Конспект урока по окружающему миру на тему: "Русь раскрывает крылья" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ветчинникова Ирина Владимировна

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Русь расправляет крылья" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okr.miru_4_klass_rus_raspravlyaet_krylya.docx57.49 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс:

Тема урока: Русь расправляет крылья.

Цели урока: формирование представлений учащихся о возрождении Руси  в  13 веке; развитие речи учащихся, умение работать с картой, воспитание интереса к истории.

Планируемые результаты:

  • Предметные - сформировать  у учащихся представление о возрождении Руси; развивать умение работать с картой; воспитывать любовь к Родине.
  • Личностные - развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу; ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; формировать положительный психологический климат в детском коллективе, развивать позитивное отношение к себе, как успешной личности.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин.

 - Здравствуйте, ребята!

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Приветствовать учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

2. Актуализация знаний и мотивация

Практический метод - решение теста.

Словесный метод – беседа.

4-5 мин.

Проверка домашнего задания.

 - Ребята сейчас выполните тест на листочках, которые лежат на ваших партах, и увидим как вы усвоили прошлую тему. Потом все вместе проверим.
(Ответы на слайде. Взаимопроверка)

 1. Поход монголо – татар возглавил хан…

 А) Чингисхан;

Б) Батый;

В) Темучин.

 2. Какой город оказался первым на их пути?

А) Рязань;

Б) Владимир;

В) Новгород.

3. Какой город долго сопротивлялся монголо – татарам?

А) Новгород;

Б) Рязань;

В) Козельск.

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

А) Выкуп;

Б) Налог;

В) Дань.

5. Первый удар в 1240 г. на северо – западном рубеже нанесли …

А) Монголы;

Б)Шведы;

В) Рыцари – крестоносцы.

6. Когда состоялось Ледовое побоище?

А) 5апреля1242года;

Б) 20 мая 1242 года;

В) 5 апреля 1421 года.

-Расскажите немного о монголо-татарском нашествии на Русь.

-Почему Русь попала в тяжелое положение и должна была выплачивать дань Золотой Орде?

Отвечать на вопросы учителя.

Самостоятельно выполняют тест.

Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: отвечать на вопросы.

3. Постановка учебной задачи

Наглядный метод - демонстрация

Словесный метод - беседа

4- 5 мин.

- Если на том уроке мы узнали, что русские воины потерпели поражение, а затем победили и появились великие, талантливые  люди. Как вы думаете, о чём  мы будем говорить на этом уроке?

Результаты поиска изображений для запроса "алфавит с цифрами для актуализации"

 - Расшифруйте тему урока при помощи алфавита и цифр. Всего слов в новой теме будет 3: 18, 21,19,28; 18,1,19,17,18,1,3,13,33,6,20;  12,18,29,13,28,33.

Темы: « Русь расправляет крылья».

-Какие цели мы поставим перед собой?(Узнать как возрождалась Русь)

Отвечать на вопрос учителя.

Формулировать тему и цель урока.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнять учебные задания, используя план.

Познавательные: формулировать проблемы.

4. Открытие нового знания

Наглядный метод - демонстрация

Словесный метод - фронтальная беседа

7- 8 мин.

-Найдите на карте Северо-Восточную Русь. Назовите ее города? (Москва,Тверь,Ярославль.)

-Прочитайте текст на 65 стр. и ответьте на вопросы:

- Почему мы находим на карте города Северо-Восточной части Руси?(Эти города были более безопасными для жизни, они располагались далеко от Орды.)

-Какие ремесла возрождались? (В этих городах трудились кузнецы,кожевники,гончары,сапожники,плотники,каменотесы.)Особо ценились мастера,изготавливающие вооружение и доспехи.)

-Какой монастырь возник возле города Радонежа? (Троицкий монастырь).

-Кто его основал? (Сергий).

(Выступает ученик с сообщением).

-А сейчас мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче.

- Прочитайте текст на странице 65 стр..

- Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль).

- Какими стенами его обнесли? (Дубовыми).

   

Посмотрите  рисунок на 68 стр.

   

- Скажите пожалуйста, что происходило с Москвой при правлении Ивана Калиты? Как удалось Ивану Калите расширить своё княжество? Что  получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? Чем известен в истории Иван Калита?

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Выступать с сообщением.

Отвечать на вопросы учителя.

 

Познавательные: отвечать на вопросы.

Коммуникативные: читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное.

Коммуникативные: участвовать в беседе.

Познавательные: отвечать на вопросы.

5. Первичное закрепление во внешней речи 

Практический метод – работа в р/т.

Словесный метод - беседа.

5- 7 мин.

Работа по рабочей тетради.

- Откройте тетради на станице 22, выполните 1 задание.

- Могло ли такое быть? Найди одно неверное утверждение и отметь знаком   «-». Дай устно объяснение.

1. При князе Иване Даниловиче Москва была деревянной и в ней нередко случались пожары.

2. Купцы из Великого Новгорода охотно торговали в Москве.

3. Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте. -

4. Изделия московских оружейников славились на всю Русь.

5. Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.

6) При Иване Даниловиче в Москву из южных русских княжеств переселялось много бояр с семьями.

(3 ответ не верный, т.к. завещание было написано на  пергаменте)

Работать в рабочей тетради.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Познавательны: применять свои знания.

Познавательные: отвечать на вопросы .

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод - самостоятельная работа

10 - 13 мин.

-Обратите внимание на задание номер 2 страница 23.

Впишите в клеточки слова на букву «К». Выполните это самостоятельно.

1. Калита

2. Константин

3. Кремль

1. Прозвание князя Ивана Даниловича.

2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.

3. Укрепленный центр древнерусского города.

Задание 3. Посмотрите на рисунок. Так в наши дни выглядит монастырь, история создания которого описана в учебнике. Напишите его название. ( Троице-Сергиева лавра)

Задание 4.

Соедини надпись и рисунок. (подходит 3 рисунок)

Выполнять тест самостоятельно.

Работать в рабочей тетради.

Отвечать на вопросы.

Познавательны: применять свои знания. 

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

7. Включение в систему знаний

Словесный метод  - беседа.

2 - 3 мин.

- А сейчас проверим, как вы усвоили новую тему урока. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них, искать ответы в учебники, чтобы доказать

- Какие земли оказались более безопасными для жизни? (Северо – восточные земли, наиболее отдаленные от Орды).

- Какие города здесь располагались? (Москва, Тверь, Ярославль).

- Чем занимались князья этих земель? (Ставили новые города и крепости).

- Какие ремесла возродились в этих городах? (В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи).

- Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий монастырь).

- Кто его основал? (Сергий).

- Кто правил в Москве в те времена? (Иван Данилович).

- Что происходило с Москвой при его правлении? (Москва богатела и росла).

- Как это удалось Ивану Калите? (Он сумел войти в доверие к Хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей русской земли.Часть денег Иван оставлял в своей казне).

 - Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха).

- Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? (Московское княжество).

- Чем известен в истории Иван Калита? (Он начал объединение вокруг Москвы русских земель).

Отвечать на вопросы учителя.

Познавательны: применять свои знания.

Коммуникативные:  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

8. Рефлексия деятельности

1-2 мин.

Оцените свою деятельность на уроке при помощи  продолжения слов:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… 

Домашнее задание: с. 65 читать, с. 69 задания для домашней работы № 2 и № 3 ( по желанию 1 ученик).

Записывать домашнее задание.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Регулятивные: анализировать собственную работу.

Сообщение о Сергии Радонежском

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил-бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем растерялся мальчик, коней не нашел, дорогу потерял -как бы самому в этом лесу не пропасть…

    И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом -посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

   Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Сергий Радонежский  был уверен в победе на Куликовом поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух монахов-богатырей Пересвета и Ослабю.

   Отец Сергий стремился  искоренить зло на земле ,уничтожить зло и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда он дал клятву никогда ни с кем разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

   Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице Сергиева, а город ,где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.

Сообщение об Московском князе Иване Калите

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Ему во владение  достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь еще более мелких городков. Но со временем крохотное княжество так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель. А Москва превратилась в богатый, хорошо укрепленный город.

   При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен Русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань, но ещё и делал богатые подарки. За это Хан назвал его великим князем.

   Сделавшись великим князем, Калита стал ещё чаще ездить в Орду и вошёл в большую милость к Хану. Другие князья видели это, и ни один из них не смел, спорить с Иваном, все слушались и боялись его. Хан совсем вверился Московскому князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повёл это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнела. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно – там брал силою. Московское княжество год от года всё росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси.

    При нём на 40 лет прекратились губительные, ордынские нашествия и погромы. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первый стал собирать и сращивать с Москвой разрозненные части Русской земли.

    В наследство от Ивана Калиты Московские князья получили велико-княжеский головной убор. Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приёмов обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. В одной руке монарх держал скипетр, а в другой – круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха.

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

                                                                                                                                                           Выполнила студентка 45гр.

                                                                                                                                            Сальникова Ирина

Проверил: ______________

                                                                                                                                                    Отметка: ___________

                                                                                                                                       Дата: 27. 02. 18.

Челябинск, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое воздух?", 2 класс

Подробный конспект урока + самоанализ урока....

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Где на Земле теплее" 2 класс ОС "Школа 2100"...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 2 урок.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...