Технологическая карта урока окружающего мира. 3 класс «Петр I Великий. »
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока окружающего мира. | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира.
Учитель: | Скрипникова Ирина Николаевна | |||
Класс | 3 «А» | |||
Предмет: | Окружающий мир | |||
Авторы учебника: | Н.Ф. Виноградова (Начальная школа XXI века) | |||
Тема урока. | «Петр I Великий. » | |||
Тип урока. | Урок открытия новых знаний. | |||
Цель: | Создать условия осмысления и овладения информацией о роли Петре I. в истории России. | |||
Задачи: |
| |||
Планируемые результаты Предметные Личностные результаты Универсаль-ные учебные действия (метапред-метные |
Проявляют способность осознанно воспринимать и оценивать содержание различной информации, участвуют в обсуждении, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, формируют проблемы, самостоятельно создают способы решения поискового характера. Высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами, уважают мнение других по обсуждаемой теме.
.Познавательные
Коммуникативные:
| |||
Оборудование | Учебник «Окружающий мир»3 класс (2 часть), автор Н.В. Виноградова , тетрадь «Окружающий мир», презентация по теме урока, портреты князей и Петра1, раздаточные карточки для индивидуальной работы и работы в парах. | |||
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты (Л-личностные, П-познавательные, К-коммуникативные, Р-регулятивные. ) |
Орг. момент. Мотивация 2м | Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Звучат фанфары труб
Прозвенел звонок. Будем слушать, рассуждать, | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | П.: самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Проверка домашнего задания | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Рассмотрите портреты известных вам людей. Назовите. Расскажите интересные факты из жизни каждого князя. 1.Князь Рюрик. Призвали князя, который славился умом, терпением и воинской доблестью, в 862 году. Рюриковичи правили более 700 лет. (17 лет) 2. Князь Олег. Умным был и храбрым воеводой. Завоевал много земель. Главным городом древней Руси сделал город Киев. 3. Князь Игорь (сын Рюрика) Игорь воевал с славянским племенем. Обложил их данью. Потребовал во второй раз. Древляне убили его за жадность. 4. Княгиня Ольга Была решительной и умной женщиной. Ольга отомстила за смерть своего мужа. 5. Владимир Красное Солнышко был внуком Ольги. Владимир был добрым и справедливым человеком. В годы правления на Руси было принято христианство. 6. Князь Ярослав Мудрый правил более 30 лет. Был грамотным и образованным человеком. Повелевал открыть школы « для людей всякого сословия» 7. Иван IV Грозный. Первым русским царем стал князь Иван 4 в 1547 году. На каком рисунке, по вашему мнению, изображён русский царь? | Ответы детей | П.: отвечать на поставленные вопросы. К.: слушать и понимают речь других. |
Актуализация знаний 4 | Послушайте отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. О ком в нем говорится? То академик, то герой, Почему этого человека вы не называли царём? В чём его необычность? - Сформулируйте тему урока. (Необычный царь) - Сегодня мы с вами поговорим о Петре I. -Назовите имя, отчество и фамилию этого преобразователя России. -Петр Алексеевич Романов. | Ответы учащихся. | П. : высказывать сое отношение к услышанному, структурировать знания. К.: грамотно и четко выражать свои мысли. | |
Постановка учебной задачи 4 | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. |
– Итак, тема нашего урока “Петр I Великий” Наша задача на уроке ответить на несколько вопросов. Задайте их сами. Кто такой Петр I? Почему его называют Великим? Каким правителем был Петр 1? - Что нового внёс в жизнь страны? В жизнь русского народа? Мы будем наблюдать , размышлять о том , что мы уже знаем, изучим много нового. - Посмотрите на даты, записанные на доске. Что они означают? На доске: 1672 1682 - 1725 1698
| Вопросы учащихся . Участвуют в диалоге Формулируют тему урока. Высказывают предположения о необычности царя. | Р. :высказывать свое предположение на основе работы с портретами, принимать и сохранять учебную задачу
|
Открытие нового знания 10 | 1.Петр Алексеевич Романов первый российский император. Родился в Москве, в Кремле 30 мая 1672 года. 2.Петр был четырнадцатым ребенком у отца, Алексея Михайловича (Тишайший, 1645-1676) и первым у матери Натальи Кирилловны (Нарышкина 1651-1694).Две жены -Евдокия Федоровна Лопухина, сын Алексей и Екатерина Алексеевна Михайлова, 4 ребенка умерли. 3. С одного года воспитывался няньками. Его детство прошло в подмосковных селах Коломенское и Преображенское. Мальчику исполнилось 4 года- умер Алексей Михайлович. 4.В пять лет Петра начали обучать азбуке. Уроки давал дьяк Никита Моисеевич Зотов. 5.Петр проявлял большой интерес к религии и наукам , обучался военной премудрости. В 1683 году в селе Преображенском, юный царь образовал «потешные полки» 6.В десять лет его провозгласили царем. У Петра были еще два старших брата Иван и Федор. Здоровьем слабые были . Правила его старшая сестра Софья 7 лет. Заговор Софьи провалился. 7. В 17 лет Петр утвердился на царствование . Софью отправили в монастырь. 8. Петр был высокого роста 204 см, но не богатырского сложения. Носил обувь 39 размера, а одежду 48 . 9.Обладал хорошей памятью. Знал немецкий, голландский, английский, французский языки. В совершенстве знал 14 ремесел. Он научился кораблестроению, навигации, изготовлению часов, брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, а также посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела и практиковался в хирургии. У Петра I практическая сметливость и сноровка, весёлость, кажущаяся прямота сочеталась со стихийными порывами в выражении как ласки, так и гнева, а иногда и с необузданной жестокостью. В гневе он мог избить приближённых. Жертвами своих злых шуток он избирал «знатных персон» и «старых бояр» . Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии. | Работа в парах. Самостоя-тельное добывание знаний. Складывают пазлы , читают предложения.Изучают презентацию.
| П. : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, решение проблем. К. : уметь выражать свои мысли. Р. : оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею) | |
Физминутка 1 | Формирование ценностного отношения | ФИЗМИНУТКА Слава, слава государю! Новый город основал: И столицею назвал. Известен всем он на слух – Это Санкт – Петербург. А в войне поворот Есть у нас военный флот! Что за крик, что за гул?! – Кричат бояре: «Караул!» Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, Шубы древние снимать, Длинны бороды сбривать, Заставляет царь учиться Всех боярских сыновей, Затевает маскарады – Чтоб жилось веселей. Много, много перемен – Трудно с этим согласиться! Что интересного узнали из физминутки? | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. |
| А сейчас сыграем в игру « Веришь - не веришь» 1. - Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осенью, 1 сентября? (Да. - Именно Пётр 1 ввёл в 1700 году новый календарь, по которому год начинался с 1 января.) 2. - Верите ли вы, что со времён Петра 1 в нашей стране появилось телевидение? ( Нет, в Америке в 1936 году) 3. - Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России петровских времён стали выпускать газету? Главным редактором был Петр I? (Да.- Действительно, первая русская газета появилась при Петре 1. ) 4. - Верите ли вы, что первый самолёт был построен при Петре 1? (Нет. В России построили первый самолет в 1864году ) 5.- Верите ли вы, что царь Пётр за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книги, старинное оружие? (Да. Таким образом, был создан первый русский музей- Кунсткамера, Публичная библиотека ) - Они существуют и по сей день в Санкт-Петербурге. |
Учащиеся работают по группам. | П. : уметь работать с текстом, анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Л. : выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. Р. : оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений | |
разговор двух купцов (Сценка) Савелий: Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да ещё под именем и в одежде простого дворянина. Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ему это? Савелий: Да, говорят, учиться всем ремёслам: и плотницкому делу, и кузнечному, и корабельному, и морской науке. Кузьма: Не царское это дело, а мужицкое. Петр 1 В чём необычность поступка Петра? - Зачем царь Пётр 1 отправился за границу? - Пётр 1 понимал, что для управления страной нужны грамотные и образованные люди. Поэтому сам прожил за границей 1 год и 3 месяца под именем рабочего Петра Михайловича, чтобы изучать разные науки. - По возвращении из-за границы, бояре поспешили поприветствовать царя. Но он обошёлся с боярами самым непредвиденным образом. Пётр велел достать ножницы и стал отрезать им бороды - Царь питал неприязнь к традиционной русской одежде – длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел указ: отныне надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны
- Пётр ещё не раз выезжал за границу, и каждый раз по его возвращении из Европы, Россия всё более и более становилась похожей на европейскую страну.
- Пётр 1 был предан России. В результате всей деятельности Петра 1 Россия превратилась в великую державу. За выдающиеся заслуги в 1721 г. Пётр был назван Великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства | Слушают сценку. Оценивают поступок царя. | |||
Реформы в образовании При Петре I было открыто 110 школ. Морская академия. Там учились будущие моряки. Открывается много школ, в которых учились будущие инженеры, медики, переводчики. Росло число школ, в которых обучались ремеслу будущие плотники, кузнецы и мастера других профессий. При крупных заводах организуется обучение разному мастерству: кузнечному, слесарному, столярному. За 36 лет правления Петра I действительно, много сделал для просвещения народа. Реформы в быту Изменилась одежда, появились парики, сбривались бороды у мужчин . Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Ассамблея - это бал. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер. | ||||
Включение знания в систему знаний 8 | Самостоятельная работа с проверкой | Вставьте в текст пропущенные имена и даты. | П.: осуществлять выбор , находить ответ на поставленные задачи К.: высказывают свое мнение в письменном виде. | |
Рефлексия 2 | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Историки подсчитали, что для этих преобразований нужно было 210 лет. Почему Петр I сделал это гораздо быстрее? Можно сказать, что благодаря его характеру? - Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе? -Петр I – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. В то же время он был яркой индивидуальностью во всём, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеями и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов. -Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой. - Пётр 1 был предан России. В результате всей деятельности Петра 1 Россия превратилась в великую державу. За выдающиеся заслуги в 1721 г. Пётр был назван Великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства | Высказы-вания учащихся. | Л.: осознавать собственные достижения при изучении темы К. : грамотно, четко и точно выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Пётр Великий"
Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Поклонимся великим тем годам»
1. Общеобразовательные: создание условий для расширения знаний о Великой Отечественной войне и ее героях; актуализировать знания учащихся знаменательной дате – Великой Победы и ее значении в ист...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...
Технологическая карта урока окружающего мира "Великая война и Великая Победа"
Целью урока было сформировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, о её героях, в том числе и героях – земляках....
Технологическая карта урока окружающего мира. «Петр I Великий. »
Технологическая карта урока окружающего мира. «Петр I Великий. »...
Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...