Технологическая карта урока окружающего мира. 3 класс «Петр I Великий. »
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок  открытия новых знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира.                                                                                

Учитель:

Скрипникова Ирина Николаевна  

Класс

3 «А»

Предмет:

Окружающий мир

Авторы учебника:

Н.Ф.  Виноградова  (Начальная школа XXI века)

Тема урока.

 «Петр I Великий.  »

Тип урока.

Урок  открытия новых знаний.

Цель:

Создать условия осмысления и овладения информацией о  роли Петре I. в истории России.  

Задачи:

  •  Сформировать  представление   о жизни и реформах Петра I.
  • Формировать у учащихся умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений Развивать зрительную память , умение высказывать свое мнение, слышать одноклассников, работать в парах и  группами.
  • Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, чувство любви к истории Отечества.

 

Планируемые результаты

Предметные

Личностные результаты

Универсаль-ные  учебные действия (метапред-метные

   

 Проявляют способность  осознанно воспринимать и оценивать  содержание различной информации, участвуют в обсуждении, осуществляют поиск необходимой  информации для выполнения учебных задач, осознанно и  произвольно строят речевые высказывания в устной форме, формируют проблемы, самостоятельно создают способы решения поискового характера.

Высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами, уважают мнение других по обсуждаемой теме.

 

 

.Познавательные

  • Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи  ,
  • формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.
  • продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
  • формировать умение овладевать основами синтеза.
  • осуществлять поиск учебной информации из материалов учебника и других источников (энциклопедий, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми.
  • Регулятивные 
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные:

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

   

Оборудование

 Учебник «Окружающий мир»3 класс (2 часть), автор Н.В. Виноградова , тетрадь «Окружающий мир»,

презентация по теме урока, портреты князей и Петра1, раздаточные карточки для индивидуальной работы и работы в парах.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность  учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

(Л-личностные,   П-познавательные, К-коммуникативные,

Р-регулятивные.  )

Орг. момент.

 Мотивация

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

                                    Звучат фанфары труб

 

Прозвенел звонок.  
Начинаем  наш урок.

Будем слушать, рассуждать,
Тайны истории открывать. 

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

П.: самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Проверка домашнего задания

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Рассмотрите портреты известных вам людей. Назовите. Расскажите интересные факты из жизни каждого князя.

1.Князь Рюрик. Призвали князя, который славился умом, терпением и  воинской доблестью, в 862 году. Рюриковичи правили более 700 лет. (17 лет)

2. Князь Олег. Умным был и храбрым воеводой. Завоевал много земель. Главным городом  древней Руси сделал город Киев.

3. Князь Игорь (сын Рюрика) Игорь воевал с славянским племенем. Обложил их данью.  Потребовал во второй раз. Древляне убили его за жадность.

4. Княгиня Ольга Была решительной и умной женщиной. Ольга  отомстила за смерть своего мужа. 

5. Владимир Красное Солнышко был внуком  Ольги.  Владимир  был добрым и  справедливым человеком. В годы правления на  Руси было принято христианство.

6. Князь Ярослав Мудрый правил более 30 лет.   Был грамотным  и образованным человеком. Повелевал открыть школы « для людей всякого сословия»

7. Иван IV Грозный. Первым русским царем стал князь Иван 4 в 1547 году.

 На каком рисунке, по вашему мнению, изображён русский царь?

Ответы

детей

П.: отвечать на поставленные вопросы.

К.: слушать и понимают речь других.

Актуализация знаний

4

  Послушайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. О ком в нем говорится?

То академик, то герой, 
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой.
На троне вечный был работник.

 Почему этого человека   вы не называли царём? В чём его необычность?  

- Сформулируйте тему урока. (Необычный царь)

 - Сегодня мы с вами поговорим о Петре I.                                                                                                                                                                

-Назовите имя, отчество и фамилию этого преобразователя России.

-Петр Алексеевич Романов.

Ответы учащихся.

 П. :  высказывать сое отношение к услышанному, структурировать знания.

 К.: грамотно и четко выражать свои мысли.

Постановка учебной задачи

4

Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.

 

 – Итак,  тема нашего урока “Петр I  Великий”

Наша задача  на уроке ответить на несколько вопросов.

Задайте их сами.

                 Кто такой Петр I?  Почему его называют Великим? Каким правителем был Петр 1?

- Что нового внёс в жизнь страны? В жизнь русского народа?

              Мы будем  наблюдать , размышлять о том , что мы уже знаем,  изучим много нового.  

- Посмотрите на даты, записанные на доске. Что они означают?

На доске:         1672      1682 - 1725         1698

   

 

Вопросы учащихся .

 Участвуют в диалоге

 Формулируют тему урока.

Высказывают предположения о необычности царя.

 Р. :высказывать свое предположение на основе работы с портретами,  принимать и сохранять учебную задачу

   

Открытие нового знания

10

 1.Петр Алексеевич Романов  первый российский император. Родился в Москве, в Кремле 30 мая 1672 года.

2.Петр был четырнадцатым ребенком у отца, Алексея Михайловича (Тишайший, 1645-1676) и первым у матери Натальи Кирилловны (Нарышкина 1651-1694).Две жены  -Евдокия Федоровна Лопухина, сын Алексей  и Екатерина Алексеевна Михайлова, 4 ребенка умерли.

3. С одного года воспитывался няньками. Его детство прошло  в подмосковных  селах Коломенское и Преображенское.  Мальчику исполнилось  4 года- умер Алексей Михайлович.

4.В пять лет Петра начали  обучать азбуке. Уроки давал дьяк  Никита Моисеевич Зотов.

5.Петр проявлял  большой интерес к религии и наукам , обучался военной премудрости.  В 1683 году в селе Преображенском,  юный царь образовал «потешные полки»

6.В десять лет его провозгласили царем. У Петра были еще два старших брата Иван и Федор. Здоровьем слабые были .  Правила его  старшая сестра Софья 7 лет.   Заговор Софьи провалился.

7. В 17 лет Петр утвердился на царствование . Софью отправили  в монастырь.

8. Петр был высокого роста 204 см, но не богатырского  сложения.  Носил обувь 39 размера, а одежду 48 .

9.Обладал хорошей памятью. Знал немецкий, голландский, английский, французский языки. В совершенстве  знал 14 ремесел. Он научился кораблестроению, навигации, изготовлению часов, брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, а также посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии.

 У Петра I практическая сметливость и сноровка, весёлость, кажущаяся прямота сочеталась со стихийными порывами в выражении как ласки, так и гнева, а иногда и с необузданной жестокостью.  В гневе он мог избить приближённых. Жертвами своих злых шуток он избирал «знатных персон» и «старых бояр» .

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии.
20 (30) октября 1696 г. царь Петр 1 "указал", а Дума "приговорила": "Морским судам быть" - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.   

Работа в парах.

Самостоя-тельное добывание знаний. Складывают пазлы , читают предложения.Изучают презентацию.

 

 

 

 

                                            

П.  : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи,   решение проблем.

К. : уметь выражать свои мысли.

Р. : оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)

Физминутка

1

Формирование ценностного отношения

ФИЗМИНУТКА Слава, слава государю!

Новый город основал:

И столицею назвал.

Известен всем он на слух –

Это  Санкт – Петербург.

А в войне поворот

Есть у нас военный флот!

Что за крик, что за гул?! –

Кричат бояре: «Караул!»

Царь велит своим боярам,

Времени  не тратя даром,

Шубы древние снимать,

Длинны бороды сбривать,

Заставляет царь учиться

Всех боярских сыновей,

Затевает маскарады –

Чтоб жилось веселей.

Много, много перемен –

Трудно с этим согласиться!

Что интересного узнали из физминутки?

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

 

 А сейчас сыграем в игру « Веришь - не веришь»

1.  - Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью, 1 сентября?    

(Да. - Именно Пётр 1 ввёл в 1700 году новый календарь, по которому год начинался с 1 января.)

2. - Верите ли вы, что со времён Петра 1 в нашей стране появилось телевидение? ( Нет, в Америке в 1936 году)

3. - Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России петровских времён стали выпускать газету? Главным редактором был Петр I?

(Да.- Действительно, первая русская газета появилась при Петре 1. )

4. - Верите ли вы, что первый самолёт был построен при Петре 1?

 (Нет. В  России  построили  первый самолет в 1864году  )

5.- Верите ли вы, что царь Пётр за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книги, старинное оружие?

(Да. Таким образом, был  создан первый русский музей- Кунсткамера,

 Публичная библиотека )

- Они существуют и по сей день в Санкт-Петербурге.

 

Учащиеся работают по группам.

П. : уметь работать с текстом, анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Л. : выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Р. : оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

разговор двух купцов (Сценка)

Савелий:  Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да ещё под именем и в одежде простого дворянина.

Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ему это?

Савелий: Да, говорят, учиться всем ремёслам: и плотницкому делу, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.

Кузьма: Не царское это дело, а мужицкое.

Петр 1   В чём необычность поступка Петра?  

- Зачем царь Пётр 1 отправился за границу?  

- Пётр 1 понимал, что для управления страной нужны грамотные и образованные люди. Поэтому сам прожил за границей 1 год и 3 месяца под именем рабочего Петра Михайловича, чтобы изучать разные науки.

- По возвращении из-за границы, бояре поспешили поприветствовать царя. Но он обошёлся с боярами самым непредвиденным образом. Пётр велел достать ножницы и стал отрезать им бороды  

- Царь питал неприязнь к традиционной русской одежде – длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел указ: отныне надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны  

 

- Пётр ещё не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы, Россия всё более и более становилась похожей на европейскую страну.

 

- Пётр 1 был предан России. В результате всей деятельности Петра 1 Россия превратилась в великую державу.

За выдающиеся заслуги в 1721 г. Пётр был назван Великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства  

Слушают сценку. Оценивают поступок царя.

 Реформы в образовании При Петре I было открыто 110 школ.

               Морская академия. Там учились будущие моряки.  

          Открывается много школ, в которых учились будущие инженеры, медики, переводчики. Росло число школ, в которых обучались ремеслу будущие плотники, кузнецы и мастера других профессий.   При крупных заводах организуется обучение разному мастерству: кузнечному, слесарному, столярному.    

         За 36 лет правления Петра I действительно, много сделал для просвещения народа.

Реформы в быту

          Изменилась одежда, появились парики, сбривались бороды у мужчин .

          Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. 

           Ассамблея - это бал. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер.

Включение знания в систему знаний

8

Самостоятельная работа с проверкой

 Вставьте в текст пропущенные имена и даты.

В _________ году родился первый император России __________. Он был _____ ребенком в семье. Отцом Петра I является царь __________________________________, а матерью - _________________________________. Отец Петра умер, когда мальчику исполнилось _____ года. После смерти отца на престол взошел старший сын от первого брака _______________. Когда Федор скончался, правителями стали малолетние __________ и _________. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры ______________. Она правила ________ лет.
После раскрытия заговора против __________, Софью сослали в монастырь, и он стал единоличны правителем.

П.: осуществлять выбор , находить ответ на поставленные задачи

К.: высказывают свое мнение в письменном виде.

Рефлексия

2

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 Историки     подсчитали, что для этих преобразований нужно было 210 лет.   Почему Петр  I  сделал это гораздо быстрее? Можно сказать, что благодаря его характеру? - Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

-Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха.   В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.

-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой. - Пётр 1 был предан России. В результате всей деятельности Петра 1 Россия превратилась в великую державу.

За выдающиеся заслуги в 1721 г. Пётр был назван Великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства  

Высказы-вания учащихся.

Л.: осознавать собственные достижения при изучении темы

К. : грамотно, четко и точно выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Пётр Великий"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Поклонимся великим тем годам»

1. Общеобразовательные: создание условий для расширения знаний о Великой Отечественной войне и ее героях; актуализировать знания  учащихся знаменательной дате – Великой Победы и ее значении в ист...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".

Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великая война и Великая Победа"

Целью урока было сформировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, о её героях, в том числе и героях – земляках....

Технологическая карта урока окружающего мира. «Петр I Великий. »

Технологическая карта урока окружающего мира. «Петр I Великий.  »...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...