Свойства воды (конспект урока).
план-конспект урока по окружающему миру

Морозова Ольга Павловна

Цель урока - ознакомление обучающихся  со свойствами воды. Урок проводится в нетрадиционной форме, расчитан на младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda._svoystva_vody.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Богородская школа №8»

Конспект урока в 9г классе (2 вариант)

по предмету Окружающий мир природы

 по теме «Свойства воды»

Подготовил: учитель

О.П.Морозова

2021  – 2022 учебный год

Тема: Свойства воды.

Адресат: урок проводится в классе-комплекте и рассчитан на учащихся с ТСУО  9, 10, 11  классов, 2 вариант (в классе 7 человек).

Цель: Ознакомление обучающихся  со свойствами воды.

Задачи:

  1. Формировать и дополнять знания о свойствах воды.
  2. Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.
  3. Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-   поисковый, словесный, деятельностный метод.

Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: Конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, карточки с названием темы, наборы для проведения опытов: 2 стакана с водой, 2 стакана с грязной водой, 2 ложки, 2 набора полосок, пластиковые стаканчики с сахаром, солью, песком, крахмалом, 2 фильтра, 2 воронки, ручки, мультимедийная презентация по теме урока.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Я знаю все вы молодцы,

Лучшие ученики. А почему?

Ученики:

Потому что слушаем внимательно,

Пишем все старательно,

Ничего не забываем,

Отлично отвечаем!

II. Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Ответ обучающихся: вода).

Викторина для проверки пройденного материала.

  1. Может ли человек жить без воды?
  2. Чего на нашей планете больше, воды или суши?
  3. Каким цветом на глобусе изображена вода?
  4. Вода – это живой или неживой объект природы?

III. Сообщение темы и целей.

Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть  учеными. Вы будите искать  ответы на поставленные мной вопросы, будете наблюдать, проводить опыты.

В нашей лаборатории будут работать две научные группы. В каждой группе есть:

  • Эксперт (1)
  • Помощники (2)

А старшим научным сотрудником я назначаю Дашу. Она будет помогать мне в организации вашей работы.

Для того, чтобы узнать тему сегодняшней научной работы, я предлагаю вам поучаствовать в игре-соревновании. Для этого каждому из вас необходимо разложить карточки с номерами, которые находятся у вас на парте, по порядку. Победителям, занявшим 1, 2 и 3 место, я поставлю дополнительный плюс к оценке за урок. Итак, на старт, внимание, марш! Разложили? А теперь переверните каждую карточку обратной стороной и прочитайте, что у вас получилось. Молодцы!

Тема нашего сегодняшнего урока «Свойства воды».

Свойство — это особенности объекта, его характеристика.

Свойства воды – это особенности воды, её характеристика.

IV.  Изучение нового материала.

Давайте вспомним,  где человек использует воду?

Готовит пищу, утоляет жажду, моется…

А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».

Проведём групповую практическую работу. Определим правила, по которым работают учёные в группах.

  • Старший научный сотрудник  помогает в организации опытов
  • Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +
  • Помощник – помогает (роль помощника выполняет слабый ученик группы)

Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.

  • Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
  • С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
  • Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
  • Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Опыт

Свойства воды.

Есть (да)  

Нет

1

запах

2

вкус

3

прозрачность

4

цвет

5

является ли растворителем

6

растворяет все вещества

7

текучесть

8

имеет ли форму

Опыт 1.

Осторожно понюхайте воду. Чувствуете ли вы запах? О каком свойстве воды это говорит?

Вывод: (слайд) Вода не имеет запаха.

Опыт 2.

Зачерпните чистой ложкой воду и попробуйте её. Какой у воды вкус?

Вывод:  Вода не имеет вкуса.

Опыт 3.

Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? Значит, какая вода? (Ответы групп.)

Вывод: Вода прозрачная.

V Физминутка.        

Очень всем нужна вода

                Делай – раз, делай – два.

                Звери у ручья напились

                Вправо влево наклонились.

                Вместе на носочки встали,

                Тучку лапками достали.

                Дружно хлопнули в ладоши

                До чего же день хороший.

                Дождик вдруг полил с утра.

                За работу нам пора!

VI.  Продолжение работы по теме.

Опыт 4.

Сравните цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет? (Ответы групп)

Вывод: Вода бесцветная.

Опыт 5.

- В каждой группе на столах есть коробки:

1 группа – с солью,

2 группа – с сахаром,

- Насыпьте содержимое коробок в стакан с водой. Помешайте. Что произошло?

(Ответы групп – они растворились.)

Вывод: Вода является растворителем.

Опыт 6.

- Насыпьте:

1 группа – мел,

2 группа – крахмал.

-  Помешайте. Что произошло? (Ответы групп – не растворились)

Вывод: - Значит, вода одни вещества растворяет, а другие не растворяет.

- Где в быту используем это свойство?

(Пьём чай с сахаром, солим суп, кашу, когда умываемся и т.д.)

- Люди, зная это свойство воды, научились делать растворы, лекарства.

Опыт 7.

Из специальной бумаги сделали фильтр – приспособление для очистки воды. Пропустим через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаем?

(Ответы групп: Вода была грязная, а пройдя через фильтр стала чистая).

- Но в грязной воде есть вредные микроорганизмы. Поэтому профильтрованную воду нужно прокипятить, а потом только использовать для питья.

- Во время опыта ребята переливали воду из одного стакана в другой. Какое свойство воды использовали? ( Вода что делала?) (Ответы групп – текла.)

Вывод. Основное свойство воды – текучесть.

Опыт 7.

- налейте немного воды на тарелку (можно на парту). Какую форму приобрела вода? (Ответы групп – никакой)

Вывод:– вода не имеет формы.

VII. Закрепление.

     Сделаем вывод по проведенной нам работе. Какие свойства имеет вода?

VIII. Проверка по теме.

           Тест по теме: «Вода».

  1. Соедини стрелкой.

                                    тело.

    Вода – это              вещество.

                                   частица.

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

  Прозрачная, голубого цвета, имеет запах, бесцветная, растворяет

  вещества, течёт.)

  1. Для каких организмов вода -  природный дом? Подчеркни.

Щука, курица, рак, кузнечик, дельфин, лягушка, коза.

- Проверим тест.

IX. Итог. Выставление оценок.

- Как называется тема нашего урока?

- Узнали что – то новое для себя, достигли своих целей?

X. Домашнее задание.

- Перепиши текст с карточки в тетрадь.

VIII Устный журнал. (Резерв).

  1. В нашем дыхании тоже содержится водяной пар. Вы можете его увидеть, выдохнув на улице в холодный день.
  2. Когда мокрое бельё высыхает, содержащаяся в нем вода превращается в пар.
  3. Ученые подсчитали, что за всю жизнь человек потребляет 75 тонн воды.
  4. Одно растение подсолнух выпивает за лето 250 литров воды.

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит». По морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А ещё вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Без воды не приготовить пищи, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства. Вот она какая – вода!

        Но все это стало доступно человеку после того, как он изучил свойства воды. Вот потому мы сегодня и занимались таким важным делом.

Опыт

Свойства воды.

Есть (да)  

Нет

1

запах

2

вкус

3

прозрачность

4

цвет

5

является ли растворителем

6

растворяет все вещества

7

текучесть

8

имеет ли форму

Опыт

Свойства воды.

Есть (да)  

Нет

1

запах

2

вкус

3

прозрачность

4

цвет

5

является ли растворителем

6

растворяет все вещества

7

текучесть

8

имеет ли форму

Свойства воды – это особенности воды, её характеристика.

Вода – прозрачная, бесцветная, без запаха, растворяет вещества, течёт, не имеет формы

Свойства воды – это особенности воды, её характеристика.

Вода – прозрачная, бесцветная, без запаха, растворяет вещества, течёт, не имеет формы.

Свойства воды – это особенности воды, её характеристика.

Вода – прозрачная, бесцветная, без запаха, растворяет вещества, течёт, не имеет формы.

Свойства воды – это особенности воды, её характеристика.

Вода – прозрачная, бесцветная, без запаха, растворяет вещества, течёт, не имеет формы.

Свойства воды – это особенности воды, её характеристика.

Вода – прозрачная, бесцветная, без запаха, растворяет вещества, течёт, не имеет формы

Свойства воды – это особенности воды, её характеристика.

Вода – прозрачная, бесцветная, без запаха, растворяет вещества, течёт, не имеет формы.

Свойства воды – это особенности воды, её характеристика.

Вода – прозрачная, бесцветная, без запаха, растворяет вещества, течёт,  не имеет формы

Свойства воды – это особенности воды, её характеристика.

Вода – прозрачная, бесцветная, без запаха, растворяет вещества, течёт, не имеет формы.

10

10

10

10

10

10

10

20

20

20

20

20

20

20

30

30

30

30

30

30

30

40

40

40

40

40

40

40

50

50

50

50

50

50

50

60

60

60

60

60

60

60

70

70

70

70

70

70

70

80

80

80

80

80

80

80

90

90

90

90

90

90

90

С

С

С

С

С

С

С

В

В

В

В

В

В

В

О

О

О

О

О

О

О

Й

Й

Й

Й

Й

Й

Й

С

С

С

С

С

С

С

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т

В

В

В

В

В

В

В

А

А

А

А

А

А

А

ВОДЫ

ВОДЫ

ВОДЫ

ВОДЫ

ВОДЫ

ВОДЫ

ВОДЫ

Тест

  1. Соедини стрелкой.

                                    тело.

    Вода – это              вещество.

                                   частица.

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

  Прозрачная,  синего цвета,  бесцветная,  имеет запах,  растворяет  вещества,  течёт.

  1. Для каких организмов вода -  природный дом? Подчеркни.

Щука,   курица,   рак,  кузнечик,   дельфин,   лягушка,   коза.

Тест

  1. Соедини стрелкой.

                                    тело.

    Вода – это              вещество.

                                   частица.

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

  Прозрачная,  синего цвета,  бесцветная,  имеет запах,  растворяет  вещества,  течёт.

  1. Для каких организмов вода -  природный дом? Подчеркни.

Щука,   курица,   рак,  кузнечик,   дельфин,   лягушка,   коза.

Тест

  1. Соедини стрелкой.

                                    тело.

    Вода – это              вещество.

                                   частица.

  1. Подчеркни свойства чистой воды.

  Прозрачная,  синего цвета,  бесцветная,  имеет запах,  растворяет  вещества,  течёт.

  1. Для каких организмов вода -  природный дом? Подчеркни.

Щука,   курица,   рак,  кузнечик,   дельфин,   лягушка,   коза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Сочетательное свойство сложения (конспект урока по математике)

Конспект урока по математике , 2 класс, начальная школа "Сочетательное свойство сложения"...

«Берегите воду» конспект урока по окружающему миру 3 класс

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Берегите воду"...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...

Вода. Конспект урока-опыта окружающего мира (3 класс)

Вода. Конспект урока-опыта окружающего мира (3 класс)...

: «Какого цвета вода?» Конспект урока для детей с ОВЗ (детское экспериментирование)

Формирование экологического мировоззрения у учащихся, с ОВЗ, опираясь  на научную основу ознакомления детей с природой и учебный эксперимент,  который служит средством доказательства или опр...