Урок окружающего мира, 1 класс: "Почему идет дождь, и дует ветер"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)
Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе "Почему идет дождь, и дует ветер", тип урока - урок усвоения новых знаний.
Планируемые предметные результаты:
Обучающиеся научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек);
получат возможность научиться: наблюдать за дождем и ветром; использовать представленную информацию для создания моделей - схем «Почему идет дождь» и «Почему дует ветер».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс: «Окружающий мир 1 класс» (2часть) Плешаков А.А: М. «Просвещение» 2017г УМК «Школа России» Тема: «Почему идет дождь и дует ветер».
Цель: Расширить и уточнить представление детей о ветре и дожде; объяснить причины их возникновения; показать значение этих явлений природы для жизни растений, животных, человека; содействовать воспитанию интереса к предмету «Окружающий мир».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); получат возможность научиться: наблюдать за дождем и ветром; использовать представленную информацию для создания модели - схемы «Почему идет дождь». «Почему дует ветер».
Личностные: Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, формировать представления о причинах успехов в учёбе и положительного отношения к изучению окружающего мира.
Метапредметные:
Познавательные: формулировать познавательную цель, создавать алгоритм деятельности; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализировать, проводить сравнение, устанавливать закономерности; строить логическую цепочку рассуждений; моделировать схемы возникновения дождя и ветра; контролировать и оценивать результаты деятельности.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; планировать, контролировать и оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; осознанное и произвольное построения высказывания.
Коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений; формулировать своё мнение, воспринимать различные точки зрения.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся. (Приём "Мы- вместе") - Здравствуйте, Я очень рада, вас видеть сегодня. Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и примемся за работу. Сядьте правильно красиво, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и скажите внутри себя, в сердце: "Учитель, мы поможем тебе, чтобы урок состоялся." - Спасибо вам за это. | Сообщают о готовности к уроку. Слушают учителя. Эмоционально и физически настраиваются на урок | Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности, принимать образец «хорошего ученика»; иметь мотивы учебной деятельности; строить своё поведение с учётом позиции других людей. |
II. Сообщение темы урока. Введение в тему (на фоне звука дождя). | Задает вопросы, комментирует ответы. Предлагает решить загадку. - Ребята, что это? Что вы сейчас слышали? Предлагает сформулировать цель урока, обобщает сказанное. - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? -Да, тема урока "Почему идет дождь?" - А что бы вы хотели узнать о дожде? - Так какие задачи мы с вами сегодня будем решать? | Анализируют услышанный звук, выдвигают гипотезы и обосновывают их. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя формулируют цели урока - Узнать причины возникновения дождя, виды дождей, значение дождя для природы. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Внимательно слушать учителя. Строить понятные для собеседника высказывания. |
III. Первичное восприятие и усвоение нового материала. (Фрагмент видео урока из цикла передач "Шишкина школа Природоведение") | Организует работу по теме урока, отвечает на вопросы учеников. Задаёт вопросы. -Сегодня вы узнаете как путешествует капля воды в природе. -Давайте побываем на уроке в лесной школе и узнаем обо всём подробнее. Видеофрагмент: - Жила-была капелька, обыкновенная капелька воды. -А где она жила? - В море. И была эта капелька большой непоседой. Вместе со своими сёстрами она только и делала, что играла в догонялки. А иногда, даже поднималась в воздух). -В воздух! Как настоящая воздушная гимнастка! -А как это у неё получалось? - Может ей кто-нибудь помогал? - Ей помогало Солнце. Как-то раз поднялось Солнце над морем, улыбнулось и затеяло игру с капельками. - А я знаю во что. Они играли в цирк. - Может быть. Этого я не знаю. Знаю только, что чем жарче припекало Солнце, тем все меньше и меньше капельки становились и вдруг одна за другой полетели вверх. Постепенно капелек наверху становилось всё больше и больше и через некоторое время они образовали настоящее облако. Когда туча стала огромной, капелькам стало трудно держаться всем вместе так высоко. И они стали прыгать вниз и пошёл дождь. и это по научному называется круговорот воды в природе. | Смотрят видеофрагмент о круговороте воды в природе, анализируют полученную информацию. | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объекта. |
IV Применение теоретических знаний Работа со схемой "Круговорот воды в природе" | Задает вопросы. Предлагает повторить услышанное с опорой на схему. -Кто запомнил как путешествует капелька воды в природе? Расскажите об этом. Комментирует ответы - Вы правы, и я прошу ..... обобщить сказанное вами и ещё раз рассказать нам о круговороте воды в природе... | Отвечают на вопрос. Работают со схемой. Рассказывает подготовленный ученик с опорой на схему: - Солнце нагревает все вокруг. Капельки воды превращаются в пар и поднимаются в небо, где снова под воздействием холодного воздуха становятся каплями и собираются в облака, а облака в тучи. Капельки дождя, из которых состоят тучи, - тяжелые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь. А затем всё снова идет по кругу. Происходит круговорот воды в природе. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме с опорой на схему. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Строить понятные для собеседника высказывания. Извлекать из сказанного главное. |
Физ. минутка (под шум дождя) | Проводит физ. минутку: - Ребята, давайте позовём дождь: Тучка, тучка прилетай, Дождик к нам ты приглашай. Дождик, дождик пуще! Будет травка гуще! Дождик, дождик, посильней Огород ты наш полей. | Выполняют упражнения | Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности, принимать образец «хорошего ученика»; иметь положительные мотивы. |
V. Дальнейшая работа Работа с учебником в парах (под шум дождя) Работа со словарём Лит. монтаж Работа с учебником (продолжение) | Организует работу с учебником и в парах. Оценивает выполнение каждой операции. Задаёт вопросы. - А вот и дождик пошёл... - Давайте откроем учебник на стр. 36 и найдём картинку. Рассмотрите её в парах и скажите, на что вы обратили внимание? - Прочитайте первое задание и найдите название дождей. - Какое бы название вы дали первому дождю и почему? Обратимся к словарю: - Какое бы название вы дали второму дождю и почему? Вновь обратимся к словарю: - Какое бы название вы дали третьему дождю и почему? - Что же об этом дожде говорит толковый словарь Ожегова? - Да, дождь бывает разный. Послушаем стихи, про дождь, которые нам приготовили ребята. Организует работу с учебником Оценивает выполнение каждой операции. Задаёт вопросы. - Ребята, а кому и зачем нужен дождь? - Найдите картинку на стр. 37. - Какой вопрос вы можете задать по этой картинке? Проговаривает и объясняет домашнее задание. - Ребята, по этой картинке по желанию можете составить сказку, а мы её на следующем уроке послушаем. Организует работу с учебником Задаёт вопросы. - Прочитайте на стр. 37 предложение, в котором говорится о причинах возникновения дождя. | Открывают учебник, рассматривают картинку, анализируют её содержание. Работают в парах. Находят необходимую для ответа информацию - Нарисован разный дождь. Читают задание, выбирают предложения с названием дождей. Отвечают на вопрос, обосновывают свой ответ: (ливень) (Ливень- Сильный проливной дождь.) Отвечают на вопрос, обосновывают свой ответ: (ситничек) (Ситничек - мельчайший дождь, словно из сита.) Отвечают на вопрос, обосновывают свой ответ: (косохлёст) (Косохлёст - косой дождь, который хлещет в окна, в двери, под навесы) Читают и слушают стихи: Разные дожди бывают: Тем, что землю омывают, Рады все, природа рада, Такой дождь для всех - награда А бывает дождь «слепой»: Солнца круг над головой, Небо чисто, тучек нет… «Слепой» дождик шлёт привет. Дожди бывают разные: Из тучи грозовой, Колючие, ненастные Осеннею порой. Со снегом дождь и с градом, Бывает дождь грибной - Ему всегда мы рады, А есть дождь - золотой. Дожди бывают разные порой, То моросящие до боли. То долгожданные весной, То с громом по неволе. Бывают счастьем и грозой, То с радугой блестящей. Бывают осенью с мечтой, Бывают просто в настоящем. Открывают учебник, рассматривают картинку, анализируют её содержание. Дают ответ. Задают вопрос. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Выбирают нужное предложение, читают его и контролируют правильность прочтения. -Дождь идёт потому, что тяжёлые капельки воды, из которых состоят тучи, падают на землю. | Сотрудничество с одноклассниками. Работа в парах. Слушать собеседника. Осуществлять анализ с целью нахождения Сравнивать с образцом. Ориентироваться в учебнике. Осуществлять самоконтроль Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности, принимать образец «хорошего ученика». Испытывать этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость. Точно выражать свои мысли. Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи. Контролировать и корректировать свою работу. |
Физ. минутка (под шум ветра) | Проводит физ. минутку: - Ребята, давайте отдохнём: Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок всё тише-тише Деревцо всё выше-выше | Выполняют упражнения | Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности, принимать образец «хорошего ученика»; иметь положительные мотивы. |
VI. Сообщение второй темы урока. Введение в тему (на фоне звука ветра). | Задает вопросы, комментирует ответы. Предлагает решить загадку. - Ребята, отгадайте загадку: Он гуляет на просторе И волнует сине море, Он быстрее всех на свете! Озорник веселый... - А что такое ветер? Предлагает сформулировать тему и цель урока, обобщает сказанное. - Как вы думаете, какой будет следующая тема нашего урока? -Да, тема урока "Почему дует ветер?" - А что бы вы хотели узнать о ветре? - Так какие задачи мы с вами сегодня будем решать? | Анализируют загадку, выдвигают гипотезы. Дают ответ: (ветер) С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя формулируют цели урока: - Узнать причины возникновения ветра, значение ветра для природы. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Внимательно слушать учителя. Строить понятные для собеседника высказывания. |
VII Оперирование знаниями и способами деятельности в нестандартных ситуациях. Практическая работа. (на фоне песни "Ветер-ветерок") | Организует практическую работу. Оценивает выполнение каждой операции. Комментирует и задаёт вопросы. - Ребята, а хотелось бы вам увидеть ветер? Для этого нам понадобиться ножницы и бумага. - Разрезаем лист на полоски. Возьмём его в руки, поставим перед собой и подуем на лист. Подуем тихо, сильнее, сильно. - Что вы заметили? - Мы увидели ветер? Как мы это сделали? | Выполняют практическую работу. Отвечают на вопросы. Анализируют опыт создания ветра, комментируют свои действия. | Решение проблемы творческого и поискового характера. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Внимательно слушать учителя. Строить понятные для собеседника высказывания. Моделировать объект. |
VIII Первичное восприятие и усвоение нового материала. Беседа | Организует объяснение по теме урока, отвечает на вопросы учеников. Задаёт вопросы. - А хотите узнать как в природе появляется ветер? -Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот так и возникает ветер. | Слушают рассказ о возникновения ветра в природе, анализируют полученную информацию. | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объекта. |
IX Применение теоретических знаний. Работа с учебником Работа в парах | Организует работу с учебником Оценивает выполнение. Задаёт вопросы -Давайте найдём на стр. 37 предложение о том почему дует ветер Комментирует ответы Организует работу в парах. Оценивает выполнение работы. Задаёт вопросы. - Выполним задание №3 на стр.36 Работаем в парах. - Ответим на вопрос: "Какой ветер?" - А какой ещё бывает ветер из предложенных слов? - А ещё какой может быть? - Каким он не будет никогда? -Для чего же нужен ветер? - А может ли ветер навредить человеку?... | Находят ответ в учебнике. Читают предложение. - Ветер дует потому, что при нагревании земли солнечными лучами тёплый воздух устремляется вверх, а холодный устремляется на его место. Отвечают на вопросы. Работают в парах по заданию. Рассматривают картинку, анализируют её содержание. Работают в парах. Находят необходимую для ответа информацию. - Сильный, холодный, порывистый, сырой. Отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ: -Горячий, слабый. -Теплый, хороший. -Зелёным, сладким, широким, пёстрым. - Носит тучи, крутит мельницу, электричество, на море корабли несёт, семена разносит... Отвечают и обосновывают свой ответ. | Поиск и выделение необходимой информации в учебнике. Ориентироваться в учебнике. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Строить понятные для собеседника высказывания. Извлекать из сказанного главное. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета |
X Рефлексия. Работа в группах (по построению моделей) | Организация обобщения знаний по теме урока самими учащимися. - Ребята, давайте расскажем Мудрой Черепахе:" Что нового мы узнали сегодня на уроке?" - А сейчас Мудрая черепаха посмотрит, чему мы научились сегодня. -У вас на партах лежат карточки с цифрами. Подойдите ко мне те, у кого на карточке цифра 1. Прочитайте инструкцию и составьте схему "Круговорот воды в природе" (Коллаж) -Подойдите ко мне те, у кого на карточке цифра 2 Прочитайте инструкцию и составьте схему движения воздуха (Коллаж) -3 группа сидит на месте и выполняет задание №1 в ТПО вместе со мной. Организует практическую работу в группах. Организует самооценку выполненной работы в группе и оценку работы группы одноклассниками. Комментирует и задаёт вопросы. | Отвечают на вопрос. Рассказывают о причинах возникновения дождя и ветра, о видах дождя. Работают в группах по заданию, обсуждают задание, анализируют, выбирают необходимые элементы, планируют свои действия по построению схемы-коллажа на заданную тему, готовят речевое высказывание по теме, назначают учащегося который будет отвечать за группу. Третья группа выполняет задания в ТПО Первая группа представляет результат своей работы и защищает её. Дети анализируют выполнение коллажа, оценивают его и ответ группы, если необходимо делают исправления. Вторая группа представляет результат своей работы и защищает её. Дети анализируют выполнение коллажа, оценивают его и ответ группы, если необходимо делают исправления. Оценивают с помощью смайликов. | Осуществлять анализ, синтез, моделируют объект в знаково-символической форме. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение.
Осуществлять контроль по результату Согласовывать усилия по решению учебной задачи.
Договариваться и приходить к общему мнению при работе в группе. Учитывать мнение одноклассников. |
XI. Итог урока. | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам (на доске два коллажа): -Ребята, одновременно может быть ветер и дождь, а 2 солнца может быть на небе? - Оставим одно солнышко (убирает с коллажа одно солнце).... -Так что помогает образованию дождя и ветра? -Кому ещё улыбнётся наш смайлик? - Кто из нас хорошо работал? - Кто узнал на уроке что-то новое? - Что именно вы узнали? - А как вам было сегодня на уроке? - Солнце, дождь и ветер помогают человеку, так давайте и мы с вами помогать и беречь нашу природу! - Спасибо за урок!!! Вы сегодня молодцы и вам сегодня улыбнулось наше солнышко - смайлик! | Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы: (солнце) Оценивают работу друг друга. Проговаривают цель урока, определяют достигнутый результат. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности. Формировать представления о причинах успехов в учёбе и положительного отношения к изучению окружающего мира. Контролировать и оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Строить речевые высказывания. Испытывать этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. 3 класс. "Почему идет дождь и дует ветер?"
Урок по развитию речи в 3 классе....
УРОК. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ТЕМА: ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ И ДУЕТ ВЕТЕР?
ТИП УРОКА: УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.формирование представления о таких природных явлениях как ветер и дождьразвитие познавательных способностей учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой де...
Конспект урока по окружающему миру .Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?
од урока1.Орг. момент.Заливистый школьный звонокПозвал нас на урокБудьте внимательны,А ещё старательны....
Конспект урока окружающего мира " Почему идет дождь и дует ветер"
Задачи:Образовательные:- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.Развивающие:- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;- разви...
Технологическая карта урока окружающего мира "Погода. Почему идет дождь и дует ветер?" (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель деятельности учителя: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных.Задачи урока:Д...