Технологическая карта "Как построить дом"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта для урока окружающего мира во 2 классе на тему "Как построить дом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_postroit_dom.docx | 33.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе (УМК «Школа России») Учитель: Попова А.И. | |
Тема урока | Как построить дом. |
Педагогическая цель | Расширить представления детей о профессии «строитель», о разных жилищах, строительных материалах и строительных машинах; создать условия для формирования умения выявлять характерные особенности возведения деревянных, кирпичных и панельных домов. |
Тип урока | Открытие новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные) | Узнают, как работают строители в городе и селе, научатся узнавать различные строительные машины и материала, рассказывать об их назначении; узнают на какие виды можно разделить транспорт, рассказывать об истории транспорта, используя информацию из учебных материалов. |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; работают на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее осуществления; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста). |
Основные понятия и термины | Строительство, одноэтажные и многоэтажные дома, панельный дом, кирпичный дом, панельный дом, винтовая лестница. |
Методы и формы работы | Словесный, наглядный; фронтальная, индивидуальная, парная. |
Образовательные ресурсы | Учебник. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя и готовности к уроку. | Приветствие. | – Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Игоревна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. | Учитель приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. | |
Эмоциональный настрой. | – «Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь!» | Эмоционально настраивает учащихся на урок. | Слушают учителя, эмоционально настраиваются на работу. | ||
Проверка готовности к уроку. | – Давайте проверим готовность к уроку? Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет: учебник и ручка. – Хорошо, молодцы! Начинаем наш урок. | Проверяет положение учеников за партами, наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Готовятся к уроку, организуют своё рабочее место. | ||
Цель: выявление опорных знаний и способов действий. | Просмотр видеофрагмента. | – Я предлагаю Вам очень внимательно посмотреть небольшой отрывок из мультфильма и ответить на вопрос: в каком доме вы бы сами предпочли жить? – Вы все узнали сказку. Как она называется? (Три поросенка) –Из каких материалов были построены дома? (Из соломы и веток, досок, кирпича и камня) Скажите, в каком доме вам бы хотелось жить? – Почему? –Из чего был построен уцелевший дом? (Из кирпича) – Правильно. Обратите внимание, что поросёнок говорил: «Я строю дом из кирпича. Я строю дом из камня». Кирпич – это искусственный камень правильной формы, производимый из минеральных материалов, обладающих свойством камня. – Почему волку удалось сломать дома поросят? (Они были не прочными) – Выскажите своё мнение, каким должен быть дом. (Надежным) | Дает целевую установку, задает вопросы по просмотренному материалу. | Внимательно смотрят видео, анализируют, дают ответ на вопрос. | |
III. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока; | Формулировка задач и темы урока | – А сейчас мы с вами сформулируем тему урока с помощью стихотворения. Пять лет назад дом возведён – – Сформулируйте тему нашего урока. (Как построить дом). | Подводит учащихся к формулированию темы и задачи урока. | Формулируют под руководством учителя тему и задачи урока. | |
IV.Изучение нового материала Цель: усвоение новых знаний и способов деятельности. | 1.Беседа по теме урока | – Одна из древнейших профессий — это строители. Строительство начало развиваться ещё в первобытном строе, когда человекоподобные существа начали прятаться от природных стихий: ливней, ветра, снега, жары, а также спасаться от хищных животных. Сначала эти убежища были небольшими углублениями в пещерах, где дверью в них служили шкуры убитых животных. Чуть позднее появились надземные сооружения — шалаши, стенами которых служили ветки и прутья. Но прошли миллионы лет, и с развитием человечества появились первые землянки — углубления в грунте без окон и дверей. Вход в такую землянку закрывался ветками, но из-за отсутствия стен боковые стороны жилища осыпались грунтом. Более смекалистые придумали укреплять осыпающиеся стороны стволами деревьев. Теперь их можно было назвать стенами. Затем появились первые деревянные избы, стенами служили срубы деревьев. Так же популярностью пользовались каменные дома. – Почему людям когда-то пришла в голову идея строить жилища? (Чтобы защитить себя от погодных условий) – Какими были первые сооружения? Назовите их. (Они были из камня, палок, земли и бревен. Пещера, шалаш, землянка, изба) –Жители поселков в Древней Руси строили деревянные избы. Поскольку леса в стране было предостаточно, то запастись бревнами мог каждый. Для ремонта избы требовались только бревна и доски. В зависимости от нужных габаритов можно было подобрать подходящий сруб и сразу же нанять плотников, которые собрали бы дом. Бревна укладывали таким образом, чтобы они были связаны между собой по всем 4 углам. Деревянные постройки были двух видов: летние - холодные и зимние -оборудованные печью либо очагом – Знаете ли вы какие-нибудь обряды, связанные с постройкой домов? – На Руси место для возведения новой избы в деревне выбирали особенно тщательно. Нельзя было строить дом на месте бывшей бани, дороги или кладбища. Некоторые славянские племена доверяли выбор места для дома животным. Они выводили из хлева корову и смотрели, куда она ляжет, это место считалось удачным. | Проводит беседу по теме урока | Слушают учителя, рассматривают и анализируют изображения. | |
2.Работа над пословицами и поговорками | – Обратите внимание на доску, сейчас мы поработаем с пословицами. Чем они похожи (В них говорится о домах) – Что значит «Дом вести — не лапти плести»? (Поддерживать дом в хорошем состоянии тяжелее, чем изготовить обувь) – Видите ли вы ещё одну пословицу с похожим толкованием? (Да, «Домом жить - не разиня рот ходить») – Дайте толкование следующей пословице «А домик-то хоть гнилой, а свой.» (Лучше жить в своём доме, чем в чужом) – Видите ли вы ещё одну пословицу с похожим толкованием? (Да, «За горами хорошо петь песни, а жить дома лучше») – О чём говорится в следующей пословице «Одно кривое окно весь фасад портит»? (Нужно делать всё аккуратно) – Видите ли вы ещё одну пословицу с похожим толкованием? (Да, «Правой рукой строит, а левой ломает») | Предлагает дать толкованием пословицам, сопоставить их между собой. | Работают с пословицами, дают им толкование, сравнивают между собой. | ||
3.Беседа по теме урока | – Ребята, мы с вами живем на Кубани. Вспомните, изучали ли вы на уроках Кубановедение особенности строения домов на Кубани? – Первым делом казаки выбирали место постройки – опасными считались места, где в прошлом были дороги, перекрестки или ранее сгорел дом. Чтобы проверить выбранное место, обращались к гаданиям: на ночь на углах предполагаемого дома оставляли небольшие горстки зерна. Утром смотрели, и если горстки были кем-то разорены, переходили на другой участок, считая, что здесь прибыли не будет. Если же зерно оставалось нетронутым, закладку дома начинали, но прежде приглашали священника, чтобы он освятил участок. – Видели ли вы саманные дома? – Где можно увидеть, как выглядели дома раньше? (В учебниках, в интернете, в музее) – Какие какие ещё строили дома на Кубани? (Турлучные и рубленые) – Какие названные мной обряды вы запомнили? –Прошла ещё тысяча лет, и быт человека становился всё цивилизованней и цивилизованней. Дома из брёвен начали утеплять, появились дома из камня. Прошло ещё несколько столетий, когда строительство начали называть отраслью. Появилось очень много строительных технологий, по монтажу самих зданий. Это и панельное домостроение, и каркасно-панельное, кирпичное, монолитное, деревянное, смешанное, где каркас делается монолитным, а стены наружные и внутренние из кирпича или из крупных блоков. –Предположите, какой основной материал используется для постройки домов исходя из их названных. (Панели, кирпич, монолит и дерево) Самые популярные дома в России – кирпичные. Этапы строения: если на территории нет домов или сооружений, для её отчистки используются мощные бульдозеры. С помощью этих землеройно-транспортных машин убирают габаритный мусор, небольшие деревья и кустарники. Если на объекте расположены здания, то их постепенно разрушают с помощью демонтажной спецтехники: экскаваторы, гидромолоты. Для погрузки строительного мусора, грунта в машины применяются вместительные фронтальные погрузчики. Затем используются бульдозеры для финальной подготовки почвы. Основа любого дома – фундамент. Чтобы вырыть котлован, понадобится экскаватор. Во время строительства зданий больше двух этажей не обойтись без подъемного крана. Для доставки бетона используются бетономешалки. После подготовки основания дома кладется кирпич, который соединяется между собой с помощью цемента. Потом мастера кроют крышу выбранным материалом, например черепицей или шифером, а уже позднее люди будут заниматься стенами и полом внутри дома, установкой окон и дверей, отделкой фасада дома и дизайном интерьера. Для выполнения любой работы на высоте, в том числе отделки фасада и устройства кровли используются автовышки. – Итак ребята, какие дома строят в России чаще всего? (Кирпичные) – Какие ещё виды домов вы запомнили? (Деревянные, монолитные, каменные и тд) – Какие машины используют для строения домов? (бульдозеры, бетономешалки, автовышки и тд.) –Что делают люди, когда строят дом? Назовите поэтапно. (Очищают территорию, подготавливают фундамент, кладут кирпич, кроют крыши, установка дверей и окон, отделка фасада, дизайн интерьера) – Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какой дом могут построить в деревне, а какой в городе? – Правильно. В деревнях, селах и станицах чаще всего строят небольшие дома. Где-то это только одноэтажные домики, а где-то могут строится и маленькие дома, и многоэтажные. Но как правило, жилые дома не выше 5 этажей. В городах строят преимущественно высокие многоквартирные дома. Чем больше людей живет в городе, тем больше в нем домов и тем они выше. Бывают исключения. Если дом имеет историческую ценность, то их не сносят, а строят радом с ними дома таких же размеров или современные. – Посмотрите на слайд, как вам кажется, какой вариант выглядит лучше? – Сейчас для строительства домов используют все больше новых материалов и экспериментируют с формами. Некоторые из построек становятся арт-объектами. Дом-камень в Португалии, сумасшедший дом во Вьетнаме, дом-башмак в США, дом-планета в ОАЭ, дом Сутягина в России. Существует ещё множество интересных и необычных домов, малую часть которых вы можете увидеть в презентации. – Видели ли вы необычные дома в жизни? Расскажите о них. – Какой дом вам показался самым интересным? – Хотели ли бы вы жить в каком-то из домов? Почему? | Проводит беседу по теме урока | Слушают учителя, рассматривают и анализируют изображения. | ||
4. Работа с учебником. (стр. 112-113) | –Откройте учебник на странице 112-ой. Рассмотрите большой рисунок, что делают люди на картинке? (Строят многоэтажки) –А как вы думаете, смотря на рисунок, где строят эти многоэтажки? (В городе) –Из чего строят многоэтажки в городах? (Кирпич, цемент, бетонные плиты, шифер) –Какие машины используют на стройке? (Экскаватор, бетономешалка, самосвал) –Посмотрите иллюстрацию на 113-ой странице. –А где строят этот дом? (В селе) –А из чего же строят дома в селах? (Бетонные плиты, бревна, доски, шифер, кирпич, цемент) –Ребята, а используют ли какие-либо машины для постройки этого дома? (Нет) | Знакомит учащихся с строительством дома, задает последовательные вопросы. | Знакомятся с строительством дома, отвечают на вопросы учителя. | ||
5.Просмотр видеофрагмента | –Сейчас мы с вами рассмотрим ещё один отрывок из мультфильма. По окончанию просмотра я задам вам несколько вопросов. –Кто знает название мультфильма? –Из чего строили дом? (Из кирпичей) –Крепкими ли будут стены, если мы просто положим кирпичи друг на друга? (Нет) –Чем соединяют между собой кирпичи? (Цементом) –На чем привезли кирпичи в мультике? (На грузовике) –Как вы можете описать построенный дом? Какого он был цвета? Какие у него были окна? (Друзья построили двухэтажный кирпичный дом с белыми стенами и красной крышей) –Обратите внимание на лестницу, которая находится на улице и ведет на второй этаж. Такая лестница называется – винтовая. | Предлагает просмотрев видео проанализировать и описать дом. | Анализируя увиденное составляют описание дома. | ||
Физминутка | –Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.) Мой сверчок, щегол и я, (Повороты туловища влево-вправо.) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.) | Учитель осуществляет профилактику переутомления учащихся, предотвращает рассеянность, невнимательность, снимает утомляемость детей на уроке. | Дети выполняют упражнение по образцу учителя. | ||
V.Закрепление пройденного Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. | Работа с раздаточным материалом | Сейчас вы поработаете в парах. На столах у вас лежат карточки с изображением сказочных персонажей и их домов. Рядом с каждым из домов есть поле, на котором вы можете записать как называется такой дом исходя из материалов, из которых он сделан. Работая в парах, вы можете разговаривать друг с другом, но только шепотом. По выполнению работы поднимите руки в замочке. | Организует работу в парах. | Объединившись в пары выполняют задания на карточках. | |
VI. Итог урока Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | 1.Обобщающая беседа | –Как вы думаете, легко ли построить дом? –Почему легко? –Почему считаете, что трудно? –Из каких материалов строят дома? (кирпич, камень, дерево и тд.) – Какие машины используются при постройке домов? (бульдозеры, бетономешалки, автовышки и тд.) | Проводит обобщающую беседу с учащимися по изученному материалу. | Обобщают полученные знания, отвечают на вопросы учителя. | |
2.Рефлексия | – Ребята, если вам понравился урок сегодня, и вы все поняли, активно работали весь урок, тогда покажите мне открытую ладошку. – А если вам было многое не понятно, остались вопросы, тогда покажите кулачок. | Проводит заключительный этап урока, прорабатывает с детьми недочёты, если они есть. | Анализируют свою деятельность на уроке, Поднимают соответствующую карточку. | ||
3. Оценка деятельности учащихся | – Сегодня на уроке вы все хорошо поработали, но некоторые из вас отличились своей активностью и знаниями. Давайте узнаем, кто из вас получил больше всего наклеек. Поднимите руки те учащиеся, которые получили наклейки на уроке. | Анализируя деятельность учащихся за урок, выделяет некоторых учащихся. | Внимательно слушают учителя, делают выводы. | ||
Учитель: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Как построить дом" по предмету окружающий мир
Разработка урока окружающего мира с учётом ФГОС + презентация...
Технологическая карта урока "Как построить дом"
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Как построить дом"...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Как построить дом?"
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе на тему "Как построить дом"....
Технологическая карта урока:"Как построить дом"
Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе УМК "Школа России". данный урок содержит элементы профориентационной работы в начальной школе....
Технологическая карта урока по изо «Домики, которые построила природа» ( УМК Перспектива, 1 класс)
Тема урока «Домики, которые построила природа».Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формировать у обучающихся умение наблюдать за природными явлениями с точки зрения ...
Технологическая карта урока изобразительного искусства, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Домики, которые построила природа"
Цель урока: формирование у обучающихся умения наблюдать за природными объектами с точки зрения художника, представление домиков, которые построила природа.Задачи урока:Дидактические: Учить н...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Как построить дом" (2 класс А.А. Плешаков)
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Как построить дом" (2 класс А.А. Плешаков)...
- Мне нравится (1)