Технологические карты уроков по предмету окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Захарова Татьяна Александровна

Технологические карты уроков разработаны на основе ФГОС НОО  - современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_zaharova.doc983 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Отечественная война 1812 года.

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель урока: познакомить с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами, событиями и героями.

Задачи:

Обучающие:

- знать представление об Отечественной войне 1812 года и ее народном характере, о значительности личности М.И.Кутузова как национального полководца, о сохранении памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом;

- формировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

Развивающие:

- совершенствовать умения и навыки работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала;

      - развивать воображение.

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова.

      - содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории.

Формировать УУД:

Личностные:

- уметь оценивать качества личности как истинного гражданина своего Отечества (на примере М.И.Кутузова – настоящего народного полководца);

      - проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность

Коммуникативные:

- уметь слушать друг друга, строить речевые высказывания.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- оценивать свои достижения на уроке;

- ориентироваться в учебнике;

- планировать свои действия на уроке.

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. Мир вокруг нас», 4 класс, 2 часть, презентация, кроссворд, тест.

Ход урока

Этапы урока

Содержание и виды деятельности учителя

Содержание и виды деятельности обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Слушают стихотворение. Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Начнем урок с работы в группе. 1-й ряд – 1 группа, 2-й ряд – вторая, 3-й ряд – третья. Откройте конверты и сложите фразу. Что у вас получилось?

- О чём эти пословицы? Что мы изучаем?

- Верно. Мы изучаем историю своей Родины. Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Давайте вспомним наиболее важные моменты этой темы.

- Кто продолжил дело Петра І?

- Назовите самый большой город Российской империи в 18 веке.

- Во время войны России и Турции отличились?

- Молодцы, действительно у России героическое, великое прошлое и его должен знать каждый гражданин России.

Делятся на группы. Выполняют задание.

- О Родине.

- Эпоху Екатерины Великой - российской императрицы.

- Екатерина Великая.

- Санкт- Петербург.

- Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов. Вы видите портреты этих великих полководцев.

Выполняют задание.

3. Выявление места и причины затруднения

 — Чтобы узнать год нашего путешествия, надо решить математическую задачу. (1812 г.)

Это число записывается цифрами двух двузначных чисел; одно состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе меньше первого на 6.

— Правильно, это 1812 г. Этот год был непростым для России, а почему — вы узнаете сегодня на уроке. Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 г.».

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

 Отвечают на вопросы учителя

Почему эту войну называют отечественной? Сколько времени продолжалась эта война? Кто победил в этой войне? И т. д.

4. Построение проекта выхода из затруднения

 Сегодня на уроке я предлагаю вам стать историками-исследователями. Мы вместе попытаемся расширить и углубить свои знания об этой войне. А также в конце урока ответим на наш главный вопрос: «Почему войну 1812 года называют отечественной?»

Проблема: исследовать причины начала войны, раскрыть термин «отечественная война».

— Прочитайте текст на с. 112—113 учебника. Ответьте на вопросы.

1. В каком году началась война?

2. Между какими странами шла война?

3. Кто первым начал войну и почему?

4. Кто возглавлял французскую армию?

5. Кто возглавил русскую армию?

 Выполняют задание

5. Реализация построенного проекта

 Нам необходимо исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 г.

— Прочитайте текст на с. 113 учебника, рассмотрите иллюстрацию на с. 114—115. Ответьте на вопросы.

1. Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?

2. Где оно произошло?

3. Чем закончилось?

4. Какой момент боя был самым тяжелым?

5. О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с. 114-115?

 Исследуют сражение

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Наполеоновское нашествие. В конце XVIII в. в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве.

Наполеон был очень грозным противником. Он был умен, хитер и талантлив как военачальник. Российский император Александр I в переговорах с Наполеоном не шел ему навстречу.

К этому времени почти вся Европа была покорена Наполеоном. Оставалось завоевать Россию. Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела многократное численное превосходство над русской армией и не знала поражений. Наполеон обещал победоносно завершить русскую кампанию через месяц, и в Европе никто в этом не сомневался — он привел к границам России огромную армию.

И в 1812 г. французская армия вторглась на территорию России. Улар французов был настолько силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступать. Французы теснили нашу армию в сторону Москвы. Для Наполеона было делом чести войт и в российскую столицу. Позади вражеское войско оставляло сожжённые деревни и села, разграбленные города.

Так Наполеон дошел до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве. И Смоленск французам удалось захватить. Самой главной целью Наполеона была Москва. «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце», — говорил Наполеон.

Александр I был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Ум М.И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.

Бородино. После назначения Кутузова главнокомандующим он выбрал место для генерального сражения у села Бородино недалеко от Москвы. Главной задачей Бородинского сражения для М.И. Кутузова было перекрыть дороги на Москву.

26 августа (по ст. стилю) 1812 г. в 5 ч 30 мин утра грянул бой. Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа. Оно продолжалось 15 ч. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Количество потерь было велико как никогда. Узнав о больших потерях (около 60 тыс. убитыми), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве русские войска потеряли свыше 45 тыс. убитыми. Была уничтожена половина армии. У Наполеона еще оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.

2 сентября (по ст. стилю), русские войска оставили Москву. Вместе с армией население покидало город. Русская армия отступала по Рязанской дороге, а затем перешла на Калужскую дорогу и 21 сентября остановилась на берегу Нары, в селе Тарутине.

А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей. Да, во всех завоеванных городах Наполеона встречали с почестями, преподносили ключи от города. Такого же приема Наполеон ждал и от московских жителей. Московская депутация с ключами от города не пришла. А вместо ключей Наполеон получил пустой город и страшные пожары в нем. После Бородина и гибели столицы стремление уничтожить захватчиков сделалось всенародным в полном смысле слова.

Изгнание Наполеона из Москвы. После московского пожара в Отечественной войне 1812 г. произошел крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне и помещики, чьи поместья разорили французы, шли в партизанские отряды воевать с ненавистными Французами, как и бежавшие из плена русские солдаты. Вокруг Москвы Действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.

Кутузов говорил: «Партизаны мои наводили страх и ужас на неприятеля...» Чаше всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных. Действия партизан были внезапны и стремительны.

Кутузов понял, какую огромную пользу приносит русской армии развернувшаяся партизанская война. Он стал использовать партизанские методы нападения на французов. Кутузов приказал сформировать несколько конных отрядов. Их задачей было неожиданное появление в тылу врага и нанесение ему ударов с тыла. Первый такой отряд возглавил гусар Денис Васильевич Давыдов. Вместе с Кутузовым Денис Васильевич разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Партизаны освободили десятки сел, деревень в Подмосковье и в Смоленской губернии. Рейды партизан в тылу врага нанесли огромный ущерб французам.

Недолго французы пробыли в Москве. Есть было нечего: партизаны перехватывали обозы; холодно, жить негде: страшный пожар уничтожил больше половины домов. Силы французов таяли, и враги оставили Москву и двинулись обратно к реке Неман. Так народная война против Наполеона помогла сломить противника, заставила его покинуть Русскую землю. Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. Армия Наполеона превратилась в толпу оборванных бродяг.

Это было жалкое зрелище. Во французской армии начались болезни. Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы. Русская армия тоже несла потери в боях с противником. Старый полководец Михаил Илларионович Кутузов ни на минуту не покидал своих солдат. Он вместе с ними переносил все тяготы военного похода. Наконец армия Наполеона добралась до Смоленска. В разоренном городе французы смогли пробыть всего четыре дня. Надежды Наполеона пополнить в Смоленске запасы продовольствия не оправдались. Французская армия продолжила отступление. Около реки Березины армия Кутузова окончательно разгромила французов. Наполеон чуть сам не попал в плен. Чудом ему удалось спастись. На другом берегу Березины «непобедимый» французский император бросил свою армию и бежал во Францию.

25 декабря 1812 г. было объявлено об окончании войны.

 Слушают учителя

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 — Выполняя задание 1 на с. 39, запишите определение понятия «отечественная война». (Отечественная война — это справедливая война в защиту своего отечества.)

— Самостоятельно выполните задание 2. Прочитайте пары. (Куликовская битва — Дмитрий Донской, взятие Измаила — А. В. Суворов, Ледовое побоище — Александр Невский, Бородинская битва — М.И. Кутузов.)

— Выполните задание 4 на с. 40, работая в группах. (1. Бородинское сражение. 2. Вхождение Наполеона в Москву. 3. О Михаиле Илларионовиче Кутузове.)

— Какое неверное утверждение есть в тексте задания 5 на с. 42? (4. Наполеон вошел в Москву после Бородинской битвы.)

 Выполняют задание в рабочей тетради

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

 — О каком историческом событии мы сегодня говорили?

— Что произвело на вас самое большое впечатление? (Высказывания детей.)

— Объясните, почему война 1812 г. называется отечественной. (Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако он встретил отчаянное сопротивление всего народа. Война 1812 г. после того, как на защиту родины встал весь народ, превратилась в войну Отечественную.)

Без патриотизма, без горячей любви к своему Отечеству, земле предков, к традициям не родится и чувство единения со всем человечеством — чувство толерантности.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

 Отвечают на вопросы

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 — Дополните предложения.

• Я узнал...

• Я научился...

• Мне понравилось...

• Я бы хотел...

• Новые знания мне...

— Что вы можете сказать о том, как вы потрудились на уроке? (Самооценка. Комментарий учителя.)

 


Конспект урока

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Как живет семья.

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель: Формирование представления о семье, о внутрисемейных отношениях, значимых событиях членов семьи.

Задачи:

Обучающие:

-сформировать систему знаний о семье, о родственных отношениях между членами семьи;

-научить оценивать характер взаимоотношений людей в семье с позиции этических чувств;

Развивающие:  

- развивать умение анализировать, группировать, обобщать;

- развивать умение работать в паре и самостоятельно.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к своей семье, способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью.

- развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

- осознавать необходимость бережного отношения к членам семьи; понимать значение семьи в нашей жизни;

Регулятивные УУД:

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала, высказывать свои предположения на основе изученного материала, принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

-выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя, ставить проблему поискового характера; проводить рефлексию результатов деятельности; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; вступать в диалог; принимать активное участие в ходе урока, уметь договариваться, принимать общее решение.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 ч., А. А. Плешаков, пособие «светофорчик».

Ход урока

Этапы урока

Содержание и виды деятельности учителя

Содержание и виды деятельности обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

 Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Приветствуют учителя 

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 - Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

- Сегодня на уроке мы поговорим о приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, отгадав ребус.

Учитель предлагает разгадать ребус о семье

Сегодня наш урок, друзья,

Про удивительных семь «Я»!

Кто они, мне подскажите?

Тему вы определите!

- Что означают эти удивительные семь Я?

- Верно. Мы будем говорить о семье. Прочитайте тему нашего урока.

 Беседуют с учителем

Отвечают на вопросы

3. Выявление места и причины затруднения

 - Нам предстоит большая и интересная работа. Используя слова-помощники и слово «семья», составьте вопросы, на которые мы должны получить ответы.

На доске слова на карточках: «Что?», «Кто?», «Какие?».

Учитель записывает вопросы на доске:

1) Что такое семья?

2) Как называют членов семьи?

3) Как нужно относиться к членам семьи?

4) Какие события происходят в семье?

 

Дети с помощью учителя составляют вопросы, на которые нужно получить ответы в течение урока, используя слова-помощники.

4. Построение проекта выхода из затруднения

 - Итак, ищем ответы на поставленные вопросы. Что такое семья? Выскажите своё мнение.

- В толковом словаре Сергея Ожегова говорится (читает), что «семья – это группа родственников, живущих вместе».

- Посмотрите ещё раз на значение слова «семья», прочитайте, как называют членов семьи.

- В одной семье могут жить люди разного поколения, т.е. люди разного возраста. Поколение – это люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – младшее поколение. Ваши бабушки, дедушки – старшее поколение.

- Как вы думаете, что было бы, если бы у человека не было семьи?

-Вот мы и узнали, что означает слово «семья». Ответили мы на первый вопрос? Тогда я поставлю знак «+» около вопроса «Что такое семья?»

Слушают учителя

Отвечают на вопросы 

5. Реализация построенного проекта

 Кто загадку отгадает, тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестрёнку, а кто брата,

Даже деда и бабулю

Все родные, с кем живёте,

Даже дядя или тётя,

Непременно вам - друзья.

Вместе вы - одна СЕМЬЯ.

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит вам обеды?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет? (мама)

Кто любить не устаёт, пироги для нас печёт ,

Вкусны оладушки ?

Это наша … (бабушка)

Кто не в шутку, а всерьёз нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть?

И коленку расцарапав, не реветь?

Конечно …. (папа)

Кто всю жизнь работал, окружал заботой

Внуков, правнуков, детей, уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш …. (дед)

Я у мамы не один,

У неё ещё есть сын.

Рядом с ним я маловат,

Для меня он - старший ….(брат)

Мама с папой говорят,

Что теперь я - старший брат.

Что за куколка в коляске

Плачет? Видимо от тряски?

В ванной ползунков гора!

Брату кто она ….. (сестра)

 

Отгадывают загадки

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 –У каждого человека в семье несколько функций, ролей. Вот, я, например, для своей семьи - мама, дочь, внучка, тётя, племянница.

Учитель спрашивает некоторых детей, обращаясь к ним по имени.

– ..., ты кто для мамы? (дочь)

– …, кто называет тебя сыном? (папа)

– ..., ты кто для бабушки? (внук)

– …, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

–…, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– …, у маминой сестры есть дети: две дочки. Кто они тебе? (двоюродные сестры)

- А вы знаете имя, имена и отчества своих близких? (спрашивает некоторых детей имена и отчества мам и пап).

 

Дискуссия с учителем

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с учебником, стр. 56 – 57 (работа по иллюстрациям учебника)

- Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши. А это семья первоклассника Алёши. Обе семьи очень дружные. В любой семье происходит немало интересных событий. Происходят они и в семьях Даши и Алёши.

Задания на выбор учащиеся выполняют в парах: подготовить рассказ по плану о семье Даши или подготовить рассказ по плану о семье Алёши. 

 Выполняют задание

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

 - Вспомним ответы на вопросы, поставленные в начале урока и еще раз на них ответим.

Что такое семья?

Как называют членов семьи?

Как нужно относиться к членам своей семьи?

Комментируют работу на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 А теперь я хочу, чтобы вы оценили свои достижения. У каждого из вас на партах лежат «светофорчики», с помощью одного из его цветов покажите своё настроение и оцените свою работу на уроке.

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились.

 Анализируют свою деятельность на уроке


Конспект урока

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Все профессии важны.

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель: Расширить представления учащихся о профессиях и их важности для людей.

Задачи:

Обучающие: дать представление о важности и взаимосвязи многообразия профессий.

Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять); содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Формировать УУД:

Личностные УУД:  формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания; - осуществлять синтез как составление целого и частей; - проводить анализ объектов с целью выделения признаков; - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; - уметь соотносить профессии со сферами экономики.

Регулятивные УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; - формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении в взаимодействии;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: Окружающий мир: 2 класс учебник; предметы из цветной бумаги «звездочки»; конверты с профессиями.

Ход урока

Этапы урока

Содержание и виды деятельности учителя

Содержание и виды деятельности обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

 Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок окружающего мира к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

 Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 Начинаем урок с проверки домашнего задания. Если вы правильно ответите на мои вопросы, вы узнаете ключевое слово темы нашего урока.

- Ребята, ответьте на мои вопросы.

- Как называется первый русский музей?  Когда и при каком царе была открыта Кунсткамера?

- Что можно увидеть в Политехническом музее в Москве?

- В каких музеях хранятся картины, скульптуры, вазы, гравюры?

- Как называются известные художественные музеи в Санкт-Петербурге? 

- В каком городе находится Третьяковская галерея?

- Какой музей есть в нашем поселке? О чём мы можем узнать в этом музее?

- А какие ещё учреждения культуры есть в нашем поселке?

- Какие вы знаете образовательные учреждения?

- Какие образовательные учреждения закончили старшие члены вашей семьи? (Рабочая тетрадь с. 80)

 Отвечают на вопросы учителя

3. Выявление места и причины затруднения

Что означает слово ПРОФЕССИЯ?

- Где мы можем найти точное определение слова?

Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность.

- Чобы вы хотели узнать о профессиях?

Какие бывают профессии? Для чего нужны профессии? Как появились

профессии? Какие виды профессий существуют?

- А я бы выделила ещё один вопрос. «Все ли профессии важны?» слайд

Сегодня на уроке мы узнаем о разнообразии профессий и обсудим их роль в нашей жизни?

 Отвечают на вопросы

4. Построение проекта выхода из затруднения

 Какова же история возникновения профессии?

Профессии появились не сразу.

Наши очень далекие предки могли сами себя всем обеспечивать. Они ходили на охоту, держали дома животных, засевали поля, сами мастерили себе одежду. Но постепенно общество начало развиваться и всё в жизни изменилось. Вначале были распределены обязанности: кто-то работал в поле, а кто-то пас скот, еще кто-то ходил на охоту. Постепенно все эти обязанности отделялись друг от друга все дальше и дальше. Из всего многообразия выделились мастера, которые умело делали оружие, или лепили горшки. Начинается первый обмен товарами и услугами. Например, ты мне мясо, а я тебе хлеб.

Но вот прошло много-много лет, и шесть веков назад на Руси стал править царь Иван III. В документах, сохранившихся с тех времен, остались названия профессий. Так мы узнали, что уже тогда были и стрелки, и повара, и садовники, и мельники, и плотники, которые есть и в наши дни. А вот трубники, утятники, бронники, страдники, пищальники, стали историей.

 Слушают учителя

5. Реализация построенного проекта

 Но поговорим о профессиях, которые востребованы в наши дни.

Игра доскажи словечко

Узнай по описанию

Поезд водит … (машинист)

Столы делает … (столяр).

Торговлей занят … (продавец).

Звери, птицы, все, кто болен,

Кто здоровьем недоволен!

Вас зовёт  ( ветеринар )

На станке ткёт ткани … (ткач).

Варит он котлы топные,

Трубы, прутья, швы сварные. (Сварщик)

Пчёл разводит (пчеловод)

Красит стены нам … (маляр).

Хлеб выпечет в пекарне … (пекарь).

В машине возит груз … (шофёр).

Хлеб убирает … (комбайнёр).

В доме свет провёл … (монтёр).

В шахте трудится … (шахтёр).

Коз, коров пасёт (пастух),

В жаркой кузнице … (кузнец).

Кто всё знает – молодец!

 Играют в игру

Отгадывают загадки

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 - Посмотрите какой у меня маленький кусочек хлеба, а сколько профессий трудилось над ним.

- Прочитайте внимательно текст А.Дитриха, Г.Юрмина, Р.Кошурниковой «Кто сделал хлеб» и выполните к нему задания, приготовьтесь отвечать на мои вопросы:

- Где происходил разговор?

- О людях каких профессий вы прочитали?

- Какое общее дело их связывало?

- Ребята, откройте конверты и поработайте в паре. Расставьте профессии в правильной последовательности. Кто выполнит, прошу поднять руки.

 Работают по учебнику

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Следующее задание «Восстановить стихотворение» так, чтобы получилась рифма, и смысл не потерялся:

Трактор водит…

Электричку-…

Стены выкрасил…

Доску выстрогал…

В доме свет провёл…

В шахте трудится…

В жаркой кузнице -…

Кто всё знает…

 Выполняют задание

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

 - Помните, все профессии хороши, выбирай на вкус. Неважно, какую профессию выберет каждый из вас, лишь бы она была вам по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте, у него золотые руки.

- Достаточно ли только мечтать о профессии?

- И что бы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить комбайн или самолёт в голубом небе, строить машины на заводе или новые города в тайге, просто надо учиться.

Школа – начало пути к любой профессии.

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли выполнили?

Мы ответили на главный вопрос урока «Все профессии важны?»

 

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Когда падает с неба звезда. Люди загадывают желание и верят в то, что оно исполнится.

Посмотрите перед вами лежат звёзды. Выберите цвет звезды.

Синяя звезда, означает, что на уроке было не интересно.

Оранжевая звезда означает, что на уроке было интересно, но нового ты ничего не узнал.

Жёлтая звезда означает, что на уроке было интересно, и ты узнал много нового.

Напишите на ваших звездочках свои желания: кем вы мечтаете стать в будущем. Напишите название этой профессии и имя. Это ваша мечта.

А сейчас прикрепите свои звездочки на карте нашей страны.

Дети пишут и прикрепляют под музыку «Все профессии нужны!»

Вы прикрепили здесь звездочки потому, что именно вы – наше будущее, надежда и опора России. 

 


Конспект урока

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Мир глазами географа.

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель: ознакомление учащихся с наукой географией.

Задачи:

Обучающие:

  • способствовать формированию представлений о глобусе и географической карте;
  • находить условные знаки на карте полушарий;
  • Анализировать свою деятельность.

Развивающие:

  • развитию интереса к предмету «Окружающий мир»;
  • Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;
  • Развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассника.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение сотрудничать;
  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • Оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные:

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • Учитывать разные мнения;
  • Контролировать свои действия и действия других людей.

Личностные:

  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному действию и способами решения новой частной задачи;
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.

Оборудование: учебник Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков, компьютер, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Содержание и виды деятельности учителя

Содержание и виды деятельности обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

 Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Проверьте свою готовность к уроку!

На столе должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник, проверка рабочего места, подготовка к работе на уроке

 

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.

Но сначала мы узнаем, как вы потрудились дома.

Объясните слова астронома: «Звездное небо - великая книга природы. Кто сумеет ее прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса»

Показ слайда «Галактика Млечный Путь».

Возможные ответы учащихся: «Когда смотришь на звездное небо в ясную ночь, это так красиво!» «Звезды похожи на драгоценные камни». «На небе можно найти созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы и Полярную звезду».

«Я думаю, сокровища космоса - это все небесные тела». «А мне представляется, как далеко в космосе находятся звезды, какие они разные по размеру и цвету, и хочется больше узнать о них» и т.д.

-А как наблюдать звездное небо? Чтение памяток, составленных детьми.

 Комментируют выполненное домашнее задание

3. Выявление места и причины затруднения

  Для того что бы определить тему нашего урока давайте отгадаем загадки.

1) Похож я с виду на горох,

Где я пройду – переполох. (Град)

2) Летом бежит, зимой спит.

Весна настала - опять побежала. (Река)

3) Золотое решето,

Черных домиков полно. (Подсолнух)

4) Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки. (Гусь)

5) Крашеное коромысло через речку повисло. (Радуга)

6) По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)

7) Он высокий и пятнистый

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями –

     Листьями деревьев. (Жираф)

8) Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)

9) Лежит верёвка, шипит плутовка. Брать её опасно – укусит! Ясно? (Змея)

У: Так какая тема нашего урока?

Тема нашего урока «Мир глазами географа»

Чему сегодня мы должны научиться, что должны узнать?

Хорошо ребята. Прочитайте цели нашего урока:

1) узнать, что такое «География»;
2) узнать, что изучает география;
3) определить, что можно узнать с помощью глобуса и карты.

Для чего нам нужны знания о географии как о науки? В каких жизненных ситуациях нам это пригодиться?

Что для этого надо сделать?

 Дети вывешивают правильные ответы на доску и помощью ключевых букв отгадывают тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Что такое география?

Давайте посмотрим на доску и сделаем выводы правильно ли мы дали определение слову « География».

Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города.

Кто такие географы?

Чем пользуется географ на работе?

Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой. Рассмотрите внимательно глобус.

Какую форму имеет глобус?

Оказывается, что латинское слово «глобус» означает «шар».

Какую он имеет окраску? И почему?

Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса. Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.

 

5. Реализация построенного проекта

 Чтение параграфа стр 22 - 25, ответы на вопросы после текста.

 Читают вместе с учителем и отвечают на вопросы

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 Работа в рабочей тетради с 14 №1,№ 2. Любишь ли ты путешествовать, Если да, то почему?

№ 2, С помощью учебника сформулируй и запиши определение

№3 Подпиши условные знаки географической карты.

Выполнение заданий в рабочей тетради

 Выполняют задания в рабочей тетради

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 Тест «Звездное небо»

- Выбери верное утверждение:

1. Галактика, в которой мы живем, называется ...

а) Туманность Андромеды;

б) Большое Магелланово облако;

в) Млечный путь.

2. Звезда-это ...

а) раскаленный газовый шар;

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.

3. Созвездия это ...

а) группы звезд, изменяющие свои очертания;

б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии ...

а) Скорпион; б) Большая Медведица;

в) Большой Пес; г) Телец.

5.Полярная звезда всегда находится на ...

а) юге; б) севере;

в) западе; г) востоке.

6.Самые яркие звезды имеют ... цвет:

а) красный; б) желтый,

в) голубой; г) белый.

Ответы к тесту: 1 в), 2 а), 3 б), 4 в), 5 б), 6 в).

 

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

 Восстановите рассказ:

Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. Это ... . На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зелены -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.

Далее выполняется задание «Подумай» на стр. 28.

 Выполняют задание на оценку

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Над какой темой работали?

Что нового узнали?

Полезным будет для вас изученный материал в будущем?

Какую он имеет практическую направленность?

Какие задания вызвали затруднения? Почему? Какие задания выполнять было легко?

Как оцениваете свою деятельность на уроке?

 Анализируют свою деятельность на уроке


Конспект урока

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Тундра.

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель урока: формирование у учащихся представлений о природной зоне- тундры.

Задачи:

Обучающие: развивать исследовательские качества: учить анализировать, рассуждать, делать выводы, расширить и углубить представление детей о природной зоне тундра, ее географическом положении, растительном и животном мире, деятельности человека

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к своей Родине - познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.

Формируемые УУД:

Предметные:

- Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.

- Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

Личностные:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. 1 часть. Стр.84; рабочая тетрадь: Окружающий мир. 4класс. 1часть. Стр.92.

Ход урока

Этапы урока

Содержание и виды деятельности учителя

Содержание и виды деятельности обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

 Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

 Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.

Какой зверь является хозяином Арктики?

Какая взаимосвязь между белым медведем и водорослями?

Самостоятельное выполнение теста с последующей самопроверкой по эталону.

Тест «Арктика»

  1. Природная зона арктических пустынь расположена ... 
    а) на островах Тихого океана;
    б) на островах Индийского океана;
    в) на островах Северного Ледовитого океана.
  2. Территория зоны... 
    а) густо заселена людьми;
    б) не имеет коренного населения.
  3. В Арктике для растений и животных сложились ... 
    а) суровые условия;
    б) комфортные условия.
  4. В ледяной зоне растут ... 
    а) кедры, березы, черемуха;
    б) лишайники, мхи, полярные маки;
    в) бузина, орешник, айва.
  5. В Арктике обитают животные: ... 
    а) бобры, нутрии, хомяки;
    б) волки, белые медведи, рыси;
    в) моржи, тюлени, белые медведи.
  6. Найдите верную цепь питания: 
    а) водоросли — рачки — рыбы — гагарки — белый медведь;
    б) водоросли — рачки — сайки — тюлени.
  7. Арктический заповедник расположен ... а) на земле Франца Иосифа;
    б) на Северной земле;
    в) на острове Врангеля.
  8. Большое скопление птиц на скалах называют ... 
    а) «птичьи рынки»;
    б) «птичьи базары».
  9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры: 
    а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
    б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
    в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

Сегодня мы узнаем о новой для нас природной зоне, а как она называется, попробуйте отгадать:

НТУРАД

Молодцы!

Что вы знаете о тундре?

А где находится тундра? Кто может показать?

 Работа с картой

Белый медведь

Это компоненты одной цепи питания

Выполняют тест самостоятельно.

3. Выявление места и причины затруднения

 Почему мы не смогли ответить на вопрос?

Какова будет цель нашего урока?

 Высказывают предположения

4. Построение проекта выхода из затруднения

Что нам нужно узнать?

На какие вопросы хотите получить ответ?

Для этого составим план урока:

1. Географическое положение

2. Особенности климата

3.Растительный мир тундры

4. Животные тундры

5. Человек и тундра

6. Экологические проблемы

Узнать, где расположена тундра

Какие в тундре животные, кроме оленей?

Чем занимаются люди в тундре?

Какой там климат?

Есть ли растения?

5. Реализация построенного проекта

 Посмотрите на слайд. Это тундра.

Что вы можете сказать о ней?

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a564f03bcd4b/793427_1.png

Все верно.

Какой первый пункт нашего плана?

Прежде чем работать с картой, давайте разберемся в происхождении слова «тундра». Где мы можем узнать значение слова? А происхождение слова?

Посмотрите на слайд и скажите, что же значит слово «тундра»:

Большая Советская энциклопедия:

Тундра – произошло из финского языка - безлесная, голая возвышенность.

Толковый словарь Ушакова:

Безлесное пространство приполярных областей, в зоне вечной мерзлоты, обычно болотистое, мшистое, каменистое или покрытое мелкой растительностью.

Одинаковое ли описание получилось у нас по фото и когда мы работали со значениями слова «тундра»? Какой можно сделать вывод?

Молодцы.

Прочитаем в учебнике, где располагается тундра. Найдем тундру на карте природных зон.

Формирование пространственных представлений о тундре с помощью карты.

Где же расположена тундра?

Что вы можете рассказать о ней? Если дети затрудняются, то рассказывают по опоре:

Тундра протянулась с ………(запада) на ………(восток), почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится ………(южнее) зоны ……….(арктических) ……….(пустынь). Тундра расположена на материке …….. (Евразия).

Определение температурных факторов в зависимости от уровня освещенности.

Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы представляете эту природную зону.

Характеристика поверхности.

Что собой представляет поверхность тундры? (Вернуть слайды с фото, карту природных зон).

Все верно.

Постепенно мы с вами перешли к характеристике особенностей климата.

Вы уже верно отметили, что солнечные лучи скользят по поверхности земли и не прогревают её. Что зима должна быть холодная, суровая. Давайте посмотрим, что сказано об этом в учебнике.

При помощи учебника, заполните таблицу с характеристикой погодных условий по сезонам:

Зима

Лето

Долгая, 7-8 мес

Суровая (мороз до -50)

Пурга

Сильные ветры круглый год

Короткое, холодное

Поверхность оттаивает на полметра в глубину

Молодцы! В учебнике не сказано про температуру летом. Знаете сколько градусов летом в тундре?

Нет, ребята, всего +10, +12

У нас в Пермском крае, когда такая температура?

Откройте карту природных зон и ответьте на вопрос: зона тундры проходит через Пермский край? Где?

Правильно. Видите, какую большую площадь занимает наш край: кажется, что тундра далеко на севере, а оказалось, что она есть в нашем крае.

Вы читали про многолетнюю мерзлоту, что это?

Характеристика водоемов. Почвенного покрова.

Куда девается дождевая и талая вода?

Как вы представляете себе такие озера и болота?

Молодцы!

Найдите в учебнике, что же сказано про почву?

Мы заговорили про почву, к какому пункту нашего плана мы можем перейти?

Правильно.

 Это разные времена года, т.к. на первом фото нет снега.

Нет деревьев, кустарников, холодно, мало растительности, у жителей тундры особые жилища.

Географическое положение

В толковом словаре

В этимологическом

Безлесная, голая возвышенность, болотистая, каменистая, с мелкой растительностью.

Да, одинаковое.

Что значение, происхождение слова связано с тем, как тундра выглядит.

Чтение учеником с.82 первый абзац.

В учебнике с.74-75

Вдоль берегов СЛО

Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе, значит, там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, которые скользят по поверхности и не прогревают землю (с.76), а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега.

Это должна быть равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской.

Чтение на с.82-83.

Самостоятельно заполняют таблицу с последующей проверкой

Варианты детей.

Поздней осенью, в начале зимы, в начале весны.

Нет

Да, на севере нашего края

Это такой ледяной слой почвы, который никогда не оттаивает и не пропускает дождевую и талую воду на глубину.

Остается на поверхности, образуя болота и озера.

Т.к. зона тундры располагается на равнине и многолетняя мерзлота не пропускает воду на глубину, то озера и болота неглубокие.

Почва влажная, почва тундры бедна перегноем.

К характеристике растительного мира.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Комфортно растениям произрастать на влажной почве?

Почему же в тундре так мало растительности? С чем это связано? Ответ вы найдете на с.84 учебника.

Какие особенности у растений тундры? Как они приспособились к жизни?

Это связано с географическим положением и особенностями климата, почвы? Объясните.

На слайде:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a564f03bcd4b/793427_3.png

Кто питается ягелем?

А какие еще животные обитают в тундре? Об этом вам расскажут ваши одноклассники (текст сообщений детей после конспекта).

Характеристика животного мира.

Показ фото животных и птиц по ходу рассказа в презентации.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a564f03bcd4b/793427_4.jpeg

Как животные и птицы приспособились к таким условиям обитания?

Как песец приспособился к жизни в такой суровой зоне?

Правильно. Олень имеет подкожный слой жира.

Что изучим дальше?

Сообщение учащегося (текст сообщения после конспекта).

О чем вы узнали?

А какие же экологические проблемы в тундре?

Коренные жители края веками вырабатывали правила поведения в окружающей природе, меры защиты и сохранения ее богатств. 
Однако сейчас взаимоотношения человека и природы резко изменились. В последние десятилетия зона тундр подвергается интенсивному хозяйственному освоению; затронуто уже более 50% ее территории. Здесь развивается разведка и добыча нефти, природного газа и других полезных ископаемых.

В тундре возникли экологические проблемы:

  1. нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибнут растения;
  2. местность загрязняется нефтью во время ее добычи;
  3. незаконная охота – браконьерство;
  4. оленьи пастбища вытаптываются, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют на другие места.

Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

На слайде:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a564f03bcd4b/793427_5.jpeg

Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

Обратить внимание на экологическое равновесие.

Что будет, если исчезнет кречет?

А чем питаются грызуны?

Сделайте вывод.

 Да.

Работа с текстом учебника. Обсуждение.

Растения низкорослые, стелющиеся, почти у всех небольшие корни и маленькие листья.

Олени

Открыт учебник на с.83(рисунок обитателей тундры)

У птиц густое оперение, белое, чтобы прятаться от хищников зимой. Куропатка покрывается перьями даже на лапах, чтоб пережить зиму.

У него лапы короткие и широкие.

Олень имеет густой мех, слой жира, копыта особой формы, чтоб раскапывать мох и не проваливаться в снег.

Жизнь человека в тундре.

 Тундра занимает большую площадь

Чтобы жить в тундре, нужно быть сильным и выносливым.

Народы тундры занимаются охотой, рыболовством и оленеводством. Их одежда шьется мехом внутрь, чтоб было теплее.

Запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.

Грызуны (лемминги и полевки) будут усиленно расти в своем количестве.

Растительной пищей, семенами, мхом.

Если грызунов будет слишком много, то они могут уничтожить корм, которым питаются также куропатки, олени. И этим животным станет не хватать корма, они могут оказаться на грани гибели.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Когда ваши одноклассники выступали с сообщениями о животном мире, они рассказывали также, кто кем питается. Как называется такой вид взаимоотношений, при котором происходит перенос энергии и вещества?

Если мы знаем, что белая куропатка питается растениями, а белая сова куропатками, что мы можем составить?

Установление связей между компонентами природных сообществ.

Пожалуйста, составьте. Что у вас получилось?

Кто поможет? Почему нельзя писать растение? Исправьте.

Теперь составьте самостоятельно цепи питания из данных компонентов:

Песец, ягель, тундровый волк, морошка, лемминг, олень, тундровый волк.

Проверка.

Что общего у этих цепей питания?

 Пищевые связи

Цепь питания

Растение -белая куропатка - белая сова

Нужно написать конкретное растение.

Например, морошка.

Морошка -лемминг -песец - тундровый волк

Ягель -олень -тундровый волк

Заканчиваются тундровым волком.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Обобщение полученных знаний о природном сообществе.

Опираясь на план урока охарактеризовать изучаемую природную зону.

 Выполняют задание

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Молодцы! Вы все очень хорошо работали сегодня на уроке!

Д/з: с.82-85 чтение, ответы на вопросы. Узнать, почему в тундре можно увидеть северное сияние.

 Что представляет собой природная зона тундра.

Где она расположена.

Узнали, какой климат, почему он такой, как это влияет на растения и животных.

Узнали о деятельности людей в тундре, об экологических проблемах этой зоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир». 2 класс. "Формы земной поверхности."

познакомить детей с основными формами земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор; познакомить учащихся с творчеством знаменитых поэтов по теме; научить основам работы с физической карто...

Тема: «Какой бывает вода?».Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе с использованием системы контроля и мониторинга качества знаний PROCla...

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир» 1 класс

Технологическая карта урока по теме "Какой бывает вода"....

Технологическая карта урока по предмету "Окружающий мир". Тема : "Какой бывает транспорт?"

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений построен на толковании лексического значения слова "транспорт"....

Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир», 1класс Тема «Где зимуют птицы?», УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). На уроке  формируется  совокупность универсальных уче...

Технологическая карта урока по предмету окружающий мир, тема: "Кладовые Земли", 3 класс.

Урок проведён в рамках районного конкурса педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды" 2018 г., в Санкт-Петербурге, Красносельском районе....