Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный этап | 1. на доске появляется солнышко, учитель просит детей улыбнуться друг другу и в стихотворной форме настраивает детей к предстоящему уроку. Долгожданный дан звонок Начинается урок. А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
2.Беседует о правилах поведения на уроке. Давайте вспомним правила поведения на уроке. - Молодцы! А теперь давайте улыбнемся друг другу, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов! | Слушают учителя. Выполняют действия задаваемые стихотворением – настроем.
Называют правила поведения на уроке. |
2. Актуализация имеющихся знаний | 1.Просит выполнить тестовую работу по теме предыдущего урока. На прошлом уроке мы искали ответ на вопрос «Что такое хвоинки?». Давайте проверим ваши знания, выполнив тестовую работу на стр.8.
2.Организует коллективную проверку по эталону. Просит оценить свою работу. Давайте проверим ваши работы. За каждый правильный ответ поставите себе – «+», за неправильный – «-». Оцените свои работы (нарисуйте нужного смайлика). | Выполняют тестовую работу.
Осуществляют самопроверку, самооценку. |
3. Постановка цели и задачи урока. | 1.Загадывает загадку о рыбах. К нам на урок пришла мудрая черепаха и принесла с собой загадку (Слайд 1): У родителей и деток Вся одежда из монеток. Под водой они живут, Хоть не куры, а клюют.
2.Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. О чём будем разговаривать на уроке? На какой вопрос будем искать ответ? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 2)
3.Побуждает к учебной деятельности. Задаёт вопросы с целью выявления имеющихся у детей знаний о рыбах. Муравей Вопросик живет в лесу и не знает, кто такие рыбы. Давайте поможем муравьишке узнать кто такие рыбы. (Слайд 3) А вы можете ответить на этот вопрос? Всё ли вы знаете о рыбах?
4.Просит сформулировать цель и задачи урока. Какую цель поставим перед собой?
5.Просит составить план урока. Давайте составим план урока (Приложение 1): 1. Первый пункт совпадает с темой нашего урока. (1. Кто такие рыбы?) 2. В природе много разновидностей рыб, их принято делить на группы. Знаете ли вы на какие группы делятся рыбы? (2. Разновидности рыб) 3.Давайте вспомним из каких частей состоит любое растение? А из каких частей состоит рыба? Все ли части можете назвать? (3. Строение рыб) | Отгадывают загадки.
Выдвигают предположения по теме урока.
Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.
С помощью учителя ставят цель и формулируют задачи урока.
С помощью учителя составляют план урока на доске.
Отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов обучающихся. |
4. Работа по теме урока. Совместное «открытие» новых знаний. | 1.Поясняет задание, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу, организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Давайте вспомним, если нам что-то неизвестно, либо мы в чем-то не уверены, откуда мы можем взять нужную информацию? Давайте обратимся к учебнику – стр.35 (читает материал из учебника). - Кто такие рыбы? - Чем покрыто тело рыб? - Зачем она нужна? На что похожа? (Показывает детям монеты и кружки из фольги) Попробуйте дать полный ответ на вопрос «Кто такие рыбы?» (Слайд 4)
2. Проводит беседу по вопросам: Мы узнали, что рыбы это водные животные. Где они живут? А в какой воде могут жить рыбы? Оказывается, все рыбы делятся на группы, в зависимости от того, где они обитают – в море или реке. I группа – рыбы, живущие в реке – речные. Догадайтесь, как называется вторая группа? (Слайд 5)
3.Демонстрирует презентацию, комментирует слайды презентации. (Слайды 6) | Слушают материал учебника. Отвечают на вопросы.
Водные животные. Чешуёй. Для защиты от повреждений. На монетки. Делают вывод.
Отвечают на вопросы.
В воде. В реке, в море.
Морские.
Просматривают презентацию. |
5. Физкультминутка |
|
|
6. Продолжение работы по теме урока. | 4.Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания; организует коллективную проверку по эталону. - Я буду читать загадки, вы должны их отгадать и найти силуэты загаданных рыб в тетради (Приложение 2). Кружок рядом с силуэтом рыбы необходимо раскрасить определенным цветом: зеленым – если рыба речная, синим – морская. (Слайды 7)
1.На дне, где тихо и темно, 2.На дне один лежит Лежит усатое бревно. (сом) Плоский блин. (камбала) 3.Драчун и забияка 5.Живу глубоко.
Живет в воде, Плыву легко, Кости на спине, Зубастая, большая И щука не проглотит. (ёрш) Я рыба морская. (акула)
4. Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (щука)
5.Поясняет задание, осуществляет контроль. - Следующий вопрос по плану – строение рыб. - Давайте вспомним, как нужно стараться открывать новые знания? Вот и на этот вопрос вы попробуете найти ответ сами, работая в парах. - Напомните правила поведения в группе. - Задание: соедините стрелочками названия частей рыбы с изображением
(Приложение 2).
|
Жаберная крышка
Плавники
Голова
Хвост
Туловище
|
|
Отгадывают загадки. Выполняют задания в рабочей тетради. Осуществляют самопроверку.
Самостоятельно.
Вспоминают правила работы в паре.
|
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | 1.Организует коллективную проверку по эталону. - Проверяем выполненную вами работу (представитель одной из пар отвечает возле доски). Сверим ваш ответ с эталоном (Слайд 8). - С помощью плавников и хвоста рыба передвигается в воде (спиной плавник – не дает опрокинуться, грудной и брюшной – работают как рули – с их помощью рыба поворачивает влево, вправо, погружается, всплывает, хвост – толкает рыбу вперед). - Рыбы тоже не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его с помощью жабр. | Выполняют задание на карточках. Осуществляют самопроверку. |
8. Физкультминутка |
|
|
9. Включение в систему знаний и повторений | 1.Проводит беседу, задает вопросы по теме урока. - Ребята, мудрая черепаха подготовила для вас еще 2 вопроса по данной теме: - Значение рыб - Охрана рыб Что вы можете рассказать о значении рыб? - Подводный мир очень красив, он всегда манит к себе людей – для этого они опускаются глубоко под толщу воды. -Как называют этих людей? Но не все имеют возможность опуститься на дно реки, моря. Поэтому в некоторых городах есть специальные огромные аквариумы – океанариумы. (Слайды 9) Там люди могут познакомиться с обитателями морей. - В домашних условиях люди заводят рыбок в меньших по размеру аквариумах. (Слайд 10) - В природе рыбы сами о себе заботятся, добывают пищу. За аквариумными рыбками необходимо ухаживать. - А как правильно? Откуда можно узнать? - Почему в природе необходимо охранять рыб? - Необходимо не только охранять рыбу, но и заботиться о ней. Некоторые разновидности рыб занесены в Красную книгу – это вымирающие виды. Запрещено хищническое истребление (уничтожение) рыб с помощью сетей, взрывчатых, ядовитых вещей. (Слайд 11) Для того чтобы помочь возродиться вымирающим видам рыб, в специальных рыбных хозяйствах (заповедниках) разводят искусственно рыб. Также в рыбных хозяйствах рыбу искусственно разводят для питания людей. | Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, участвуют в беседе.
Очищают воду; являются пищей для людей, животных, птиц; для красоты (аквариум).
Водолазы.
Из энциклопедии. Из-за того, что многие водоёмы сильно загрязнены, рыбу в больших объёмах вылавливают браконьеры. |
10. Итоги урока. Рефлексия. | 1.Проводит беседу по вопросам. - Кто такие рыбы? Назовите основной признак рыб. Приведите примеры рыб. - Давайте вернёмся к плану нашего урока и ответим на все поставленные вопросы. Что нового узнали на уроке? Чего достигли? 2.Организует самооценку учебной деятельности. - Оцените свою работу. Поднимите карточку с изображением того смайлика, выражение лица которого соответствует вашему состоянию. Спасибо за работу! (Слайд 12) | Отвечают на вопросы.
Определяют эмоциональное состояние на уроке. |