лечит теплом и ароматным запахом. | Ученик, совместно с учителем нюхает «волшебный» веник и прикладывает его к разным частям своего тела. Показывает, как в бане человек использует веник. Вывод: повторяет за учителем фразу: «Веник греет (парит) и лечит». | ||||
5. Физминутка «У моей России длинные косички, У моей России кудри золотинки, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты, похожа очень»! | Совместно с учителем, используя берёзовые веточки в двух руках. Поднимает руки вверх Качает из стороны в сторону Опускает руки к лицу Обнимает берёзовый ствол. | ||||
6. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | |||||
Игра «Скажи наоборот» Берёза высокая и … (низкая). | Повторяет за учителем; Выполняет упражнение: встаёт на носочки, садится на корточки; | ||||
На улице бывает тепло и … (холодно). | На солнышке тепло, без солнышка холодно, прохладно. | ||||
Листья большие и … (маленькие). Веточки длинные и …(короткие). | Рассматривает предметы, данные для сравнения: берёзовые листья, веточки. | ||||
Игра «Назови ласково» Россия – (Россиюшка), берёза – (берёзонька, берёзка), листья – (листочки), ветки – (веточки), веник – (веничек). | Повторяет за учителем; | ||||
7. Подведение итогов урока (рефлексия) | |||||
выполнение итогового задания: - Вспоминаем тему урока. -Что знаем про берёзу? - Что такое Родина? | Ответы ученика: - Люблю берёзку русскую! - Берёза – символ России, нашей Родины; У неё белый ствол – чистота русской души, листочки – защищают нас от невзгод; - Место, где мы родились; | ||||
- Вспомнить и повторить новые слова: «Россия», «Родина», «береста», «букет», «веник», «париться». | Разводит руки в стороны, показывает размер нашей страны (большая Родина). Повторяет за учителем новые слова. | ||||
- Что запомнил о берёзе? | Загибает пальчики: 1. Берёза высокая, а может быть низкой; 2. У берёзы белый ствол, есть кора (береста); 3. Веточки длинные, а могут быть короткие; 4. Листья большие, а могут быть маленькие; 5. Листья шелестят. | ||||
8. Домашнее задание: | |||||
Рисовать пальчиковыми красками берёзу на бересте. | |||||
9. Конец урока (занятия): | |||||
Звенит звонок, заканчивается урок! Семён, тебе понравился урок на улице? Настал момент возвращаться в школу. | Семён звонит колокольчиком и проговаривает фразу за учителем об окончании урока. (Звенит звонок, заканчивается урок). Отвечает на вопрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» тема: «Домашние животные»
В работе представлен учебно-методический материал по предмету «Развитие речи и окружающий мир». Материал урока подобран в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями уч...
конспект урока по предмету"развитие речи и окружающий мир" на тему" дикие животные (волк и медведь)
Основное содержание по предмету...
Конспект урока по предмету Развитие речи и окружающий мир "Снежная зима".
Закрепление знаний детей о зимних явлениях и умений строить высказывания по теме «Зима»....
Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в пятом классе школы VIII вида, "Особый ребёнок"
Данный материал способствует расширению кругозора ребят, так как содержит в себе ознакомительную часть. В течении этого этапа педагог рассказывает детям о происхождении овощей и условиях их выращивани...
Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир". Тема: "Музыкальное путешествие"
Конспект урока (занятия) предназначен как вариант проведения комбинированного урока, включающего в себя такие предметы как "Музыка", "Труд", "Рисование", "Альтернати...
Методическая разработка урока по предмету " Развитие речи и окружающий мир" в 8 классе ОР на тему : "Зимние виды спорта. Итоговая беседа о зиме".
В методической разработке представлен урок по развитию речи в 8 классе ОР на тему : " Зимние виды спорта. Итоговая беседа о зиме"...
КОНСПЕКТ УРОКА по предмету «Развитие речи и окружающий мир» ТЕМА УРОКА: Артикуляционная гимнастика. Гласные звуки.
Класс: 8Тема урока: артикуляционная гимнастика, гласные звуки.Тип урока: урок совершенствования знаний.Цель: закрепить четкую артикуляцию гласных звуков [А], [У], [О], [Э], [Ы], [И]. Задачи: Образоват...