Зачем мы спим ночью
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Климова Юлия Дмитриевна

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_52_zachem_my_spim_nochyu.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 52. Зачем мы спим ночью?

Цели: выявить значение сна в жизни человека; вспомнить правила подготовки ко сну; познакомить с особенностями сна животных, с профессиями людей, работающих ночью.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость соблюдения определенных правил подготовки ко сну.

Оборудование: картинки с изображением животных, которые не спят ночью; у учащихся - разноцветные фишки.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  1. Игра «Друзья природы»

(Каждый ученик получает лист бумаги, на котором нарисованы восемь кругов. Учитель читает предложения о поведении в лесу. Если учащиеся согласны с тем, что вести себя нужно именно так, они закрашивают круг зеленым цветом, если не согласны - красным. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

  • В лесу можно играть: листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, много зелени - еще вырастет.
  • Наконец-то мы в лесу. Здесь можно пошуметь, покричать поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
  • Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  • Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем их не было.
  • Звери всякие нужны, звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных!
  • Пришел на луг - нарви большой букет цветов.
  • Не ловите бабочек, они так нужны цветам!

(Проверка.)

- У кого кружочки расположены в таком же порядке? Вы - настоящие друзья природы.

- А теперь давайте вспомним, почему нельзя рвать цветы в лесу и ловить бабочек и почему в лесу нужно соблюдать тишину. (Ответы детей.)

- А где еще нужно соблюдать тишину? (На уроке. )

- Почему? (Ответы детей.)

- У кого получилось придумать знак-правило? (Дети показывают свои знаки и рассказывают, что они обозначают.

- Кто прочитал странички для любознательных и хочет по-делиться с нами полученными знаниями? (Ответы детей.)

2. Тест (Можно использовать КИМы (тест 46, с. 54; тест 47, с. 55), Разноуровневые задания (с. 60-64).)

     III.      Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадки Муравьишки.

Не стукнет, не брякнет,

А ко всякому подойдет. (Сон.)

Что слаще меда,

Сильнее льва? (Сон. )

- Зачем мы спим ночью? Кто попытается ответить на этот вопрос? (Ответы детей.)

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О сне.)

- Прочитайте тему урока на с. 48 учебника. (Зачем мы спим ночью?)

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

      IV.    Работа по теме урока

- Вспомните, хорошо ли вы спали сегодняшней ночью. Кто выспался? А кто не выспался? Почему? (Ответы детей.)

- Даже по внешнему виду человека можно определить, выспался он или нет. Рассмотрите два верхних рисунка на с. 48 учебника. Кто из этих учеников хорошо выспался? Объясните свой ответ. (На рисунке слева мальчик тянет руку, он был внимателен, понял, о чем спрашивают, значит, он выспался. Мальчик на правом рисунке не выспался дома, поэтому спит на уроке. )

- Давайте разберемся, что происходит с человеком за день. (Он работает, двигается, устает.) – Зачем он ложится спать? (Чтобы отдохнуть и набраться сил. )

- Поэтому очень важно для каждого человека соблюдать режим дня, чередовать труд и отдых. Отдых - условие сохранения здоровья, поскольку благодаря отдыху человек получает возможность снять напряжение. Сон избавляет нас от усталости.

- А теперь послушайте отрывок из стихотворения Владимира Лифшица «Про Васю и Настю».

Чтоб сонного Василия

Заставить утром встать,

Громадные усилия

Затрачивает мать.

Он, из боязни сквозняков,

Закрыв окошко плотно,

Меж двух больших пуховиков

Весь день проспит охотно.

У Настеньки, у Настеньки

Всю ночь окошки настежь.

Ее румянец ярок,

Глубок и сладок сон.

Ночное небо в звездах,

Ночной прохладен воздух,

 И в Настенькину комнату

Заглядывает клен.

Здесь нет перины ни одной,

Нет одеял на вате,

Лежит матрац волосяной

У Насти на кровати.

Ей снятся сны хорошие

До самого рассвета

(Принцессе на горошине

И не мечтать про это).

Разбудит солнце Настеньку,

Она с постели вскочит,

И делает гимнастику,

И весело хохочет!

Водою обливается

И зубы чистит пастой.

Ей солнце улыбается,

И клен ей шепчет: «Здравствуй!»

- Как начинается новый день для Василия? (Он не может быстро встать, мама его долго не может разбудить. )

- А как утром встает Настенька? (Она быстро вскакивает. )

- Как вы думаете, почему дети так по-разному утром встают? (Ответы детей.)

(Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель под-водит беседу к тому, что есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, то сон будет крепким, а утром легко встанешь. )

- Давайте разберемся, что это за правила. Рассмотрите нижние рисунки на с. 48 и подумайте, что нужно, что можно и чего нельзя делать перед сном. Отметьте рисунки нужными фишками. Обсудите это задание в парах. (Перед сном нужно почистить зубы, проветрить комнату. Можно почитать книгу, но нельзя играть в шумные игры, драться, смотреть страшные фильмы, наедаться.)

-А как вы вечером готовитесь ко сну? Подумайте, все ли правила вы соблюдаете. (Ответы детей. )

       V.        Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

         VI.      Продолжение работы по теме урока 

1. Беседа, работа по учебнику

- Ребята, а спят ли животные? (Да.)

- Послушайте стихотворение.

Где спит рыбка

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь? И. Токмакова

- Животные тоже спят в своих жилищах. Где спит лисица? (В норе.)

– А где спит белка? (В дупле. )

- А мышка? (В норке.)

- А кто видел, как спят ваши домашние питомцы? (Дети рассказывают о том, как спят кошки, собаки, хомячки, попугаи или другие животные, которые есть у них дома.)

- А теперь отгадайте загадки, и вы узнаете, какие животные ночью не спят.

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова. )

Целый день он спать не прочь,

Но едва настанет ночь,

Запоет его смычок.

Музыканта звать… (сверчок).

Днем спит,

Вниз головой висит,

Ночью летает,

Пищу добывает. (Летучая мышь.)

То погаснет,

То зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Ну конечно… (светлячок).

- Расскажите, что вы знаете об этих животных. (Учащиеся рассказывают, учитель дополняет эти сведения и показывает картинки с изображением животных. )

- А как вы думаете, люди все спят ночью? (Ответы детей. )

- Рассмотрите рисунки на с. 49. Людям каких профессий не приходится ночью спать? Почему? (Учащиеся рассказывают о работе врачей, полицейских, пожарных. Дети могут также назвать другие профессии и расскаать о них. Важно подчеркнуть, что работа этих людей трудна, но в тоже время необходима для всех нас. )

Ребята, есть такая страна, в которой происходят разные чудеса. В этой стране полицейские, врачи, пожарные не ходят ночью на работу, потому что все происходит само собой

- Узнайте, когда мы можем побывать в этой стране. Послушайте стихотворение.  

В чудной стране

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

 Сутра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

Чудной стране…

Ты почему не веришь мне? И. Токмакова

- Ребята, где мы можем увидеть все это? (Во сне. )

- Да, только во сне. Кто из вас видит сны? А что вы видели во сне? (Наверняка, многие из ребят захотят рассказать о своих снах. С помощью считалки можно выбрать ученика, затем следующего, так послушать несколько рассказов. )

Ночная считалка

Раз, два, три, четыре, пять!

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Надо, надо, надо спать

И не надо куролесить.

Кто не спит, тот выйдет вон,

Кто уснул, увидит сон. B. Берестов

  1. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 2 (с. 33). (Работа в парах. )

- Рассмотрите рисунок. Назовите животных, которых вы знаете. Что вы можете о них рассказать?

- Выполните задание. (Проверка. )

- Названия каких животных вы узнали с помощью атласа- определителя. Что вы о них узнали? (Взаимопроверка.)

       VII.       Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 49, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.

       VIII.        Подведение итогов урока

- О чем мы говорили сегодня на уроке? Ребята, я надеюсь, что теперь, когда вы знаете, какие правила нужно соблюдать при подготовке ко сну, в школу вы будете приходить всегда хорошо выспавшимися, бодрыми и свежими.

Рекомендации для занятий дома

1. Рабочая тетрадь: № 1 (с. 33).

2. Понаблюдать за тем, как вы готовитесь ко сну. Помнить и соблюдать правила подготовки ко сну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем мы спим ночью?

Цель урока: – выяснить значение сна в жизни человека; – вспомнить правила подготовки ко сну; – познакомить с трудом людей, занятых ночью....

Зачем мы спим ночью? Урок ОМ в 1 классе "Школа России"

Разработка урока ОМ в 1 классе. Урок открытия новых знаний.Планируемые достижения учащихся:  усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно себя вести перед с...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Зачем мы спим ночью?"

План-конспект урока по окружающему миру....

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"

Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Зачем мы спим ночью"

Урок содержит интересный и познавательный материал о сне....

Урок "Зачем мы спим ночью?" окружающий мир 1 класс

Разработка и презентация урока "Зачем мы спим ночью?"  окружающий мир 1 класс...