Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа России.
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_2_kl_2016.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс.
Пояснительная записка
Программа соответствует учебнику «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова для общеобразовательных учреждений и обеспечена учебно-методическим комплектом «Окружающий мир» А.А.Плешаков. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- Предметные результаты освоения курса
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- Содержание курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип / Форма урока | Планируемые результаты | Формы контроля | Прохождение | |
План | Факт | ||||||
1 четверть (18 часов) | |||||||
Где мы живём? (3 часа) | |||||||
1 | Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где проживаем; умение называть свой адрес в мире, давать устное описание объектов окружающего мира. УУД: Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. | Фронтальный опрос (устный) | ||
2 | Стартовая диагностика. Россия – священная наша держава. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание символов России – герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке. УУД: Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации. | Диагностика | ||
3 | Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание, что нас окружают предметы живой и неживой природы; умение различать объекты живой и не живой природы. УУД: Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронтальный опрос (устный) | ||
Природа (21 час) | |||||||
4 | Живая и неживая природа. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание названий времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение различать объекты живой и неживой природы. УУД: Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронтальный опрос (устный) | ||
5 | Явления природы. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «явления природы», основных свойств воздуха и воды. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком. УУД: Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Фронтальный опрос (устный) | ||
6 | Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 «Измерение температуры». | 1 | Проверка знаний | Предметные: Знание понятия «температура», правил измерения температуры, названий времён года. Умение определять температуру воздуха, человека, воды. УУД: Умение читать и составлять простые схемы. | Фронтальный опрос (устный) | ||
7 | Что такое погода? | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды. УУД: Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму. | Фронтальный опрос (устный) | ||
8 | В гости к осени. Экскурсия № 1. | 1 | экскурсия | Предметные: Знание правил поведения на экскурсии. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. УУД: Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. | Фронтальный опрос (устный) | ||
9 | Неживая природа осенью. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. УУД: Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронтальный опрос (устный) | ||
10 | Живая природа осенью. Перелётные птицы. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды, перелётных птиц. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. УУД: Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронтальный опрос (устный) | ||
11 | Звёздное небо. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятий: «звёздное небо», «созвездие». Умение работать с картой звёздного неба, решать практические задачи с помощью наблюдения. УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
12 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятий «горная порода» и «минерал», названий и отличие горных пород от минералов. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. УУД: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронтальный опрос (устный) | ||
13 | Про воздух. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды. УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
14 | Вода в жизни человека. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения. УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
15 | Какие бывают растения? Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». | 1 | комбинированный | Предметные: Знание, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; знание 2-3 растений, занесённые в Красную книгу. Умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края. УУД: Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Фронтальный опрос (устный) | ||
16 | Какие бывают животные? Проверочная работа. | 1 | Проверка знаний | Предметные: Знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
17 | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение устанавливать взаимосвязи. УУД: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Фронтальный опрос (устный) | ||
18 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». | 1 | комбинированный | Предметные: Знание дикорастущих и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке. УУД: Умение оценивать воздействие человека на природу. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Фронтальный опрос (устный) | ||
2 четверть (14 часов) | |||||||
19 | Дикие и домашние животные. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. УУД: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Фронтальный опрос (устный) | ||
20 | Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». | 1 | комбинированный | Предметные: Знание особенностей выращивания комнатных растений. Умение выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений. УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
21 | Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». | 1 | комбинированный | Предметные: Знание представителей живого уголка, правил ухода за животными живого уголка. Умение называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак. УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
22 | Красная книга. | 1 | исследование | Предметные: Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение устанавливать взаимосвязи в природе. УУД: Осознанное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
23 | Будь природе другом. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание историй создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. УУД: Умение объяснять экологический знак. Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
24 | Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1. | 1 | рефлексия | Предметные: Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. УУД: Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Фронтальный опрос (устный) | ||
Жизнь города и села (10 часов) | |||||||
25 | Город и село. Наш дом. Проект «Родной город». | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «город» и «село», названий строительных машин, составных частей экономики, понятий «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
26 | Что такое экономика? | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «экономика», названий строительных машин, составных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села. УУД: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Фронтальный опрос (устный) | ||
27 | Что из чего сделано? За покупками. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы, из которых сделаны товары. УУД: Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Фронтальный опрос (устный) | ||
28 | Строительство и транспорт. Виды транспорта. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятий «транспорт», видов транспорта, названий профессий. Умение приводить примеры видов транспорта. УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
29 | Промежуточная диагностическая работа. | 1 | Проверка знаний | Предметные: Знание составных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». | Фронтальный опрос (устный) | ||
30 | Культура и образование. Все профессии важны. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятий: «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий. Умение называть профессии в сфере образования и культуры. УУД: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Фронтальный опрос (устный) | ||
31 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2. | 1 | экскурсия | Предметные: Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. УУД: Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Фронтальный опрос (устный) | ||
32 | Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. УУД: Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Фронтальный опрос (устный) | ||
3 четверть (20 часов) | |||||||
33 | Невидимые нити в лесу. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «невидимые нити в лесу». Умение устанавливать взаимосвязи. УУД: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Фронтальный опрос (устный) | ||
34 | Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест №2. | 1 | .рефлексия | Предметные: Знание понятий «город» и «село», названий строительных машин, составных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. УУД: Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронтальный опрос (устный) | ||
Здоровье и безопасность (10 часов) | |||||||
35 | Строение тела человека. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. УУД: Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронтальный опрос (устный) | ||
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. УУД: Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Фронтальный опрос (устный) | ||
37 | Поговорим о болезнях. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «болезнь», правил сохранения и укрепления здоровья. Умение проводить профилактику болезней. УУД: Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | Фронтальный опрос (устный) | ||
38 | Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». | 1 | комбинированный | Предметные: Знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения. УУД: Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | Фронтальный опрос (устный) | ||
39 | Домашние опасности. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание правил обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Умение выполнять правила безопасности дома. УУД: Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | Фронтальный опрос (устный) | ||
40 | Пожар. | 1 | . комбинированный | Предметные: Знание правил безопасности, которые надо соблюдать дома; правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. УУД: Умение выполнять правила безопасности дома. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | Фронтальный опрос (устный) | ||
41 | Лесные опасности. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. УУД: Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | Фронтальный опрос (устный) | ||
42 | Как нужно купаться? | 1 | комбинированный | Предметные: Знание правил безопасности, которые надо соблюдать на воде, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. УУД: Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | Фронтальный опрос (устный) | ||
43 | Очень подозрительный тип. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде, как вести себя с незнакомцами. УУД: Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | Фронтальный опрос (устный) | ||
44 | Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3. | 1 | рефлексия | Предметные: Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности. УУД: Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронтальный опрос (устный) | ||
Общение (6 часов) | |||||||
45 | Наша дружная семья. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятий: «культура общения», «семья». Умение выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе. УУД: Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | Фронтальный опрос (устный) | ||
46 | В школе. | 1 | . комбинированный | Предметные: Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. УУД: Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | Фронтальный опрос (устный) | ||
47 | Правила вежливости. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. УУД: Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | Фронтальный опрос (устный) | ||
48 | День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета». | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. УУД: Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | Фронтальный опрос (устный) | ||
49 | Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. УУД: Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации. | Фронтальный опрос (устный) | ||
50 | Обобщающий урок по теме «Общение». Тест №4. | 1 | Проверка знаний | Предметные: Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. УУД: Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | Фронтальный опрос (устный) | ||
51 | Посмотрите вокруг. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. УУД: Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | Фронтальный опрос (устный) | ||
52 | Для чего нужен компас? Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу». | 1 | комбинированный | Предметные: Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. УУД: Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | Фронтальный опрос (устный) | ||
53 | Формы земной поверхности. | 1 | . комбинированный | Предметные: Знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. УУД: Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | Фронтальный опрос (устный) | ||
54 | Водоёмы. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы. УУД: Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | Фронтальный опрос (устный) | ||
55 | В гости к весне. Экскурсия №3. | 1 | экскурсия | Предметные: Знание признаков весны, названий весенних месяцев, три названия раннецветущих растений. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. УУД: Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | Фронтальный опрос (устный) | ||
56 | Путешествие по родной стране. | 1 | . комбинированный | Предметные: Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. УУД: Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | Фронтальный опрос (устный) | ||
57 | Что такое карта и как её читать? Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты». | 1 | комбинированный | Предметные: Знание понятия «карта», условных обозначений на карте. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. Показывать на карте город Москву, 1-2 города России. УУД: Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | Фронтальный опрос (устный) | ||
58 | Путешествие по Москве. Московский Кремль. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показать на карте город Москву – столицу России, называть 2-3 достопримечательности. УУД: Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | Фронтальный опрос (устный) | ||
59 | Город на Неве. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание правил работы с картой, достопримечательностей Санкт-Петербурга. Умение показать на карте город Санкт-Петербург, называть 2-3 достопримечательности. УУД: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | Фронтальный опрос (устный) | ||
60 | Путешествие по Оке. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание правил работы с картой, достопримечательностей городов на Оке. Умение показать на карте города на Оке. УУД: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | Фронтальный опрос (устный) | ||
61 | Путешествие по планете. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. УУД: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | Фронтальный опрос (устный) | ||
62 | Страны мира. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание стран мира. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. УУД: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию. | Фронтальный опрос (устный) | ||
63 | Путешествие в космос. Тест № 5 за учебный год. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание фамилии первого космонавта, 2-3 созвездий. Знание материала, изученного во 2 классе. Умение работать с картой звёздного неба, ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. УУД: Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | Фронтальный опрос (устный) | ||
64 | Обобщающий урок по теме «Путешествие». Итоговая диагностическая работа. | 1 | Проверка знаний | Предметные: Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении итоговой диагностической работы. УУД: Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | Фронтальный опрос (устный) | ||
65 | Впереди лето. | 1 | комбинированный | Предметные: Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе. УУД: Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | Фронтальный опрос (устный) | ||
66-68 | Резерв. | 2 | комбинированный |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– рельефные модели равнины, холма, оврага;
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...