Адаптированная рабочая программа вариант 7,2 по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Соломина Наталья Викторовна

Адаптированная рабочая программа  вариант 7,2 по окружающему миру для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Рассмотрено»

на заседании ШПК

____________________

Протокол №________

от «___»______2021  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

________/___________________/

«___» ___________2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

 «НижнесаянтуйскаяСОШ»

___________________/Б.Б. Митыпов /

Приказ №____от «___»_______2021  г.

Адаптированная рабочая   программа 

для учащихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

 по  предмету:

«Окружающий мир»

4 класс

2021 – 2022  учебный год

Всего часов на учебный год: 70 часов

Количество часов в неделю: 2 часа

Составлена в соответствии с программой по окружающему миру к учебнику для 4 классов общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова.

Учебник: Окружающий мир. 4 класс - М.: Просвещение, 2015

Составители:                                                            

                                                                            Соломина Н.В. учитель начальных классов

с. Нижний Саянтуй

2021

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа предмета «Окружающий мир» для обучающихся 4 класса с ЗПР осваивающих АООП НОО (вариант 7.2) разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»( № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 203- ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования( для обучающихся с ОВЗ; Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в( Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.09.2013 г.; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24( июля 1998 г. № 124-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №( 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;    

 - Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий( для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008 г.--  Устав  МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»;

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных прав и личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы, и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

Курс «Окружающий мир» для четвёртого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового Образа жизни.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характеpa, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
  2. моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
  3. эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 70 часов в год, 2 часа в неделю.

Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для детей, получающих образование по варианту 7.2 обусловлено не только «цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Учащиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

  • вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;
  • задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
  • целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
  • выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.

Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности учащихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная система знаний о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования: осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

В соответствии с ФГОС обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.

Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья. Обучение происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир». Разработана специальная рабочая тетрадь, позволяющая конкретизировать и уточнить учебное содержание. Специфика познавательной деятельности учащихся и их особые образовательные потребности потребовали внесения весьма существенных поправок в предложенную учебником последовательность изучения тем.

Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира в конкретный сезон, а также обращает внимание учащихся на характер труда людей, социальные явления.

Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект.

Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения.

Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.

Учитель начальных классов может активно привлекать родителей учащегося к изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности ребенка.

Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор учащихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной активности.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.

Обучающиеся с ЗПР- это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Раздел 1.  Планируемые результаты изучения  окружающего мира.

Планируемые результаты изучения учебного предмета « Окружающий мир »

Личностные результаты:

− осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

− целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур; − представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций; − осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

 − готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

− личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;

 − эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;

− установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе − использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

 Метапредметные результаты:

 Познавательные УУД позволяют:

- оперировать со знаково-символическими изображениями;

 − находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;

− понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

 − анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;

 − устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Регулятивные УУД позволяют:

 − понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; − планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

− планировать свои действия в течение урока;

− фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

− контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

− в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД позволяют:

 − формулировать ответы на вопросы;

− договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

− высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

 − понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

− строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

− готовить сообщения, проекты с помощью взрослых.

Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО учащихся с ОВЗ проявляются в перечисленных ниже знаниях и умениях

Предметные результаты:

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.

Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса.

Человек и природа 

 Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа.     Значение воздуха для растений, животных, человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия

Человек и общество 

Семья — самое близкое окружение человека. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Составление режима дня школьника.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России,

 Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Россия — многонациональная страна.

Правила безопасной жизни 

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.

Правила безопасного поведения в природе.

 Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Земля и человечество

10

2

Природа России

12

3

Родной край – часть большой страны

13

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная   Россия

12

Итого:

70

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

План

Факт

1 четверть

П.р.- 10

Пр.д.р.- 1

Раздел «Земля и человечество» -8 ч+ 2 ч (3 класс)

1

Мир глазами астронома.

Стартовая диагностика

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца»

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира»

4

Мир глазами географа.

Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте»

По знаменитым местам мира

5

Мир глазами историка

6

Когда и где?

Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами»

«Путешествие по городам и странам».

7

Мир глазами эколога

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Международная Красная книга.

(тест). НРК: Байкал – жемчужина Сибири.

Раздел «Природа России» -12 ч

9

Равнины и горы России.

Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России»

10

Моря, озёра и реки России.

Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России». НРК: Реки и озера Бурятии. 

11

Природные зоны России.

Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России»

12

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике»

13

Тундра.

Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре»

14

Леса России.

Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов»

15

Лес и человек. НРК: Красная книга Бурятии.

16

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

2 четверть – 8 недель

П.р.- 9

Пр.д. р-2

Э-2

17

Зона степей.

Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей»  

18

Пустыни.

Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь»

19

У Чёрного моря.

Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков».

20

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

Раздел «Родной край – часть большой страны» -13 ч

21

Родной край – часть большой страны.  Экскурсия

22

Наш край.

Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края». НРК: Карта Бурятии.

23

Поверхность нашего края

24

Водные богатства нашего края ( экскурсия). НРК: Реки и озера Бурятии. 

25

Наши подземные богатства.

Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

26

Земля - кормилица

27

Жизнь леса.

Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание»

28

Жизнь луга.

Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание»

29

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание»

30

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание»

31

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

3 четверть – 8 недель

Пр.р.- 1

32

Животноводство в нашем крае

33

Презентация проектов.

(Тест)

Раздел «Страницы Всемирной истории» -5 ч

34

Начало истории человечества

35

Мир древности: далёкий и близкий

36

Средние века: время рыцарей и замков

37

Новое время: встреча Европы и Америки

38

Новейшее время: история продолжается сегодня.

(Тест)

Раздел «Страницы истории России» -20 ч

39

Жизнь древних славян

40

Во времена Древней Руси

41

Страна городов

42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

43

Трудные времена на Русской земле

44

Русь расправляет крылья

45

Куликовская битва

46

Иван Третий

47

Мастера печатных дел

48

Патриоты России

49

Пётр Великий

50

Михаил Васильевич Ломоносов

51

Екатерина Великая.

Проверочная работа №2

4 четверть – 8 недель

П. д. р.- 2

52

Отечественная война 1812 года

53

Страницы истории XIX века. НРК: декабристы в Бурятии.

54

Россия вступает в XX век

55

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

56

Великая война и великая Победа. НРК: наши односельчане – участники ВОВ.

57

Страна, открывшая путь в космос.

58

Проверим себя и оценим свои достижения.

Промежуточная диагностическая работа

Раздел «Современная Россия» -12 ч

59

Основной закон России и права человека

60

Мы – граждане России. НРК: Родная сторона – Бурятия моя.

61

Славные символы России. НРК: символы Бурятии.

62

Такие разные праздники

63

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Итоговая диагностическая работа 

64

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

65

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

66

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)

67

Презентация проектов

68

Урок - игра КВН

69

Резерв

70

Резерв

Список литературы:

  1. А.А.Плешакова. Окружающий мир  4 класс. : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч./ М. : Просвещение, 2018.
  2. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Е.А.Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 415 с.
  3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: Дрофа, 2007-2008.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 4

Учитель:                                 

2021-2022 учебный год

урока

Тема

Количество

 часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс автор Н.Ф.Виноградова

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружа­ющий мир» (2004 г.)и предназначена для на...

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Окружающий мирПояснительная запискаРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «...

Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром 3 класс "Школа России"

Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых ...

Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"

Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России" составлена на основе требований ФГОСов....

Рабочая программа и КТП по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разра...

Адаптированная рабочая программа (7.2) по окружающему миру 1-4 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...