Окружающий мир "Экономика и экология"
материал по окружающему миру (3 класс)
Открытый урок по теме экономика и экология 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_i_ekologiya.pptx | 2.11 МБ |
teh.karta_.docx | 52.76 КБ |
ekologiya.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания 1.Что такое семейный бюджет? Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи. 2.Для чего он нужен? Семейный бюджет нужен для правильного ведения домашнего хозяйства. 3. Что такое потребности? Потребности – это желания. 4. Удовлетворение разнообразных потребностей людей – главная задача … (экономики). Удовлетворение разнообразных потребностей людей – главная задача… (экономики). Удовлетворение разнообразных потребностей людей – главная задача… (экономики).
Экономика - Что позволяет понять нам экономика? Экономика позволяет нам понять, что такое экономические потребности, какие нужны товары и услуги, зачем нужны деньги. - А что значит экономить? Экономить, значит быть бережливым и хозяй - свенным ; экономить деньги, электричество, воду, газ, еду.
Экономика «Зачем живем?» и «Что оставим после?» Пустыню, радиацию, разгром, Седую Землю, клены, ивы сосны. И это, если сами не умрем… Измучена и выжжена природа: Вулканы, горы лишь вокруг меня. Становится ведь хуже год от года. Ах бедная любимая Земля!..
Экономика - Что такое экология? Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. - Какие 5 признаков жизни вы знаете? Всё живое размножается, развивается, дышит, питается, умирает. Экономика и экология
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни .» В.А.Сухомлинский
Все в природе взаимосвязано
Земля – наш общий Дом. И как важно, чтобы в Доме нашем не было печали, горя, чтобы в нём царило спокойствие, мир и счастье. Но в наш беспокойный, бурный век на нашей планете не всё благополучно. Земля, наш крошечный Дом, летящий в огромном космическом пространстве, плачет…
две стороны экономики удовлетворение потребностей экономика людей загрязнение окружающей среды
Экологическая катастрофа Наверняка вы знаете о существовании Аральского моря. В переводе с узбекского слово « арал » как раз и означает «море». Получается: «морское море». На самом деле это озеро, правда огромное и соленое. Вот впечатление о нем очевидца: «...Итак, очутился на берегу этого моря-озера. Гляжу, волны есть... песчаные. И корабли есть... ржавые. Многие лежат на боку. А воды нет. Как же десятки кораблей занесло сюда, на сушу?»
Экологическая катастрофа 26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС (в СССР) произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. В атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Зараженное облако прошло над европейской частью России, Восточной Европой и Скандинавией. Двести тысяч человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Десятки лет на этой территории нельзя будет жить из-за загрязнения воздуха, воды, почвы.
Экологическая катастрофа В апреле 2010 г. на нефтяной вышке в Мексиканском заливе прогремел взрыв, в результате которого погибли 11 рабочих. Сама вышка рухнула в море, а в океан вылились тонны нефти, загрязняя воду и береговую линию, громя экономику городов и уничтожая окружающую среду. Три месяца из разрушенной подземной скважины лилась нефть в воды Мексиканского залива. Нефтяная пленка покрыла тысячи квадратных километров водной поверхности. Погибали морские черепахи, птицы, дельфины, рыбы, кораллы .
Экономика и экология Вывод: Экономика должна быть полезной - Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.
Экономика и экология Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху? Как сберечь чистоту воздуха?
Экономика и экология Без растений невозможна жизнь на планете. Растения насыщают воздух кислородом, очищают от пыли и вредных примесей. Их называют «лёгкими планеты». Ежедневно требуется 15000 литров чистого воздуха, тогда как только один автомобиль, проехавший 100 км, потребляет годовую норму воздуха для одного человека.
Экономика и экология Какое значение имеет вода в жизни людей, растений, животных? Как экономить воду? Как её охранять?
Экономика и экология Что такое почва? Какое значение имеет почва для жизни на земле? Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. Какой вред человек наносит почве? Как нужно охранять почву?
Экономика и экология ЭКОНОМИКА ПОЛЬЗА ВРЕД ядохимикаты газы от транспорта затапливание плодородных земель затапливание лесов
Экономика и экология Итог: - Как уменьшить вред, который наносит экономика? Необходимо изучать, предвидеть вероятность возникновения экологической катастрофы, использовать экологические прогнозы. - А вы какие выводы сделали для себя?
От тебя зависит какой станет планета завтра!
Домашнее задание с.79-84 с.84, задания 2 и 3.
Предварительный просмотр:
Тема: Экономика и экология.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 класс, УМК «Школа России».
Учитель: Махнычёва Инна Николаевна
Оборудование:
- презентация к уроку;
- компьютер, проектор, экран;
- рисунок земного шара;
- учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир», «Экологические катастрофы»
- средства обратной связи;
- «Ковёр идей», карточки – цветочки;
- рисунки детей.
Технологическая карта изучения темы
Тема: | Экономика и экология. |
Тип урока по целеполаганию: | Урок первичного предъявления новых знаний. |
Цель урока: | 1.познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии 2.Дать учащимся представление о второй стороне экономики. 3.Показать отрицательное влияние экономики на окружающую среду. Найти причины и пути решения данной проблемы. |
Задачи урока: |
-создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической катастрофе, -формировать представление о том, что такое экологический прогноз. 2. развивающие: -содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; - способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; - развивать критическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками; 3. воспитательные: - создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, - создавать атмосферу радости от совместного труда. |
Основные термины и понятия темы: | «Экологическая катастрофа», «Экологический прогноз». Экономика. Экология. |
Личностные УУД: | -Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; -развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Предметные результаты: |
- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию об «экологической катастрофе»; - приводить примеры; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Метапредметные УУД: | Познавательные УУД: - освоение способов решения проблем поискового характера; - освоение основ познавательной рефлексии; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, - установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, - овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; - овладение базовыми предметными понятиями, - высказывать свое предположение; Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Коммуникативные УУД: - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - готовность слушать собеседника и вести диалог; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Ход урока.
1 этап: Самоопределение к деятельности. | ||
Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. | ||
1.Организация учащихся. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Встаньте и повернитесь к гостям. Поприветствуйте кивком головы. Садитесь. 2.Фронтальный опрос Долго составлял экономист План расходов и доходов, В чернилах весь его манжет. Зато готов для всех… (бюджет). -Какие виды бюджета вы знаете? (государственный и семейный) - Что такое семейный бюджет? - Для чего он нужен?
Послушайте стихотворение и скажите какая проблема поднимается в этом стихотворении?
« Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это - Земля. (Прикрепляю на доску рисунок планеты Земля) Жизнь начинается. | Дети настраиваются на урок. Отвечают на вопросы. | |
2 этап: Актуализация знаний, целеполагание. | ||
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся. Формируемые УУД: овладение логическим действием обобщения, построение рассуждений на основе известных понятий. | ||
Учитель: Ребята, я предлагаю посмотреть ролик, подумайте: есть ли связь между окружающей средой человеком? 2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!»
Учитель:− С каким настроением смотрели фильм? Скажите своё мнение об увиденном. Вывод: Что человек без природы не может существовать. -Нам предстоит сделать много открытий. Будьте старательными, внимательными, активными. −Давайте смотреть дальше. (идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах) Учитель:− изменилось ли у вас настроение? Почему? -Что вы увидели? -(Стало грустно. Настроение испортилось, потому что мы увидели плохое состояние природы) -как вредит дым окружающий среде, людям? -Как влияют на состояние окружающей среды сточные воды? -Почему так много мусора? -Какое отношение ко всему этому имеет ГЭС? -Закройте на минуту глаза и представьте себя рядом. Хотели бы вы жить в таком мире? Земля облачается в грустный вид Это интересно Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды. Автомобиль, проехавший 100 км потребляет годовую норму воздуха на одного человека -Что может случиться в будущем , если это не остановить? Экологическая катастрофа - Какая наука занимается предотвращением этого? - Перед просмотром ролика я задала вопрос: есть ли связь между окружающей средой и человеком? «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание. Слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.»
-Эти слова принадлежат великому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Вывод: Земля – наш общий Дом. И как важно, чтобы в Доме нашем не было печали, горя, чтобы в нём царило спокойствие, мир и счастье. Но в наш беспокойный, бурный век на нашей планете не всё благополучно. Земля, наш крошечный Дом, летящий в огромном космическом пространстве, плачет… | Ученики отвечают, высказывают свои предположения. Смотрят ролик. Отвечают на вопросы учителя. | |
3. Поисково-исследовательский этап. (Постановка учебной задачи, открытие новых знаний). | ||
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока, решения учебной задачи и нахождение путей её решения. ФормируемыеУУД умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить; готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий, овладение начальными сведениями об экологической безопасности человека, о цепи загрязнения, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе, в воде, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. | ||
Учитель: Перед вами условные обозначения: таблички (синий - потребители, оранжевый - экономисты, зелёный - экологи).
Д (потребители): Нарвать красивых цветов это хорошо. Их можно подарить кому-нибудь, они хорошо пахнут. Когда в комнате стоят цветы, становится уютно. Д (экономисты): Рвать цветы можно, но разумно. Это выгода, так как их можно продать, будут деньги, а на деньги можно купить что хочешь. Д (экологи): Природу нужно беречь, нельзя забывать о правилах поведения в природе, нужно поступать так, чтобы не нанести ей вред! Ученик читает стихотворение: Если я сорву цветок, - Какой же мы сделаем вывод? Д: Потребители и экономисты ищут выгоду для себя. Экологи поступают правильно, по законам природы. А если не будем соблюдать правила природы, то будут происходить экологические катастрофы, а они опасны для всего живого на земле. Физминутка | Высказывают свои предположения. Повторяют движения за героями ролика. | |
–Сегодня на уроке мы поговорим с вами о двух сторонах экономики. -Первую сторону вы уже назвали . Для чего нам необходима экономика? -Вторую сторону экономики вы назовёте сейчас сами. -Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей? (бутылка, салфетка, пакет) -Как? -Что сделает человек с этими предметами, когда их использует? -Куда выбросит? -Все ли люди так поступают? -Что произойдёт с планетой, если все будут разбрасывать мусор? -Так какая вторая неприятная и опасная сторона экономики -Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, но и вред окружающей среде. -У нас существует проблема – какая? ( нанесение вреда природе.) Таким образом, основное противоречие между экономическим и экологическим развитием заключается в том, что, с одной стороны, экономика должна развиваться, с другой стороны, это развитие порождает пагубные для окружающей среды последствия.
Мы говорим, что экономика нужна , чтобы правильно вести хозяйство, а хозяйственная деятельность наносит вред природе и здоровью людей. Оъявляется СУД над экономикой Прошу сторону обвинения и сторону защиты занять свои места. Судья Слово предоставляется стороне обвинения 1.Аральское море до усыхания являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда Минсельхоз СССР стал забирать большую часть стока Сырдарьи и Амударьи в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляла около четверти первоначальной, а объем воды - около 10 %.Чернобыльская катастрофа, СССРРазрушение 26 апреля 1986 года четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, расположенной на территории Украинской ССР (ныне - Украина). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от ее последствий людей, так и по экономическому ущербу. Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon в Мексиканском заливе Слово предоставляется стороне защиты - Экономика играет огромную роль в жизни общества Политическую, социальную и духовную. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. 1.Покупка в магазине 2.Поездка на машине 3. Строительство нового жилого комплекса 4. Компьютеризация и механизация производства ведёт к облегчению труда людей 5.Перевозка грузов 6.Увеличение капитала 7.Обеспечение водой, электроэнергией 8.Быстрый способ получение информации (телевидение, интернет, сот. связь) 9. Культура. 10.Образование Приглашается свидетель: 1.Зато заводы строим 2.Согласна, что без фабрик Прошу вас посовещаться и вынести решение Вывод: Экономика должна быть полезной - Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы. | Высказывают свои предположения. Смотрят слайды Дети делают сообщения по теме. | |
4. Практический этап. (Групповая работа). | ||
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи, обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять проверку группового задания; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность слушать собеседника. | ||
Бывают еще и экологические прогнозы. Ученые – экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу. Экологи могут предсказать, например, что будет , если: - произойдет авария нефтеналивного танкера; - если на реке построят плотину; - если в озеро сбросят ядовитые отходы производства. Экологи помогают решить, будет ли безопасным для окружающей среды предприятие, которое предполагается построить, можно ли его строить в том или ином месте. - От чего могут уберечь людей экологические прогнозы? Экологические прогнозы могут уберечь людей от многих поступков, опасных и для природы, и для самого себя. Экология подсказывает, как лучше вести хозяйство, чтобы сохранить природу, не повредить человеку. - Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать. | Смотрят слайды Развитие познавательной активности. Проблемный метод. Развитие умения осуществлять умозаключения на основе раннее приобретённых знаний Использование наглядного материала способствует более качественному усвоению учебного материала. Развитие умения самовыражаться, опираясь на полученные знания, личный опыт и наблюдения. | |
5.Рефлексивно-оценочный этап. | ||
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. | ||
Игра «Экологический светофор».
1)индивидуализация деятельности. -Ребята, мы с вами теперь знаем причины загрязнения окружающей среды и знаем, что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию -А теперь попробуйте ответить самому себе: Что лично я сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию? Какие конкретно действия сделаю? ( посажу растения, уберу мусор) Ученики пишут на индивидуальных листочках свои идеи и вывешивают их на «Ковре идей». -Ребята, вы наше будущее и оттого, как вы будете учиться, а в дальнейшем работать промышленниками, экологами, учителями, водителями зависит будущее вашего города, нашей страны, нашей планеты. -И чтобы спасти нашу планету от экологической катастрофы необходимо в первую очередь начать с себя. Сегодня вы очень хорошо потрудились и показали, что за будущее нашей планеты не надо беспокоиться планета Земля улыбается | Высказывают свои предположения. Высказывают свои идеи и защищают их. Обсуждают интересные идеи. «Ковёр идей» является одним из методов решения проблемы. Он позволяет перейти от анализа причин к решению проблемы. Способствует развитию умений устанавливать причинно-следственные связи. | |
Пусть живёт с человеком природа, Как с хорошим соседом всегда. Будут чистыми для народа. Луг и поле, земля и вода. Берегите землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики... Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем Ласточку, мелькающую в жите, Берегите Землю! Берегите! ... Желаю вам, ребята Д/з с.79-84 С.84, задания 2 и 3 Встаньте, повернитесь к гостям , попрощайтесь!
| Дети высказываются в течение 2 минут. Делают выводы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Осуществляют самооценку. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И только ахает природа… Весна! Ручьи не умолкают: Потоки в буйстве – там и тут. И в наше озеро стекают И удобренья и мазут.
Весь берег стал похож на свалку- Чего, чего тут только нет: Объедки, старые мочалки, Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года По берегам озер и рек, И сокрушается природа: -Зачем все это, Человек?!
Иду таёжною долиной… И снова – горькие слова: У сосен высохли вершины, С берез осыпалась листва,
На травах – черные болячки – Беда, куда ни погляди… И разъяснил мне егерь смачно: - А что? Кислотные дожди…
Лес плакал, точно в непогоду, Скрипучей жалобой калек, И я услышал от природы: Что натворил ты человек?!
Раз в туристическом вояже Я искупаться захотел. Но прогулялся возле пляжа И, верь, раздеться не посмел. Тянуло от воды отравой – Шибали запахи волной. Не море – сточная канава Плескались тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы, Шумел космический наш век. Но грустным был венец природы – Её созданье - Человек. Наш разум стал Природе игом! А не случится вдруг ли так, Что нам самим до Красной книги Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций И от химических новаций Не раз рвалась потомства нить. Волна чудовищных мутаций Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься… Вопрос ребром: быть иль не быть? Никто за нас того вопроса И не подумает решить. А между тем всё час за часом Мы продолжаем зло вершить. И вот уж нет лесных запасов, Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу, Тревожа мирный наш ночлег, И только ахает Природа: - Да сын ли ты мне, Человек? (В. Глебов).
Викторина «Береги природу».
з о к а л ь д о ш а к а б е л д е в ь д е м б а о б ч а к ш а у г к я л коза лошадь белка медведь бабочка лягушка
Презентацию подготовила Махнычёва Инна Николаевна МОУ « Репецкая СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
Творческий проект учащихся 2 класса по окружающему миру и экологии "Исследования ведут знатоки"
В рамках проекта по окружающему миру и экологии учащиеся разделились на группы: "юнаты", "зелёный патруль", "экологи", "зоологи". Ребята собирали информацию, обрабатывали её. Она представл...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ЭКОЛОГИИ В 1 КЛАССЕ
ЦЕЛЬ: Закрепить знания о влиянии человека на окружающую среду, закрепить понимание многосторонней ценности природы, сформировать первоначальные представления об экологии и ее роли в жи...
Интегрированный урок по окружающему миру. Тема "Экология города". 4 класс
Тема события : ЭКОЛОГИЯ ГОРОДАПредметы: окружающий мир, информатика, ИЗО, технология, литература.Цель:а) дать понятие об экологии, как науке, о взаимосвязях живых систем различных уровней с окру...
Окружающий мир тема "Экология"
Тема "Что такое экология?"Класс:3Цель: Формирование представления: об экологии как науке, окружающей среде....
Урок окружающего мира " Проблемы экологии"
Сформировать понятие об охране природы, о Красной книге, о заповедниках и заказниках;Дать представление об экологической обстановке на планете на настоящий момент...
Грамоты детей за Всероссийскую олимпиаду по окружающему миру и экологии
Грамоты детей за Всероссийскую олимпиаду по окружающему миру и экологии 2022 год...