Технологическая карта урока окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок направлен на формирование знаний обучающихся о зоне пустынь; учит определять ее географическое положение и климатические условия; учит узнавать особенности растительного и животного мира зоны, хозяйственной деятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающий мир
Учитель: Якимова Вера Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Трубачевская основная общеобразовательная школа
Тема: «Жаркие пустыни»
УМК «Гармония»
Количество часов по теме: 1
Место урока в данной теме: 1
Формы работы: групповая, индивидуальная
Тип урока: Изучение нового материала
Технологии: ИКТ, КСО, проблемная
Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.
Задачи урока: познакомить с зоной пустынь, ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.
Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.
Предметные УУД: получить представление о зоне пустынь; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны, хозяйственной деятельности человека.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юга – запад России раскроет тайны нам ,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
2. Повторение пройденного материала
- Перед тем, как приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, в какой природной зоне мы побывали на прошлом уроке.
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
- Расскажите о степи, где находится с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. (К югу от лесной зоны. Она тянется вдоль южной границы почти по всей России с запада на восток до восточной Сибири. Степями занято достаточно большое пространства
Сейчас проверим ваши знания о зоне степей. Напишем графический диктант.
Графический диктант.
Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверное, то знак «–».
1) Зона степей находится на севере России.
2) Летом дуют ветры-суховеи.
3) Растения степей - это: мак, тюльпан, канареечник
4. Степные птицы: ястребы, кедровки, сойки
5) Черноземные почвы глубиной более метра.
6) В степи растут сосны, ели, пихта.
7) На карте природных зон зона степей закрашена розовым цветом:
8) Многие степные растения имеют на листьях волоски, колючки, шипы.
9) Основным занятием населения степей является: рыболовство;
10) В степной зоне часто встречаются земноводные и моллюски.
11) Дрофа занесена в Красную книгу.
12) Население степей занимается растениеводством и животноводством.
13) В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство
На доске вы видите ответы к тесту, обменяйтесь работами, проверьте и оцените друг друга. Оценку поставьте справа.
3. Работа над новой темой.
– Отгадайте загадку:
Солнечный, жаркий
Желтый поток –
Льется здесь жгучий песок.
В воздухе желтом и
Плотном, как мед,
Желтая птица
Неслышно плывет.
– О какой природной зоне рассказывается? (О пустыне.)
- Какая тема нашего урока?
- Какая цель урока? (сформировать представление о природной зоне пустынь)
- Какие задачи мы поставим себе на урок? ( план изучения природной зоны)
– Сегодня мы отправляемся в зону пустынь.
1. Климатические условия зоны пустынь.
– Покажите на карте зону пустынь. Где находится эта природная зона?
Южнее зоны степей становится еще теплее и суше. Постепенно степь сменяется полупустыней, которая переходит в пустыню.
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.
– Рассмотрите иллюстрации «Пустыни» на с. 143 учебника. Как выглядит поверхность пустыни?
– Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы. Ветер перемещает их. Встречаются и ровные места. Это участки глинистой пустыни. На юге пустыню ограничивают горы.
- Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 7 минут.
Географы расскажут нам о климате зоны пустыни. Стр. 143-144
Ботаники помогут разобраться с особенностями растений. Стр.144- 145
Зоологи познакомят нас с особенностями животных, которые обитают в пустынях. Стр. 146- 147
Экологи погрузят нас в проблемы, которые существуют в зоне пустынь. Чем занимаются жители пустынь. Стр.148 – 149.
Продолжаем изучать природные зоны в группах.
Слово предоставляется группе географов.
Географическое положение Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири. На территории Казахстана – Каракумы и Кызылкум. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы.
Климат Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами.
Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней.
Слово предоставляется группе ботаников. Растительный мир. Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Саксаул.
Подводим итог. Растения имеют длинные корни , чтобы добывать из глубины воду. Листья у растений пустыни в основном в виде колючек, чтобы испарять как можно меньше влаги.
- Какова же особенность животного мира зоны пустынь?
Животный мир. Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.
Подводим итог.
-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
– Составьте цепи питания в зоне пустынь.
Растения суслики змеи.
Растения саранча жаворонок.
- Чем занимаются жители пустынь?
Деятельность: добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие,
Экологические проблемы: неумеренное орошение (неумеренное орошение приводит к накоплению соли в почвах), выпас скота, браконьерство.
Всем группам спасибо за работу. Подведём итог нашего урока.
Итог урока
– Почему в пустыне очень жарко? (Пустыни находятся в умеренном поясе, поэтому там так жарко).
– Как приспособились растения к жизни в пустыне? (Низкорослые растения, длинный корень, листья – колючки.)
– Как приспособились к жизни в пустыне животные? (Некрупные животные, защитная окраска, быстро передвигаются, ночной образ жизни.)
– Назовите экологические проблемы пустынь. (Орошение, браконьерство, неумеренный выпас скота.)
Выставление оценок за урок ( оценочный лист)
Домашнее задание: учебник с. 143 – 149. , подготовить сообщение на выбор о животных или о растениях пустыни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.
Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....
Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"
Урок окружающего мира по теме "Географическая карта" построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ
Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....
Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...
Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте
Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для организации деятельности ...
Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.
Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической картой...