Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметными результатамиизучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
·различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
· использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
·оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников );
· использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
· соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Содержание курса.
Человек и природа
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ
№ | Дата | Тема | |||
Деятельность учащихся | Формы контроля | ||||
План | Факт | ||||
1 | 03.09. 1 четверть | Задавайте вопросы! | Знакомство с учебником и учебными пособиями. Знакомство с персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | текущий | |
Раздел «Кто и что?» | |||||
2 | 07.09. | Что такое Родина? | Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | текущий | |
3 | 10.09. | Что мы знаем о народах России? | Закрепить у учащихся представление о России, как общей родине разных народов. | текущий | |
4 | 14.09. | Проект «Моя малая Родина» | Познакомить со столицей России. | текущий | |
5 | 17.09. | Что мы знаем о Москве? | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | проект | |
6 | 21.09. | Что у нас над головой? | Что можно увидеть на небе днем, а что-ночью? | текущий | |
7 | 24.09. | Что у нас под ногами? | Дать представление о значении камней в жизни людей. | текущий | |
8 | 28.09. | Что общего у разных растений? | Из каких частей состоит растение? | текущий | |
9 | 01.10. | Что растёт на подоконнике? | Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | текущий | |
10 | 05.10. | Что растёт на клумбе? | Что растет на клумбе? Воспитывать бережное отношение к природе у учащихся. | текущий | |
11 | 08.10. | Что это за листья? | Чем различаются листья разных деревьев? Осенние изменения в природе | текущий | |
12 | 12.10. | Что такое хвоинки? | Выявить отличительные особенности хвойных деревьев. | текущий | |
13 | 15.10. | Кто такие насекомые? | Познакомить с насекомыми как с группой животных. | текущий | |
14 | 19.10. | Кто такие рыбы? | Познакомить с рыбами, как с группой животных. | текущий | |
15 | 22.10. | Кто такие птицы? | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Первоначальное знакомство со строением пера | текущий | |
16 | 26.10. | Кто такие звери? | Знак-тво со зверьми как одной из групп жив-ых. Разнообраз. зверей. Связь строения тела с образом жизни | текущий | |
17 | 29.10. | Что окружает нас дома? | Систематизация представлений о предметах домашн. обихода. Группиров. предметов по их назначению | текущий | |
18 | 09.11. 2 четверть | Что умеет компьютер? | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль в совр. жизни. Правила безопасного обращения | текущий | |
19 | 12.11. | Что вокруг нас может быть опасным? | Знакомство с опасными окруж. предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения. | текущий | |
20 | 16.11. | На что похожа наша планета? | Дать сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. | текущий | |
21 | 19.11. | Проверим себя по разделу и кто и что?» | Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. | итоговый | |
Раздел «Как, откуда и куда?» | |||||
22 | 23.11. | Как живёт семья | Что такое семья? Знакомство с целями и задачами раздела. | текущий проект | |
23 | 26.11. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Откуда в наш дом приходит вода?Выяснить значение воды в доме. | текущий | |
24 | 30.11. | Откуда в наш дом приходит электричество? | Выяснить значение электроприборов в жизни современного человека. Выяснить, какие существуют способы выработки электричества и доставки его потребителям. | текущий | |
25 | 03.12. | Как путешествует письмо? | Для чего нужны письма? Кто такие отправитель и адресат? Научить различать виды почтовых отправлений. | текущий | |
26 | 07.12. | Куда текут реки? | Расширение и уточн. представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | текущий | |
27 | 10.12. | Откуда берутся снег и лёд? | Исследование свойств снега и льда | текущий | |
28 | 14.12. | Как живут растения? | Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | текущий | |
29 | 17.12. | Как живут животные? | Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. | текущий | |
30 | 21.12. | Как зимой помочь птицам? | Какие птицы зимуют в наших краях? Показать важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц | текущий | |
31 | 24.12. | Откуда берётся и куда девается мусор? | Откуда берется мусор? Показать необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природ.окружении. | текущий | |
32 | 28.12. | Откуда в снежках грязь? | Выявить источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. | текущий | |
33 | 11.01. 3 четверть | Проверим себя по разделу «Как, откуда и куда?» | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | итоговый проект | |
«Где и когда?» | |||||
34 | 14.01. | Когда учиться интересно? | Какое оснащение класса помогает в учебе? | текущий | |
35 | 18.01. | Проект «Мой класс и моя школа» | Подготовка к выполнению проекта | проект | |
36 | 21.01. | Когда придёт суббота? | Что такое настоящее? | текущий | |
37 | 25.01. | Когда наступит лето? | В какой последовательности времена года сменяют друг друга? | текущий | |
38 | 28.01. | Где живут белые медведи? | Какие холодные районы есть на Земле? | текущий | |
39 | 01.02. | Где живут слоны? | Какие жаркие районы есть на Земле? | текущий | |
40 | 04.02. | Где зимуют птицы? | Каких птиц назыв. перелетными, а каких –зимующими? | текущий | |
41 | 08.02. | Когда появилась одежда? | Познакомить с историей появления одежды и моды. | текущий | |
42 | 11.02. | Когда изобрели велосипед? | Выявить знания детей о велосипедах, расширить представление о данном виде транспорта. | текущий | |
43 | 15.02. | Когда мы станем взрослыми? | Как со временем меняется человек? Выявить отличие жизни взрослого от жизни ребенка. | текущий | |
44 | 18.02. | Проверим и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. | итоговый проект | |
«Почему и зачем?» | |||||
45 | 01.03. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | Почему днем на небе не видно звезд? | текущий | |
46 | 04.03. | Почему Луна бывает разной? | Что такое луна? | текущий | |
47 | 11.03. | Почему идёт дождь и дует ветер? | Почему идет дождь и дует ветер | текущий | |
48 | 15.03. | Почему звенит звонок? | Как возникают звуки? Ц.: выяснить как возникают звуки. | текущий | |
49 | 18.03. | Почему радуга разноцветная? | Как возникает радуга?Научить перечислять цвета радуги в правильной последовательности. | текущий | |
50 | 29.03. 4 четверть | Почему мы любим собак и кошек? | Формировать бережное отношение к питомцам | текущий | |
51 | 01.04. | Проект «Мои любимые домашние питомцы» | проект | ||
52 | 05.04. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Формулировать правила поведения в природе | текущий | |
53 | 08.04. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Какие звуки природы можно услышать в лесу | текущий | |
54 | 12.04. | Зачем мы спим ночью? | Зачем нужно спать? Познакомить со значением сна в жизни человека. | текущий | |
55 | 15.04. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Что такое витамины? Показать значение овощей и фруктов в питании. | текущий | |
56 | 19.04. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Почему нужно соблюдать правила гигиены? | текущий | |
57 | 22.04. | Зачем нам телефон и телевизор? | Что такое средства связи? | текущий | |
58 | 26.04. | Зачем нужны автомобили? | Зачем люди создают автомобили? | текущий | |
59 | 29.04. | Зачем нужны поезда? | Зачем люди создают поезда? | текущий | |
60 | 06.05. | Зачем строят корабли? | Какие бывают корабли? | текущий | |
61 | 13.05. | Зачем строят самолёты? | Зачем люди строят самолеты? | текущий | |
62 | 17.05. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле и поезде? | текущий | |
63 | 20.05. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | Какие спасательные средства есть на корабле? Какие правила безопасности нужно соблюдать в самолете? | текущий | |
64 | 24.05. | Зачем люди осваивают космос? Закрепление пройденного. Обобщение. Здравствуй, лето! | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Дать первоначальное представление об экологии. | текущий |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО от __________2021 года № ________ Руководитель МО __________________ Чернова Т.А. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №6 х. Комаров ________ Гливенко Т.Н. «____»____________ 2021 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ПНШ
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует треб...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....