Зачем мы спим ночью? Урок ОМ в 1 классе "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Разработка урока ОМ в 1 классе. Урок открытия новых знаний.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно себя вести перед сном
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachem_spim_nochyu_k_urokuom.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир. 1 класс УМК «Школа России»
Тема: «Зачем мы спим ночью?»
Цели: помочь детям понять значение сна в жизни человека; совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну; выяснить, что спят не только люди, но и животные; познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью; формировать здоровый образ жизни;
воспитывать любовь к природе, уважение к труду окружающих людей.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.
Учебные материалы: Учебник «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков); рисунки с изображениями животных, которые не спят ночью, людей, работающих ночью; аудиозапись песни «Колыбельная».
Ход урока: I. Организационный момент
- В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас? Покажите смайлик, которому соответствует ваше настроение.
II. Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень интересную тему, но определить ее название попробуйте сами. Для этого сначала прослушайте фрагмент детской песенки, которая вам в этом поможет.
Звучит первый куплет песни «Колыбельная» в исполнении А. Герман.
– Кто может назвать тему урока?
Дети называют свою версию темы урока.
– А теперь, ребята, вместе прочитаем название темы урока.
На экране появляется название темы. Ученики хором читают.
III. Открытие новых знаний.
- Ребята, а зачем мы спим ночью? Кто попытается ответить на этот вопрос?
– Теперь давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи (в учебнике) и посмотрим, правы ли вы.
Дети читают.
– Что происходит с человеком за день?
Он устает.
- Зачем он ложится спать?
Чтобы отдохнуть и набраться сил.
- Есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, сон будет крепким, а утром легко вставать. Давайте разберемся, что это за правила: посмотрите на рисунок на с. 108. Что случилось с мальчиком на уроке?
Он заснул.
- Почему он заснул на уроке?
Он не выспался.
- О чем он мечтает во сне? Почему мальчик мог не выспаться?
Какой можем извлечь из этой ситуации урок?
Вывод: спать надо ложиться вовремя.
– Почему надо ложиться спать вовремя?
Если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, раздражительным, плаксивым, будет плохое настроение.
IV. Работа в группах
Детям предлагается ответить на проблемный вопрос урока:
- Как правильно подготовиться ко сну? (по рисункам учебника на с. 108)
Для разрешения проблемы организуется групповая работа.
Класс делится на две группы. Ученики первой группы составляют инструкцию «Перед сном нельзя...», предложения в которой нужно начинать со слова «нельзя». Ученики второй группы составляют инструкцию «Перед сном не забудь...». Советы должны начинаться со слов «Не забудь...».
В совместной деятельности с учителем дети выстраивают все варианты ответа по степени значимости, аргументируя свой выбор (правила подготовки ко сну)
- Для чего мы с вами составили данные правила подготовки ко сну?
- Что из перечисленного вы уже используете в своей жизни?
- Кто должен помнить об этих правилах перед сном: родители или вы?
Вывод: Перед сном нужно почистить зубы, проветрить комнату. Можно почитать книжку. Нельзя играть в шумные игры, драться, смотреть страшные фильмы.
V. Физкультминутка. А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Верно или нет?» и я посмотрю, хорошо ли вы запомнили правила подготовки ко сну.
- Встали и слушайте условия игры: (если высказывание верно, то вы складываете руки как во сне, если нет, хлопаете в ладошки и топаете ножками)
Перед сном нужно:
- почистить зубы и умыться;
- попрыгать и побегать;
- проветрить комнату;
- посмотреть страшный фильм;
- почитать книгу;
- подраться;
- хорошо покушать.
VI. Беседа о профессиях людей
Учитель просит детей ответить на вопрос:
- А все ли люди ночью спят?
После высказываний детей учитель предлагает просмотреть слайды презентации, изображающие профессии людей, работающих по ночам и объяснить значимость данных профессий.
Учитель приводит факты, рассказывающие о деятельности пожарных, работников скорой помощи
VII. Беседа о животных.
- Ребята, а как вы думаете, спят ли животные? (Да.)
- Где они спят? ( В своих жилищах.)
- Где спит лисица? ( В норе.)
- Белка? ( В дупле.)
- Мышка? (В норе.)
- А кто видел, как спят ваши домашние питомцы? ( Рассказы детей.)
- Но есть ребята животные, которые ночью не спят. Отгадав загадки, вы узнаете, какие это животные.
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в окно.
(Сова.)
Целый день он спать не прочь,
Но едва настанет ночь,
Запоет он смычком
Музыканта звать…
(Сверчком)
Днем спит,
Вниз головой висит,
Ночью летает,
Пищу на лету добывает.
(Летучая мышь)
То погаснет,
То зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Ну, конечно…
(Светлячок)
– Эти животные изображены в учебнике на с. 109.
Подготовленные дети рассказывают о животных, ведущих ночной образ жизни.
VIII. Физкультминутка.
IХ. Релаксация.
- А сейчас легли на парту,
Положили голову на руки,
Закрыли глазки и вспомнили свой самый любимый, самый волшебный сон.
Х. Работа в тетрадях на печатной основе стр.44
- Открываем тетради на стр.44 и вы рисуете свой любимый сон.
ХI. Итог урока.
-Почему мы спим ночью? Как правильно подготовиться ко сну?
Рефлексия.
- Ребята, я хочу чтобы вы выразили свое отношение к уроку.
- Какое настроение у вас в конце урока? Возьмите смайлики.
Звучит фрагмент песни «Спят усталые игрушки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Летучие мыши
Летучая мышь – это зверек, который умеет летать и бегать по земле. Летать он даже больше любит. И пищу себе добывает на лету. Как только стемнеет, летучие мыши просыпаются и вылетают на охоту за ночными насекомыми – мотыльками, майскими жуками, комарами. Некоторые летучие мыши едят пыльцу и нектар с цветков. А есть такие – они живут в Америке, – которые сосут кровь животных.
Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов. Такие звуки называются ультразвуками.
Днем летучие мыши спят на чердаках и деревьях, повиснув головой вниз, прикрывшись крыльями, как плащом.
Летучие мыши рождаются слепыми и беспомощными. Первые два месяца малютки живут, крепко вцепившись в мать, и ни на секунду не отрываются от нее: ночью летят вместе с ней на охоту, а днем спят, укрытые материнским крылом-плащом.
Врагов у летучих мышей немного: ночью их могут схватить совы.
Зимовать эти зверьки улетают в теплые края, как птицы. Плотно прижавшись друг к другу, они спят в пещере, зацепившись лапками за стены и выступы и повиснув вниз головой.
Сова
У совы большая круглая голова и небольшой как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за ее большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.
У совы отличное зрение. В самую темную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днем сова тоже видит, но охотится только ночью.
Летает она бесшумно, у нее замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши.
Совы очень любят купаться. Под мелким теплым дождиком они принимают душ. Позабыв обо всем, долго кружатся в воздухе, распушась и развернув веером хвосты.
Гнездо сова не строит. Если найдет чье-то готовое, подправит немного и займет его. Может устроить гнездо в дупле, в ямке на земле, на камнях. В ее гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуха.
Совята появляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока ее нет, старшие братья согревают остальных. В гнезде совята сидят, тесно прижавшись друг к другу.
Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда. Летать и охотиться они еще не умеют, но в гнездо больше не возвращаются. Писком они сообщают родителям о себе и ждут корма.
Еж
Еж – единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что он такой храбрый. Просто еж плохо видит, больше надеется на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону, он не чувствует приближения человека или животного. Не убегает еж и потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, еж сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. Попробуй-ка подступись!
Впрочем, если бы он захотел убежать, у него все равно ничего бы не получилось: слишком короткие ноги, да и сам он очень неуклюжий.
Зато на охоте еж проворен и ловок. Охотится он обычно по ночам.
Летом готовит себе еж гнездо под кустом или под вывороченным пнем. Здесь рождаются ежата. Обычно самки через семь недель приносят до восьми детенышей. Ночью и днем еж таскает в нору сухие листья и мягкий мох, так он готовится к зимней спячке. Спит еж всю зиму до весеннего солнышка.
Светлячки
Сказочно преображается лес, когда в сумерки светлячки зажигают свои фонарики. Под кустами и в траве, тут и там, во мраке светятся зеленые огоньки, мерцают, затухая, и ярко вспыхивают.
Яркие малоподвижные огоньки на земле – самки светлячков. Они не умеют летать и в самом деле похожи на червяков – тело длинное, без крыльев. Когда самцы поблизости, их фонарики горят особенно ярко.
Живут светлячки в траве, под опавшей листвой, в кустах. Питаются они гниющими растениями и мелкими животными.
Светящийся орган – фотофор. Прежде думали, что это светящиеся бактерии, а выяснилось, что это самые маленькие «энергетические станции». Иногда в полете он светится продолжительно и кажется падающей звездой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пожарное дело
В старину люди считали огонь «гневом Божьим». В случае пожара служили молебен. Однако уже тогда понимали: с огнем нужно и можно бороться.
В конце ХV века в Москве была создана опаса – так называлась пожарно-сторожевая служба. Она в случае пожара спасала людей и тушила огонь, а также смотрела за порядком на улицах.
Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом преобразований Петра Первого. Караульщики ночью ходили с трещотками. На Спасской башне Кремля были особые колокола-набаты, которые предупреждали о пожаре. Первая регулярная команда появилась в Москве в 1829 году. Затем по всей стране стали строиться пожарные каланчи.
Спасатель
Прежде всего спасатель – отважный и решительный человек, который решил посвятить себя этому благородному делу. В эту систему входят войска гражданской обороны, которые во время боевых действий или землетрясений должны помогать мирному населению: старикам и детям. Эти войска не имеют оружия. Они оснащены строительной техникой, разными машинами, которые всегда активно помогают спасателям в сложных ситуациях. Авиация спасателей летает в любую погоду.
27 декабря 1990 года был создан Российский корпус спасателей, а его руководителем был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.
Милиционер
Работа милиции в России началась 10 ноября 1917 года.
18 апреля 1991 года вступил в силу Закон РСФСР «О милиции». Ей поручено обеспечивать безопасность личности, пресечение преступлений и административных правонарушений, а также защищать частную и государственную собственность. Милиции запрещается прибегать к пыткам и насилию.
Милиция в России обеспечивает охрану общественного порядка, принимает оперативно-розыскные и другие установленные законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
Милиция обеспечивает безопасность дорожного движения в населенных пунктах и на автомобильных дорогах.
17 ноября 1923 года была создана служба участковых инспекторов милиции. Сегодня участковые инспекторы – главное связующее звено милиции с населением. Они выполняют обязанности практически всех милицейских подразделений.
Врач. Скорая помощь
Служба скорой помощи зародилась как добровольное благотворительное движение, участники которого руководствовались стремлением по мере сил помочь страждущим, принципами гуманности и милосердия.
Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к 1898 году. До этого времени пострадавших, которые обычно подбирались полицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покои при полицейских домах.
Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах.
Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи. И 28 апреля 1898 года были открыты две первые Станции скорой помощи.
В первую очередь организовали скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах.
Ежедневно тысячи бригад оказывают помощь больным и пострадавшим. Все бригады станции оснащены портативными электрокардиографами, электрокардиопередатчиками, наркозно-дыхательной аппаратурой, вакуумными шинами, мобильными переносными средствами связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Зачем мы спим ночью?"
План-конспект урока по окружающему миру....
Урок : Зачем мы спим? ("Сон в моей жизни") 1 класс УМК "Школа России")
На уроке по теме: "Режим дня" большое внимание уделила понятию сна.Урок разработан с целью показать учащимся, какое значение играет сон для сохранения здоровья, и как влияет со...
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия и урока по учебному предмету «Окружающий мир», 1 класс с использованием здоровьесберегающих технологий (УМК «Школа России») «Зачем мы спим ночью?"
Цель: формировать практические знания, умения и навыки собственного здоровьесбережения; формировать многообразие двигательного опыта и учить использовать его в организации отдыха.Задачи:-Убедить детей...
"Зачем мы спим ночью?"- урок по окружающему миру в 1 классе
Во время урока ребята выяснили значение сна в жизни человека.Познакомились с жизью ночных животных, с трудом людей, занятых в ночное время работой. Совместно с детьми были выработаны правила подготовк...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России "Зачем мы спим ночью?"
Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Плешаков учебник "Окружающий мир", 1класс, М.Просвещение.2013г, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».Цели урока.Образова...
Конспект урока окружающего мира Зачем мы спим ночью, 1 класс, Школа России
Конспект урока по окружающему мируТема: «Зачем мы спим ночью». Цель деятельности учителя: формирование представлений о значении сна в жизни человека; повторение правил подготовки ко с...
Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем мы спим ночью».(УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о значении сна в жизни человека; вспомнить правила подготовки ко сну.Задачи урокаДидактические:выяснить значе...