Рабочая программа по окружающему миру_1 класс. УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Наталья Ивановна Игнатова

Рабочая программа по окружающему миру_1 класс. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_1_klass.docx128.89 КБ

Предварительный просмотр:

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов в год при 2 часах в неделю (33 учебные недели).

  1. четверть – 16 часов        3 четверть – 18 часов
  2. четверть – 16 часов        4 четверть – 16 часа

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

1

Введение

1

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22

ИТОГО

66

Содержание программы (66 часов).

  1. Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для все- го живого на Земле.

Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, се- мя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и куль- турные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе на- блюдений.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

  1. Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаи- моотношения человека с другими людьми.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и вод- ный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, теле- фон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная гра- ница России.

Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республи- ка): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, про- живающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

  1. Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.).

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Перечень практических работ Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:

  • распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц;
  • распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и куль- турных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), животных;
  • характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем);
  • характеризовать признаки времён года;
  • объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
  • понимать правила поведения в природе;
  • называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
  • называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
  • называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
  • называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; знать о культуре поведения в общественных местах.

К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:

  • различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изу- ченные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести на-

блюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;

  • различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
  • использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
  • рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
  • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и жи- вотных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного от- ношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
  • моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
  • осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здо- ровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.).

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Изучение курса «Окружающий мир» в первом классе направлено на получение сле- дующих личностных результатов:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио- нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об- щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга- ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной от- зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социаль- ных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно- сти; поиск средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практи- ческих задач;
  • умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета

«Окружающий мир»;

  • владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас- сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный кон- троль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окру- жающем мире.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные понятия урока

Планируемые предметные результаты

освоения материала

предметные

метапредметные

личностные

1 четверть (16 часов)

1

Задавайте

УИНМ

Знакомство с

Сравнивать учебник и

Определять и

Определение под

ПДД № 1

вопросы!

учебником и учебными

рабочую тетрадь.

формулировать с

руководством

пособиями (рабочей

Осуществлять поиск

помощью учителя цель

педагога самых

тетрадью, сборником

необходимой информации

деятельности на уроке;

простых правил

тестов, атласом-

(задавать вопросы о круге

выделять в явлениях

поведения при

определителем).

интересов и отвечать на них),

существенные и

сотрудничестве.

Знакомство с

анализировать, отбирать,

несущественные,

Понимание причин

постоянными

обобщать полученную

необходимые и

успеха и неудач в

персонажами учебника

информацию.

достаточные признаки.

собственной учебе.

– Муравьем

Вопросиком и Мудрой

Черепахой.

Раздел «Что и кто?» (20 часов)

2

Что такое

УИНМ

Знакомство с целями и

Работать с картинной картой

Понимать учебную

В предложенных

Родина?

задачами раздела.

России, актуализировать

задачу урока и

педагогом ситуациях

Первоначальные

имеющиеся знания о

стремиться её

общения и

сведения о народах

природе и городах страны,

выполнить; делать

сотрудничества

России, её столице, о

занятиях жителей.

предварительный отбор

делать выбор, как

своей малой родине.

Сравнивать, различать и

источников

поступить.

описывать герб и флаг

информации,

Оценивать свои

России; рассказывать о

ориентироваться в

достижения на уроке.

«малой родине» и Москве

учебнике; оценивать

как столице государства;

своё знание и незнание

отвечать на итоговые вопросы.

(с помощью учителя, самооценка);

предлагать

собственные способы решения.

3

Что мы знаем о народах России?

УИНМ

Многонациональный характер населения России. Знакомство с национальными праздниками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями.

Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы разных народов; рассказывать (по фотографиям) о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в

группе.

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

4

Что мы знаем о Москве?

УИНМ

Знакомство с

достопримечательностя ми Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия

Блаженного, метро, зоопарк и т.д.)

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; узнавать

достопримечательности столицы;

Слушать ипонимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её

выполнить.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.

5

Проект «Моя

малая Родина».

Урок- проект.

Подготовка к

выполнению проекта: знакомство с

С помощью взрослых

фотографировать наиболее значимые

Слушать и понимать речь других.

Составлять устный

Положительное

отношение к процессу учения, к

материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

достопримечательности своей малой родины; находить в семейном

фотоархиве соответствующий материал; интервьюировать членов своей семьи об истории

своей малой родины.

рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

6

Что у нас над головой?

УИНМ

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма.

Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; моделировать форму Солнца; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей

тетради).

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.).

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

7

Практическая работа «Что у нас под ногами?»

Комбинир ованный урок.

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры).

Представление о значении камней в жизни людей.

Распознавание камней.

Группировать объекты

неживой природы (камешки) по разным признакам;

определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремень, известняк; отвечать на итоговые вопросы и

оценивать свои достижения

Добывать новые

знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Работать в паре: использовать

представленную

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность

преодолевать учебные

на уроке.

информацию для получения новых знаний, осуществлять

самопроверку.

затруднения.

8

Практическая работа «Что общего у разных растений?»

Комбинир ованный урок.

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя).

Представление о соцветиях.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и

называть; различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки

логического характера.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в паре: использовать представленную

информацию для получения новых

знаний.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

9

Практическая работа «Что растёт на подоконнике?

»

Комбинир ованный урок.

Наиболее распространённые комнатные растения.

Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.

Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; различать изученные растения; использовать

представленную

информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений,

приводить примеры

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Строить простые речевые высказывания

с использованием

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

комнатных растений.

изученных природоведческих

терминов.

10

Практическая работа «Что растёт на клумбе?»

Комбинир ованный урок.

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью.

Распознавание рас-

тений цветника.

Наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; узнавать по фотографиям растения цветника, рассказывать о любимом цветке.

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией

и др.).

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

11

Практическая работа «Что это за листья?»

Комбинир ованный урок.

Деревья возле школы. Листья деревьев, разно- образие их формы и осенней окраски.

Распознавание деревьев по листьям.

Наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; описывать внешний вид листьев какого- либо дерева.

Слушать речь других, строить простые речевые высказывания с использованием изученных природоведческих терминов. Понимать

учебную задачу урока и стараться её выполнить.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

12

Что такое хвоинки?

Комбинир ованный урок.

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья.

Хвоинки –

видоизменённые

Различать лиственные и хвойные деревья; определять деревья с помощью атласа- определителя; сравнивать

ель и сосну; описывать

Работать в группах: составлять план

работы, распределять

виды работ между членами группы и в

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне

положительного

листья. Распознавание

хвойных деревьев.

дерево по плану.

целом, оценивать

результат работы.

отношения к школе.

13

Кто такие насекомые?

Комбинир ованный урок.

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног.

Разнообразие насекомых.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; приводить примеры насекомых; сочинять и рассказывать сказочные

истории по рисункам.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Принятие нового статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

14

Кто такие рыбы?

Комбинир ованный урок.

Рыбы – водные животные, тело которых (у

большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке, описывать рыбу по плану; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Осуществлять самопроверку; работать в паре, извлекать необходимую

информацию из

различных источников.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

15

Практическая работа «Кто такие птицы?»

Комбинир ованный урок.

Знакомство с птицами как одной из групп

животных. Перья –

главный признак птиц. Первоначальное

Узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;

описывать птицу по плану;

Работать по предложенному учителем плану, отличать верно

выполненное задание

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание

собственных мотивов

знакомство со строением пера птицы.

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

от неверно выполненного. Понимать учебную задачу урока и стремиться её

выполнить.

учебной деятельности и личностного смысла учения.

16

Кто такие звери?

УОиС

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание

детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; исследовать строение шерсти зверей; узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-

определителя.

Перерабатывать полученную информацию; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и

др.).

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

2 четверть (16 часов)

17

Что окружает нас дома?

Комбинир ованный урок.

Систематизация

представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

Характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке

предметы определённых групп; группировать предметы домашнего

обихода; приводить примеры

предметов разных групп.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре; оценивать свои достижения на уроке; организовывать свою

деятельность.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

18

Что умеет

УИНМ

Знакомство с

Определять составные части

Сравнивать,

Принятие нового

компьютер?

компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

компьютера; характеризовать назначение частей компьютера; сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; соблюдать правила

безопасного обращения с

компьютером.

анализировать результаты сравнения, обобщать и

классифицировать на уровне, доступном для первоклассника; осуществлять поиск

учебной информации.

статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

19

Что вокруг нас может быть опасным?

.

Комбинир ованный урок.

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом.

Элементарные правила дорожного движения.

Выявлять потенциально опасные предметы

домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых предметов;

формулировать правила перехода улицы; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами до- машнего обихода и

поведение на дороге; сочинять и рассказывать

сказку по рисунку учебника.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения; осуществлять поиск учебной

информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

20

На что похожа наша планета?

Комбинир ованный урок.

Первоначальные сведения о форме

Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель

Земли.

Использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения

Земли; моделировать форму

Выдвигать

предположения и доказывать их; работать в паре;

оценивать своё знание

и незнание (с помощью

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в

обществе морально-

Земли.

учителя, самооценка); предлагать собственные способы

решения.

этическими принципами.

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая

Родина».

КЗ

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов)

22

Как живёт семья?

Проект «Моя семья».

.

Урок- проект.

Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов

семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи.

Подготовка к выполнению проекта

«Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,

обсуждение способов и

Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; отбирать из семейного архива

фотографии членов семьи во

время значимых для семьи

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа,

сравнения, обобщения,

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

сроков работы.

событий.

классификации.

23

Практическая работа

«Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

УИНМ

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей.

Значение очистных сооружений для предотвращения

загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды.

Очистка загрязнённой

воды.

Прослеживать по рисунку- схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнённой воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои

достижения на уроке.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения; осуществлять поиск учебной

информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

24

Откуда в наш дом приходит электричеств о?

УИНМ

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов.

Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и

электроприборов.

Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; анализировать схему

выработки электричества и способы его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии.

Знание правил безопасности при обращении с электричеством и

электроприборами.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения; осуществлять поиск учебной

информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

25

Как путешествует письмо?

Комбинир ованный урок.

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки

корреспонденции. Значение почтовой связи для общества.

Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации.

Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки.

Работать в группе: высказывать

предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в

рабочей тетради.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

26

Куда текут реки?

Комбинир ованный урок.

Расширение и уточнение

представлений детей о реках и морях, о

движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

Прослеживать по рисунку- схеме путь воды из реки в море; сравнивать реку и море; различать пресную и морскую воду; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную

деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по

общению.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально- этическими принципами.

27

Практическая

УОиС

Снег и лёд.

Проводить опыты по

Оценивать своё знание

Принятие и освоение

работа

«Откуда

берутся снег и лёд?»

Исследование свойств снега и льда.

исследованию снега и льда в соответствии с

инструкциями;

формулировать выводы из опытов; наблюдать форму снежинок и отображать её в

рисунках.

и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения.

социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

28

Практическая работа «Как живут растения?»

Комбинир ованный урок.

Растение как живой организм.

Представление о жизненном цикле

растения. Условия, необходимые для

жизни растений. Уход за комнатными

растениями.

Наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; формулировать выводы об условиях, необходимых для

жизни растений.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

29

Как живут животные?

Комбинир ованный урок.

Животные как живые организмы. Условия, необходимые для

жизни животных. Уход за животными живого уголка.

Наблюдать за жизнью

животных, рассказывать о своих наблюдениях;

ухаживать за животными живого уголка.

Работать в группе: выполнять задания, формулировать

выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои

достижения на уроке.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

30

Практическая работа «Как зимой помочь птицам?»

Комбинир ованный урок.

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Важность заботы о

зимующих птицах.

Наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек

и виды корма для птиц;

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в

рабочей тетради;

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний

и умений; готовность

Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

изготавливать простейшие кормушки и подбирать подходящий для птиц корм; перечислять правила подкормки птиц.

применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения,

классификации, построения рассуждений и

выводов.

оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

31

Откуда

берётся и куда девается мусор?

УИНМ

Источники мусора в быту. Необходимость

соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора.

Определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра,

диалог); вступать в учебное

сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную

деятельность в паре.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

32

Практическая работа

«Откуда в снежках грязь?»

Проверим

УИНМ

Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.

Распространение

загрязнений в

Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные

признаки; использовать

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов

учебной деятельности.

себя и оценим свои достижения по разделу

«Как, откуда

и куда?».

окружающей среде. Проверка знаний и умений.

по защите окружающей среды от загрязнений; сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему. Выполнять тестовые

задания учебника

готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными

обозначениями.

3 четверть (18)

33

Презентация проекта «Моя семья».

КЗ

Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления

учащихся.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

Раздел «Где и когда?» (11 часов)

34

Когда учиться интересно?

УИНМ

Знакомство с целями и задачами раздела.

Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников,

доверительные

отношения с учителем.

Анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной

учёбы; сравнивать

фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;

Формулировать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка);

предлагать собственные способы решения.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой

учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

35

Проект «Мой

класс и моя

Урок-

проект.

Подготовка к

выполнению проекта:

Фотографировать наиболее

интересные события в

Адекватно использовать

речевые средства для

Заинтересованность в

приобретении и

школа».

знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

классе, здание школы, классную комнату и т.д.; коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ

фотографиями (слайдами).

решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; проявлять доброжелательное

отношение к партнёрам.

расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

36

Когда придёт суббота?

Комбинир ованный урок.

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее.

Последовательность дней недели.

Анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально- этическими принципами.

37

Когда наступит лето?

Комбинир ованный урок.

Последовательность смены времён года и месяцев в нём.

Названия осенних, зимних, весенних и

летних месяцев.

Анализировать схему смены времён года и месяцев;

называть времена года в правильной

последовательности,

соотносить времена года и

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из

собственных

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность

оценивать свой

Зависимость природных явлений от смены времён года.

месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в

тетради.

наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения,

классификации.

учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

38

Практическая работа «Где живут белые медведи?»

УИНМ

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и

Антарктида. Животный мир холодных районов.

Находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них

информацию о животном мире холодных районов; приводить примеры

животных холодных районов; устанавливать связь между строением, образом

жизни животных и природными условиями.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра,

диалог); вступать в учебное

сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную

деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по

общению.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

39

Где живут

УИНМ

Жаркие районы Земли:

Практическая работа в паре:

Оценивать своё знание

Желание открывать

слоны?

саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры

животных жарких районов; устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными

условиями.

и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения.

новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

40

Где зимуют птицы?

Комбинир ованный урок.

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

Различать зимующих и перелётных птиц; группировать

(классифицировать) птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и

доказывать их; объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; приводить примеры зимующих и перелётных птиц.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными

обозначениями.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

41

Когда появилась одежда?

Комбинир ованный урок.

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её

назначения (деловая,

Прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; отличать национальную

одежду своего народа от

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника; применять для решения логические действия

анализа, сравнения,

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой

учебный труд,

спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).

одежды других народов; различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать

одежду для разных случаев.

обобщения, классификации, построения рассуждений и

выводов.

принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

42

Когда изобрели велосипед?

Комбинир ованный урок.

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

Сравнивать старинные и современные велосипеды; извлекать из учебника

информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; обсуждать роль велосипеда в нашей

жизни; называть правила безопасной езды на велосипеде.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную

деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по

общению.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

43

Когда мы станем взрослыми?

Комбинир ованный урок.

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка.

Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность

человека за состояние

Сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; определять по

фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях

родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие

профессии будут

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для

изучения строения

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально- этическими принципами.

окружающего мира.

востребованы в будущем; сравнивать рисунки

учебника; рассуждать о том,

что в окружающем мире зависит от наших поступков.

природных объектов; пользоваться простыми условными обозначениями.

44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя

школа».

КЗ

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.

Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)

45

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Комбинир ованный урок.

Знакомство с целями и задачами раздела.

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд.

Созвездие Льва.

Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд; использовать атлас-

определитель для получения нужной информации;

наблюдать картину звёздного

неба, находить на нём

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми

условными

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

созвездие Льва.

обозначениями.

46

Почему Луна бывает разной?

УИНМ

Луна – спутник Земли, её особенности.

Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения

Луны.

Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем;

формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; моделировать из пластилина форму Луны; рассказывать с помощью рисунков в

учебнике об изучении Луны учёными, наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных

наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения,

классификации, построения рассуждений и

выводов.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

47

Почему идёт дождь и дует ветер?

УИНМ

Причины возникновения дождя и ветра. Значение этих природных явлений для человека, растений и

животных.

Наблюдать за дождями и ветром; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины

возникновения дождя и

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

ветра.

48

Почему звенит звонок?

УИЕМ

Разнообразие звуков в окружающем мире.

Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

Анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; исследовать возникновение и распространение звуков; обсуждать, почему и как следует беречь уши; высказывать предположения о причине возникновения эха.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными

обозначениями.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

49

Почему радуга разноцветная

?

Комбинир ованный урок.

Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; отображать последователь- ность цветов радуги с

помощью цветных полосок.

Знание последовательности цветов радуги.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

50

Почему мы любим кошек и собак?

Комбинир ованный урок.

Взаимоотношения человека и его

домашних питомцев (кошек и собак).

Предметы ухода за до-

машними животными. Особенности ухода за

Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); обсуждать свое отношение к домашним питомцам; рассказывать по рисункам учебника об уходе

за кошкой и собакой;

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра,

диалог); вступать в

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение

сотрудничать.

кошкой и собакой.

познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

учебное

сотрудничество с учителем и одноклассниками; проявлять

доброжелательное отношение к

партнёрам.

4 четверть (16 часов)

51

Проект «Мои домашние питомцы».

Урок- проект.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией

фотографий (слайдов).

Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить

бабочек?

УИНМ

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек.

Необходимость сохранения природного окружения человека.

Правила поведения на

лугу.

Определять цветы и бабочек с помощью атласа- определителя; рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму-

лировать правила поведения в

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения; осуществлять поиск учебной

информации из

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд,

принимать оценки

природе; устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации

учебника.

рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

одноклассников, учителя, родителей.

53

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Комбинир ованный урок.

Звуки леса, их разнообразие и красота.

Необходимость соблюдения тишины в лесу.

Определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; объяснять, почему в лесу

нужно соблюдать тишину; оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения рассказов из книги «Великан на поляне»; формулировать правила поведения в

природе.

Работать в паре; устанавливать причинно-

следственные связи; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

54

Зачем мы спим ночью?

Комбинир ованный урок.

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

Сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; оценивать правильность своей подготовки ко сну; рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге

«Зелёные страницы»;

определять по рисункам

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных

наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; применять для решения

логические действия

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

профессии людей и рассказывать об их работе.

анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения

рассуждений и

выводов.

55

Почему нужно есть

много овощей и фруктов?

Комбинир ованный урок.

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

Различать овощи и фрукты, группировать

(классифицировать) их; находить в учебнике

информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в

жизнедеятельности организма.

Знание правил гигиены при употреблении овощей и

фруктов.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения; осуществлять поиск учебной

информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

56

Почему нужно

чистить зубы и мыть руки?

Комбинир ованный урок.

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные

предметы гигиены,

объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть

руки; запомнить, что зубная

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и

одноклассниками,

осуществлять

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой

учебный труд, принимать оценки

одноклассников,

щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены.

совместную

деятельность в паре; проявлять

доброжелательное отношение к

партнёрам.

учителя, родителей.

57

Зачем нам телефон и телевизор?

Комбинир ованный урок.

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой

информации. Интернет.

Различать средства связи и средства массовой

информации; рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах

телефонов; объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; обсуждать назначение Интернета; моделировать ситуации вызова экстренной помощи

по телефону.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради; применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения,

классификации, построения рассуждений и

выводов.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

58

Зачем нужны автомобили?

УИНМ

Автомобили –

наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля.

Электромобиль – автомобиль будущего.

Классифицировать автомобили и объяснять их назначение; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; сочинять и рассказывать сказочную

историю по рисунку.

Использовать представленную в

учебнике информацию для выполнения

задания; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка);

предлагать

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

собственные способы

решения.

59

Зачем нужны поезда?

УИНМ

Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги.

Представление о развитии

железнодорожного транспорта.

Классифицировать поезда в зависимости от их назначения; работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения задания.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов; пользоваться простыми условными

обозначениями.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

60

Зачем строят корабли?

УИНМ

Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажир- ские, грузовые, рыболовные,

исследовательские

суда, военные корабли). Устройство корабля.

Классифицировать корабли в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плава- ния на корабле; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля.

Проводить самопроверку и взаимопроверку, оценивать свои

достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в

рабочей тетради.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

61

Зачем строят самолёты?

УИНМ

Самолёты – воздушный транспорт. Виды само- лётов в зависимости от

их назначения

Классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о

своих впечатлениях от

Понимать учебную задачу урока и стремиться её

выполнить; оценивать

Желание открывать новое знание, новые способы действия,

готовность

(пассажирские, грузовые, военные, спортивные).

Устройство самолёта.

полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта.

своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка);

предлагать собственные способы

решения.

преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила

безопасности

?

Комбинир ованный урок.

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

Обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; обсуждать необходимость соблюдения правил

безопасности в транспорте.

Называть правила

безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное

отношение к партнёрам.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.

63

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила

безопасности

?

Комбинир ованный урок.

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте.

Спасательные средства на корабле и в самолёте.

Перечислять правила безопасности и спасательные средства на корабле и в самолёте. Участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в

опасной ситуации.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные

признаки; использовать готовые модели для изучения строения

природных объектов.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.

64

Зачем люди осваивают космос?

Комбинир ованный урок.

Систематизация сведений о космосе,

полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные

станции.

Рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; высказывать предположения по вопросам учебника, моделировать экипировку космонавта; участвовать в ролевой игре «Полёт в космос».

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе; осуществлять

самопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои

достижения на уроке; осуществлять поиск учебной информации.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.

65

Почему мы часто слышим слово

«экология»?

Комбинир ованный урок.

Первоначальное представление об

экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

Находить в тексте учебника ответы на вопросы; приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы

решения.

Умение оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них.

66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Почему и зачем?».

Презентация проекта «Мои

домашние

КЗ

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания учебника; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать

собственные способы решения.

Умение оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

питомцы».

Сокращения:

УОиСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;        УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УРУиН – урок развития умений и навыков; КЗ – урок контроля знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...