∙ Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к природным ресурсам России; — творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»; — понимание успешности при изучении темы. | Познавательные умения: ∙ раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре; ∙ определять: — различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение; — особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение; — свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение; — водное пространство, его части и обосновывать своё мнение; ∙ использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — выбирать вариант выполнения задания; — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. | ∙ Рассказывать: — о природных богатствах России, используя физическую карту, условные знаки; — о значении природных богатств в жизни людей. ∙ Определять и показывать природные объекты на физической карте России. ∙ Проводить исследование полезных ископаемых России и оформлять результаты в таблице. ∙ Оформлять и представлять фоторассказ/презентацию о различных природных объектах России, родного края. ∙ Решать (или составлять) кроссворд по теме «Удивительные озёра России». |
Цели: ∙ Стимулировать интерес к изучению формы земной поверхности родной страны. ∙ Актуализировать знания о географической карте и правилах чтения карты. ∙ Актуализировать умения: — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — выполнять взаимооценку учебного задания. ∙ Ввести понятия «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг». ∙ Научить: — определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение; — определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение; — определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение; — определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение; — определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение; — определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение; — определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение; — рассказывать о физической/контурной карте России; — рассказывать об условных знаках физической карты России; — рассказывать о своей стране, используя физическую карту России; — рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России; — рассказывать о различных формах земной поверхности России; — рассказывать о формах земной поверхности своего края; — определять природные объекты на физической карте России; — оформлять и представлять фоторассказ о формах земной поверхности родного края; — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Задание 1 (З) Укажите слова, которые подсказали вам ответ этой загадки: Я ходил по разным странам, Плыл по рекам, океанам, По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном. (Географическая карта.) Объясните значение понятий «карта», «географическая карта», «масштаб». (Карта — чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба; масштаб — уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.) Расскажите о картах, которые вам известны. Расскажите правила чтения карты. Задание 2 (З) Учебник, с. 50—53, 130—131. Объясните значение выражений «природные богатства», «физическая карта». Назовите условные знаки физической карты. Расскажите о протяжённости территории России. Назовите природный объект, который помогает определить европейскую и азиатскую части России. Расскажите о самых крайних точках России на севере, юге, западе, востоке. Расскажите об известных вам природных богатствах России. Перечислите полезные ископаемые, которые отмечены на физической карте России. Задание 3 (П) Учебник, с. 50—53. Верно ли, что для карты мира и физической карты России используется одинаковый масштаб? Обоснуйте своё мнение. Можно ли определить соседние государства России, используя только физическую карту? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что каждое государство использует свои условные знаки для обозначения полезных ископаемых на карте своей страны? Обоснуйте своё мнение. Задание 4 (У) Учебник, с. 50—51, с взаимопроверкой. Определите моря трёх океанов, которые омывают территорию России, и покажите их на карте. Определите равнины, используя физическую карту России. Определите горы, крупные реки и покажите их на физической карте России. Задание 5 (У) Учебник, с. 52, с взаимопроверкой. Определите и укажите на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях. Задание 6 (З) Учебник, с. 50 — 51, Рабочая тетрадь, с. 28—29. Объясните значение выражений «контур», «контурная карта». (Контур — внешнее очертание чего-нибудь; контурная карта — географическая карта, на которой нанесены только очертания суши и водных пространств.) Рассмотрите и укажите различие физической и контурной карты России. Опишите условные знаки для обозначения полезных ископаемых на физической карте России. Расскажите об условных обозначениях, которые используются для работы с контурной картой. Задание 7 (П) Учебник, с. 50—51, Рабочая тетрадь, с. 28—29. Верно ли, что для обозначения объектов на физической и контурной карте используются разные условные знаки? Обоснуйте своё мнение. Можно ли составить рассказать о стране, её территории, природе, используя контурную карту? Обоснуйте своё мнение. Задание 8 (У) Рабочая тетрадь, с. 28—29, № 2, 3, с взаимопроверкой. Определите на контурной карте государственную границу России и обозначьте её условным знаком. Обозначьте столицу России, главный город вашего региона, город, в котором вы живёте, и напишите название каждого. Задание 9 (У) Рабочая тетрадь, с. 30, № 4, с взаимооцен- кой. Изобразите условные знаки для обозначения полезных ископаемых на карте. Задание 10 (У) Рабочая тетрадь, с. 31, № 6, с взаимопроверкой. Покажите на физической карте те уголки России, в которых вам приходилось бывать. Оформите фоторассказ о наиболее интересном месте нашей страны. Задание 11 (З) Учебник, с. 54—55, с. 131—132. Перечислите формы земной поверхности. Объясните значение слов «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «балка», «овраг», «плоскогорье», «горы», «горный хребет». Назовите условные знаки, с помощью которых изображают формы земной поверхности на физической карте. Расскажите о крупнейших равнинах России и укажите их местоположение на физической карте. Расскажите о Среднесибирском плоскогорье. Расскажите о горных хребтах России и укажите их местоположение на физической карте. Перечислите горы, включённые в Список Всемирного природного наследия. (Алтай, вулканы Камчатки, Западный Кавказ.) Задание 12 (П) Учебник, с. 54—55. Верно ли, что земная поверхность России имеет только бескрайние равнины и величественные горы? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что Восточно-Европейская равнина расположена к востоку от Уральских гор? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что крупнейшей на Земле является Западно-Сибирская равнина? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что Среднесибирское плоскогорье называют Русской равниной? Обоснуйте своё мнение. Раскройте смысл выражения «Каменный пояс земли Русской» и обоснуйте своё мнение. Верно ли, что Алтайские горы являются самыми высокими в России? Обоснуйте своё мнение. Задание 13 (У) Учебник, с. 54—55, с взаимопроверкой. Определите и укажите на физической карте России горы и равнины, используя изображения на фотографиях. Задание 14 (У) Рабочая тетрадь, с. 32, № 1, с взаимопроверкой. Определите на контурной карте местоположение крупнейших равнин и гор России, используя физическую карту учебника, напишите их названия. Задание 15 (З) Учебник, с. 56—57. Объясните значение слов «холм», «гора». (Холм — небольшая возвышенность с пологими склонами; гора — значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.) Расскажите о строении возвышенности: холма, горы. Объясните значение слов «овраг», «балка». (Овраг — глубокая, длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли; балка — углубление с пологими склонами, поросшими растительностью.) Расскажите об образовании оврага и превращении его в балку. Задание 16 (П) Учебник, с. 56—57. Верно ли, что гора отличается от холма своим строением? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что образование оврагов происходит только летом после сильных ливневых дождей? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что балка является результатом разрушения оврага? Обоснуйте своё мнение. Задание 17 (У) Рабочая тетрадь, с. 32, № 2, с взаимопроверкой. Определите на схеме холм, гору и напишите его название. Определите части холма, горы и соедините с названием стрелочкой. Сравните строение горы и холма, определите их различие и оформите вывод, используя фразу-конструкт: Гора и холм имеют ... строение, которое включает ..., ..., ..., но имеют ... высоту, потому что холм бывает высотой ... 200 метров, а гора — ... 200 метров. (Гора и холм имеют одинаковое строение, которое включает подножие, склон, вершину, но имеют различную высоту, потому что холм бывает высотой менее 200 метров, а гора — более 200 метров.) Задание 18 (У) Рабочая тетрадь, с. 33, № 4, с взаимооценкой. Составьте, оформите фоторассказ о формах земной поверхности вашего края и представьте его одноклассникам. Задание 19 (У) Рабочая тетрадь, с. 33, № 5. Подготовьте и напишите сообщение о равнинах или горах вашего края, используя справочную литературу или информацию сети Интернет. | Диагностические задания: 1. Допишите предложение. Территория России имеет различные формы земной поверхности: …, …, …., …., …, … . (Равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, овраги.) 2. Рабочая тетрадь, с. 30, № 5. Закончите рассказ о территории России, вписывая цифровые данные в текст, используя содержание учебника. 3. Определите условный знак каждого полезного ископаемого и соотнесите стрелочкой с его названием. Полезные ископаемые | Условные знаки | каменный уголь |
|
железные руды
|
|
нефть
|
|
поваренная соль
|
|
4. Рабочая тетрадь, с. 32, № 3. Расположите названия горных хребтов в порядке уменьшения их высоты, используя физическую карту России, и оформите результаты в таблице: Кавказские горы, Уральские горы, Алтай, Саяны, вулканы Камчатки. Высота гор России Название гор | Название горы | Высота горы | Кавказские горы | Эльбрус | 5642м | Вулканы Камчатки | Вулкан Ключевская Сопка | Высота колеблется в зависимости от извержений вулкана, на конец 2012 г. она составляет 4750 м | Алтай | Белуха | 4506м | Саян Восточный | Мунку-Сырдык | 3491м | Саян Западный | Кызыл-Тайга | 3122м | Уральские горы | Народная | 1895м |
Личностные умения: — проявлять интерес к изучению формы земной поверхности родной страны. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг» и использовать их в активном словаре; — определять различие физической карты России и мира и обосновывать своё мнение; — определять условные знаки физической карты и обосновывать своё мнение; — определять особенности изображения природных объектов на физической карте России и обосновывать своё мнение; — определять различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение; — определять особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение; — определять особенности холма, горы и обосновывать своё мнение; — определять особенности оврага, балки и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные умения: — рассказывать о физической/контурной карте России; — рассказывать об условных знаках физической карты России; — рассказывать о своей стране, используя физическую карту России; — рассказывать о крупнейших равнинах и горных хребтах России; — рассказывать о различных формах земной поверхности России; — рассказывать о формах земной поверхности своего края; — определять природные объекты на физической карте России; — оформлять и представлять фоторассказ о формах земной поверхности родного края. |
Цели: ∙ Стимулировать: — интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России; — бережное отношение к природным ресурсам. ∙ Актуализировать знания о полезных ископаемых: о их месторождении, свойствах, использовании человеком в хозяйственной деятельности. ∙ Актуализировать умения: — выполнять учебное задание, используя план; — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания. ∙ Ввести понятия «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ». ∙ Научить: — определять полезные ископаемые по их описанию и обосновывать своё мнение; — определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение; — рассказывать о полезном ископаемом и его свойствах; — рассказывать о месторождении и способах добычи полезных ископаемых; — проводить исследование полезного ископаемого и оформлять результат в таблице; — определять для каждого полезного ископаемого соответствующий условный знак и его месторождение на физической карте России; — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе. | Задание 1 (З) Объясните значение выражений «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение». См. ТК № 3 для 3-го класса. Назовите твёрдые полезные ископаемые. (Каменная соль, железная руда, каменный уголь.) Назовите жидкие и газообразные полезные ископаемые. (Нефть, природный газ.) Расскажите кратко об известных вам полезных ископаемых. Расскажите об использовании полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Расскажите о полезных ископаемых, которые добывают в вашем крае. Задание 2 (З) Учебник, с. 58—59. Расскажите о крупнейших месторождениях полезных ископаемых в европейской части России, в Западной Сибири. Расскажите о месторождениях минералов на Урале. Задание 3 (З) Учебник, с. 132—136. Расскажите о полезных ископаемых, используя план: 1. Название. 2. Условное обозначение. 3. Месторождение. 4. Свойства. 5. Способы добычи. 6. Значение и применение. Задание 4 (П) Учебник, с. 58—59. Верно ли, что в железной руде содержится только железо? Обоснуйте своё мнение. (В железной руде, кроме железа, содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.) Верно ли, что все разновидности угля одинакового цвета? Обоснуйте своё мнение. Можно ли утверждать, что гранит не является прочным? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что известняк, песок и глина имеют одинаковые свойства? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что торф используют только в качестве удобрения? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что каждый регион России имеет залежи разнообразных полезных ископаемых? Обоснуйте своё мнение. Задание 5 (У) Учебник, с. 58—59, с взаимопроверкой. Определите для каждого полезного ископаемого соответствующий условный знак и его месторождение на физической карте России. Задание 6 (У) Рабочая тетрадь, с. 34, № 1, с взаимооценкой. Отметьте месторождения полезных ископаемых России условными знаками на контурной карте. Задание 7 (З) Учебник, с. 60—61. Объясните значение выражений «нефть», «природный газ». Расскажите о нефти и природном газе, используя план. Задание 8 (П) Учебник, с. 60—61. Верно ли, что нефть и природный газ являются горючей жидкостью с резким запахом? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что нефть и природный газ добывают только для продажи за границей? Обоснуйте своё мнение. Задание 9 (У) Учебник, с. 60—61, Рабочая тетрадь, с. 35, № 3, с взаимооценкой. Сравните данные о происхождении, свойствах, добыче, использовании и т. д. нефти и природного газа и оформите результаты в таблице. Задание 10 (У) Рабочая тетрадь, с. 34, № 2, атлас-определитель с взаимооценкой. Практическая работа «Изучение полезных ископаемых» Проведите исследование полезного ископаемого, определив его название, свойства и оформите результаты в тетради. Представьте результаты своей работы одноклассникам и оцените друг друга. | Диагностические задания: 1. Допишите предложения: Полезные ископаемые — это… (природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве). Месторождение — это… (места, где залегают полезные ископаемые). Горные породы — это… (природное соединение одного или нескольких минералов). 2. Определите отгадку и напишите её: а) В находке геолога много железа, И тем она людям, конечно, полезна. Среди ископаемых ценной всегда Считалась добытая в шахте… . (Руда.) б) Это топливо, сырьё Из земли качают. «Чёрным золотом» его Люди величают. (Нефть.) в) Окаменевшая смола Доисторических растений, Что пригодиться нам смогла Для всяких дивных украшений. (Янтарь.) 3. Определите полезные ископаемые, которые добывают в России, и подчеркните их названия: медная руда, апатиты, бамбук, бурый уголь, золото, жемчуг, торф, водоросли, гранит, калийные соли, поваренная соль, песок.
Личностные умения: — проявлять интерес к изучению полезных ископаемых разных регионов России; — проявлять бережное отношение к природным ресурсам. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ» и использовать их в активном словаре; — определять полезные ископаемые по его описанию и обосновывать своё мнение; — определять свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя план; — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе. Предметные умения: ∙ рассказывать: — о полезном ископаемом и его свойствах; — о месторождении и способах добычи полезных ископаемых; ∙ проводить исследование полезного ископаемого и оформлять результат в таблице; ∙ определять для каждого полезного ископаемого соответствующий условный знак и его месторождение на физической карте России. |
Цели: ∙ Стимулировать: — интерес к изучению водных ресурсов России; — бережное отношение к водным богатствам страны. ∙ Актуализировать знания о воде и водоёмах страны. ∙ Актуализировать умения: — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания. ∙ Ввести понятия «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров». ∙ Научить: — определять водное пространство и обосновывать своё мнение; — определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение; — определять части реки и обосновывать своё мнение; — определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение; — определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение; — сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение; — рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей; — рассказывать о глубине озёр страны; — определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России; — составлять схему «Части реки»; — определять и показывать на физической карте реки, озёра, моря России; — оформлять и представлять презентацию о реках, озёрах, морях России; — оформлять и представлять фоторассказ о водоёме родного края; — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
| Задание 1 (З) Укажите слова, которые подсказали вам ответ этой загадки: Ну-ка в горсть её схвати — Не удержится в горсти. (Вода.) Объясните значение слова «вода». Объясните значение выражений «пресная вода», «солёная вода». Расскажите о распространении воды в природе. (Вода занимает большую часть поверхности земного шара, она содержится в водных пространствах, в растениях, в организме людей и животных.) Назовите условные знаки, изображающие водные пространства на физической карте России. Назовите известные вам реки России. Назовите реки, которые протекают в вашей местности. Задание 2 (З) Учебник, с. 62—65, с. 137. Расскажите о значении воды для живых организмов. Расскажите о значении воды в хозяйственной жизни человека. Объясните значение слов «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток». (Река — постоянный водоём с естественным течением воды по разработанному ею руслу от истока до устья.) Назовите крупные реки европейской части России, азиатской части России и определите их местоположение на физической карте. Расскажите о реках России. Сравните реки по протяжённости и перечислите их названия в порядке увеличения длины, используя данные таблицы «Протяжённость рек России». Задание 3 (П) Учебник, с. 62—65. Верно ли, что в давние времена люди строили города только по берегам равнинных рек? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что устье — это самое узкое место русла реки? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что город Москва стоит на берегу крупнейшей реки Европы? Обоснуйте своё мнение. (Москва стоит на берегу реки Москвы, которая является притоком Оки. Ока — самый крупный правый приток реки Волги, крупнейшей в Европе.) Можно ли утверждать, что Енисей является главной рекой Сибири? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что Волга — самая длинная река России? Обоснуйте своё мнение. Сообщение учителя Алгоритм определения местоположения реки на физической карте Для того чтобы определить реку на физической карте России, надо: 1. Определить русло реки. 2. Проследить её течение на карте. 3. Определить исток и устье реки. 4. Показать реку на карте от истока до устья. Например: Река Нева несёт свои воды из Ладожского озера в Финский залив Балтийского моря. Исток Невы находится в Ладожском озере, устье Невы — в Балтийском море. Задание 4 (З) Расскажите алгоритм определения местоположения реки на физической карте, используя местонахождение главной реки вашего края. Задание 5 (П) Можно ли показать реку на карте, не определяя её исток? Обоснуйте своё мнение. Задание 6 (У) Учебник, с. 62 — 65, с взаимопроверкой. Определите на физической карте России местоположение изображённых рек и укажите их протяжённость от истока до устья. Задание 7 (У) Рабочая тетрадь, с. 36, № 1, с самопроверкой. Изобразите схему «Части реки», используя текст учебника. Задание 8 (У) Рабочая тетрадь, с. 36, № 2, с взаимооценкой. Подпишите на контурной карте крупные реки России, используя физическую карту. Задание 9 (У) Рабочая тетрадь, с. 37, № 4, с взаимооценкой. Составьте рассказ о реке вашего края, используя рисунок или фотографию, и представьте его одноклассникам. Задание 10 (У) Рабочая тетрадь, с. 37, № 5, с взаимооценкой. Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию о реке России, используя справочную литературу или информацию сети Интернет. Задание 11 (З) Учебник, с. 66—69, с. 138. Объясните значение слов «озеро», «остров» (Озеро — естественный водоём, замкнутый в берегах; остров — участок суши, окружённый со всех сторон водой.) Назовите крупнейшие озёра европейской части России и определите их местоположение на физической карте. (Каспийское море, Ладожское озеро, Онежское озеро, озеро Селигер.) Расскажите об известных вам озёрах России. Сравните озёра по глубине и перечислите их названия в порядке увеличения их глубины, используйте данные таблицы «Глубина озёр России». Расскажите о значении озёр в жизни людей. Задание 12 (П) Учебник, с. 66—69, с. 138. Верно ли, что Западная Сибирь является озёрным краем России? Обоснуйте своё мнение. (Республику Карелию называют озёрным краем: их здесь свыше 40 тысяч.) Можно ли утверждать, что Каспий является морем? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что Ладожское озеро — самое крупное озеро нашей страны? Обоснуйте своё мнение. (Самое крупное в Европе.) Можно ли утверждать, что остров Кижи находится на Ладоге? Обоснуйте своё мнение. (Остров Кижи находится на Онежском озере.) Верно ли, что самое мелкое озеро России — Онежское? Обоснуйте своё мнение. (Селигер — наибольшая глубина только 24 м. Наибольшая глубина Онежского озера — 127 м.) Задание 13 (У) Учебник, с. 66—67, с. 138, с взаимопроверкой. Определите на физической карте России местоположение каждого изображённого озера и обозначьте указкой его контур. Задание 14 (У) Рабочая тетрадь, с. 38, № 1, с взаимооценкой. Подпишите на контурной карте самые крупные озёра России, используя данные физической карты. Задание 15 (У) Рабочая тетрадь, с. 38, № 3, с взаимопроверкой. Определите озеро, на островах которого имеются соответствующие достопримечательности, и напишите его название. Задание 16 (У) Рабочая тетрадь, с. 39, № 4, с взаимооценкой. Составьте рассказ об озере вашего края, используя рисунок или фотографию, и представьте его одноклассникам. Задание 17 (У) С взаимооценкой. Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию об озере России, используя справочную литературу или информацию сети Интернет. Для успешного решения кроссворда можно предложить учащимся подготовить презентацию о разных озёрах России, которые входят в список «Удивительные озёра России». Задание 18 (З) Учебник, с. 70—73. Укажите слова, которые подсказали вам ответ этой загадки: Читаю на карте названия разные: Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное… А с виду — зелёное, серое, синее, Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.) Объясните значение слов «океан», «море». (Океан — водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками; море — часть океана, большое водное пространство с горько-солёной водой.) Назовите моря Атлантического океана, которые омывают территорию России. Расскажите о морях, которые являются частью Северного Ледовитого океана. Назовите моря, которые омывают берега нашей страны на востоке и являются частью Тихого океана. Расскажите о Белом море, о Чёрном море. Расскажите о море вашего края. Расскажите о значении моря в жизни людей. Сообщение учителя Для определения границы моря используют правило обозначения его контура, включающее указание видимой границы, разделяющей сушу и море, а также невидимой, которая является условной. Условная граница между заливом и морем, морем и океаном определяется разницей температуры водных пространств, степенью солёности воды, наличием микроорганизмов, например водорослей. Задание 19 (З) Расскажите правило определения границы водного пространства. Задание 20 (П) Учебник, с. 70—73. Верно ли, что только море имеет солёную воду? Обоснуйте своё мнение. Можно ли утверждать, что территорию России омывают моря только Северного Ледовитого океана? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что воды Чёрного моря не являются частью океана? Обоснуйте своё мнение. Задание 21 (У) Учебник, с. 70 — 72, с взаимопроверкой. Определите на физической карте России местоположение каждого изображённого моря и обозначьте его указкой. Задание 22 (У) Рабочая тетрадь, с. 40, № 1, с взаимооценкой. Подпишите на контурной карте название каждого моря России, используя данные физической карты. Задание 23 (У) Учебник, с. 72—73, Рабочая тетрадь, с. 41, № 3, с взаимооценкой. Проведите исследование особенностей Чёрного, Белого морей, используя текст учебника, и оформите результаты в таблице. Задание 24 (У) С взаимооценкой. Подготовьте и представьте одноклассникам презентацию об одном из морей России, используя справочную литературу или информацию сети Интернет. | Диагностические задания: 1. Определите слово, которое является отгадкой к каждой загадки, и напишите его: а) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик — в роднике, А широкий — в море. (Река.) б) Два братца В воду глядятся, Век не сойдутся. (Берега.) в) Речка тихо нам журчала, Чтоб нашли её начало — Тихий, слабый ручеёк Под названием … . (Исток.) г) Кругом вода, А с питьём беда. (Море.) д) Не вода и не суша — На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. (Болото.) е) Давай-ка слово назовём: Большой природный водоём, Что заперт прочно берегами. Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.) 2. Рабочая тетрадь, с. 36, № 3. Определите каждый город, который стоит на соответствующей реке, используя физическую карту России, и соедините их названия стрелочкой. 3. Рабочая тетрадь, с. 38, № 2. Определите название озера, имеющего соответетствующую характеристику, и соедините их стрелочкой. 4. Рабочая тетрадь, с. 41, № 4. Определите местоположение Соловецких островов и напишите название моря, на котором они находится.
Личностные умения: — проявлять интерес к изучению водных ресурсов России; — проявлять бережное отношение к водным богатствам страны. Познавательные умения: — раскрывать значение понятий «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре; — определять водное пространство и обосновывать своё мнение; — определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение; — определять части реки и обосновывать своё мнение; — определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение; — определять связь моря с океаном и обосновывать своё мнение; — сравнивать глубину озёр и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; — выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Предметные умения: — рассказывать о водных пространствах России и их значении в жизни людей; — рассказывать о глубине озёр страны; — определять протяжённость реки и показывать её на физической карте России; — составлять схему «Части реки»; — определять и показывать на физической карте реки, озёра, моря России; — оформлять и представлять презентацию о реках, озёрах, морях России; — оформлять и представлять фоторассказ о водоёме родного края. |