Рабочая программа по окружающему миру (1-4) УМК «Начальная школа 21 века»
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Верисокина Марина Алексеевна

Рабочая программа по окружающему миру (1-4) УМК «Начальная школа 21 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okr_mir2021-2022.docx70.94 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Окружающий мир»    

1класс

               

  К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:

— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

 — ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

— сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе обучающиеся смогут научиться:

—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

— различать основные нравственно-этические понятия;

— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

2класс

К концу обучения во втором  классе обучающиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
  • оценивать жизненную или представленную в художественном произведении ситуацию с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с его датой;
  • кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);
  • называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во втором классе обучающиеся могут научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
  • ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья- кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»;
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  • приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Планируемые  результаты  освоения  предмета

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
  • Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

  • Формирование основ российской гражданской идентичности.
  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
  • Понимание особой роли России в мировой истории.
  • Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
  • Воспитание уважительного отношения к своей стране.
  • Воспитание уважительного отношения к истории страны.
  • Воспитание любви к родному краю.
  • Воспитание любви к своей семье.
  • Воспитание гуманного отношения к людям.
  • Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
  • Понимание роли человека в обществе.
  • Принятие норм нравственного поведения в природе.
  • Принятие норм нравственного поведения в обществе.
  • Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
  • Формирование основ экологической культуры.
  • Понимание ценности любой жизни.
  • Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

  • Осознание целостности окружающего мира.
  • Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
  • Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

3класс

К концу обучения в 3 классе обучающиеся научатся:

  • характеризовать условия жизни на Земле;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха);
  • различать растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • объяснять отличия грибов от растений;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • составлять описательный рассказ о животном;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • характеризовать некоторые важнейшие события в истории Российского государства (в пределах изученного);
  •  сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т. п. разных эпох;
  • называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • работать с географической и исторической картами, контурной картой.

К концу обучения в 3 классе обучающиеся могут научиться:

  •  ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
  •   анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
  •  проводить несложные опыты по размножению растений;
  • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
  • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
  • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
  •  высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Планируемые результаты освоения предмета

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.

Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира,
  • расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника,
  •  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

        

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

4класс

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.

Это:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника,

сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир.

Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают

познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,

психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей

культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Должен знать:

-науки, изучающие организм человека; понятия - «орган», «организм», строение и функции органов человека;

 -условия, необходимые для развития и жизни, профилактические меры

  предупреждения заболеваний;

-вредные полезные привычки, правила безопасного поведения;

-правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;

-понятие «ориентирование», «горизонт», «стороны горизонта», «масштаб»;

-единицы измерения времени и как определяли время в разные эпохи;

 -способы изображения земной поверхности, устройство и назначение  компаса, условные обозначения на плане, карте;

-названия, свойства и использование полезных ископаемых, их условные обозначения, месторождения полезных ископаемых.

-названия и расположения природных зон России на карте, их характерные климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения; природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей; меры по охране природы.

 -наиболее важные события в истории России и родного края, их символику.

 -названия и расположения природных зон  России на карте, их характерные  климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения;

-природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей;

 -меры по охране природы.

уметь:

-различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно- этические нормы поведения; оказывать первую помощь.

 -определять стороны горизонта по компасу, по солнцу, по местным признакам;

 -читать и составлять план местности;

 -находить существенные отличительные признаки полезных ископаемых, выявлять взаимодействие между состоянием природы и деятельностью человека, выполнять простые опыты, пользоваться простыми таблицами, схемами, обозначать условными знаками, находить месторождения по условным знакам;

 -сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять  взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека;

-показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду, выделять главное в тексте, пересказывать содержание, объяснять отдельные термины, самостоятельно выполнять творческие задания;

 -сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека.

    В результате изучения окружающего мира обучающийся  должен знать/понимать

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

     уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

  1. Содержание предмета  «Окружающий мир»

1класс

Введение. Что такое окружающий мир.

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Ты – первоклассник. (3 ч)

Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

Твои друзья – взрослые и дети (8 ч.)

Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

Универсальные учебные действия:

  • определять время по часам с точностью до часа;
  • анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
  • воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
  • описывать назначение различных школьных помещений;
  • конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
  • реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Ты и здоровье (6 ч.)

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  • демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Мы и вещи (3 ч.)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Универсальные учебные действия:

  • классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
  • ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

Родная природа (24 ч.)

Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия:

  • описывать сезонные изменения в природе;
  • создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • описывать внешние признаки растения;
  • характеризовать условия роста растения;
  • выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
  • различать животных по классам (без термина);
  • сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
  • различать животных по месту обитания.

Родная страна (18 ч.)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

Универсальные учебные действия:

  • составлять небольшой рассказ о своей семье;
  • взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
  • называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
  • различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
  • реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по выращиванию цветов и т.п. (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

2 класс

Тема

Содержание

Универсальные учебные действия

1

Введение. Что тебя окружает

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

«Читать» информацию, представленную в виде схемы; сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

2

Кто ты такой

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Описывать кратко особенности разных органов чувств; сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией; анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания; реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

3

Кто живет рядом с тобой

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности.

Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи; характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими;

реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

4

Россия —

твоя

Родина

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь.

Флаг и герб России. Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края.

Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России.

Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России.

Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V- IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; княгиня Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»; различать флаг и герб России, основные достопримечательности, различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка; воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

5

Мы —

Жители

Земли

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы.

Животное и растение — живые существа.

Природные сообщества. Жизнь леса.

Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды.

Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан,

море, болото). Типичные представите ли растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга.

Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля.

Разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов.

Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое  (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

называть царства природы, описывать признаки животного и

растения как живого существа;

различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край); различать понятия (без термина): сообщество, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения; составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;

отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности; различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды; проводить несложные опыты по определению свойств воды; отличать водоем от реки как водного потока;

описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

приводить примеры лекарственных растений луга;

узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ.

Приводить примеры культур, выращиваемых на полях;

«читать» информацию, представленную в виде схемы;

описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям);

различать плодовые и ягодные культуры;

составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Практическая часть программы

Форма работы

Содержание

Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных.

Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.

Составление семейного «древа».

Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

3 класс

Введение (1 ч)

Земля — наш общий дом (8 ч)

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Расширение кругозора школьников : Представление людей древних цивилизаций о происхождении земли. История возникновения жизни на Земле.

Как человек изучает. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы (23 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России (8 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия,

СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Как люди жили в старину (9 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Как трудились в старину (15 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Проверочные работы «Проверь себя» (4 часа)

Практическая часть программы

Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

4 класс

Человек - живое существо (организм) (16 ч).

Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце - главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения - почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Универсальные учебные действия.

Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов; объяснять особую роль нервной системы в организме. Твое здоровье (12 ч).

Человек и его здоровье. Знание своего организма - условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Универсальные учебные действия. Раскрывать принципы здорового образа жизни. Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя. Различать ядовитые грибы и растения.

Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания. Практические работы.

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Человек - часть природы (2 ч).

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Универсальные учебные действия.

Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного. Устанавливать последовательность этапов развития человека. Характеризовать условия роста и развития ребенка. Человек среди людей (5 ч).

Доброта, справедливость, стремление заботиться о больных и стариках - качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Универсальные учебные действия.

Различать положительные и отрицательные качества человека.

Приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. Объяснять правила безопасности при общении с чужими людьми. Родная страна: от края до края (10 ч).

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва - среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение па карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города. Улицы, их история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, трудовой деятельности и культуры народов).

Универсальные учебные действия.

Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фотографиях, схемах) особенности разных природных зон.

Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв. Находить на карте равнины и горы России (своего края).

Выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям). Обобщать информацию о странах-соседях России, полученную из разных источников; описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран-соседей России. Человек - творец культурных ценностей (12 ч).

Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIH века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В. И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В. А. Жуковский, А. Н. Плещеев, Н. А. Некрасов, В. И. Даль, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, В. А. Тропинин, И. И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А. А. Пластов, К. Ф. Юон, Ф. А. Малявин, К. С. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К. И. Чуковский, С. Я. Маршак и др.).

Универсальные учебные действия.

Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами. Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.

Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена). Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох. Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. Человек - защитник своего Отечества (5 ч).

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Отечественная война 1812 года. М И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Универсальные учебные действия.

Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты. Экскурсии.

В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы.

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради). Гражданин и государство (3 ч).

Россия - наша Родина. Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Универсальные учебные действия.

Характеризовать права и обязанности гражданина России. Обобщать информацию, полученную из разных источников.

Резерв (3 ч).

 III.Тематическое планирование по предмету  «Окружающий мир»,

 1 класс (62ч)

№ п/п

Название темы урока

Кол.

час.

Ты – первоклассник

3

1

Этот удивительный мир

1

2

Давай познакомимся

1

3

Мы – школьники .Правила поведения в школе

1

   

Родная природа

3

  4

Сентябрь – первый месяц осени.  Экскурсия.

1

5

Что нам осень подарила

1

6

Грибная пора

1

Твои друзья – взрослые и дети

2

7

Семья

1

 8

Любимые занятия. Воскресный день

1

Родная природа

4

9

Как из зерна получилась булка

1

10

Человек и домашние животные

1

11

«Октябрь уж наступил…»

1

12

Лесные новости. Явления природы

1

 

Родная страна

2

13

Где ты живешь?

1

14

Правила поведения на дорогах

1

Мы и вещи

2

15

Ты и вещи

1

16

Кто работает ночью

1

Твое здоровье

4

17

Что такое здоровье

1

18

Правила гигиены

1

19

О режиме дня

1

20

Урок в спортивном зале

1

Родная страна

4

21

Ноябрь – зиме родной брат

1

22

Звери – млекопитающие

1

23

Что мы знаем о птицах

1

24

Птичья столовая

1

Родная страна

2

25

Родной край

1

26

Дом, в котором ты живешь

1

Мы и вещи

1

27

Зачем люди трудятся

1

Родная природа

2

28

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…»

1

29

Какой бывает вода?

1

Твои друзья – взрослые и дети

3

30

Поговорим о дружбе

1

31

Идем в гости

1

32

С наступающим Новым годом

1

Родная природа

3

33

Январь – году начало, зиме - середина

1

34

Хвойные деревья

1

35

Жизнь птиц Экскурсия

1

Родная страна

4

36

Наша страна – Россия

1

37

Богата природа России

1

38

Мы – россияне

1

39

Народная сказка

1

Родная природа

4

40

Февраль – месяц метелей и вьюг

1

41

Звери – млекопитающие

1

42

Наш уголок природы

1

43

Животные и растения уголка природы

1

Родная страна

1

44

Мы – граждане России

1

Твои друзья – взрослые и дети

3

45

О правилах поведения

1

46

23 февраля – День защитника Отечества

1

47

8 марта – праздник всех женщин

1

Родная природа

2

48

Март – капельник

1

49

Птичьи разговоры

1

Твое здоровье

2

50

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Здоровая пища

1

51

Какое бывает настроение

1

Родная природа

2

52

Апрель-водолей

1

53

Жизнь насекомых весной Экскурсия

1

Родная страна

3

54

Весенние работы

1

55

Кто работает на транспорте

1

56

День космонавтики

Родная природа

4

57

Май весну завершает, лето начинает

1

58

Жизнь земноводных весной

1

59

Животное – живое существо

1

60

Природе нужны все!

1

Родная страна

2

61

Ты - пешеход

1

62

Урок-игра

1

Итого

62

Тематическое планирование по предмету  «Окружающий мир»,

 2 класс (66ч)


п/п

Тема и тип урока

Кол-во часов

Что тебя окружает?

1

Я, ты, он, она… Все мы люди…

1

Входное контрольное тестирование.

1

Наши помощники – органы чувств.

1

Наши помощники- органы чувств.

1

Поговорим о здоровье.

1

Режим дня. Практическая работа «Составление режима дня для будней и выходных»

1

Физическая культура. Быть сильным и выносливым.

1

Почему нужно правильно питаться

1

Из чего состоит наша пища? О витаминах.

1

Умеем ли мы есть?

1

Почему нужно быть осторожным.

1

Здоровье и осторожность.

1

Можно ли изменить себя.

Контрольное тестирование по итогам 1 четверти.

1

Что такое семья.

1

Труд в семье. Кто занимается домашним хозяйством.

1

Чем семь занимается в свободное время

1

Семейные праздники.

1

О правилах поведения.

1

О дружбе.

1

Родина – что это значит? Родной край – частица родины

1

Прошлое, настоящее и будущее

1

Как Русь начиналась.

1

Москва- столица России.

1

Города России

1

Золотое кольцо России.

1

Родной край – частица родины

1

Зачем человек трудится?

 Контрольное тестирование по итогам 2 четверти.

1

Хлеб – всему голова. Русская трапеза

1

Как трудились в городах. Все профессии важны.

1

О труде фермера и экономиста, программиста.

1

Мы – граждане России. Народов России. Виртуальная экскурсия в музей народов России.

1

Россия-многонациональная страна

1

Твое первое знакомство со звездами

1

Чем Земля отличается от других планет?

1

Глобус – модель земли. Проверочная работа

1

Царства живой природы. Бактерии.

1

Грибы.

1

Жизнь животных. Какие животные обитают на Земле.

1

Жизнь растений. Какие бывают растения

1

Органы растений и их значение для его жизни.

1

Среда обитания- что это такое?

1

Лес и его обитатели.

1

Деревья леса

1

Кустарники леса

1

Травянистые растения леса

1

Животные леса

1

 Птицы - лесные жители

1

Пресмыкающиеся- обитатели леса. 

Контрольное тестирование по итогам 3 четверти

1

Насекомые леса

1

Что мы знаем о воде? Вода-вещество.

1

Путешествие капельки.

1

Какие  бывают водоемы?

1

Обитатели пресных вод

1

Птицы-жители водоёма

1

Растения пресных водоемов

1

Обитатели соленых водоёмов. Фантастические рыбы

1

Луг. Растения луга

1

Животные луга.

1

Итоговая тематическая контрольная работа

1

Поле. Зерновые культуры

1

Животные поля.

1

Сад. Как люди выращивают растения сада?

Животные-защитники сада.

1

Комплексная проверочная работа

1

Человек - часть природы.

1

Давай беречь нашу Землю!

1

Всего

66


Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3 класс (66 ч.)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение. Где и когда ты живёшь.

1

Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы.

1

Земля – планета Солнечной системы.

Опыт. Смена сезонов, дня и ночи.

1

Входное контрольное тестирование.

Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света. Экскурсия в планетарий.

1

Вода – условие жизни на Земле.

Опыт. Роль света и воды в жизни растений.

1

Воздух – условие жизни на Земле.

Опыт. Горение.

1

Изображение Земли. 

1

План и карта.

Практическая работа. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради).

Бактерии.

1

Грибы.

1

Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений.

Экскурсия в краеведческий музей.

1

Разнообразие растений на Земле. Контрольное тестирование по итогам 1 четверти.

1

Растения – живые существа.(организмы).

Растения – живые существа.(организмы).

Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Опыт «Содержание воды в листе».

1

Растения – живые существа. Органы растения.

1

Размножение растений.

1

Распространение плодов и семян.

1

Культурные растения в жизни человека.

Как возникло земледелие. Хлеб — всему голова.

1

Красная книга России. 

1

Животные – часть природы. Роль животных в природе.

1

Разнообразие животных.

1

Животные – живые существа.

1

Животные – живые существа.

1

Поведение животных.

1

Беспозвоночные животные. Разнообразие насекомых.

1

Позвоночные животные. Рыбы, земноводные.

1

Позвоночные животные. Пресмыкающиеся.

1

Позвоночные животные. Птицы. Контрольное тестирование по итогам 2 четверти.

1

Позвоночные животные. Млекопитающие (звери)

Позвоночные животные. Млекопитающие (звери)

Природные сообщества.

1

Человек и животное. Почему люди приручали диких животных. 

1

Заповедники. 

1

Как люди узнают о прошлом.

Древняя Русь. Восточнославянские племена.

1

Древняя Русь. Восточнославянские племена.

1

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

1

Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.

1

Как Москва стала столицей. Иван Грозный.

1

Пётр I Великий – император России.

1

Екатерина II Великая.

1

Император Николай II.

1

Советская Россия. 

1

Из истории имён. Проект «Моё имя»

1

Как выглядели наши предки.

1

Как в старину трудились наши предки.

1

Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки.

1

Какие предметы окружали русских людей.

1

Какие предметы окружали русских людей. Экскурсия в музей.

1

Русская трапеза. Контрольное тестирование по итогам 3 четверти.

1

Русская трапеза.

1

Во что верили наши предки.

1

Принятие христианства на Руси.

1

Что создавалось трудом крестьянина.

1

Труд крепостных крестьян.

1

Что такое ремесло.

1

Игрушечных дел мастера. Маленькие мастера.

1

О гончарном ремесле.

1

О труде ткачей.

1

Русские оружейники.

1

Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры.

1

Железные дороги в России.

1

Железные дороги в России. Контрольное тестирование по итогам года.

1

Первые пароходы и пароходство в России.

1

Автомобилестроение в России.

1

Самолётостроение в России. Время космических полётов.

1

Всего

66

Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4 класс (68 ч.)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Общее строение организма человека.

1

Нервная система. Головной и спинной мозг.

1

Двигательная система организма человека.

1

Пищеварительная система.

1

Пищеварительная система.

1

Дыхательная система.

1

Кровеносная система.

1

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества

1

Кожа.

1

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение.

1

Как человек воспринимает окружающий  мир.  Слух.

1

Как человек воспринимает окружающий мир. Обоняние, вкус, осязание.

1

Как человек воспринимает окружающий мир. Обоняние, вкус, осязание.

1

Контрольная тестовая работа за 1 четверть.

1

Работа над ошибками. Мир чувств. Эмоции.

1

Внимание.

1

Память.

1

Режим дня.

1

Режим дня.

1

Правила закаливания.

1

Можно ли снять усталость?

1

Поговорим о вредных привычках.

1

Поговорим о вредных привычках.

1

Когда дом становится опасным.

1

Когда дом становится опасным.

1

Улица полна неожиданностей.

1

Улица полна неожиданностей.

1

Если случилась беда.

1

 Контрольная тестовая работа за 2 четверть.

1

Работа над ошибками. Если случилась беда.

1

Чем человек отличается от животного?

1

 От рождения до старости.

1

Поговорим о доброте.

1

Что такое справедливость.

1

О смелости.

1

Умеешь ли ты общаться?

1

Умеешь ли ты общаться?

1

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

1

Природные зоны России. Тайга  и зона смешанных лесов.

1

Природные зоны России. Степи и пустыни. Субтропики.

1

Почвы России.

1

Рельеф России .

1

Рельеф России .

1

Как возникали и строились  города.

1

Россия и ее соседи. Япония.

1

Россия и ее соседи. Китай.

1

Россия и ее соседи. Финляндия. Королевство Дания.

1

Что такое культура. Из истории письменности.

1

О первых школах и книгах.

1

О первых школах и книгах.

1

Контрольная тестовая работа за 3 четверть. 

1

Работа над ошибками. О первых школах и книгах.

1

Чему и как учились  при Петре I.

1

Русское искусство до XVIII века.

1

Искусство России XVIII века.

1

Искусство России XVIII века.

1

«Золотой век» русской культуры  (XIX век).

1

«Золотой век» русской культуры  (XIX век).

1

Искусство России XX века.

1

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва.

1

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере. Куликовская битва.

1

Отечественная война  1812  года.

1

Отечественная война  1812  года.

1

Великая Отечественная война 1941–1945 годов.

1

Великая Отечественная война 1941–1945 годов.

1

Контрольная тестовая работа за 4 четверть.

1

Работа над ошибками Гражданин и государство.

1

Гражданин и государство.

1

Всего

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру  3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...

Рабочая программа по окружающему миру. 3 кл.УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа, календарно- тематическое планирование...