Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Зачем мы спим ночью?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

План-конспект урока по окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Емельянова Ольга Юрьевна

Тема урока: «Зачем мы спим ночью?»

1 класс

Цель урока: сформировать представление о гигиене сна.

Задачи урока:  

Образовательные: выяснить значение сна в жизни человека; вспомнить правила подготовки ко сну; познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью.

Развивающие: создать условия для развития речи, памяти, логического мышления и смекалки.

Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь на печатной основе, цветные карандаши, интерактивна доска, проектор, компьютер, плакат с темно-синим фоном, карточки с названиями профессий. Сказка «Алиса в стране чудес» читается заранее в группе продленного дня или на внеклассном чтении.

Прилагаемые медиаматериалы: мультимедийная презентация, аудиозапись со спокойной музыкой №1,№2,№3.

Структура урока

Этап урока

Вид деятельности

Время 40 минут

1.

 Организационный момент

Беседа

1-2 мин

2.

Сообщение темы и цели урока

Беседа

1-2 мин

3.

Работа над новой темой (путешествие в страну снов)

Беседа, анализ иллюстраций, работа с художественным произведением.

15-20 мин

4.

Физкультминутка

Отдых

1-2 мин

5.

Проверка домашнего задания

Отгадывание загадок

3-5 мин

6.

Работа у доски

карточки

2-3 мин

7.

Самостоятельная работа

Работа в тетради

2-3 мин

8.

Закрепление

Опрос  

1 мин

9.

Домашнее задание

Нарисовать сон

1 мин

10.

Рефлексия

Оценивание  своей работы

1-2 мин

11.

Итог урока

Беседа

1мин

Содержание урока

Этапы урока

Этапы урока

Примечание

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок –

начинается урок. Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в удивительное путешествие в необычную страну. - А, в какую страну, вы сейчас попробуете отгадать. Скажите, знаете ли  вы, сказку про девочку Алису?

 Дети: Да!

Учитель: Кто же является ее автором?

Дети: Льюис Кэрролл.

Учитель: Куда же попала Алиса?

Дети: В страну чудес.

Учитель: Добро и зло в Стране Чудес, как и везде, встречаются, но только здесь они живут на разных берегах.

Здесь по дорогам разным истории скитаются, и бегают фантазии на тоненьких ногах.

Учитель: Однажды Алиса сидела на полянке со своей старшей сестрой. Солнце припекало так жарко, что Алису стало клонить в сон. Что же произошло с ней дальше?

- Алиса попала в удивительный, сказочный мир, в котором ее ожидали чудеса и  различные  необычные приключения.[1]

Слайд№1











Музыка №1





Становится тише и выключается

2.Сообщение темы и цели урока

Учитель: Сегодня мы с  вами тоже попадем в удивительный мир -  удивительную страну снов. Тема нашего урока будет звучать так: Зачем  мы спим ночью?

- Как вы думаете,  на какие вопросы мы попытаемся ответить сегодня на уроке?

 Дети: что такое сон, для чего  сон  нужен человеку, как правильно готовиться ко сну, люди, каких профессий ночью не спят?

Слайд№2


Слайд№3




Слайд№4

3.Работа над новой темой

(путешествие в страну снов)

 Учитель: Молодцы, а помогать нам будут  герои из сказки «Алиса в стране чудес». Давайте на минутку закроем глаза и попытаемся представить, что мы оказались во сне. Людям снятся разные сны. С человеком во сне может произойти все, что угодно. Мы попадаем в большой туннель и начинаем падать, падать, падать... Но, нам ничуть не страшно, ведь, впереди нас ждут невероятные приключения. Откройте глаза. Мы попали в страну снов…

- Давайте вспомним, кого  же  из героев в своем чудесном сне  Алиса встретила первым?

Дети: Белый  Кролик

Учитель: Верно, Кролик, и он задает вам первый вопрос.

- Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Дети: Сон.

Учитель: Правильно, это сон.

- Ответьте на вопрос Алисы,  почему люди ночью спят?

Дети: За день люди  устают, что бы им набраться сил и отдохнуть - они спят.

Учитель: Ребята, отгадайте мою загадку, и вы узнаете, какой из героев придет к нам следующим.

Прыгун-трусишка: хвост-коротышка,

Глазки с косинкой, ушки вдоль спинки?

Дети: Заяц.

Учитель: Верно, а какой заяц встретился нам на чаепитии в сказке Алиса в стране чудес?

Дети: Мартовский заяц.

Учитель: Итак, вопрос от Мартовского зайца,  послушайте  стихотворение и  скажите, кто из ребят правильно готовится ко сну.

Про Васю и Настю. В.Лифшиц

Чтоб сонного Василия заставить утром встать,

Громадные усилия затрачивает мать.

Он, из боязни сквозняков, закрыв окошко плотно,

Меж двух больших пуховиков весь день проспит охотно.

У Настеньки, у Настеньки всю ночь окошки настежь,

Её румянец ярок, глубок и сладок сон.

Ночное небо в звёздах, ночной прохладен воздух,

И в Настенькину комнату заглядывает клён.

Здесь нет перины ни одной, нет одеял на вате,

Лежит матрац волосяной у Насти на кровати.

Ей снятся сны хорошие до самого рассвета

Принцессе на горошине и не мечтать про это.

Разбудит солнце Настеньку, она с постели вскочит,

И делает гимнастику, и весело хохочет!

- Кто же из ребят правильно готовится ко сну?

Дети: Настенька.

Учитель: Что делает Настенька, что бы хорошо выспаться?

Дети: проветривает спальню, у Настеньки нет ничего лишнего на кровати, ей ничего не мешает, у нее легкая перина и одеяло.

Учитель: Давайте попробуем выделить правила подготовки ко сну. А поможет нам в этом следующий герой.  Его имя  в переводе на русский язык, обозначает профессию шляпного мастера?

Дети: Болванщик.

Учитель: Болванщик предлагает ответить вам на вопрос, что же  мы должны делать перед сном?

Дети: Перед сном нужно: почистить зубы и умыться, проветрить комнату, почитать книгу.

Учитель: Чего мы не должны делать перед сном?

Дети: Перед сном нельзя: смотреть страшные фильмы, прыгать,  бегать, играть, плотно кушать.

Учитель: Молодцы, а теперь ответьте на вопрос, какого персонажа Алиса встречает возле Моря Слез?

Дети: птицу Додо. 

Учитель: Додо предлагает вам немного отдохнуть и посмотреть на море.

Музыка №2

 






Слайд№5

Отключаем музыку

Слайд№6

Слайд№7



Слайд№8

Слайд№9


Слайд№10





Слайд №11



Слайд №12



Слайд №13












Слайд №14




Слайд №15


Слайд №16

4.

 Физминутка

Слайд №17

5. Проверка домашнего задания

Учитель: А как вы думаете, спят ли ночью животные?

Дети: (Различные варианты ответов детей)

Учитель: Ответить на этот вопрос нам поможет следующий герой, отгадайте загадку?

Ночью он совсем не спит, дом от мышек сторожит?

Дети: Кот.

Учитель: А, какой кот нам встретился в сказке?

Дети: Чеширский кот.

Учитель: Верно!  Чеширский кот задавал вам задание на дом, вы должны были  найти и  выучить  загадки про различных животных. Давайте попытаемся их отгадать и ответить на вопрос,  где спят животные, и все ли они спят ночью?

(Задание -найти загадки, учитель заранее дает определенным детям. Затем, из найденных загадок, выбираются  лучшие и включаются в сценарий.)

Ученик 1: Повыше кошки рост, живет в норе, в лесу. 
Пушистый рыжий хвост, все знаем мы...?  (Лиса)[3]

 Учитель: Правильно, это лиса. А где спит лиса?

Дети: В норе

Учитель: А спит ли лиса ночью?

Дети: Лиса ночью охотиться на мелких животных и мышей.

Ученик 2:Пушистый маленький зверек, по деревьям прыг да скок.  Мелькает меж ветвей - всех проворней и быстрей? (Белка)[3]

Учитель: Правильно, это белка. А где спит белка?

Дети: В дупле.

Учитель: А ночью белка спит?

Дети: Да

Ученик 3: Маленькие зверьки, серенькие шубки,

Длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки? (Мышь)[3]

Учитель: Правильно, это мышь. А где спит мышь?

Дети: В норке.

Учитель: А ночью мыши спят?

Дети: Ночью они добывают себе корм.

Ученик 4:Угадайте, что за птица света яркого боится, 

Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)[3]

Учитель: Правильно это сова. А где спит сова?

Дети: В дупле.

Учитель: А спит ли сова ночью?

Дети: Нет, она добывает себе пищу.

Ученик 5:Целый день он спать не прочь,

 Но едва настанет ночь,

Запоёт его смычок, музыканта звать …? (Сверчок)[3]

Учитель: Правильно это сверчок. А спит ли ночью сверчок?

Дети: Нет, не спит.

Ученик6: Днём спит, вниз головой висит?(Летучая мышь)[3]

Учитель: Правильно, это летучая мышь. А что делает ночью летучая мышь?

Дети: Добывает себе пищу.




Слайд №18






Слайд №19



Слайд №20




Слайд № 21




Слайд № 22





Слайд №23


Слайд №24

6.Работа у доски

Учитель: Молодцы, ребята, вы ответили почти на все вопросы. Скажите, а помните ли вы, какой персонаж   в сказке «Алиса в стране чудес»  почти все время спит, и его используют в качестве подушки  Болванщик и Заяц?

Дети: Мышь – Соня.

Учитель: Попробуйте выполнить задание Соньки?  На доске даны иллюстрации различных профессий. Назовите их?

Дети: пожарный, врач, пекарь, полицейский, учитель, парикмахер.

Учитель: Соедините линией  названия профессий и карточки: работают днем, работают ночью и днем. (Работа у доски)

Учитель: Мы проверяем, правы ли вы были. Работают ночью и днем: пожарный, пекарь, врач, полицейский.



Слайд №25




Слайд № 26,27,28,29

7. Самостоятельная работа

Учитель: Продолжаем путешествие. Следующий герой, пытается отрубить в сказке  голову многим другим персонажам. Кто же это?

Дети: Червонная Королева.

Учитель: Верно, она предлагает вам выполнить задание в рабочей тетради (с 44), и самостоятельно определить, какие животные у нас спят ночью,  а какие выходят на охоту.



Слайд №30

8. Закрепление

Учитель: Вы прошли почти все испытания, отвечали правильно и активно работали. Давайте подведем итог, и ответим на вопросы учебника на странице 56, для чего человеку нужен сон?

Дети: Человеку нужен сон, для того, чтобы его организм, уставший за день, мог набраться сил и отдохнуть.

Учитель: Какие правила подготовки ко сну вы знаете? Что нужно делать перед сном?

Дети: Нужно почистить зубы и умыться, проветрить комнату, почитать книгу.

Учитель: Чего мы не должны делать перед сном?

Дети: Нельзя смотреть страшные фильмы, прыгать,  бегать, играть, плотно кушать.

Учитель: Люди, каких профессий ночью не спят?

Дети: Пекарь, врач, полицейский, пожарный.

Учитель: Герои, какой сказки нам сегодня помогали?

Дети: « Алиса в стране чудес»

9. Домашнее задание

Учитель: Ну что ж, наше приключение подходит к концу.

Сегодня мы с вами вспомнили не всех героев сказки «Алиса в стране чудес». Они придут к вам  на следующем уроке и проверят домашнее задание. А что же вам необходимо будет сделать дома?  Ребята, всем вам, наверно, снились добрые, удивительные, чудесные сны, которые невозможно забыть. Так вот, я вам предлагаю нарисовать свой самый удивительный  и необычный сон, и рассказать о нем на следующем уроке.

10. Рефлексия

Учитель: А сей час, я раздам вам каждому по звезде. Подумайте над тем, как вы поработали сегодня на уроке. Если вы считаете, что вы работали плохо – раскрасьте свою звезду синим цветом, если хорошо- зеленым, если  отлично – красным. Свои звезды я предлагаю вам наклеить  на наше небо. (Плакат синего цвета с наклеенным на него двухсторонним скотчем). (Каждый из учащихся встает, и, наклеивая звезду, оценивает свою работу на уроке, отмечаю плюсы и минусы)







Музыка №3

11. Итог урока

Учитель: А нам пора возвращается. И хочется закончить наше путешествие такими словами:

Нет в мире недоступных мест, есть только лень и страх.
Мечта любая - просто тест, как склон крутой в горах. 
Нет незаслуженных удач: лишь тем везет в пути,
Кто может терпеливо ждать, идти вперед, идти…[2]

Учитель: Мне хочется сказать вам, что все вы работали сегодня очень хорошо, были активны. Я желаю вам, что бы у вас как и сегодня все получалось, и что бы вы шли только вперед. Спасибо за урок!

Слайд 31

Список литературы

1.Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес. Алиса в Зазеркалье. Алма-Ата, 1991.-120с.

2.Кэррол, Л. Алиса в Стране чудес. В Стране чудес Алисы. Из истории книги. — М.: Студия 4+4, 2010. — 272 с.

3.detkam.e-papa.ru ›Загадки ›Загадки про животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Тема: Зачем нужны автомобили?

Конспект открытого урока по окружающему миру. Прилагается презентация, мультфильм, видеофизминутка....

конспект урока по окружающему миру "Зачем мы спим ночью?"

Тема:Зачем мы спим ночью?Тип урока: открытие нового знания.Цели урока: познакомить со значением сна для здоровья человека, с правилами подготовки ко сну.Планируемые результаты:...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Зачем люди осваивают космос?"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс на тему: "Зачем люди осваивают космос?"...

Конспект и презентация к уроку по окружающему миру "Почему мы ночью спим?

Класс:  1 классПредмет:  Окружающий мир Тема: «Зачем мы спим ночью?»Цели урока.Образовательные цели.1.Выяснить значение сна в жизни человека.2.Вспомнить правила по...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зачем строят самолёты?", 1 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зачем строят самолёты?", 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зачем в автомобиле и поезде соблюдать правила безопасности?", 1 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Зачем в автомобиле и поезде соблюдать правила безопасности?", 1 класс...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс УМК Школа России "Зачем мы спим ночью?"

Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Плешаков учебник "Окружающий мир", 1класс, М.Просвещение.2013г, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир».Цели урока.Образова...