Технологическая карта урока окружающего мира "Пётр Великий"4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Фаизова Алсу Салаватовна

 

Цель урока: развитие у учащихся целостного представления о событиях правления Петра I, его реформах

 

Задачи урока

 

Дидактические:

     1.Узнать биографию Петра Великого;

     2. Развивать  представления о событиях правления Петра Великого;

     3. Перечислить реформы, которые проводил Пётр Великий.

Развивающие:

  1. Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  2. Развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  3. Учить работать с различными источниками информации.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  внимательность;
  2. Воспитывать патриотическое отношение к своей стране.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_istoriya_23.03.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 23.03.2021

Школа: МАОУ №148

Класс: 4 «Е»

Урок: 3

Время: 14:50 – 15:30  Кабинет: 205

Студент: Фаизова Алсу

Группа: 36

Учитель: Коренькова Ольга Александровна

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока «Пётр Великий»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: развитие у учащихся целостного представления о событиях правления Петра I, его реформах

Задачи урока

Дидактические:

     1.Узнать биографию Петра Великого;

     2. Развивать  представления о событиях правления Петра Великого;

     3. Перечислить реформы, которые проводил Пётр Великий.

Развивающие:

  1. Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  2. Развивать внимание при выполнении учебных заданий;
  3. Учить работать с различными источниками информации.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  внимательность;
  2. Воспитывать патриотическое отношение к своей стране.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный слово учителя

Ф

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алсу Салаватовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.

Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя

М: личностное

включение в учебную

деятельность

(Р)

Учебная презентация

Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный беседа

Практический выполнение задания

Ф, И

Наглядный

Презентация

Словесный беседа

Ф

Проводит проверку пройденного материала в виде задания на соотнесение

Давайте начнем урок с небольшого повторения, проверим ваши знания. Сейчас я предлагаю вам решить тест  по теме прошлого урока «Патриоты России».

1. Кто призвал русский людей постоять за родную землю?

а) Александр Невский

б) Кузьма Минин

в) Дмитрий Донской

2. В каком городе это произошло?

а) в Нижнем Новгороде

б) В Екатеринбурге

в) в Москве

3. Что создали для борьбы с врагами?

а) народный фронт

б) народное собрание

в) народное ополчение

4. Кого пригласили возглавить народное ополчение?

а) Князя Дмитрия Пожарского

б) Ермака

в) Ивана III

5. В каком году народное ополчение двинулось к Москве?

а) в1612 г.

б) в1613 г.

в) в1611 г.

  1. Взаимопроверка

- А теперь поменяйтесь листочками и проверьте у своего соседа работу по образцу.

Проблемный вопрос

- О каких патриотах России мы говорили на прошлом уроке? Сегодня мы познакомимся ещё с одним патриотом России ... а с кем вы узнаете из стихотворения

Строитель, плотник, мореход.

С его на троне воцаренья

Россия славный путь ведет.

Он был тогда горяч и молод

Стремился Русь преобразить,

Чтоб никогда ни враг, ни голод

Ее не смели поразить.

Ему на страшны были войны:

Играя строил он полки,

Чтоб, возмужав, с народом вместе,

Давать отпор врагам страны!

Создал он флот Отчизны нашей,

Открыл морские он пути,

И, прорубив окно в Европу

Немало сделал для страны.

И что там шведы, Карл, Полтава –

Сумел стихию обуздать

И на Неве, им присмиренной,

Прекрасный Петербург создать!

Служил он истово державе,

Отдав все силы для того,

Чтоб, восхищаясь предков славе,

Мы вечно помнили его.

Петр I

- Что вам помогло определиться с ответом?

А) Грозный 

Б) Мудрый 

В) ПреобразовательВикторина

Б А В А А

Устно отвечают на вопросы

1.Был царем.

2.Владел несколькими профессиями.

3.Воевал со шведами.

4.Построил город Петербург.

П:анализ

Р:контроль

Р:оценка

М: поиск необходимой информации и её понимание (П)

Л: учебно-познавательный интерес к новому материалу

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации

Раздаточный материал

Тест

Опрос

Текст стихотворенияя

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный беседа, учебный диалог

Ф

1. Учитель определяет тему урока

Сообщение новой темы

- Кто-нибудь догадался какая тема урока?

2. Учитель помогает сформулировать цель урока

- Какую цель поставим на урок?

 

Отвечают на вопросы

"Петр Первый"

Узнать, кто такой Пётр 1

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Л: смыслообразование

Учебная презентация

Слайд 2

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный беседа, учебный диалог

Ф

Г

Работа по учебнику (с. 94-100). Организует работу в группах.

Сейчас вы поработаете в группах, чтобы узнать о различных областях жизни Петра I.Но для начала давайте вспомним правила работы в группе.

Ваша задача- найти ответ на вопрос, представленный группе в учебнике на стр. 94-100.

Вопрос для первой группы

- Кто такой Петр Первый (из какой семьи, детство, характер, увлечения)?

Вопрос для второй группы- Какие преобразования произошли в России при Петре Первом?

Вопрос для третьей группы

- Какой город на Неве построил Петр Первый и зачем?

Организует выступление групп.

Анализируют задание

Обсуждают работу в группах

Анализируют текст

Правила работы в группе:

1) В группе должен быть ответственный.

2)Работать должен каждый на общий результат.

3)Один говорит, другие слушают.

4)Работать тихо, чтобы не мешать другим группам.

1. С ранней юности Петр поражал красотой: был высок ростом, выделялся в любой толпе. Шагал громадными шагами так, что спутники еле поспевали за ним. Это была личность деятельная, энергичная. Он не знал усталости, всегда работал.

Новый календарь, первые печатная газета, музей, библиотека, новые заводы и города, школы, военно-морской флот и др.

Петр вошел в историю России многими славными делами. Это был царь-преобразователь, царь-труженик. Он хотел, чтобы Россия ни силой, ни богатством не уступала ведущим державам мира. Для успешного развития большой торговли с зарубежными странами России был нужен выход в Балтийское и Черное моря.

П: поиск информации

в различных источниках

К :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

М: выделение объективной учебной информации, необходимой для освоения (Р)

Л: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К)

Учебная презентация

Слайд 3

Раздаточный материал

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный беседа

Практические выполнение задания

Сразу по возвращении царя из-за границы русских людей ждали перемены и преобразования. Недаром Петра 1 называют царем – преобразователем.

- Что такое «реформы»?

Обратимся к толковому словарю:

Реформа (лат. reformo) — изменение правил в сфере человеческой жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём.

Показ видео о реформах.

Петр Первый был предан России, верил в ее огромные возможности, а потому его не устрашали и не могли остановить неудачи. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие. Россия в результате всей этой многогранной деятельности Петра 1 превратилась в великую державу.

П: знать историю правления Петра Великого

М: уметь чётко выражать своё мнение

Учебная презентация

Слайд 4

Рабочая тетрадь

Видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный беседа

Практический выполнение задания

И

Чтобы проверить насколько внимательно вы смотрели видео, о реформах которые провел Петр 1, сыграем в игру «Веришь – не веришь».

1.Верите ли вы, что до Петра в России Новый год встречали осенью, 1сентября?

2.Верите ли вы, что при Петре 1 появилось телевидение?

3.Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России при Петре 1 стали выпускать газету?

4.Верите ли вы, что первый самолет построен при Петре 1?

5. Верите ли вы, что царь за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты, книги, старинное оружие?

6. Верите ли вы, что для того чтобы носить во времена Петра 1 бороду и усы нужно было заплатить налог?

Отвечают на вопросы

Выполнят задание

1.Именно Петр 1 в 1700году ввел новый календарь, по которому год начинался 1 января.

2.нет

3.Действительно, первая русская газета появилась при Петре 1 и носила название «Ведомости»

4.нет

5. Таким образом, были созданы: первый русский музей, который назывался Кунсткамера (в переводе с немецкого - кабинет редкостей), и так же при Петре первом образовались Публичная библиотека и Академия наук.

6. Петр первый велел своим подданным брить бороду на европейский манер. «Пошлина с бороды взята» - жетон с такой надписью носил тот, кто не хотел расставаться со своей бородой и усами. Они то и платили налог на усы и бороду.

 

М: уметь чётко выражать своё мнение

Учебная презентация

Слайд 5

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный беседа

Практический выполнение задание

Ф

1. Организует работу с рабочей тетрадью

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

 - Выполните задание 5 на с. 33. О чем идет речь?

2. Мозговой штурм

1. Какой титул получил Петр I в истории России?

2. Во сколько лет был провозглашен Петр царем?

3. Какое любимое увлечение было у Петра?

4. Как назывался его полк?

5. Из кого набирался этот полк?

6. Что дала Петру I эта игра?

7. Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени?

8. Каковы главные черты характера Петра I?

9. Что нового появилось в России при Петре I? (Новый календарь, первые газета, музей, библиотека.)

10. Какие дела Петра I вошли в историю?

Выполняют задание

О строительстве города Санкт-Петербурга.

1. Великий.

2. В 10 лет.

3.«Военные потехи».

4. Потешный.

5. Из сверстников юного царя.

6. Игра переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.

7. Он мог трудиться плотником, постигал премудрости корабельного дела.

8. Неутомимый, волевой, хотел все постичь сам, учился всю жизнь, не любил, когда шли наперекор его воле.

9. Новый календарь, первые газета, музей, библиотека.

10.Появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города, началось тесное общение со странами Европы.

П: знать историю народного ополчения, исторических деятелей

М: контроль, коррекция

Учебная презентация

Рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный беседа

Ф

1. Подводит итог работы

2. Проводит работу по самооценке

Какая была тема урока?

Какую цель мы поставили на урок?

Оцените свою работу, используя смайлики.

Рис.1 – всё усвоил

Рис.2 – понял, но не всё

Рис.3 – ничего не понятно

Сегодня вы хорошо поработали. Спасибо за урок. До свидания!

Отвечают на вопрос

Патриоты России

Узнать о народном ополчении, кто был руководителями, и узнать кто такой патриот  

Оценивают работу

М: рефлексия способов условий и действий

П: знать о народном ополчении, исторических деятелях

Л: самооценка

Учебная презентация

Раздаточный материал: смайлики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. урок окружающего мира 4 класс Школа России "Зона Арктических пустынь"

Климат, растительный и животный мир Арктики. Экологические проблемы Арктики....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великая война и Великая Победа"

Целью урока было сформировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, о её героях, в том числе и героях – земляках....

Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...