Урок окружающего мира "Мир глазами эколога"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок разработан по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_glazami_ekologa.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мир глазами эколога
Цели деятельности учителя:
Образовательные:создать условия для раскрытия необоснованности мотивов преследования людьми некоторых животных;формирования правил поведения на природе – при встрече с животными;ознакомления учащихся с системой экологических знаний.
Развивающие:способствовать развитию мышления через умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать; совершенствованию речи учащихся средствами художественного слова;эмоционально-чувственной сферы как одного из компонентов экологической культуры.
Воспитательные:содействовать воспитанию гуманных чувств к окружающей среде;формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром.
Оборудование: карточки, схемы.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Тепло.)
– В классе светло? (Светло.)
– Прозвенел уже звонок? (Да.)
– Уже закончился урок? (Нет.)
– Только начался урок? (Да.)
– Хотите учиться? (Да.)
– Значит, можно всем садиться!
II. Повторение изученного материала.
– Вспомните тему прошлого урока. Назовите части общества.
– Почему семья очень важная часть общества? Расскажите о своей семье.
– Сколько народов живёт на Земле?
– Сколько насчитывается государств?
– Перечислите, что имеет каждое государство.
– Расскажите подробнее о культуре и традициях некоторых государств.
III. Актуализация опорных знаний.
– Что такое природа?
– Какая бывает природа?
– Назовите царства живой природы.
– Окружающий мир – это окружающая среда. А что такое окружающая среда?
– Что составляет окружающую среду для растения, животного и человека?
– Как вы понимаете слово «эколог»?
– прочитайте тему урока.
IV. Практикум «Мы – экологи».
– Почему практикум? (Мы будем выполнять практические работы.)
– Тема сегодняшнего урока «Мир глазами эколога». Вместе мы попытаемся посмотреть на окружающий мир глазами учёного-эколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен беречь природу. Посмотрите, как она прекрасна!
– Что такое экология? Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.
– Слово «экология»образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука, значит, экология – наука о нашем общем доме, о Земле, и о законах, по которым мы должны в нём жить.
Вы уже знаете, что любое живое существо множеством невидимых нитей связано с окружающим миром: с неживой природой, с живой природой и с тем, что создано руками человека. Все эти невидимые нити изучает наука экология.
– Чем занимаются экологи? (Экологи пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиваются взаимопонимания и сотрудничества между ними.)
– Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать на уроке? (Экологические проблемы и экологические ситуации.)
– Представьте, что вы экологи. Какие задачи вы поставите перед собой?
• Выявить причины возникновения экологических ситуаций.
• Каковы последствия этих ситуаций.
• Как бороться с ними.
– Это главные задачи, которые стоят перед нами на уроке (открывает запись на доске).
Физкультминутка
Поднимайте плечики, Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгайте, кузнечики. Сели, травушку покушали,
Прыг-скок, прыг-скок. Тишину послушали.
V. Постановка проблемы.
– Представьте себе, что прошел сильный дождь. После этого пропали все цветы, погибли деревья, улетели насекомые, птицы, заболели коровы и т. д. Как вы думаете, почему это произошло?
– Дождь был кислотный из-за загрязнения атмосферы выхлопными газами, вредными химическими парами от различных фабрик и заводов.
VI. Работа со схемами.
– составим цепь загрязнения:
Земля → кислотный дождь → загрязнение атмосферы → гибель растений и животных.
– Назовите причины такого дождя.
– Каковы его последствия?
– Что вы предлагаете сделать, чтобы этого не случилось?
VII. Работа в группах.
1-я группа. Океан → нефтяное пятно → ... , → ... , → ...
2-я группа. Лес → пожар → ... , → ... , → ...
3-я группа. Вода → химические вещества → ... , .
4-я группа. Земля → нефтепродукты → ... , →.. , → ...
5-я группа. Воздух → вредные газы → ... , → ... , → ...
– Продолжите цепочку, обосновав ответ. Занесите свои ответы в карточку (лежат на столах).
Деятельность человека | Последствия | Меры по восстановлению |
Океан → нефтяное пятно → танкер → авария | Погибают животные и растения | Не допускать аварий; быстро очистить поверхность воды; применять суда-«губки» |
Лес → пожар → неосторожность с огнём | Гибнут растения и животные | Осторожно обращаться с огнём; знать правила поведения в лесу |
Вода → химические вещества → сброс химических веществ заводами и фабриками | Отравляется всё живое | Не допускать сброса химических веществ в воду; строить очистные сооружения |
Земля → нефтепродукты → перевернулась цистерна с нефтью | На отравленной земле ничего не растёт | Собрать разлившуюся нефть; не допускать аварии |
Воздух → вредные газы → выброс химическими предприятиями | Отравление людей; болезни дыхательных путей; гибель людей | Не допускать аварий; ставить очистители воздуха |
– Итак, уважаемые экологи, что вы предлагаете сделать, чтобы избежать таких экологических последствий? (Ответы детей, по одному человеку от группы.)
– Сформулируемвыводы:
1. Нанося ущерб природе, мы наносим вред себе.
2. Экологическая катастрофа – это потеря здоровья людьми.
3. Уничтожаются природные сообщества.
4. Растрачиваются материальные средства.
– Есть у русского народа такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Она очень подходит к сегодняшнему уроку. Природа и люди неразрывно связаны между собой. И если по вине людей происходят экологические катастрофы, то это оборачивается против самих людей.
Известный норвежский путешественник Тур Хейердал сказал: «Если загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой сидим». Объясните эти слова.
VIII. Контроль знаний.
– Предлагаю вам различные экологические ситуации. Выберите тот вариант самостоятельной работы, который вы сможете выполнить на данном этапе.
1-я ситуация.
Идяна экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.
– Помогите ребятам решить спор.
2-я ситуация.
Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, а банки и пакеты закопал.
– Как убедить папу Серёжи, что разжигать костёр в лесу нельзя?
3-я ситуация.
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
– Что ты делаешь? – спросила бабушка.
– Пчёл прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и что-то рассказала ему. Олег выбросил прутик, удивлённо пожал плечами.
– А я этого не знал.
– Что рассказала ему бабушка?
4-я ситуация.
Телеграмма: «Мы – первая зелень, и поэтому нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться в лесу первыми. А чего хорошего? Всё равно сломают.Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!
Ваши друзья: Ива, Черёмуха, Лесная Сирень».
– Какие ответы вы пошлёте на эту телеграмму?
– Какую помощь можете оказать?
Ответы к ситуациям:
1. Сон-траву рвать нельзя. Она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью собрать семена и посадить в не слишком затенённом месте.
2. Кострище в лесу не зарастает 5–7 лет. До полного разложения консервной банки нужно 90 лет. Для разложения полиэтиленового пакета – 200 лет.
3. Пыльца и нектар – любимая пища насекомых. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу. Происходит опыление растений.
4. Это очень красивые растения. Поэтому веточки их ломают для букетов. Но ведь жизнь букета недолговечна. Каждая сломанная ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. А если каждый сломает по веточке – что станет с природой?
– Давайте вспомним золотое правило экологической этики:«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
– Давайте помнить об этом всегда.
IX. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Что составляет окружающую среду для растения? животного? человека?
– Какие экологические связи вам известны?
– Как вы думаете, какое значение для людей имеет экология?
– Найдите подтверждение вашим словам в учебнике, прочитайте вывод (с. 28).
Домашнее задание: прочитать стихотворение С. В. Михалкова «Прогулка». Подумать о поведении ребят на природе, правильны ли их действия. Можете свои ответы выразить в рисунках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока + презентация "Настоящее глазами эколога".
Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области природоведения; развивать речь учащихся, повышать культуру, развивать познавательную активнос...
Конспект урока окружающего мира на тему "Мир глазами эколога"
Окружающий мир....
Урок-конференция по окружающему миру по теме: " Прошлое и настоящее глазами эколога"
На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого. Таких проблем, очень много. Для их обсуждения молодые экологи объединились в гр...
Презентация урока "Мир глазами эколога" по предмету Окружающий мир, 4 класс по программе "Школа России"
Презентация урока предназначена для изучения материала по теме урока....
конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"
конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...
Презентация к уроку окружающего мира " мир глазами Эколога"
спасти планету от мусора...