Технологическая карта урока окружающего мира
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Прокопчук Людмила Владимировна

Тема: «Трудные времена на русской земле»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_urok.docx391.32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема: «Трудные времена на русской земле»

 

Тип урока: открытие новых знаний

 

Цели урока: Познакомимся с героическими страницами истории Отечества.

Задачи:

  1. Познакомить с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским; битвами – Невская и Ледовое побоище; показать роль в истории Руси Александра.
  2. Развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.
  4. Развивать навыки самостоятельной работы в группах, умения работать с картой и дополнительным материалом,

Планируемые результаты:

- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;

- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;

- предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о Древней Руси.

 

Понятия:Дань, хан, Золотая Орда

Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс; карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, компьютерная презентация,

Ход урока

I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.

1.Приветствие

2.Эмоциональный настрой

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать. 

II. Актуализация знаний. Проверка д/з

- Проверка домашнего задания.

Учащихся выполняют парную работу по карточкам.

Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Славянскую азбуку создали византийские монахи … и … (Кирилл и Мефодий).Письменность на Руси стала распространяться после принятия … (христианства). В Древней Руси велись записи важнейших событий – … (летописи). Самая известная летопись Древней Руси – … («Повесть временных лет»). Ее написал в начале XII века монах … (Нестор).

III. Подготовка к основному этапу занятия

Открываем учебник стр 38, прочитайте тему, как понимаете.

Итак, тема урока “Трудные времена на русской земле”

Какие задачи мы будем решать на уроке? Прочитайте их на стр.38

-Каким испытаниям подвергалась Русь в 13 веке?

-Почему времена трудные?

I V. Открытие нового знания

СЛАЙД 2

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. Сегодня на уроке мы поговорим о трёх событиях, произошедших в трудные времена на Руси.

hello_html_m21e1b962.png(Карта Руси). Обратите внимание на карту – Русь поделена на княжества, которые жили в то время обособленно, между ними не было согласия. Каждый был сам за себя. В некоторых княжествах и князя не было. В нём управляли богатые люди – бояре. Русь оказалась лакомым кусочком, не защищённым от врагов.

А кто позарился на Русь? Мы с вами узнаем в процессе исследования.

Сейчас вы объединитесь в группы историков-исследователей. Каждой группе будет дано задание: выяснить – кто были захватчики. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы

-Зная задачи урока, приступим к их реализации.

3 слайд. -Как будем оценивать работу групп? (Критерии оценки: полнота представленной информации, ясность, точность.)

Этапы работы

  1. Прочитать вопросы.
  2. Распределить задания между членами группы.
  3. Найти ответы на вопросы.
  4. Пересказать участникам группы.
  5. Выступить группой перед классом.

(Первое задание группам – выяснить значения слов.

Каждая группа ищет в учебнике значения двух слов.)

Задание для первой группы

-1 группа

  1. Кто напал с Востока? Когда? (монголо-татары в 13 веке, в 1237г.)
  2. Кто возглавил поход на Русь? (хан Батый)
  3. Какие города подверглись нападению? (Рязань, Владимир)
  4. Какой город на пути захватчиков оказался «злым» городом? (Козельск)
  5. Что такое Золотая Орда? (государство монголо-татар)
  6. Что выплачивали русские князья монголо-татарам? (дань)
  7. Кто такой Хан Батый?
  8. Что такое Дань?
  9. Кто такие монголы?
  10. Что такое Золотая Орда?

 

4 -6 слайд. Да, посмотрите как выглядели монгольские воины, как они были вооружены, в каких жилищах они жили. И как были одеты русские воины.

Первым русским городом на пути Батыя оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но напрасно ждал он подмощи. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.

- В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.

- Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли тысячи воинов. Когда же были истреблены все горожане, монголы прозвали Козельск «злым городом».

- В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

После этого закончилось завоевание Руси. Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.

- От какого слова образовалось слово «дань»? (дать, дар)

- Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (Они были превосходные наездники и стрелки из лука. В их войске царила железная дисциплина. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья.)

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков.

Слово даём 2 группе.

2 группа. 7-8 слайд

1.Кто напал с северо- запада? ( шведы )

2.В каком году это произошло?(в 1240г.)

3.На какой реке произошло сражение? (Неве)

4.Какой князь со своей дружиной выступил против них? (Александр)

5.Чем закончилась битва? (шведы были разбиты)

6.Какое прозвище получил Александр после этой битвы? (Невский)

- Совершенно верно. Шведы были разгромлены. Русское войско потеряло всего 20 человек. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский. hello_html_m691ff6a8.png

- А Какие цели преследовали шведы? (захват территории и обогащение)

Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе? (Обессилена Русь от порабощения монголо-татар, Новгород – богатый город не был захвачен монголо-татарами и отсутствие князя)


9-10 слайд. Беда так же пришла и с запада от немецких рыцарей-крестоносцев. Отвечает 3 группа.

3 группа.

  1. Кто и в 1242 году напал с запада? (рыцари-крестоносцы)
  2. Где это произошло? (на льду Чудского озера)
  3. Какое название получила эта битва? (Ледовое побоище)
  4. Как строились в бою рыцари- крестоносцы? (клином)
  5. Чем были вооружены русские воины? (луками, топорами, мечами и крючками)
  6. Почему потерпели поражение рыцари- крестоносцы? (из-за тяжелых доспехов).
  7. Кто такой рыцарь?
  8. Кто такие крестоносцы?

- А сейчас мы мысленно перенесёмся в 1242 год. Сколько лет прошло после Невской битвы? (2 года) - Какая новая беда пришла на русскую землю? (немцы)

- К чему призывал новгородцев Александр? (бить врага за обиду земли русской)

- Собрав достаточно сил, Александр решает дать главное сражение 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

11 слайд. - Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был изображён крест)

- Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них? . (Доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть)

- Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал? Зная, что часть льда на озере слегка подтаялаВ историю эта битва вошла под названием Ледового побоища.

1. Как построили свои войска крестоносцы?

Рыцари особым образом строили свое войско - их боевой порядок напоминал свинью. В центре и по бокам стояли тяжело вооруженные всадни-ки, сзади - легкая конница и в центре – тяжелово-оруженная пехота. Противника окружали, прорвав его строй.

12 слайд. - 50 пленных рыцарей были с позором проведены по улицам Новгорода. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

13-14 слайд- Александр Невский – великий человек. Он был возведён в лик святых Во многих городах ему были поставлены памятники

Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны, пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.

V. Закрепление знаний и способ действий


Прием «Лови ошибку»

1. К середине 13 века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. ( 12 века)

2. В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – крестоносцы. (Монголы)

3. Поход на Русь возглавил Александр Невский (хан Батый)

4. Первым русским городом на пути батаевыхполчищ оказалась Казань. (Рязань)

5. Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде – так стало называться государство монголов. Отныне Руси пришлось выплачивать налог (Дань)

6. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь хан Батый (Александр Ярославич)

7. За победу на реке Неве князь Мефодий получил прозвание невского. (Александр)

Р: самоконтроль; устранение затруднений;


VI .Подведение итогов урока

-Хан Батый

В 13 веке в 1237 году на Русь напал хан Батый. Подверглись нападению города Рязань, Владимир. Козельск оказался «злым» городом. Русские князья выплачивали монголо-татарам дань.

-Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

-Князь Александр Невский

В 1240 году с северо-запада на Русь нападают шведы. Это сражение произошло на реке Неве. Князь Александр со своей дружиной разбил шведов. После этой победы его стали называть Александр Невский.

В 1242 году с запада напали на Русь рыцари- крестоносцы. Битва произошла на Чудском озере. В бою рыцари- крестоносцы строились клином. Русские воины были вооружены луками, топорами, мечами и крючками. Из-за тяжёлых доспехов рыцари, проваливались под лёд и тонули в озере.

Потому что на их одежде и вооружении был изображен крест.

Р: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

П: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

К: умение слушать и понимать речь других.     

П: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

15 -16 Слайд

Для чего необходимо знать историю своего края? 

Какие уроки дает нам история? 

-Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях?   

-Что нового узнали? 

-Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?


Р: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности

VII. Рефлексия. Информация о домашнем задании

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник: стр. 39- 42 читать, р.т. Стр.16-18

-Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания.

Л: самоанализ проделанной работы на уроке.

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей.


Тест .(приложение)

Критерии оценивания теста.

11- правильных –«5»

8-10 правильных – «4»

6-7 правильных «3»

«Трудные времена на русской земле»

1.Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый; б) Чингисхан; в) Тэмуджин.

2. Какой город первым оказался на их пути?

а) Новгород; б) Рязань; в) Владимир.

3. Какой русский город за упорное сопротивление прозвали «злым городом»?

а) Смоленск; б) Киев; в) Козельск.

4. Как стало называться государство монголо-татар?

а) Золотая Орда; б) Монгольская Орда; в) Татарская Орда.

5. Столицей монголо –татарского государства был город:

а) Галич; б) Сарай; в) Полоцк.

6. Что выплачивала Русь Орде?

а) дань; б) выкуп в) налог.

7.Кто нанёс удар по северо-западным рубежам Руси?

а) шведы; б) монголы; в) татары.

8. Решительный отпор врагам дал новгородский князь:

а) Владимир; б) Ярослав; в) Александр.

9.Какое прозвище получил новгородский князь за первую победу над врагами?

а) Мудрый; б) Вещий; в) Невский.

10. Рыцари-крестоносцы были разбиты на льду:

а) Ладожского озера; б) Чудского озера; в) Онежского озера.

11. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 года; б) 5 мая 1242 года; в) 5 апреля 1241 года;

самооценка

-Золотая Орда – государство, созданное монголами после завоевания Руси.

-Хан – правитель Золотой Орды.

-Монголы – кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

- Дань – это подать, плата, налог, взимаемый победителем с побежденных.

-Монголы – кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена.

Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Славянскую азбуку создали византийские монахи______________ и _____________ .

Письменность на Руси стала распространяться после принятия _______________.

В Древней Руси велись записи важнейших событий – ________________________ .

Самая известная летопись Древней Руси – ____________________________________.

Ее написал в начале XII века монах _________.

Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Славянскую азбуку создали византийские монахи______________ и _____________ .

Письменность на Руси стала распространяться после принятия _______________.

В Древней Руси велись записи важнейших событий – ________________________ .

Самая известная летопись Древней Руси – ____________________________________.

Ее написал в начале XII века монах _________.

Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Славянскую азбуку создали византийские монахи______________ и _____________ .

Письменность на Руси стала распространяться после принятия _______________.

В Древней Руси велись записи важнейших событий – ________________________ .

Самая известная летопись Древней Руси – ____________________________________.

Ее написал в начале XII века монах _________.

Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Славянскую азбуку создали византийские монахи______________ и _____________ .

Письменность на Руси стала распространяться после принятия _______________.

В Древней Руси велись записи важнейших событий – ________________________ .

Самая известная летопись Древней Руси – ____________________________________.

Ее написал в начале XII века монах _________.

1 группа

  • Кто напал с Востока? Когда?

  • Кто возглавил поход на Русь?

  • Что такое Золотая Орда?

  • Какие города подверглись нападению?

  • Какой город на пути захватчиков оказался «злым» городом? Почему?

  • Что выплачивали русские князья монголо-татарам?

2 группа

  • 1.Кто напал с северо- запада?

  • 2.В каком году это произошло?

  • 3.На какой реке произошло сражение?

  • 4.Какой князь со своей дружиной выступил против них?

  • 5.Чем закончилась битва?

  • 6.Какое прозвище получил Александр после этой битвы?

3 группа

  • Кто и в 1242 году напал с запада?

  • Где это произошло? Какое название получила эта битва?

  • Кто такой рыцарь-крестоносец?

  • Как строились в бою рыцари- крестоносцы?

  • Чем были вооружены русские воины?

  • Почему потерпели поражение рыцари- крестоносцы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...