Технологическая карта по окружающему миру , умк "Перспектива", 1 кл, "Про хлеб, кашу, чай и кофе"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Елена Владимировна Родионова

Технологическая  карта  урока по окружающему миру разработана в соответствии ФГОС. Урок содержит дополнительную образовательную информацию для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_hleb_i_kashu_pro_chay_i_kofe.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Родионова Елена Владимировна,  МБОУ лицей , г. Узловая Тульской области, учитель начальных классов.

Предмет: окружающий мир, умк « Перспектива»

Целевая аудитория: 1 класс

Тема: « Про хлеб и кашу, про чай и кофе»

Цель:  рассказать, откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе, усвоить, из чего делают хлеб, каши, научиться различать виды круп.

Задачи урока:

  1. Сформировать знания  о производстве хлеба.
  2. Ознакомить учащихся с различными  видами круп.
  3. Сделать вывод о  значении растений, которые играют важную роль в обеспечении человека продуктами питания.
  4. Воспитывать уважительное отношение к труженикам сельского хозяйства; бережное отношение к хлебу.

Планируемый результат :

Предметные:

Узнать,  из каких растений появляется хлеб, каким он бывает, как хлеб приходит к человеку на стол; научиться распознавать растения, которые кормят человека, уметь сопоставлять растение и получаемый из него продукт питания.

Метапредметные: ( формирование ууд)

Познавательные: Самостоятельно выделять  и формулировать  познавательную  цель, поиск и выделение необходимой информации; анализировать  объекты с целью выделения их признаков; подведение под понятие.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Личностные : сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: частично-поисковый, наглядный, эвристическая беседа.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, гербарий , карточки с надписью  опорных слов, карточки для работы в группах,

Плешаков А. А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. Часть 1. - М.: Просвещение, 2011,

Плешаков А. А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся. Часть 1. - М.: Просвещение, 2011.

Уроки по окружающему мир: 1 кл: пособие для учителя/ А. А Плешаков, М.Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2011.

Электронное приложение DVD-диск к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. — М.: Просвещение, 2012.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент. Настрой на урок.

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Всем известно, что у нас -
Самый лучший в школе класс! 
Приготовим наши ушки, 
Разомнём все  пальчики. 
На уроке интересном 
Рассуждаем все мы  вместе!
Чтобы нам умнее стать, 
Мы готовы

Слушать, думать, отвечать!

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Включаются в учебную деятельность.

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

Определение   темы и задач урока.

Корректировка темы и целей учебного занятия.

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

Учитель загадывает загадки:

1. Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,

 в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

                                               ( Хлеб)

( на доску вывешивается табличка «хлеб»)

2. Есть цейлонский, есть зелёный
Есть цветочный – выбирай!
Хоть горячий, хоть студёный
С наслаждением выпей ... . ( чай)

( на доску вывешивается табличка «чай»)

3. Из крупы или зерна

Сварит повар  каждый,

А солдат из топора

Даже сварит  ( кашу)

( на доску вывешивается табличка «каша»)

4. Я проснулся утром рано
И налил Американо.
На обед, читая прессу,
Заказал себе эспрессо.
А потом нашёл причину
Выпить чашку Капучино.
А под вечер я, ребята,
Выпил Латте Макиато.
Так ответьте мне, друзья,
Что в итоге выпил я? (кофе)
( на доску вывешивается табличка «кофе»)

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Прочитайте тему урока.
- Ребята, вам слова эти известны? Вы часто встречаетесь с ними в жизни? А как вы думаете, всё ли мы знаем по этой теме? Чтобы вам хотелось узнать? Какие учебные цели вы поставите перед собой?

- Поговорим  о важнейших продуктах питания и растениях,  которые нас кормят.

Учащиеся  отгадывают загадки, предложенные учителем.

Дети читают тему по учебнику «Про хлеб и кашу, про чай и кофе»

( с. 68)

Формулируют учебные задачи:

Узнаем…

Дополним…

Сделаем  выводы…

3.

Работа над темой урока.

Определение признаков  растений и соотношения между растением и продуктом питания.

Цель:

Определить характерные признаки растения, узнать, какие продукты питания производят из данного растения, какую пользу приносит данный продукт питания.

Первичное усвоение нового материала

Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся.

 Физминута

Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся.

Первичное усвоение нового материала

Первичное усвоение нового материала

Физ. минута для глаз

Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся.

Первичное усвоение нового материала

Осуществление промежуточного контроля и корректировка действий учащихся.

  1. Учитель:

-Урок я хочу продолжить вопросом: Как вы понимаете значение слова « сыт?», «сытый?».

- Где можно получить информацию о значении данного слова?

Учитель зачитывает значение слова: «Сыт(сытый) – поевший вволю, утоливший голод свой, наевшийся, кого не позывает на еду, кто не хочет есть».

    2.Работа по учебнику:

- Послушайте рассказ Владимира Ивановича Даля о том, как люди заботятся о хлебе.  Для того, чтобы текст был понятен, вам  нужно познакомиться с  лексическом значении некоторых слов. (слайд)

Закрома- отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна, муки и т. п.

Овин- строение для сушки снопов перед молотьбой.

Сноп- связка срезанных стеблей с колосьями (хлебных злаков и некоторых других растений.

Примолвя- говоря, сказывая.

Бедные братья- неимущие товарищи, имеющие недостаток в чём либо.

Беседа по содержанию  прочитанного:

- Что вы можете сказать об этом мужике?

- Когда к нему обращались люди?

-Как вы понимаете последнее предложение  «Это на долю бедной братии»?

- Есть ли сейчас такие люди?

-Посмотрите панно на этой странице учебника. Что хотел подчеркнуть автор?

- Почему же мы так говорим « изобильным?». Посмотрите на панно: кто знает ,как называется вязанка хлебных колосьев?

- На Руси испокон веков снопы назывались обилием. Со временем это слово  стало обозначать большое количество чего-нибудь. А приставили ещё и «из»,  и получилось слово «изобилие»-богатство. Хлеб, и верно- самое главное богатство. Недаром говорят « Хлеб –всему голова»

3. Первые растения, о которых мы поговорим -это пшеница и рожь.

-На столах в гербарии найдите эти растения. Сравните два колоска. Чем они похожи? Чем отличаются?

(Колосками и цветом похожи, но разная длина «ость»)

 -Определите на слайде –какие растения изображены. Где на слайде рожь, а где пшеница? (слайд )

-Какой продукт мы получаем из этих зерновых культур?

-Что вы знаете о хлебе?

– А одинаковый хлеб ли получают из этих злаков? Вспомните вкус и запах.

– Догадайтесь, из каких зерен сделан первый, белый хлеб, а из каких второй? ( слайд пшеница мука хлеб, рожь мука хлеб)

– А какой хлеб вы чаще едите дома?

– Почему?

На с. 69 прочитайте , как говорили в старину о пшенице и ржи:

Матушка-рожь
Кормит всех сплошь.
А пшеница – по выбору.

- Как вы думаете, почему так раньше говорили на Руси?

– А какой хлеб полезней?

- Погодные условия на большей части нашей страны не очень благоприятны для выращивания пшеницы. Поэтому в старину больше выращивали рожь, а белый пшеничный хлеб считался праздничным, «барским» хлебом. Но и еще на протяжении многих веков социальный статус человека выражался в выборе сорта хлеба. Чем темнее хлеб – тем ниже положение. Это объяснялось тем, что мука высшего сорта производилась только из твердых сортов пшеницы, которую было сложно молоть, следовательно, мельники просили за нее более высокую цену. Сегодня хлебные предпочтения сменились. Тёмные и зерновые сорта хлеба часто ценятся выше белых, как более полезные. Сейчас ученые считают, что ржаной хлеб полезнее пшеничного, так как содержит больше витаминов.

- Ребята, а как правильно надо обращаться с хлебом?

– А только ли хлеб делают из пшеницы и ржи?

 

Работа в малых группах: материал закрепляется при выполнении задания в рабочей тетради №1 стр.54

-Давайте откроем рабочую тетрадь на стр. 54 з.1. Обсудите в паре, что из чего сделано и  соедините стрелками.

пшеница     рожь

ржаная          мука пшеничная мука

белый хлеб   чёрный хлеб

-Какие пословицы о хлебе вы знаете?

-По данному разделу я хочу вам предложить творческую работу : страничный  проект « Хлеб в пословицах и поговорках» ( написать понравившиеся пословицы, приготовить одну для защиты, т.е. рассказать смысл пословицы, проиллюстрировать данную тему рисунками из интернета или домашним фото)

- А теперь давайте полюбуемся картинами хлебного поля, его красотой, мощью, силой.( слайды). Кто знает, как называется созревшее хлебное поле?  А как называется уборка урожая?

Собранное зерно увозят на элеватор для просушки семян ( слайд). Потом на мельницу, а далее мука поступает на хлебокомбинат, где и изготовляются различные хлебобулочные изделия.

-Как нужно относиться к труду хлебороба? Почему этот труд признан самым тяжёлым и самым важным?

Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания – руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья-
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их скажи?
В норке прячется полевка.
Покажись, скорей, плутовка!
(Приседания.)
Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте.)
И немного отдохнем.
(Дети садятся за парты.)

4. Прочитайте второе слово-каша.

-Какие каши бывают? Какие вы любите, едите? Крупы для каш получают из разных зерновых культур-злаков. А вы знаете все крупы, из которых готовят каши? Вот мы с вами сейчас и посмотрим,

Будет появляться слайд, а у вас на столе гербарий, в котором вы должны найти такое растение, найти его семена, которые человек использует.

Работа со слайдами:

Гречневое поле. Это гречиха. Из гречки варят гречневую кашу .Она вкусна и питательна. Поел немного , а уже сыт.
Просовое поле. Пшено получают из проса. Зерно проса содержит белки, крахмал, жиры. Пшеничная каша вкусна и питательна, легко разваривается, хорошо усваивается. Из пшенной муки пекут блины и лепешки. Зерно –ценный корм для домашней птицы, а солома и зеленая масса для скота.
Овёсное поле, овёс. Овсяная крупа (овсянка) недробленая вырабатывается из овса путем пропаривания, шелушения и шлифования. Обычно серовато-желтого цвета с оттенками. По качеству крупа бывает высшего и первого сорта. Овсяные крупы применяют для приготовления супов-пюре, вязких каш, молочных и слизистых супов, запеканок. Овсяная каша известна всем, она считается полезным блюдом на завтрак, доступна и очень проста в приготовлении.
Рисовое поле. В мире половина человечества питается рисом. Рис выгоден: в тропиках можно трижды собрать урожай. Пока зерно поспевает, уже готовится рассада для нового посева. Для риса не страшна и засуха. Также он может расти в воде. Никто не знает, где рис появился впервые, но это одна из старейших культур.

Обогащение словарного запаса учащихся: работа с «крылатыми выражениями». Когда так говорят?

Мало каши ел.

Каша в голове.

С ним каши не сваришь.

Заварить кашу.

- Кто знает, чем полезны каши?

Польский учёный Каземир Функ выделил из риса очень важный элемент- « амин»-аминокислоту, и доказал необходимость и важность этого компонента в жизни человека, соединил слово «амин» со словом « вита», что в переводе с греческого «жизнь» - получилось название « витамин». Ваши предположения верны-каши содержат много полезных веществ-витаминов.

Давайте еще раз повторим, что мы берем от каждого растения.

Самостоятельная работа в рабочей тетради: с. 55 ( Что пропущено?)

5. Знакомство с чаем.

Посмотрите на следующий слайд. Что это за растение? Найдите гербарий этого растения. Напиток под названием чай известен более пяти тысяч лет. Сейчас, наверное, нет такого человека, который бы не знал что это за напиток. Но было время, когда чай употребляли только в Китае; эта страна  считался его родиной, и  некоторые другие азиатские страны. Чай растет кустами, для самых ценных сортов чая отбираются молодые зеленые листочки. Согласно китайской легенде, чай в 2737 году до н.э. открыл китайский император Шеен Нуг, которому случайно в пиалу с горячей водой упал лист чайного дерева. Император попробовал и был поражен вкусом. Однако это миф: в истории такого императора никогда не было.

- В реальной жизни чай обнаружили так: пастухи выгоняли коз на выпас, и заметили, что животные становятся более резвыми и активными при употреблении листиков этих кустарников. Сорвав листики, заварили их кипятком и, к своему удивлению, получили ароматный напиток. С тех пор чай навсегда вошёл в жизнь человека.

-Кто знает, какой чай самый полезный?

-Самый полезный –белый чай. Он не подвергается термической обработке, поэтому сохраняет большое количество микроэлементов, аминокислот и витаминов. Заваривают такой чай тёплой водой, а не кипятком, кипяток разрушит все полезные свойства этого благородного напитка.


Слайд с электронной физминуткой для глаз.

6. Знакомство с кофе.

-А что вы знаете о кофе?

Есть одна легенда , что тысячу лет тому назад один обиссинец обратил внимание на приятный запах, который отходил от горевшего дикого кустарника, Он пожевал несколько ягод этого кустарника, и ему настолько понравился их вкус, что он приготовил из них напиток.- так был открыт кофе. Благодаря содержанию кофеина кофе устраняет чувство усталости и проясняет мысли. Именно это качество сделало его любимым напитком ученых, писателей, студентов.

- Закрепление данного материала проводится с помощью заданий №4 в рабочей тетради (с. 55).

Предположения детей.

Высказывания детей об источниках информации: « Толковый словарь», ресурсы интернета, помощь взрослого и т.д.

Воспринимают информацию о незнакомых словах в тексте.

Примерные ответы детей:

-Был добрый, заботливый, мудрый, понимающий, трудолюбивый.

-Когда была нужда, нехватка еды.

-Заранее откладывал для бедных, зная, что людям нужна помощь, и он никому не откажет)

-Свободные высказывания

-мужчина и женщина бережно держат в руках собранные колосья. Они радостно улыбаются, так как собрали хороший урожай хлеба, год будет сытным, изобильным.

- Предположения детей ( если нет правильного ответа, то учитель сам называет его «сноп»)

Д. Больше садили…

Дети высказывают свои предположения.

Дети называют  изделия из муки: блины, пироги, макароны, торты, пирожшые, баранки , сушки, плюшки и т.д.

Работа детей в малых группах: соотнесение понятий.  Заслушивание ответов, проверка по слайду.

Дети высказывают свои предположения, знакомятся с понятиями «нива», «жатва», «элеватор»

 Дети рассуждают о том, как нужно относиться к труду хлебороба, делают выводы о важности и значимости данной профессии.

Дети высказывают свои  предположения

Осуществляют частично-поисковую деятельность

Учащиеся прослушивают информацию о злаковых растениях и продуктах питания, полученных из этих растений.

Ученики рассуждают о смысловом значении каждого  фразеологизма.

 

 

Предположения детей о пользе  различных видов каш.

Взаимопроверка в парах сменного состава.

Дети   выдвигают гипотезы и обосновывают свои предположения

о пользе чёрного, зелёного чая.

Учащиеся узнают для себя новую информацию о чае.

 

Проверка по эталону ( слайд)

Рефлексия учебных  знаний.

« Проверь себя»

Цель:

- Оценить результаты собственной деятельности;

- Осознание метода построения границ применения нового знания.

« Проверим себя и оценим свои достижения»

Работа в группах:

 1 группа: «Узнай растение»- на карточке даны изображения растений, написаны названия- нужно соединить иллюстрацию с названием ( проверка по слайду)

2 группа: « Что из чего?»- на карточке изображены растения и продукты питания – нужно соединить между собой иллюстрации ( проверка по слайду)

3,4 группа: работа с электронным приложением, выполнение проверочных заданий по теме.

Учащиеся каждой группы защищают выбор своего решения.

Итог. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

- Подвести итог изученному материалу.

Подведём итог!

-Какая тема урока у нас сегодня была?

-Какую мы ставили перед собой задачу? Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?

Я узнал (а)….

Я научился ( лась)…

- Оценим работу учащихся на уроке.

- Оценим своё понимание темы по «Пьедесталу  побед»: если тема не понятна, сидите на месте, если в основном уяснили, но есть ещё затруднения, то встаньте, если весь материал понятен, то встаньте, подняв руки вверх.

 Учитель:

- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
От  всей души  я похвалю свой умный класс!

Д.з. Тематический страничный проект «Хлеб в пословицах и поговорках»

Учитель ещё раз напоминает о способе выполнения проекта.

Учащиеся прослушивают инструкцию по созданию проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Про хлеб и кашу" . 1 класс. Программа "Перспектива".

В технологической карте подробно описаны УУД, этапы урока, дидактический материал, использование СМАРТ голосования....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...