Урок окружающего мира, 1 класс: "Почему идет дождь, и дует ветер"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс)

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе "Почему идет дождь, и дует ветер", тип урока - урок усвоения новых знаний.

Планируемые предметные результаты:

Обучающиеся научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек);

получат возможность научиться: наблюдать за дождем и ветром; использовать представленную информацию для создания моделей - схем «Почему идет дождь» и «Почему дует ветер».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: «Окружающий мир 1 класс» (2часть) Плешаков А.А: М. «Просвещение» 2017г УМК «Школа России»                                          Тема: «Почему идет дождь и дует ветер».

Цель:  Расширить и уточнить представление детей о ветре и дожде; объяснить причины их возникновения; показать значение этих явлений природы для жизни растений, животных, человека;  содействовать воспитанию интереса к предмету «Окружающий мир».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: научатся: объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлест, ситничек); получат возможность научиться: наблюдать за дождем и ветром; использовать представленную информацию для создания модели - схемы «Почему идет дождь». «Почему дует ветер».

  Личностные: Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»; иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, формировать представления о причинах успехов в учёбе и положительного отношения к изучению окружающего мира.

Метапредметные: 

Познавательные: формулировать познавательную цель,  создавать алгоритм деятельности; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализировать, проводить сравнение, устанавливать закономерности; строить логическую цепочку рассуждений; моделировать схемы возникновения дождя и ветра; контролировать и оценивать результаты деятельности.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; планировать, контролировать и оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы  под руководством учителя; осознанное и произвольное построения высказывания.

Коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений; формулировать своё мнение,  воспринимать различные точки зрения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

(Приём "Мы- вместе")

- Здравствуйте, Я очень рада, вас видеть сегодня. Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и примемся за работу.

Сядьте правильно красиво, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и скажите внутри себя, в сердце: "Учитель, мы поможем тебе, чтобы урок состоялся."

-  Спасибо вам за это.

Сообщают о готовности к уроку.

Слушают учителя.

Эмоционально и физически настраиваются на урок

Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности, принимать образец «хорошего ученика»; иметь мотивы учебной деятельности; строить своё поведение с учётом позиции других людей. 

II. Сообщение темы урока.

Введение  в тему (на фоне звука дождя).

Задает вопросы, комментирует ответы. Предлагает решить загадку.

- Ребята, что это? Что вы сейчас слышали?

Предлагает сформулировать цель урока, обобщает сказанное.

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

-Да, тема урока "Почему идет дождь?"

- А что бы вы хотели узнать о дожде?

- Так какие задачи мы с вами сегодня будем решать?

Анализируют услышанный звук, выдвигают гипотезы и обосновывают их.  

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя формулируют цели  урока

- Узнать причины возникновения дождя, виды дождей, значение дождя для природы.

 Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.  Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Внимательно слушать учителя.

 Строить понятные для собеседника высказывания.

III. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

(Фрагмент видео урока из цикла передач "Шишкина школа Природоведение")

Организует работу по теме урока,

отвечает на вопросы учеников. Задаёт вопросы.

-Сегодня вы узнаете как путешествует капля воды в природе.

-Давайте побываем на уроке в лесной школе и узнаем обо всём подробнее.  

 Видеофрагмент:

- Жила-была капелька, обыкновенная капелька воды.

-А где она жила?

- В море. И была эта капелька большой непоседой. Вместе со своими сёстрами она только и делала, что играла в догонялки. А иногда, даже поднималась в воздух).

-В воздух! Как настоящая воздушная гимнастка!

-А как это у неё получалось?

- Может ей кто-нибудь помогал?

- Ей помогало Солнце. Как-то раз поднялось Солнце над морем, улыбнулось и затеяло игру с капельками.

- А я знаю во что. Они играли в цирк.

- Может быть. Этого я не знаю. Знаю только, что чем жарче припекало Солнце, тем все меньше и меньше капельки становились и вдруг одна за другой полетели вверх. Постепенно капелек наверху становилось всё больше и больше и через некоторое время они образовали настоящее облако. Когда туча стала огромной, капелькам стало трудно держаться всем вместе так высоко. И они стали прыгать вниз и пошёл дождь. и это по научному называется круговорот воды в природе.

Смотрят видеофрагмент о круговороте воды в природе, анализируют полученную информацию.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объекта.

IV Применение теоретических знаний

Работа со схемой "Круговорот воды в природе"

Задает вопросы. Предлагает повторить услышанное с опорой на схему.

-Кто запомнил как путешествует капелька воды в природе? Расскажите об этом.

Комментирует ответы

- Вы правы, и я прошу ..... обобщить сказанное вами и ещё раз рассказать нам  о круговороте воды в природе... 

Отвечают на вопрос.

Работают со схемой.

Рассказывает подготовленный ученик с опорой на схему:

- Солнце нагревает все вокруг. Капельки воды превращаются в пар и поднимаются в небо, где снова под воздействием холодного воздуха становятся каплями и собираются в облака, а облака в тучи.  Капельки дождя, из которых состоят тучи, - тяжелые.  Они не могут долго держаться  в небе и падают на землю.  Вот и получается дождь. А затем всё снова идет по кругу. Происходит круговорот воды в природе.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме с опорой на схему.

 Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Строить понятные для собеседника высказывания. Извлекать из сказанного главное.

Физ. минутка

(под шум дождя)

Проводит физ. минутку:

- Ребята, давайте позовём дождь:

Тучка, тучка прилетай,

Дождик к нам ты приглашай.

Дождик, дождик пуще!

Будет травка гуще!

Дождик, дождик,  посильней

Огород ты наш полей.

Выполняют упражнения

Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности, принимать образец «хорошего ученика»; иметь положительные мотивы.

V. Дальнейшая работа
по приобретению новых знаний

Работа с учебником в парах (под шум дождя)

Работа со словарём

Лит. монтаж

Работа с учебником (продолжение)

Организует работу с учебником  и в парах. Оценивает выполнение каждой операции. Задаёт вопросы.

- А вот и дождик пошёл...

- Давайте откроем учебник на стр. 36 и найдём картинку. Рассмотрите её в парах и скажите, на что вы обратили внимание?

- Прочитайте первое задание и найдите название дождей.

- Какое бы название вы дали первому дождю и почему?

Обратимся к словарю:

- Какое бы название вы дали второму дождю и почему?

Вновь обратимся к словарю:

- Какое бы название вы дали третьему дождю и почему?

- Что же об этом дожде говорит толковый словарь Ожегова?

- Да, дождь бывает разный. Послушаем стихи, про дождь, которые нам приготовили ребята.

Организует работу с учебником Оценивает выполнение каждой операции. Задаёт вопросы.

- Ребята, а кому и зачем нужен дождь?

- Найдите картинку на стр. 37.

 - Какой вопрос вы можете задать по этой картинке?

Проговаривает и объясняет домашнее задание.

- Ребята,  по этой картинке по желанию можете составить сказку, а мы её на следующем уроке послушаем.

Организует работу с учебником Задаёт вопросы.

- Прочитайте на стр. 37 предложение, в котором говорится о причинах возникновения дождя.

Открывают учебник, рассматривают картинку, анализируют её содержание. Работают в парах.

Находят необходимую для ответа информацию

- Нарисован разный дождь. 

Читают задание, выбирают предложения с названием дождей.

Отвечают на вопрос, обосновывают свой ответ: (ливень)

(Ливень- Сильный проливной дождь.)

Отвечают на вопрос, обосновывают свой ответ: (ситничек)

(Ситничек - мельчайший дождь, словно из сита.)

Отвечают на вопрос, обосновывают свой ответ: (косохлёст)

(Косохлёст - косой дождь, который хлещет в окна, в двери, под навесы)

Читают и слушают стихи:

Разные дожди бывают:

 Тем, что землю омывают,

 Рады все, природа рада,

 Такой дождь для всех - награда

  А бывает дождь «слепой»:

 Солнца круг над головой,

 Небо чисто, тучек нет…

 «Слепой» дождик шлёт привет.

Дожди бывают разные:

 Из тучи грозовой,

 Колючие, ненастные

 Осеннею порой.

 Со снегом дождь и с градом,

 Бывает дождь грибной -

 Ему всегда мы рады,

 А есть дождь  - золотой.

Дожди бывают разные порой,

 То моросящие до боли.

 То долгожданные весной,

 То с громом по неволе.

 Бывают счастьем и грозой,

 То с радугой блестящей.

 Бывают осенью с мечтой,

Бывают просто в настоящем.

Открывают учебник, рассматривают картинку, анализируют её содержание. Дают ответ. Задают вопрос.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Выбирают нужное предложение, читают его и контролируют правильность прочтения.

-Дождь идёт потому, что тяжёлые капельки воды, из которых состоят тучи, падают на землю.

Сотрудничество с одноклассниками. Работа в парах.

Слушать собеседника.

Осуществлять анализ с целью

нахождения
соответствия, заданному заданию.

Сравнивать с образцом. Ориентироваться в учебнике.

 Осуществлять самоконтроль

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности, принимать образец «хорошего ученика».

Испытывать этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость.

Точно выражать свои мысли.

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи.

Контролировать и корректировать свою работу.

Физ. минутка

(под шум ветра)

Проводит физ. минутку:

- Ребята, давайте отдохнём:

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише-тише

Деревцо всё выше-выше

Выполняют упражнения

Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности, принимать образец «хорошего ученика»; иметь положительные мотивы.

VI. Сообщение второй темы урока.

Введение  в тему (на фоне звука ветра).

Задает вопросы, комментирует ответы.

Предлагает решить загадку.

- Ребята, отгадайте загадку:

Он гуляет на просторе

 И волнует сине море,

 Он быстрее всех на свете!

 Озорник веселый...

 - А что такое ветер?

Предлагает сформулировать тему и цель урока, обобщает сказанное.

- Как вы думаете, какой будет следующая тема нашего урока?

-Да, тема урока "Почему дует ветер?"

- А что бы вы хотели узнать о ветре?

- Так какие задачи мы с вами сегодня будем решать?

Анализируют загадку, выдвигают гипотезы.  

Дают ответ: (ветер)

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя формулируют цели  урока:

- Узнать причины возникновения ветра, значение ветра для природы.

 Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.  Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Внимательно слушать учителя.

 Строить понятные для собеседника высказывания.

VII Оперирование знаниями и способами деятельности в нестандартных ситуациях.

Практическая работа. (на фоне песни "Ветер-ветерок")

Организует практическую работу. Оценивает выполнение каждой операции. Комментирует и задаёт вопросы.

- Ребята, а хотелось бы вам увидеть ветер? Для этого нам понадобиться ножницы и бумага.

- Разрезаем лист на полоски. Возьмём его в руки, поставим перед собой и подуем на лист. Подуем тихо, сильнее, сильно.

- Что вы заметили?

- Мы увидели ветер? Как мы это сделали?

Выполняют практическую работу.

Отвечают на вопросы. Анализируют опыт создания ветра, комментируют свои действия.

Решение проблемы творческого и поискового характера.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Внимательно слушать учителя.

 Строить понятные для собеседника высказывания.

Моделировать объект.

VIII Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Беседа

Организует объяснение по теме урока,

отвечает на вопросы учеников. Задаёт вопросы.

- А хотите узнать как в природе появляется ветер?

-Ветер - это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот так  и возникает ветер.  

Слушают рассказ о возникновения ветра в природе, анализируют полученную информацию.

Поиск и выделение необходимой информации.

Анализ объекта.

IX Применение теоретических знаний.

Работа с учебником

Работа в парах

Организует работу с учебником Оценивает выполнение. Задаёт вопросы 

-Давайте найдём на стр. 37 предложение о том почему дует ветер 

Комментирует ответы

Организует работу в парах. Оценивает выполнение работы. Задаёт вопросы.

- Выполним задание №3 на стр.36 Работаем в парах.

 - Ответим на вопрос: "Какой ветер?"

- А какой ещё бывает ветер из предложенных слов?

 -  А ещё какой может быть?  

  - Каким он не будет никогда?

-Для чего же нужен ветер?

- А может ли ветер навредить человеку?...

Находят ответ в учебнике.

Читают предложение.

- Ветер дует потому, что при нагревании земли солнечными лучами тёплый воздух устремляется вверх, а холодный устремляется на его место.

Отвечают на вопросы.

Работают в парах по заданию. Рассматривают картинку, анализируют её содержание. Работают в парах.

Находят необходимую для ответа информацию.

- Сильный, холодный, порывистый, сырой. 

Отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ:

-Горячий, слабый.

-Теплый, хороший.

-Зелёным, сладким, широким, пёстрым.

- Носит тучи, крутит мельницу, электричество, на море корабли несёт, семена разносит...

Отвечают и обосновывают свой ответ.

Поиск и выделение необходимой информации в учебнике. Ориентироваться в учебнике.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Строить понятные для собеседника высказывания.

Извлекать из сказанного главное.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

X Рефлексия.

Работа в группах (по построению моделей)

Организация обобщения знаний по теме урока самими учащимися.

- Ребята,  давайте расскажем Мудрой Черепахе:" Что нового мы узнали сегодня на уроке?"

- А сейчас Мудрая черепаха посмотрит, чему мы научились сегодня.

-У вас на партах лежат карточки с цифрами. Подойдите ко мне те, у кого на карточке цифра 1.

 Прочитайте инструкцию и составьте схему "Круговорот воды в природе" (Коллаж)

-Подойдите ко мне те, у кого на карточке цифра 2  Прочитайте инструкцию и составьте схему движения воздуха  (Коллаж)

-3 группа сидит на месте и выполняет задание №1 в ТПО вместе со мной.

Организует практическую работу в группах. Организует самооценку выполненной работы в группе и оценку работы группы одноклассниками. Комментирует и задаёт вопросы.

Отвечают на вопрос. Рассказывают о причинах возникновения дождя и ветра, о видах дождя.

Работают в группах по заданию, обсуждают задание, анализируют, выбирают необходимые элементы, планируют свои действия по построению схемы-коллажа на заданную тему, готовят речевое высказывание по теме, назначают учащегося который будет отвечать за группу.

Третья группа выполняет задания в ТПО

Первая группа представляет результат своей работы и защищает её.

Дети анализируют выполнение коллажа, оценивают его и ответ группы, если необходимо делают исправления.

Вторая группа представляет результат своей работы и защищает её.

Дети анализируют выполнение коллажа, оценивают его и ответ группы, если необходимо делают исправления.

Оценивают с помощью смайликов.

Осуществлять анализ, синтез, моделируют объект в знаково-символической форме.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме, обосновывать свое мнение.

 

Осуществлять контроль

по результату

Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

 

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в группе.

Учитывать мнение одноклассников.

XI. Итог урока.

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам (на доске два коллажа):

-Ребята,  одновременно может быть ветер и дождь, а 2 солнца может быть на небе?

- Оставим одно солнышко (убирает с коллажа одно солнце)....

-Так что помогает образованию дождя и ветра?

-Кому ещё улыбнётся наш смайлик?

- Кто из нас хорошо работал?

- Кто узнал на уроке что-то новое?

- Что именно вы узнали?

- А как вам было сегодня на уроке?

- Солнце, дождь и ветер помогают человеку, так давайте и мы с вами помогать и беречь нашу природу!

- Спасибо за урок!!!    Вы сегодня молодцы и вам сегодня улыбнулось наше солнышко - смайлик!

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы: (солнце)

Оценивают работу друг друга.

Проговаривают цель урока, определяют достигнутый результат.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Формировать представления о причинах успехов в учёбе и положительного отношения к изучению окружающего мира.

Контролировать и оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Строить речевые высказывания.

Испытывать этические чувства, эмоционально-нравственную отзывчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ТЕМА: ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ И ДУЕТ ВЕТЕР?

ТИП УРОКА: УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.формирование представления о таких природных явлениях как ветер и дождьразвитие познавательных способностей учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой де...

Конспект урока по окружающему миру .Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

од урока1.Орг. момент.Заливистый школьный звонокПозвал нас на урокБудьте внимательны,А ещё старательны....

Конспект урока окружающего мира " Почему идет дождь и дует ветер"

Задачи:Образовательные:- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.Развивающие:- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;- разви...

Технологическая карта урока окружающего мира "Погода. Почему идет дождь и дует ветер?" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о природных явлениях – дожде и ветре, причинах их возникновения, значении этих явлений для человека, растений и животных.Задачи урока:Д...