Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и его обитатели" (УМК "ПНШ", 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель урока: формирование представлений о природном сообществе - лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.
Задачи урока
Дидактические:
- изучить лес и его обитателей;
- формировать представления о лесе как о природном сообществе;
Развивающие:
- развивать умение находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения, животных;
- развивать устную речь;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям;
- воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_16.02.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 16.02.21 Школа: МАОУ МЛ №148 Класс: 3 «з» Урок: 4 Время: 10:40 - 11:20 Кабинет: 223 | Студент: Орлова Анна Группа: 36 Учитель: Боярина Ирина Михайловна Методист: Горячева Светлана Леонидовна |
Тема урока: «Лес и его обитатели»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений о природном сообществе - лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.
Задачи урока
Дидактические:
- изучить лес и его обитателей;
- формировать представления о лесе как о природном сообществе;
Развивающие:
- развивать умение находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения, животных;
- развивать устную речь;
- закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям;
- воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
- воспитывать уважение к мнению других учащихся.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» (УМК ПНШ), 3 класс, 2 часть, авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, рабочая тетрадь 2 часть, компьютер, проектор, презентация., раздаточный материал.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа Ф | Проверяет готовность обучающихся к уроку . Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. Налаживание контакта с классом. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Андреевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь! | Показывают свою готовность. Ответное приветствие. | Предметные: Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация. |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: опрос, беседа. Ф | Проверка домашнего задания - Что вам было задано на дом? Загадка -Для того чтобы определить тему урока, вам нужно отгадать загадку. «Это царство не простое, А дремучее, густое. В нём такие чудеса: Рыжехвостая лисв, Волк с серьезными глазами, Лось с роскошными рогами, Кошка-рысь - охотник ловкий, Белка в собственной кладовке, Бурый мишка и кабан- Темной щеточкой кафтан. | Рассказывают домашнее задание Отгадывают загадку - Лес | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация. |
-Все верно. Природа создала для нас великолепную страну - лес. Лес встречает нас морем звуков и запахов, сотнями загадок и тайн. Нужно уметь ходить по лесу, чтобы не только замечать красоту вокруг, но и проникать в его тайны. Все растения и животные в лесу, а их много, благополучно уживаются, не мешая друг другу. | ||||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа. Наглядный: презентация Ф | Подведение к формулировке темы и целей. - Сформулируйте тему нашего урока? - Какую поставим цель мы поставим на сегодняшний урок? -Составьте план нашего сегодняшнего урока. План 1.Царство деревьев 2.Ярусы Леса 3.«Этажи» леса 4.Цепи питания 5.Природные сообщества. | Формулируют тему и цель урока. -Лес и его обитатели. - Узнать, что такое лес и его обитателей. Читают план | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация. |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа. Наглядный: презентация Ф,И | - Что такое лес? - Посмотрите на слайд и прочитайте, что же такое лес. - Какие леса вы знаете? - Чтобы побольше узнать о лесе, давайте посмотрим небольшой фрагмент видео. Задаю вопросы по видео -Какой лес бывает? - В чем их особенности? - Какие леса же есть в нашем крае? - Интересные предположения, теперь посмотрите на слайд. Что это? - Карта одного цвета? | Отвечают на поставленные вопросы. Предположения детей. - Лес – это обширная территория, покрытая кустарниками и деревьями. Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км². -Не знаем. Смотрят видео Отвечают на вопросы по видео -Тайга, смешанный лес и широко лиственный лес. Рассказывают Предположения детей -Карта Челябинской области. -Нет. | Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Учебная презентация, учебник |
- Верно. Наша Челябинская область делится на три природные зоны — горно-лесную, лесостепную и степную. Большую часть лесной зоны заполняют елово-пихтовые и хвойные леса. Основная растительность лесостепной зоны — сосновые, сосново-лиственничные и сосново-березовые леса. Степная зона характеризуется немалым разнообразием растительности. На севере и юге зоны расположены разнотравные степи. - Лес нередко называют «царством деревьев». Почему? Что сказано в учебнике? Прочитайте на стр. 43-44 . Даю вам минуту. Работаем по руке. - Ребята, как вы думаете, как деревьям удается жить рядом и не мешать друг другу? - К нам в гости пришёл мальчик. А кто это? - Прочитайте в учебнике на с. 44 полушепотом. - Что заметил Костя Погодин? - Что об этом сказано в учебнике? - А что такое ярус? На что он похож? - Все растения, образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами. - Замечательно, рассмотрите рисунок на с. 44, что вы можете сказать? Что помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу? - Растения растут в несколько ярусов, только считают эти ярусы сверху вниз. - Первый ярус занимают кроны самых светолюбивых деревьев. Это дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель. Второй ярус – низкорослые деревья. Это Рябина, черёмуха, ива. Они растут под пологом высоких. | Читают учебник и высказывают свои предположения - Костя Погодин. - Он заметил, что в лесу растения разной высоты растут в несколько ярусов. - Деревья, действительно располагаются в лесу ярусами. - На лестницу.
- Ярусность. - Деревья. - Кустарники. - Дерево имеет один единственный ствол, который растет от одного корня. Кустарник имеет несколько стволов, которые растут от одного или нескольких корней. - На третьем ярусе расположена трава. - Мхи и лишайники. | |||||
Третий ярус кустарников. К ним можно отнести малину, калину, шиповник. На четвертом ярусе растут кустарники черники, брусники и травы, таких как ландыш, кислица Лесные травы более теневыносливые, чем, например, луговые. На пятом ярусе растут растения, которым для роста и развития не нужно много света, – это мох и лишайник. - Как вы думаете, корни растений тоже расположены ярусами? Прочитайте на стр. 45. - Как люди в большом доме живут, так и животные в лесу проживают на разных “этажах” и квартирах, в зависимости от того, чем они питаются и где находят себе укрытия. -На столах у вас лежат карточки. Вам нужно выполнить задания. Я даю вам 5 минут на выполнение задания. Какие животные проживают на каждом этаже? 1.Верхние этажи занимают : 1. 2. 3. Примеры: 2. Кроны второго яруса и кустарников занимают: 1. 2. Примеры: 3. Листьями деревьев и кустарников питаются: 1. Примеры: 4. В траве : 5. В лесной подстилке обитают: 6. В почве живут: | - Да. Глубже всех находятся корни самых высоких деревьев. Выше находятся корни кустарников, и ближе к поверхности находятся корни травянистых растений. Работают в индивидуально | |||||
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | И | Показывает видеоролик и движения | Смотрят видеоролик и повторяют движения | Учебная презентация | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный метод: беседа Наглядный метод: презентация П,И | Проверка задания. - Ваше время вышло. Давайте проверять. Рассказываю про пищевые цепи. - Животные и растения связаны между собой в цепи питания. Безусловно, пищевые связи-главные связи в сообществе растений и животных. Цепи питания - это цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего. На первом месте стоит растение, на втором месте травоядное животное, и на третьем месте стоит хищное животное. Например, листья ест заяц, зайца ест лиса, а лису ест сова. Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других. Именно поэтому ученые называют лес природным сообществом. Даю вам 3 минуты. - Давайте составим пищевые цепи. Сова - дуб - мышь ; лось - трава - волк; - Теперь вам нужно самим составить цепи питания. Работаете в парах. Карточка 1. волк-морковь-кролик 2. лиса-орех-белка 3. ястреб-гусеница-трава-ящерица 4. одуванчик-змея-хищная птица-мышь. Проверка задания -Время вышло. | Рассказывают задание. - Дуб-мышь-сова; трава -лось-волк. Составляют цепи питания в парах. 1. морковь-кролик-волк 2. орех-белка-лиса 3. трава-гусеница-ящерица-ястреб 4. одуванчик-мышь-змея-хищная птица | Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная работа И | Самостоятельная работа - Сейчас вам нужно решить тест. У вас 5 минут.
1.В нижнем ярусе растут: а) светолюбивые деревья (дуб, дуб, клён); б) кустарники (малина, калина); с) растения, которым не надо много света (мхи, лишайники). 2. Ниже всех расположены корни: а) кустарников; б) травянистых растений; с) высоких деревьев. 3. В траве живут: а) змеи; б) грызуны; с) кроты. 4. Смешанный лес -это… а) леса в Северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лиственница. б) лес, в котором растут как лиственные, так и хвойные деревья. с) это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели. 5. Составьте пищевую цепь: Белка - шишки - Куница;
1.Самый верхний ярус образуют: а) светолюбивые деревья (дуб, дуб, клён); б) кустарники (малина, калина); с) растения, которым не надо много света (мхи, лишайники). 2.Листьями и стеблями деревьев и кустарников, травой питаются : а) лось; б) черви; с) филин. | Работают самостоятельно. Выполняют тестовые задания. 1 вариант 1.с 2.с 3.б 4.б 5. шишки-белка-куница 2 вариант 1.а 2.а 3. с 4.а 5. трава-мышь-змея-орёл | Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация. Карточки |
3. В почве живут: а) змеи; б) ящерицы; с) кроты. 4. Тайга-это… а) леса в Северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лиственница. б) лес, в котором растут как лиственные, так и хвойные деревья. с) это лес, в котором преобладают лиственные деревья, встречаются сосны, ели. 5. Составьте пищевую цепь: Змея - орёл- трава - мышь; Проверка самостоятельной работы -Время вышло. Обменяйтесь листочками со своим соседом по парте и проверьте друг друга . Подсчитайте сколько неправильных ответов и поставьте оценку. Критерии: 0 ош. -«5» 1 ош. – «4» 2 ош. – «3» 3 ош. – «2» | Взаимопроверка | |||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Ф | Домашнее задание Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Учебник стр. 43-49 читать, ответить на вопросы. Вопросы на повторение - Какая тема сегодняшнего урока? - Какую цель мы ставили? - Достигли мы поставленной цели? - Что такое лес? - Каким он бывает? -Что такое пищевые цепи? | Записывают домашнее задание. Ответы детей на вопросы учителя. -Лес и его обитатели. -Узнать, что такое лес и его обитателей. -Достигли. - Лес – это обширная территория, покрытая кустарниками и деревьями. - Тайга, смешанный лес и лиственный лес. - Цепи питания - это цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего. | Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа Ф,И | Проведение рефлексии - Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - У кого возникли трудности? Какие трудности возникли? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились! | Выполняют самооценку своей деятельности на уроке. | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Наша страна - Россия". 1 класс УМК "Начальная школа XXI века".
Урок составлен по ФГОС в виде технологической карты. Тема урока: "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа XXI века"....
Технологическая карта урока окружающего мира "Природные зоны России" 4 класс УМК ПНШ
Технологическая карта "Природные зоны России"...
Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".
Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...
Технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспектива" 1 класс. Автор: Плешаков А.А. Тема урока Как ухаживать за комнатными растениями
Данный урок предназначен для 1 класса по программе "Перспектива". На уроке дети знакомятся с темой " Как ухаживать за комнатными растениями". В урок входит работа с электронным приложением, а так же п...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс...
Технологическая карта урока окружающий мир "Над нашей квартирой" 2 класс, УМК "Школа России"
Класс: 2 «а»Тема урока: «Над нашей квартирой» Э. УспенскогоЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотв...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...