Технологическая карта урока окружающего мира "Великая война и Великая Победа"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Бадражан Алла Григорьевна

Целью урока было сформировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, о её героях, в том числе и героях – земляках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh.karta_._okr._mir_4_kl.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир 

Класс: 4

УМК: «Школа России».

Учитель: Бадражан А.Г.

Тема

Великая война и Великая Победа

Цель

Сформировать знания учащихся о великой Отечественной войне, о её героях, в том числе и героях – земляках.

Задачи

  1. Помочь учащимся осознать важность Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
  2. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать, выделять главное, делать умозаключения.
  3. Содействовать развитию умений ставить цель, работать, соблюдая временной режим, общаться, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  4. Обеспечить развитие монологической и диалогической речи учащихся.
  5. Используя визуальные и аудиальные наглядные методы способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся, развитию эмпатии.

Планируемые результаты

Предметные умения

Формируемые УУД

Узнавать о жизни людей из исторического текста и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Личностные: Положительная мотивация и познавательный интерес к истории Отечества; Оценка жизненных ситуаций  и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные:  Использовать  при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ; планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения,  определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике; анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Коммуникативные: Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;  выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 

Основные понятия

Великая Отечественная война

Межпредметные связи

история, литературное чтение,  Истоки, музыка.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Интерактивная доска, ноутбук учителя, ноутбуки учащихся (по 1 на парту);  видеоклип «Память» Е.Цыброва; печатные и электронные материалы для изучения нового материала; таблички с темой урока, девизом, выводами для кластера; материалы школьного музея (личные вещи, награды Суслова А.Н.)

Учебник «Окружающий мир. 4 класс», рабочая тетрадь по окружающему миру автора А.А.Плешакова; слайды с фотографиями военных лет; песни «Священная война», «День Победы».

Тип урока

Урок открытия нового знания

Вид урока

Проблемный диалог

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология внеурочной деятельности

Урок мужества на этапе открытия нового знания

Площадка для реализации  технологии внеурочной деятельности

Кабинет начальных классов

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика + формы работы

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационный момент. 

Цель.

 Настроить детей на работу

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки

И не досуг дуть на корабль бумажный.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: Положительная мотивация на деятельность.

II. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока, цели урока, включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

-Сейчас вы, просмотрев видеоклип, постараетесь определить тему урока

(Слушают и просматривают видеоклип «Память» Е.Цыброва)

-Какую великую дату отмечаем мы в этом году?( 75-летие Великой Победы)

-О чем пойдет речь на уроке?

- Более точно сформулировать тему поможет учебник (стр.140)

- Итак, тема урока «Великая война и Великая Победа»

- Постарайтесь определить основную цель урока?

(Узнать о ВОВ, понять, почему война и победа «Великая»)

- Какие индивидуальные цели вы ставите на урок?

- Как вы думаете, зачем нам надо изучить материал о войне, ведь это было так давно?

(Чтобы помнить, не повторять ошибок)

- Древние мудрецы говорили: «Если войну забывают, начинается новая». Согласны с этим высказыванием? Пусть эти слова будут для нас основополагающими, нашим девизом (фиксируется на доске)

Фронтальная, просмотр видеоролика

- Слушают и говорят  свои предположения.

-Работают по учебнику.

Фронтальная

- Высказывают свои предположения

Индивидуальная

- Высказывают личное мнение

Познавательные: Ориентироваться в учебнике; анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;  

III. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

Овладение новыми знаниями и способами действий

На протяжении всего урока высказывания учителя и учащихся сопровождается показом слайдов с фотографиями военных лет

– Итак, 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Кто же стал главным ее виновником? Найдите ответ на этот вопрос во втором абзаце на стр. 140 учебника. (Руководители фашистской Германии.)
– С какой целью они  развязали войну? 
(С целью мирового господства).

– А, может, цель войны была благородной? Ведь 12 сентября 1936 года  на съезде нацистской партии Гитлер заявил: «Если бы Урал, Сибирь и Украина находились в подчинении Германии, то немцы жили бы в изобилии,  каждый немец имел бы для жизни более, чем достаточно». Верно ли, на ваш взгляд, рассуждал Адольф Гитлер?

(не может быть счастливым один народ за счет горя и бед другого народа)

- Итак, мы продолжаем нашу работу.  Нам предстоит  составить летопись войны  СССР с фашистской  Германией и доказать, что война действительно была  Великой. Для этого вы должны быть очень внимательными и из полученной информации делать правильные выводы. А из этих выводов мы составим кластер «Великая война»

-  (под музыку Лебедева-Кумача «Священная война»). Ранним утром, в 4 часа, нарушив пакт о ненападении, без объявления войны фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, численность которых составляла 5 миллионов человек, 4000 танков, 47000 орудий, 4300 самолётов, 250 кораблей.
– Делаем вывод из этих данных, почему  войну можно назвать Великой?
         (Многочисленная армия вторжения.)

– Молодцы, первое доказательство найдено, будьте и дальше такими же внимательными и активными.

– Кто из вас знает, сколько лет продолжалась ВОВ?
За это время наши войска прошли от Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Всего 2600 км, которые на поезде можно преодолеть за четверо суток, самолётом за 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 долгих года, 1418 дней! Итак, какую ещё характеристику, исходя из этого, мы дадим  войне в доказательство того, что она была Великой?

                     (Продолжительная.)

- Сейчас, работая в парах, вы постараетесь составить летопись этих долгих военных лет. Изучая дополнительный материал, каждая пара выберет основные сражения, соответствующие году войны

(Материал предоставлен на ноутбуках в папке «ВОВ», учащиеся открывают документы, соответствующие их году; в результате работы на доске выстраивается дополнительная схема:

1941 – Брестская крепость, битва за Москву, блокада Ленинграда

1942 – Сталинградская битва

1943 – сражение под Курском

1944 – освобождение Украины, Белоруссии, Прибалтики, Польши

1945 – освобождение Чехословакии, битва за Берлин)

 

- Молодцы, ребята, замечательно справились с заданием. Продолжим составление кластера. Работу вы продолжите в парах: на основе тех сведений, которые вам будут предложены, вы сделаете необходимые выводы.

1 группа:

– Фашистское руководство требовало беспощадного уничтожения не только воинов Красной армии, но и всего гражданского населения Советского Союза. Немецким солдатам и офицерам, были вручены памятки, в которых говорилось: «… убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, – убивай, этим ты спасёшь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века». Как еще можно охарактеризовать эту войну из вышесказанного? 

                    (жестокая, беспощадная.)

2 группа: – Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины весь народ вступил в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Победа ковалась не только на полях сражений. Кто кроме солдат Красной армии боролся с фашистами и приближал победу? Рассмотри фото и сделай свои выводы. Как называется война, на которой сражается весь народ, всё Отечество?

(Отечественная, народная)

3 группа: На ваших столах  отрывки из писем немецких и русских солдат. Внимательно изучите их, сопоставьте и скажите, какую цель преследовали русская и немецкая армии?

Немецкий ефрейтор фон Дирдельсен. 26 июня 1941 года.

«Всё отлично. Мы снова разобьём страну, победив на этот раз Красную армию. Наша рота первой переправилась через Буг, уничтожила 3 бункера и за первый день продвинулась вглубь на 40 км».

Письмо немецкого ефрейтора Херрманна. 27 июня 1941 года.

«За сегодняшний день мы сильно продвинулись вперёд. Авиация ведёт активные действия. Наши бомбардировщики сбивают один русский самолёт за другим. Их почти уже не осталось».

Последнее письмо А. Голикова жене. 28 июня 1941 года.

«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».

Письмо Героя Советского Союза В. Клочкова жене и дочери. 25 августа 1941 года.

«Для будущего всех детей, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей. В случае чего, жалей и воспитывай нашу дочку, говори ей, что отец любил её и за её счастье бил паразитов».

Опираясь на содержание писем, скажите, какая цель войны была у немецких солдат, а за что сражались русские солдаты? Какую войну вёл наш народ?    

             (справедливую, освободительную.)

4 группа: Посмотрите на «Книгу памяти», такие издания есть в каждом городе и районе нашей большой страны. Здесь записаны имена погибших на фронтах Великой Отечественной войны. История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. В результате фашистского нашествия в руины превратились десятки тысяч городов и деревень, наша страна потеряла около 27 млн. человек. Какой можно назвать войну, исходя из этих данных?

      (самая разрушительная и кровопролитная)

5 группа: Неимоверные испытания, выпавшие на долю наших соотечественников, не согнули их перед захватчиками, не сломили их волю. Для разгрома врага они отдавали все силы, не жалели своих жизней. Составьте предложения из слов, которые лежат у вас на столах в конвертах («Все умрём за Родину, но не сдадимся!»; «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва»; «Это счастье – умереть за свой народ!».)

  1. На предложение защитникам Брестской крепости сдаться немцы получили ответ, написанный кровью на куске полотна:
  2. На подступах к Москве наши бойцы стояли на смерть, но не пропустили врага в столицу. Перед смертельным боем политрук Василий Клочков произнёс слова, которые стали крылатыми:
  3. Перед казнью мужественная девушка Зоя Космодемьянская гордо произнесла:

Как назвать таких людей? Какой была война?
                          (героическая).

Постановка проблемной ситуации и её разрешение методом обсуждения

-Работают по учебнику.

- Высказывают свои предположения

Подготовленный ученик читает стихи:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной 
Всего каких-то пять минут осталось.

Фронтальная

- Ответ дети выбирают из ранее заготовленных

- Высказывают свои предположения

- Выводы закрепляют на магнитной доске

Работа в парах

- Работают с дополнительными источниками информации

-Выбирают необходимый материал и представляют его

Работа в парах

- Работают с раздаточным материалом

-Анализируют, делают вывод  и представляют его

Узнавать о жизни людей из исторического текста и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Личностные:

Оценка жизненных ситуаций  и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Коммуникативные: Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;  выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Регулятивные:  Использовать  при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ; планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения,  определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике; анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

IV. Первичное закрепление

Цель.

Закрепление знаний и способов действий

- Итак, посмотрите на кластер и постарайтесь объяснить, почему же войну называют Великой?

Фронтальная

- Высказывают свое мнение, подтверждая материалами урока

Учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Познавательные: анализировать, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, сообщений

Личностные: Оценка жизненных ситуаций  и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные:  давать самооценку.

V.Самостоятельная работа с последующей проверкой

Цель.

Применение знаний и способов действий

- Поработаем в тетради (стр. 50– 51 № 1, 3,4)  и проверим ваши знания:

1. Запишите дату начала войны

2. Запишите дату окончания войны

3 – 5. По фотографиям и описаниям определите, о каких событиях великой Отечественной войны идет речь?

- Обменяйтесь тетрадями, проверим работы.

Индивидуальная,

работа в тетради

- Учащиеся, вспоминая изученный материал, самостоятельно выполняют задания

- Выполняют взаимопроверку

Познавательные: анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы

Регулятивные:  планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу его выполнения,  определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

-Мы победили в Великой войне, значит и победа в этой войне какая?

- Из уроков курса Истоки вспомните, о каких традициях празднования Дня Победы вы знаете? Какие традиции существуют в нашей школе; в семье; в поселке?

(возложение венков, минута молчания, вахта памяти, поминальная церковная служба, военный парад, смотр строя и песни)

Фронтальная

- Учащиеся, опираясь на ранее полученные знания, свой жизненный опыт, называют традиции Дня Победы

Узнавать о жизни людей и делать выводы; учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Регулятивные:  Использовать  при выполнении задания различные средства

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, представлять информацию на основе сообщений; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

VII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

(на фоне музыки «День Победы»)

– Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине. Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете.

Фронтальная

- Высказывания учащихся

Учиться объяснять своё отношение к людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Личностные: Оценка жизненных ситуаций  и поступков людей с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Познавательные: анализировать, сравнивать различные объекты, факты, самостоятельно делать выводы

Коммуникативные: участвовать в диалоге

VIII. Д/з.

Нет в России семьи такой,

Где б ни памятен был свой герой…

Эти слова песни подскажут вам домашнее задание: собрать материал о своих героях и выполнить задание  № 2 на стр.146.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Пётр Великий». УМК "Школа России".

Тема: «Пётр Великий».Цели деятельности учителя: формирование у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека; дать представление о реформах Петра.Планируем...

Технологическая карта урока окружающего мира. «Петр I Великий. »

Технологическая карта урока окружающего мира. «Петр I Великий.  »...

Технологическая карта урока окружающего мира «Век бед и побед» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: ознакомление учащимися с преобразованиями в стране после революции 1917 года.Задачи урокаДидактические:Формировать представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-...

Технологическая карта урока окружающего мира "Век бед и побед" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о преобразованиях в стране после революции 1917 года.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представление о преобразованиях в стране после рево...

Технологическая карта урока окружающего мира " Звездное небо - Великая Книга Природы" ( 3 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представления о звездах, созвездиях как участками звездного неба.Задачи урока:Дидактические:1.Дать представление о звездах и созвездиях.2.Познакомить обучающихся...