: «Какого цвета вода?» Конспект урока для детей с ОВЗ (детское экспериментирование)
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)

Ткаченко Наталья Викторовна

Формирование экологического мировоззрения у учащихся, с ОВЗ, опираясь  на научную основу ознакомления детей с природой и учебный эксперимент,  который служит средством доказательства или опровержения выдвигаемых предположений.. Цель урока: Создание условий для овладения навыками экспериментирования. Задача урока: формировать представления о прозрачности воды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока – эксперимента для детей с ОВЗ

Тематическое направление: экологическое воспитание

Тема: «Какого цвета вода?»

Цель: Создание условий для овладения навыками экспериментирования.

Задачи

Образовательная: Формировать представления о прозрачности воды.

Развивающая: Развивать внимание, мышление, речь в доступных для детей пределах, эмоциональный отклик.

Воспитательная: Формировать навыки самоконтроля, элементы трудовой деятельности.

Оборудование

 Демонстрационное:  1 прозрачный стакан с водой, 1 прозрачный стакан с молоком, 2 – ложки, клеёнка на стол, салфетка для рук.

Раздаточное: По количеству детей. 1 прозрачный стакан с водой; 1 прозрачный стакан с молоком; 2 – ложки;  ёмкость с цветной водой; ёмкость с чистой водой; небольшая рыбка – игрушка; клеёнка на стол; салфетка для рук; картон голубого цвета, круглой формы; бумажная заготовка – рыбка; клей – карандаш.

Характеристика этапов занятия

Задачи этапа

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Форма организации

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 этап. Организационный – (5 минут)

1.1

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию

Прозвенел звонок, начался урок!

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

И зубами постучим,

И немножко помолчим!

Стимули-рование положительной мотивации.

Словесно-практический

Фронт.

Приветствует детей, устанавливает зрительный контакт. Обращает внимание детей на школьный звонок, который является сигналом к началу урока (учитель может использовать ручной колокольчик, для лучшей наглядности)

 Проверка психологической готовности класса к занятию.

Сидят за партами,  выполняют движения согласно тексту, по показу педагога

1.2

Создать целевую установку на предстоящую деятельность

Ребята, сейчас у нас   необычное занятие. Мы, как настоящие учёные, будем изучать удивительное вещество. Человек, животные и растения могут жить длительное время только благодаря этому веществу. Это вещество надо беречь от загрязнений и бережно тратить.  Посмотрите внимательно на экран и послушайте звуки, которые издаёт это вещество, когда оно бежит по земле в виде ручейка (Включает презентацию - слайд 2) или падает на землю в виде дождя (слайд 3)

Эвристическая 

беседа;

 Наглядный метод (с использованием зрительного и слухового анализатора);

Фронт.

Включает презентацию.

Задаёт вопросы, побуждает к логическим умозаключениям.

Слушают учителя, смотрят на экран.

1.3

Мотивация к деятельности:

Догадались, о каком веществе идёт речь?  Послушайте загадку, (приложение 1)

Конечно это вода.

Проблемно – поисковый.

Создание эмоционального отношения к изучаемому материалу;

 

Фронт.

Побуждает к эмоциональному отклику,   загадывает загадку, задаёт наводящие вопросы, при необходимости отвечает на свой вопрос, побуждая детей повторить ответ или эмоционально откликнуться

Эмоционально откликаются, отгадывают загадку, рассуждают по теме, в соответствии с собственными возможностями (звукоподражание, повторение слов и т.п)

2 этап. Основной – (30 минут)

2.1

Формулирование цели занятия

На нашем занятии  мы будем изучать  самую обыкновенную воду и в тоже время самое загадочное вещество на нашей планете.  Что такое вода? Как нам узнать воду среди других веществ? Мы отправляемся в путешествие, в самую настоящую лабораторию, где с помощью опытов найдём ответы на нужные нам вопросы. Посмотрите на экран (слайд 4),  это план – карта нашего путешествия, на ней нарисована большая капля воды и  много пустых квадратов, это тайны, которые хранит вода. Нам необходимо их разгадать и заполнить эти квадраты. И каждый из нас оформит папку  «Вода», куда мы будем складывать результаты наших наблюдений и опытов.

Постановка цели занятия; привлечение внимания

Фрон.

Обращает внимание на общую цель занятия, заинтересовывает детей, направляет на достижение общего результата деятельности.

Формирует представления о конечном продукте деятельности

Концентрируют внимание на поставленную учителем цель

2.2

Повторить и закрепить правила поведения,  при работе с водой

Чтобы проводить настоящие опыты мы должны вспомнить правила поведения,  при работе с водой. Нам помогут карточки-помощники, (приложение 2). Посмотрите на карточку. На карточке нарисованы руки человека, которые бережно охраняют каждую капельку воды. Это первое правило – береги воду, не разбрызгивай её. Посмотрите на карточку. Здесь руки человека бережно и аккуратно сжимают стакан с водой. Это второе правило - аккуратно пользуйся ёмкостью для воды.

Посмотрите на третью карточку, что на ней нарисовано? На картинке нарисована тряпочка. Что это означает? Это третье правило - своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай разлившуюся на пол и стол воду.

Наглядный метод (зрительный);

 

Фрон.

Индив.

Знакомит учащихся с мнемокарточками, учит их работать с карточками

Концентрируют внимание на карточках, работают с карточками.

2.3 Проведение опыта с водой

Посмотрите, у меня в руках стакан с молоком. Найдите и покажите стакан с молоком, который стоит у вас на столе. Молодцы! Посмотрите, у меня в руках стакан с водой. Найдите и покажите стакан с водой. Посмотрите, у меня в руках ложечка. Найдите и покажите ложечку, которая лежит у вас на столе. Молодцы! Возьмите   ложечку и положите её     в стакан с молоком, как сделала я. Найдите и покажите другую ложечку, которая лежит у вас на столе. Молодцы! Возьмите   ложечку и положите её     в стакан с водой, как сделала я.     Что мы видим? Ложечка   видна полностью в стакане с водой, а в стакане с молоком видна только та часть ложечки, которая не погружена в молоко. Почему?

Наглядный;

Практический

Фрон.

Индив.

Побуждает детей к «открытию» нового знания.

Объясняет и показывает опыт с водой. Концентрирует внимание детей, вызывает эмоциональный отклик. Побуждает делать выводы.

Выполняют инструкцию учителя самостоятельно («рука в руке»)

2.4

Сформировать итоги опыта. Формировать трудовые навыки.

Какой можно сделать вывод?

 (Вода прозрачна, а молоко нет)

Правильно, этот простой опыт доказывает, что вода прозрачна, она способна пропускать свет. Наш опыт подошёл к концу, необходимо навести порядок на рабочем месте. Я подойду к вам, с подносом, вы  положите на него свои стаканы, всё делаем аккуратно и осторожно. Молодцы!

Развитие познавательного интереса;

Фрон.

Индив.

Побуждает детей делать выводы.

Даёт инструкцию к дальнейшим действиям.

Обобщают полученную информацию; Делают выводы; Выполняют трудовые поручения

2.5 Эмоциональная разгрузка

Наступила минутка отдыха!

«Это Я!» - динамическая пауза (приложение 3)

Игровой метод

Фрон.

Индив.

Читает стихи, контролирует действия учащихся.

Выполняют движения по тексту самостоятельно (с помощью взрослого)

2.6 Создание проблемной ситуации

Давайте представим, что вода стала грязной и непрозрачной, что тогда будет? Послушайте историю.

"Спаси рыбку" (развивающее упражнение). Молодцы! Мы настоящие спасатели, мы спасли рыбку! Вода не имеет цвета, но теперь мы знаем, что прозрачная, чистая вода, очень важна для сохранения живых существ. Необходимо навести порядок на рабочем месте.

Метод проблемного обучения;

Эвристическая 

беседа;

Игровой метод

Фрон.

Индив.

Самостоятельно  (с помощью дежурных детей) раздаёт оборудование для игры. Рассказывает историю, даёт инструкции к действию, контролирует результат, осуществяет индивидуальную работу

Выполняют роль спасателей; Используют полученные знания на практике; Выполняют трудовые поручения

2.7 Продуктивная деятельность, изготовление карточки - ответа

Мы разгадали первую тайну воды. Предлагаю сделать первую карточку – ответ в виде аппликации «Рыбка в аквариуме».   Эту карточку положим в папку наблюдений. А я, на месте квадрата, с цифрой один, размещу картинку,  рыбка в аквариуме (слайд 5, 6)

Метод практического обучения; метод демонстраций

Фрон.

Индив.

Раздаёт  учащимся рабочую доску, клей - карандаш, бумажную основу (круг),  для аппликации, бумажную заготовку рыбки. Контролирует действия учащихся, четко проговаривая каждое действие

На рабочей доске намазывают клеем заготовку рыбки и приклеивают к листу бумаги, круглой формы, затем вклеивают его в дневник наблюдений.

3 этап. Заключительный - (5 минут)

3.1

Подведение итогов занятия

Наше занятие подошло к концу, мы многое успели сделать, вспомнили правила поведения в лаборатории, узнали первое свойство воды. Сделали первую карточку – ответ и положили её в нашу папку наблюдений за водой.

Самоонализ и самооценка

Фрон.

Подводит итог занятия, формирует яркие устойчивые образы, побуждает учащихся к эмоциональному отклику

Подведение итогов занятия при участии педагога  

3.2

Рефлексия

Перед вами лежат весёлый смайлик и  грустный. Если вам понравилось занятие поднимите весёлого смайлика, если нет, то грустного (Учащиеся, самостоятельно,  оценивают достигнутые результаты). Спасибо за работу!

Рефлексия:

самоконтроль, использование смайликов

Фронт.

Инд.

Подводит итог занятия. Побуждает детей самостоятельно дать оценку занятию, благодарит за работу

Эмоциональная оценка занятия и достигнутых результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование.

Пояснительная записка.Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смысла физических явлений. Происход...

Организация детского экспериментирования

                                                    ...

«Создание условий для детского экспериментирования»

Совместная деятельность в группе  старшего дошкольного возраста по экспеременированию. Тема: " Помоги Золушке"...

Сценарий досугового мероприятия для детей: «Какого цвета лето?» Конкурс рисунков на асфальте.

Конкурсы рисунков на асфальте обычно проводятся в детских лагерях и на различных летних мероприятиях. Предлагаю вам включить конкурсы рисунков на асфальте в программу вашего праздника. Все, что вам по...

Разработка занятия в ГПД по программе "Детское экспериментирование". Тема "Звук в жизни человека и животных"

Занятие разработано по программе "Детское экспериментирование". Тема "Звук в жизни человека и животных". Цель: развивать познававтельную активность детей в процессе анализа различн...

Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.

Тема для самообразования, проектной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности

материал подготовлен для использование в работе педагогами....