Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
| Настроить учеников на работу.
- Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок.
- Давайте с вами настроимся на работу. | Здороваются с учителем Занимают свои места | Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа | Организует работу по повторению предыдущей темы урока. - Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
- Что такое семейный бюджет?
- Из чего состоит семейный бюджет?
- Ребята, скажите, пожалуйста, существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?
- Отлично, ребята. Организует подведение к новой теме урока с помощью шифра и парной работы. - Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, которые лежат у вас на парте. Что вы видите перед собой? - Верно, вам необходимо соотнести цифры с буквами, тогда вы поймете, что зашифровано.
- Чтобы выполнить это задание вам нужно поработать в парах. Какие правила работы в парах вы знаете?
- Отлично, приступайте к выполнению задания. У вас есть 2 минуты на него. - Давайте проверим, что у вас получилось. | Отвечают на вопросы
- О семейном бюджете - это план расходов и доходов семьи - Из зарплаты родителей, стипендии, пенсии бабушек и дедушек
- да, например, выигрыш лотереи, победа в каком-то конкурсе и т.д.
- шифр
- не перебивать, относится с уважением, не мешать другим одноклассникам, и т.п. Работа в парах
- Экономика и экология |
Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: умение анализировать
М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (познавательные) | Презентация
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог | Формулирует совместно с учениками тему урока. - Ребята, тогда как будет звучать тема нашего с вами сегодняшнего урока?
Формулирует совместно с младшими школьниками цели урока. - А какие цели мы с вами можем поставить на этот урок?
- Хорошо, ребята. Составляет совместно с учениками план урока. - Ребята, но для того чтобы нам было удобнее узнавать новый материал, мы составим план работы на уроке. Посмотрите, пожалуйста, у нас с вами уже есть пункты плана, но их нужно расставить в правильном порядке. 1. Узнать задачи экономики 2. Узнать задачи экологии 3. Узнать в какой связи находятся экономика и экология
- Замечательно, ребята! | Отвечают на вопросы
- Экономика и экология
- Узнать их задачи и взаимосвязи
- 1. Узнать задачи экономики 2. Узнать задачи экологии 3. Узнать в какой связи находятся экономика и экология |
П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
М: Научатся составлять план и последовательность действий;
| Презентация, листочки с планом урока
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация Словесный: беседа, учебный диалог Практический: упражнения | Организует работу с новым материалом. - Ребята, давайте с вами немного поиграем. Я буду читать вам предложения, а вам необходимо их продолжить. 1. Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. 2. Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача…
- Молодцы, ребята! - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Да, посмотрите, какая красота вокруг нас. Как вы думаете, каждый человек это ценит? А почему вы так думаете?
- А теперь посмотрите на эти картинки. Что вы видите здесь?
- А что может сделать человек, чтобы природа стала чище?
- Ребята, а можем ли мы сказать о пользе, например, сельского хозяйства? Какую пользу сельское хозяйство представляет для человека?
- Верно, ребята. А какие отрицательные стороны мы можем выделить в сельском хозяйстве?
- Верно, ребята. Та продукция, которая необходима человечеству, без которой мы не сможем прожить является одной и сторон экономики - положительной. Она называется полезной. То есть те продукты, которые мы можем получить от сельского хозяйства, мы можем считать полезной стороной экономики. А вред, который получает природа в результате деятельности человека, это другая сторона экономики – отрицательная. Организует работу в группах. - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру. Для того, чтобы нам разобраться, связана ли экономика и экология, я предлагаю вам побывать в роли экологов, экономистов и потребителей. Перед вами кружки: синие - потребители, жёлтые – экономисты, зелёные – экологи. Вопрос: хорошо или плохо рвать полевые цветы? Вам необходимо посовещаться между собой и представить ваш ответ. Напомните, пожалуйста, правила работы в группах.
- У вас есть 2 минуты, чтобы посовещаться.
- Ваше время вышло. Пожалуйста, представьте свои ответы.
- Какой вывод мы можем сделать из этой игры?
- То есть мы видим, что потребители и экономисты ищут выгоду для себя, а экологи защищают природу. Возникает проблема: с одной стороны, мы не можем жить без экономики, она должна развиваться, а с другой стороны, мы не можем жить без природы и должны думать, как ей не навредить. | Отвечают на вопросы
- экология
- экономики
- природу
- Нет Потому что некоторые люди загрязняют природу мусором и т.д.
- загрязнение природы
- убирать за собой, строить очистные сооружения и т.д.
- да
- Так человек получает продукты питания и материалы для изготовления одежды
- загрязнение почвы опасными ядохимикатами
- не мешать другим, выбрать отвечающего, уважать друг друга и т.д. Работают в группах
- Потребители: нарвать цветов – это хорошо, они хорошо пахнут, их можно подарить кому-нибудь, когда в комнате стоят цветы, то это красиво, уютно и т.п. Экономисты: рвать цветы можно, но только в меру, разумно, их можно продать кому-нибудь, получить деньги, а на них купить что-нибудь и т. п. Экологи: рвать цветы – это плохо, наноситься вред природе, насекомым, цветов станет меньше и т. п.
- экология и экономика связаны | П: анализ языкового материла
М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
М: саморегуляция | Презентация, учебник, раздаточный материал
|
Динамическая пауза |
| Практический: повторение движений за учителем | Динамическая пауза - Ребята, давайте с вами встанем, разомнемся. Повторяйте движения за мной. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.) Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.) Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.) Раз, два — выше голова, (Поднять голову.) Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.) Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.) Сел на дерево скворец, И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)
- Отлично. Занимайте свои места. |
Встают
Повторяют движения за учителем
Занимают свои места | М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии;
| Презентация |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа | Организует первичное закрепление материала с помощью заполнения таблицы. - Ребята, возьмите, пожалуйста, листочки, которые лежат у вас на середине парты. Вам нужно заполнить таблицу. Полезная сторона экономики и отрицательная сторона экономики.
Положительная | Отрицательная |
|
|
|
|
|
|
Шерсть, ядохимикаты, дым от заводов, продукты питания, транспорт, материал для мебели
- Давайте проверим, что у вас получилось
- Верно, ребята. Молодцы! |
Работа в парах
- Положительная – шерсть, продукты питания, материал для мебели Отрицательная – ядохимикаты, транспорт, дым от заводов. | П: устанавливать причинно-следственные связи; П: строить логические рассуждении, умозаключения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация, раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу с взаимопроверкой. - Ребята, сейчас, пожалуйста, возьмите те листочки, которые лежат у вас на партах. Вам нужно выбрать верный ответ на вопрос, обвести его. В каждом вопросе только один правильный вариант ответа. I вариант 1. К чему относится загрязнение природы? А. К положительной стороне экономики Б. К отрицательной стороне экономики 2. К чему относятся продукты питания, которые производит сельское хозяйство? А. К положительной стороне экономики Б. К отрицательной стороне экономики 3. Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. А. Экология Б. Экономика 4. Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… А. Экологии Б. экономики 5. Экономика и экология взаимосвязаны? А. да Б. нет
II вариант 1. К чему относится разлив нефти в море? А. К положительной стороне экономики Б. К отрицательной стороне экономики 2. К чему относится шерсть, которую производит сельское хозяйство? А. К положительной стороне экономики Б. К отрицательной стороне экономики 3. Наука о связи с живыми существами и окружающей их средой называется…. А. Экология Б. Экономика 4. Удовлетворение главных потребностей людей – главная задача… А. Экологии Б. экономики 5. Экономика и экология взаимосвязаны? А. да Б. нет
- Обменяйтесь листочками с соседом по парте и обратите внимание на экран.
- Поднимите руку те, у кого нет ошибок. А у кого одна ошибка? У кого 2 ошибки? - Как вы думаете, почему у вас возникли сложности с написанием теста? |
Выполняют самостоятельную работу
Взаимопроверка - I вариант 1. Б 2. А 3. А 4. Б 5. А II вариант 1. Б 2. А 3. А 4. Б 5. А
| М: саморегуляция М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять контроль по результату действия;
| Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Практический: упражнение | Организует работу по прогнозированию с помощью раздаточного материала и групповой работы. - Ребята, сейчас мы с вами попробуем создать экологический прогноз. Кто может сказать, что такое прогноз?
- Итак, сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны какие-то ситуации. Вам нужно будет составить экологический прогноз, то есть к чему это приведет. 1 группа – фермеры в одной стране решили уничтожить всех хищных зверей. К чему это приведет? 2 группа – на берегу озера было решено построить завод, отходами которого является ртуть. К чему это приведет? 3 группа – на танкере решили перевозить нефть, но не заметили поломку судна. К чему это приведет? - У вас есть на это три минуты, чтобы обсудить и представить перед одноклассниками свои ответы.
- Давайте проверим, что у вас получилось. |
Отвечают на вопросы
- прогноз – это научное предсказание
Отвечают ученики по карточкам. |
Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
П: устанавливать причинно-следственные связи;
| Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание. - Скажите, пожалуйста, какой была тема нашего с вами урока?
- Ребята, напомните цель нашего урока.
- Справились мы с целью? - Отлично, ребята. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Вам необходимо дополнить предложения. Сегодня на уроке… Мне понравилось…. Мне было… Я поработал… - Всем спасибо за урок. Вы большие молодцы! Урок окончен. | Отвечают на вопросы
- Экономика и экология - узнать о задачах экономики, экологии и их связи между собой - да | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи | Презентация, раздаточный материал |