разработка урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Нефтекумский муниципальный район Ставропольский край
Урок окружающего мира по теме:
«Горные породы и минералы»
4 класс
УМК «Школа 2100»
Учитель: Мурадинова Айнур Сейпулаевна
Цели:
1.Исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использования
2.Формировать умение высказывать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
3.Воспитать интерес к познанию окружающего мира и бережное отношение к полезным ископаемым.
Оборудование: учебник А. А.Вахрушев, Д.Д.Данилов «Окружающий мир»; проектор, экран, презентация, ноутбук, иллюстрации горных пород и минералов и способов их использования и добычи, коллекция наиболее распространенных пород и минералов, таблица, лупа, стаканы, раздаточный материал (инструкции, материал из интернета, рисунки,), клей, фломастеры.
Планируемый педагогический результат:
Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.
Умение работать с различными источниками, выделять важную информацию.
Умение, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - таблицу.
Способ и формат оценивания результатов работы:
При подведении итогов работы оценивается:
-владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий.
- умение действовать согласно инструкции.
-оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование
Творческие группы: 3 группы исследователей
Ход урока.
1.Организационный момент (психологический настрой).
Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
Учитель: Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы - юные исследователи. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что этот урок принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.
2. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Ребята, давайте отгадаем загадку.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (слайд 2)
-Назовите оболочки земли? (слайд 3)
- Вспомните, как называется каменная оболочка Земли?
- Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой. (слайд 4)
- Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород)
-Как мы называем предметы, которые нас окружают? (Тела).
- Из чего состоят тела? ( Из веществ).
- В каких состояниях может находиться вещество? (Жидком, твёрдом и газообразном).
- Какими свойствами обладают твёрдые тела? (Имеют постоянную форму и объём).
2.Проблемная ситуация. (слайд 5)
Просмотр фрагмента фильма «Каменный цветок» по мотивам сказки Бажова.
Скажите фрагмент какой сказки вы смотрели?
Вспомните, чем занимался Данила – мастер — главный герой сказки П.П.Бажова «Каменный цветок»? (Создавал предметы из камня) (слайд 6)
- У вас на столах коробочки, что в них? (слайд 7)
(Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)
- Можно ли назвать их телами? (Да).
- Разделите их на группы.
- Сколько групп получилось? Какие группы?
(Две. 1 - гранит, песок, глина; 2 - стекло, кирпич, цемент). (слайд 8)
- Как назвали тела второй группы? (Искусственные).
- Как назвали тела первой группы? (Природные).
-Почему? (Это предметы, которые нас окружают)
- А как ещё их можно назвать? (Горные породы).
-Но почему горными? ( Находятся в горах)
-Они встречаются только в горах?
- Определите тему сегодняшнего урока? (Горные породы и минералы). (слайд 9)
- Да, сегодня мы будем говорить о горных породах и минералах. Запишите тему урока в тетрадях.
Что бы вы хотели узнать о горных породах? Давайте составим план урока. (слайд 10)
( из чего они состоят и как их использует человек)
3. Совместное открытие знаний.
С камнями люди столкнулись миллионы лет назад. Недаром самый древний период истории человечества называют… каменный век. Как древние люди использовали камни? (Люди находили камни, похожие на различные орудия труда . И из таких камней изготавливали орудия труда. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи, защиты).(слайд 11)
- Как вы думаете, на какие свойства горных пород и минералов люди обратили своё внимание ещё в каменном веке?
( прочность)
-Возьмите в руки кусок гранита, попробуйте сжать…
- Значит, одно из главных свойств горных пород и минералов - …(твёрдость)
- Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую используют люди и сейчас.
Сейчас я предлагаю вам поработать в группах в роли исследователей , у вас на столах горные породы, изучите их состав и свойства. Каждая группа получит инструкцию, файлы с материалами. При работе соблюдайте правила техники безопасности.
( Информация в файлах вам поможет заполнить таблицу)
4. Практическая работа
Ребята изучают горные породы и минералы, и данные исследования записывают в таблицу. ( У ребят на столах лежат образцы горных пород и минералов)
Группа 1 исследует гранит
Группа 2 исследует глину
Группа 3 исследует известняк (слайд 13)
ФИЗМИНУТКА(слайд 12)
5. Отчёт каждой группы . (слайды 15-20)
- А зачем человеку нужно изучать свойства горных пород и минералов? (чтобы применять их для своих нужд).
- Как же человек использует каждое из свойств? (заслушиваются ответы)
- Как человек должен относится к добыче горных пород? Почему?
-Если бы люди захотели перевезти все полезные ископаемые, которые за один год добывают из недр Земли, то им потребовался бы длинный-предлинный поезд, который опоясал бы земной шар 17 раз.
Работа с учебником.
- В чём же разница между горными породами и минералами? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику. Найдите ответ в учебнике, тема 21.
Верно. Слово гранит не русское, а итальянское и переводится как «зернистый». Какие зерна вы видите? (Черные — это слюда, белые блестящие – кварц, серые и красные – полевой шпат).
А что вы скажите о составе поваренной соли (Галит)? (однородное тело)
Так вот гранит – это горная порода, а галит – минерал. Чем они отличаются?
(Минералы однородны, а горные породы – нет. Горные породы – это сочетания минералов).
Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами. Некоторые горные породы состоят из одного минерала. Есть минералы, которые не образуют горных пород, а встречаются как самостоятельное вещество.
Минералы – это природные неорганические вещества. Они состоят из одинаковых молекул, связанных друг с другом. Если минерал раскрошить, растереть в порошок – измениться только размер его крупинок, но каждая маленькая крупинка все равно сохранит все свойства данного вещества.
Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полосочку из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы — и огромные валуны, и мелкий песок. Красивые поделочные и драгоценные камни (агат, гранат, сапфир) — это тоже минералы.
Вывод.
Ребята, давайте сделаем вывод, что вы узнали о горных породах и минералах?
(Исследовав горные породы и минералы мы пришли к выводу, что каждый минерал обладает своими собственными свойствами. Горная порода может иметь несколько составов, а минералы однородные.
Главными свойствами горных пород и минералов является прочность (трудно расколоть), твердость.
Горные породы и минералы применяются в строительстве, промышленности, в школе - мел (грифель карандашей содержит графит, легко оставляющий след на бумаге).
Региональный компонент.
Просмотр ролика «Природа Северного Кавказа».
О чем был видеоролик? Почему именно Кавказские горы?
Доклад ученика о полезных ископаемых Северного Кавказа.
А знаете ли вы?
Ребята, как называют людей, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых?
У геологов , кроме техники, есть ещё и помощники- растения.
Где растут лесные фиалки, там есть цинк. А ещё друг геологов -полевой хвощ. Растёт себе и растёт. А геолог прочитал: здесь возможно есть золото. Летит над лесом самолёт. А кругом, лишь хвойные деревья. Но вот среди них ясно видна полоса лиственных деревьев, значит здесь можно искать каменный уголь. Там, где среди безжизненных песков пышно разросшийся островок растений, надо искать воду. « Зелёные разведчики» помогают человеку находить полезные ископаемые.
6. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Чем отличаются горные породы от минералов?
- Какие свойства горных пород использует человек?
- Из каких горных пород можно изготовить каменный цветок, а из каких нельзя?
( Нельзя изготовить каменный цветок из осадочных пород, так как они рыхлые и сыпучие. Цветок будет непрочным.)
– Удовлетворены ли вы своей работой? Оцените своих товарищей.
– Что помогло вам пройти испытания, чего не хватило, чтобы работа была лучше?
7.Домашнее задание:
-учебник (тема 21) страница 92-97 ответьте на вопросы,
-составьте кроссворд на тему « Минералы и горные породы»
Растите, дети, большими и добрыми. Любите и берегите Землю, на которой вы
живёте. И она вернёт вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем,
весёлым пением птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.
Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...
Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...