Урок окружающего мира " Проблемы экологии"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Южанинова Людмила Гаязовна
  1. Сформировать понятие об охране природы, о Красной книге, о заповедниках и заказниках;
  2. Дать представление об экологической обстановке на планете на настоящий момент;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.urok_po_okr_miru_4_klass.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (4 класс)  на тему: Проблемы  экологии 

Цель: воспитание чувства ответственности за природу нашей планеты.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать понятие об охране природы, о Красной книге, о заповедниках и заказниках;
  2. Дать представление об экологической обстановке на планете на настоящий момент;
  3. Учить делать сообщения на природоведческую тематику, учить работе с картой.

Развивающие:

Развивать речь, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за её безопасность, воспитывать потребность в мероприятиях по охране природы.

Ход урока:

  1. Орг. момент, сообщение темы:

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об экологии. Экология – это наука о взаимосвязях в природе.

(дети читают стихи):

Услышу ль сосен шум в полдневный час?

Журчанье струй средь камушков у брода?

О, люди, мыслю я, что есть у всех у нас

Мать одна по имени Природа!

У неё для всех хватает доброты.

И мы живём, запечатлев навеки,

В душе её прекрасные черты

Поля, луга, леса, моря и реки.

Но если…  Впрочем в наш жестокий век понятно всем,

Что это если значит. О, человек!

Природа – мать ни рек и не морей от глаз твоих не прячет.

Ни рослых трав, ни голубых озёр…

Цени её доверие. Природы!

Не обмани её! И в тёмный лес входи, как в храм,

Под мраморные своды.

2. Обоснование темы. Действительно, ребята, мы с вами должны ценить природу, заботиться о ней. Вот послушайте, что может произойти, если человек будет варварски относиться к природе, губить её… (дети читают стихи):

Послушайте! Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая… Но мы её любили, дети,

Её  она ведь первою была для нас и, значит,

Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь зелёная, и хвощ болотный вылез…

Как будто люди целью задались убить её  и своего добились…

Да, разрушить природу очень легко. Послушайте печальные факты…

У.: Однажды учёные исследовали дно реки. На участке дна длиной 5 км они обнаружили:

  • 14 крупных железобетонных плит;
  • 16 больших труб;
  • 34 куска рельсов;
  • 9 мотков колючей проволоки;
  • 27 изогнутых железных листов;
  • 43 огнетушителя;
  • 18 пил, 31 топор, 112 санок, 36 сковородок;
  • 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 2214 консервных банок и многое другое.

У.: А в завершение этой печальной картины посмотрите презентациюо том, к каким печальным последствиям может привести неразумная, варварская деятельность человека в природе. (демонстрация презентация)

3. Основная часть. Ребята, из этой ситуации есть выход. Какой? (забота, охрана природы)

Кто же должен заботиться об охране природы? (государство и каждый из нас)

На доске появляется схема:

ЭКОЛОГИЯ

ГОСУДАРСТВО     КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК

Каким образом государство может заботиться о сохранении природы? (заповедники, Красная книга, контроль промышленных предприятий)

Схема дополняется соответствующими пунктами.

3. 1.  Красная книга

Ребята, посмотрите, как выглядит Красная книга. Какие растения и животные в неё занесены? (редкие) Да, но в этой книге есть отдельные странички об исчезнувших растениях и животных (чёрные), о тех, которые в данный момент нуждаются в охране (красные), и о тех, чья численность сейчас восстановлена (зелёные).

3. 2. Заповедники

Для того, чтобы спасти исчезающие виды растений и животных, создаются заповедники и заказники. Вы знаете, в чём их отличие? (в заповедниках охраняется вся природа, а в заказниках – определённые виды растений и животных).

Послушайте, какие заповедники созданы на территории нашей страны (учитель показывает заповедники на карте и называет их).

А теперь послушайте описания некоторых растений и животных, которые охраняются в этих заповедниках.

(Дети делают краткие доклады и прикрепляют фото своего объекта живой природы на карту в том месте, где он обитает и охраняется.)

3. 3. Контроль предприятий

Ребята, вы, конечно, понимаете, что необходимо предотвращать загрязнение окружающей среды заводами и фабриками. Для этого государство должно контролировать постройку очистных сооружений, штрафовать предприятия за несоблюдение природоохранных правил.

Таким образом, государство играет очень важную роль в охране природы.

Физминутка.

3. 4. Роль каждого человека

Но не только государство, но и каждый человек должен заботиться об охране окружающей среды (учитель читает стихотворение):

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте!

Посмотрите видеосюжеты, которые мы специально смоделировали для того, чтобы вы могли перечислить основные правила поведения человека в природе.

Предлагаются видеосюжеты

-компания в лесу оставляет мусор;

-бедная урна.

Далее следует обсуждение увиденного, и дети формулируют правила поведения человека в природе.

4. Подведение итогов

Ребята, чтобы лучше запомнить всё, что мы с вами обсуждали сегодня, отгадайте экологический кроссворд. Разгадав его, вы получите слово, которое является самым важным на нашем уроке.

В кроссворде предлагаются следующие вопросы:

1 – человек, который занимается проблемами экологии (эколог)

2 – книга, в которой записаны редкие растения и животные (красная)

3 – территория, на которой все растения и животные взяты под строгую охрану (заповедник)

4 – природное богатство Земли, лёгкие планеты (лес)

5 – для предотвращения загрязнения окружающей среды предприятия обязаны строить очистные ... (сооружения)

6 – что может произойти с растениями и животными  из-за загрязнения человеком окружающей среды (гибель)

7 – всё, что не сделано руками человека, называется … (природа)

8 – против какого действия над природой борются не только экологи,  но и все здравомыслящие люди (загрязнение)

Разгадав кроссворд, дети получают слово экология.

Действительно, это очень важное слово не только на сегодняшнем уроке, но и каждый день в течение всей нашей жизни. Ведь только от нас зависит, какой будет наша планета, такой… (демонстрация иллюстрации безжизненной природы) или такой… (демонстрация фотографии зелёного леса). Мы в ответе за нашу прекрасную голубую планету! Помните об этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...