Рабочая программа "Мир природы и человека" (1 дополнительный класс)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_i_cheloveka_1_dopolnit.klass_.docx | 51.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Мир природы и человека» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка
с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний
в практическую повседневную деятельность.
Парадигма современного образовательного учреждения как развивающейся системы уже на начальном уровне образования предполагает уделять большое внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе. Усвоение детьми систематических и последовательных знаний об окружающем мире природы, ее объектах и явлениях становится обязательным компонентом образования и воспитания детей, так как заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека позволят в дальнейшем формировать правильное и гуманное мировоззрение, создадут необходимые условия для успешного усвоения всего цикла природоведческих дисциплин.
Результаты, полученные в ходе изучения представлений о мире природы у детей
с интеллектуальными нарушениями, дают основание считать, что уже на ранних этапах обучения возможно начинать организованную работу по формированию различных представлений о природе и природных явлениях, готовить детей к последующему изучению систематического курса природоведческих дисциплин, что сформирует необходимую основу для их успешного усвоения. Кроме того, изучение целостности мира природы и человека в младших классах будет способствовать развитию мировоззренческих взглядов, необходимых для становления личности.
С учетом вышеизложенного примерная рабочая программа учебного курса
«Мир природы и человека» создана для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
При отборе материалов для примерной рабочей программы «Мир природы
и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения обучающихся
с интеллектуальными нарушениями.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
–восприятия объектов различными анализаторами (полисенсорность восприятия);
– практического взаимодействия обучающихся с интеллектуальными нарушениями с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;
– накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;
– закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
– постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.
С одной стороны, содержание примерной рабочей программы курса «Мир природы
и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и дает учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
С другой стороны, курс «Мир природы и человека» должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Природоведение», «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний.
Цели образовательно-коррекционной работы Курс «Мир природы и человека» решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:
- обогащает и уточняет активный и пассивный словарь;
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего края; конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
- вырабатывает умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи; развивает зрительное восприятие и процесс узнавания объектов и явлений природы;
- в практической деятельности развивает пространственные представления о местоположении объектов живой и неживой природы, умение ориентироваться в пространстве (класса, школы, двора и др. объекта);
- корригирует нарушения эмоционально – волевой личностной сферы обучающегося;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Мир природы и человека» построен по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности тематического планирования навесь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, дополнять их новыми сведениями.
Курс «Мир природы и человека» не строится по принципу планирования на определенный период, в нем представлены тематические блоки, последовательность и время изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно, с опорой на учебный план конкретного образовательного учреждения. На уроках следует использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, различные мультимедийные материалы. Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр и составления на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также разнообразной природоохранной деятельности обучающихся под руководством учителя.
Знания и умения по курсу «Мир природы и человека» необходимо реализовывать на уроках таких предметных областей, как язык и речевая практика, математика, искусство, технология, а также найти им применение в программе внеурочной деятельности.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана для детей с интеллектуальными нарушениями в предметной области «Естествознание» и служит пропедевтической основой для изучения предметов естествоведческого характера «Природоведение», «Биология», «География».
Примерная рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена из расчета 2 часа в неделю в 1-ом дополнительном классе.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков. Для детей с интеллектуальными нарушениями эти действия носят характер жизненных компетенций. В курсе «Мир природы и человека» представлены многообразные задания, иллюстративный и текстовый материал
на развитие следующих личностных умений и навыков:
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах
в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться
и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Работа над развитием регулирующей функции речи проводится также через специально организованную на уроке работу по освоению общеучебных навыков, таких как: выслушивание инструкции или установки на деятельность в ходе урока, планирование работы, отчет о работе и т. д.
Таким образом, процесс изучения курса «Мир природы и человека» должен быть направлен на овладение следующими коммуникативными навыками: умением вступать
в контакт и работать в группах;
- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия
с одноклассниками, сверстниками, учителями;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь; умение слушать
и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В рамках изучения курса «Мир природы и человека» развиваются следующие регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения, столовой);
- организовывать свою деятельность вне учебного занятия с помощью учителя (на перемене, в свободное время, в ожидании выполнения задания другими обучающимися);
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии
с инструкцией (под руководством учителя);
- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
В процессе овладения различными знаниями о живой и неживой природе в рамках предмета «Мир природы и человека» обучающиеся с интеллектуальными нарушениями научаются следующим познавательным учебным действиям:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности, характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения; знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Предметные результаты изучения курса «Мир природы и человека» могут быть минимальными и достаточными.
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы; выделять части растений;
- узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
- соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся
с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами
и явлениями природы; узнавание и называние объектов живой и неживой природы
в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов природы к определенным группам
по существенным признакам;
- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии
со своими знаниями.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 дополнительный класс является диагностическим для изучения возможностей обучающихся с учетом их психофизических возможностей, для изучения имеющихся у них представлений об объектах и явлениях окружающего мира, социальной роли, опыте взаимодействия. В 1 (дополнительном) классе на уроках по курсу «Мир природы и человека» обучающиеся расширяют свой активный и пассивный словарь, обучаются взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в новой для них, учебной ситуации, овладевают навыками правильного поведения на уроках, экскурсиях в различных формах групповой и индивидуальной деятельности.
Первый год обучения должен заложить основу для формирования у обучающихся базовых представлений о природе.
Порядок изучения тем, а также время и количество часов, отведенное для изучения каждой из них, могут быть изменены учителем в зависимости от состава класса и индивидуальных возможностей обучающихся.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Содержание программы одного периода обучения от другого отличается увеличением объема предъявляемого учебного материала, его усложнением и расширением, сложностью видов работ по той или иной теме.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).
Раздел «Безопасное поведение» в 1 (дополнительном) классе изучается в начале учебного года отдельным блоком для формирования у обучающихся навыков общения, поведения в школе, во вновь созданном социальном окружении. Отдельные темы безопасного поведения встречаются и в других разделах.
1 (дополнительный) класс – 66 (ч)
Безопасное поведение (18 ч). Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб. Правила поведения в школе. Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного. Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними. Одежда, обувь – назначение (для дома, для улицы, для мальчиков, для девочек), уход. Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Обязанности членов семьи. Уважительное отношение к старшим. Правила дорожного движения по дороге в школу (домой). Название населенного пункта, в котором проживает. Знакомство с распорядком дня, зачем он нужен. Польза утренней зарядки и физической культуры. Элементарные навыки гигиены (мытье рук). Безопасное поведение на водоеме зимой и летом.
Неживая природа (9ч).
Знакомство с миром природы. Мы живем на планете Земля. Элементарные представления о Солнце (согревает нашу планету, днем светит) и Луне (ночью видна на небе, не греет). Различия между днем и ночью, утром и вечером. Занятия людей в различное время (утром просыпаемся, завтракаем, идем в школу; днем обедаем, гуляем и отдыхаем; вечером с семьей читаем, ужинаем, готовимся ко сну; ночью спим).
Сезонные изменения в природе (20).
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).
Погода сегодня, вчера.
Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек; в летние месяцы: жарко, созревание плодов, потомство у животных.
Национальные традиции в различные времена года.
Правила безопасного поведения в различное время года.
Живая природа (17 ч)
Растения (6 ч)
Овощи. Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу. Фрукты. Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. Внешнее отличие деревьев, кустарников, трав. Узнавание и называние знакомых цветов, трав, деревьев. Нахождение знакомых растений на пришкольном участке.
Животные (4 ч)
Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек. Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку. Насекомые – муха, пчела.
Человек (6 ч) Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги, части лица). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук). Органы зрения, слуха. Глазами мы видим. Ушами мы слышим. Носом мы дышим и различаем запахи.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающегося | |||||
№ | Раздел | Тема | Основные виды деятельности | Дата | |
По плану | По факту | ||||
1. | Безопасное поведение | Моя школа | Экскурсия по территории школы. Называние знакомых объектов, нахождение и показ объектов и предметов по инструкции учителя. Зарисовка объектов в альбом. | ||
2. | Моя школа | Экскурсия по школе. Отработка названий школьных помещений: класс, столовая, раздевалка и другие. Рассматривание условных знаков (запасной выход и др.). Практическая отработка ориентировки на местности | |||
3. | Дорога в школу. | Экскурсия. Называние знакомых объектов. Рассматривание и называние дорожной разметки («зебра»). Нахождение и показ остановок общественного транспорта. | |||
4. | Дорога в школу. | Показ домовых объектов на иллюстрациях. Аппликация дорога | |||
5. | Транспорт | Повторение и изучение новых видов транспорта. Называние и показывание частей транспорта на иллюстрациях. | |||
6. | Транспорт | Повторение изученных видов транспорта. Зарисовка в альбоме одного из видов транспорта. | |||
7. | Мой класс | Показ объектов по инструкции учителя (доста, парта, стул). Рассматривание иллюстраций и соотнесение его с реальными объектами. Действия по инструкции (сесть за парту, встать у доски, взять мел и т.д.) Называние учителей по имени отчеству. | |||
8. | Мои обязанности в школе | Слушание рассказа учителя. Составление рассказа об обязанностях дежурного. Ответы на вопросы. Практический показ обязанностей дежурного. | |||
9. | Мое поведение в школе | Ответы на вопросы по тексту о правилах поведения в школе. Нахождение иллюстраций, отображающих правильное поведение в школе. Моделирование поведения в различных ситуациях. | |||
10. | Учебные вещи | Показ и называние знакомых предметов. Классификация предметов по назначению. Дифференциация предметов по назначению. | |||
11. | Учебные вещи | Дидактическая игра «Четвертый лишний». Зарисовка в тетрадь учебных предметов по инструкции учителя. Рассказ об использовании учебных предметов | |||
12. | Одежда и обувь | Показ и называние предметов одежды и обуви. Классификация предметов по нескольким признакам. Называние частей одежды и обуви. | |||
13. | Одежда и обувь | Практические действия с предметами. Отработка глаголов (одеть, надеть, застегнуть, завязать, повязать, снять). Дидактическа игра «Одень мальчика». | |||
14. | Расписание уроков | Изучение (повторение) дней недели. Практическое составление расписание на завтра по образцу. Подбор иллюстраций к расписанию. | |||
15. | Мой режим дня | Слушание рассказа о режиме дня. Беседа (ответы на вопросы). Практическое составление режима дня по образцу (с помощью учителя). Подбор иллюстраций к режиму дня. | |||
16. | Моя семья | Перечисление членов своей семьи. Нахождение на иллюстрациях членов семьи. Составление предложений о семье. Беседа о занятиях и профессиях членов семьи. Зарисовка своей семьи. | |||
17. | Мои обязанности в семье | Перечисление своих обязанностей в семье. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Распределение обязанностей в зависимости от роли. | |||
18. | Мой город | Определение и называние города. Узнавание и называние объектов на иллюстрации. Составление рассказа по вопросам учителя. | |||
19. | Неживая природа | Мир природы. Земля. | Знакомство с объектами живой и неживой природы. Рассматривание рисунка. Нахождение и показ объектов. Называние объектов неживой природы. Зарисовка Земли в тетрадь. | ||
20. | Солнце | Изучение влияние Солнца на изменения в природе. Солнце весной и осенью. Составление предложений об изученном объекте. | |||
21. | Луна | Отгадывание загадок. Зарисовка объекта в тетрадь. Разучивание потешки. Составление предложений по вопросам учителя. | |||
22. | Утро. | Выбор иллюстраций с изображением изучаемой части суток. Перечисление видов деятельности в утреннее время. Выбор объектов неживой природы (солнце) соответствующего времени суток утро. | |||
23. | День. | Повторение изученных ранее времен суток. Выбор иллюстраций с изображением изучаемой части суток. Перечисление видов деятельности в дневное время. Выбор объектов неживой природы (солнце) соответствующего времени суток день. | |||
24. | Вечер. | Повторение изученных ранее времен суток. Выбор иллюстраций с изображением изучаемой части суток. Перечисление видов деятельности в вечернее время. Выбор объектов неживой природы (солнце, луна) соответствующего времени суток утро. | |||
25. | Ночь. | Повторение изученных ранее времен суток. Выбор иллюстраций с изображением изучаемой части суток. Перечисление видов деятельности в ночное время. Выбор объектов неживой природы (луна) соответствующего времени суток утро. Зарисовка времени суток в рабочую тетрадь. | |||
26. | Мой режим дня. | Подбор иллюстраций к составлению режима дня. Ответы на вопросы о необходимости режима дня. Составление предложений о занятиях в выходные дни. | |||
27. | Утренняя зарядка. | Просмотр иллюстраций с упражнениями для утренней зарядки. Разучивание физкультминутки со стихотворным сопровождением. | |||
28. | Сезонны изменения в природе | Погода | Изучение понятия погода. Подбор прилагательных к слову «погода». Рассматривание иллюстраций и их подбор к описанию погоды сегодня (вчера). Составление рассказа о погоде сегодня. | ||
29. | Календарь погоды | Знакомство с условными изображениями погоды: ясно, пасмурно, снег, дождь. Отмечание на готовом календаре погоды сегодня. | |||
30. | Осенняя погода | Отгадывание загадок про осень. Рассматривание иллюстраций осенней погоды. Нахождение изображения осени. Подбор прилагательных к словосочетанию «осенняя погода». Зарисовка осени в тетрадь. | |||
31. | Осенний парк | Наблюдение за изменениями погоды осенью, объектов живой и неживой природы. Ответы на вопросы учителя. Изготовление подделки из природного материала. | |||
32. | Животные осенью. | Слушание рассказа учителя об образе жизни животных. Нахождение на иллюстрации и называние известных животных (заяц, белка, медведь, волк, еж). Дидактическая игра «Накорми животного». | |||
33. | Осенняя простуда | Слушание стихотворения И. Финк «Ой, сыночку стало худо…». Беседа о причинах простуды и мерах профилактики. Игра «Собери Ваню на осеннюю прогулку». | |||
34. | Зимняя погода | Отгадывание загадок про зиму. Рассматривание иллюстраций зимней погоды. Нахождение изображения зимы. Подбор прилагательных к словосочетанию «зимняя погода». Зарисовка зимы в тетрадь. | |||
35. | Календарь погоды | Закрепление условных изображений зимней погоды. Отбор условных знаков, отображающих погоду зимой сегодня и вчера. Зарисовка зимней погоды в тетрадь сегодня. | |||
36. | Растения зимой | Наблюдения в природе. Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстрационного материала по итогам рассказа. Зарисовка любого растения в зимний период. | |||
37. | Животные зимой. | Слушание рассказа о жизни животных в зимний период. Подбор изображений животных в зимний период. Составление предложений по иллюстрациям об образе жизни животных зимой. Дидактическая игра «Найди животное». | |||
38. | Зимние забавы. | Беседа о деятельности детей в зимний период. Отбор иллюстраций с предметами для зимних забав. Составление рассказа по сюжетной картинке. Аппликация «Снеговик». | |||
39. | Зимние праздники. | Знакомство с зимними праздниками. Рассмотрение атрибутов зимних праздников (елочные игрушки, хлопушки, мишура). Разучивание стихотворения. | |||
40. | Осторожно лед! | Знакомство с понятием «лед». Выбор иллюстраций, демонстрирующих правильное поведение на льду. Составление предложений, о правильном поведение на льду, по вопросам учителя. Просмотр видеоролика. | |||
41. | Весенняя погода | Отгадывание загадок про весну. Рассматривание иллюстраций весенней погоды. Нахождение изображения весны. Подбор прилагательных к словосочетанию «весенняя погода». Зарисовка признаков весны в тетрадь. | |||
42. | Календарь погоды. | Закрепление условных изображений весенне погоды. Отбор условных знаков, отображающих погоду весной сегодня и вчера. Зарисовка весенней погоды сегодня в тетрадь. | |||
43. | Растения весной. | Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстрационного материала по итогам рассказа. Зарисовка любого растения в весенний период. | |||
44. | Животные весной. | Слушание рассказа о жизни животных в весенний период. Подбор изображений животных в весенний период. Составление предложений по иллюстрациям об образе жизни животных весной. Дидактическая игра «Собери животное (из частей)». | |||
45. | Праздники. Мамин день. | Знакомство с весенним праздниками. Рассматривание атрибутов праздника «8 марта». Разучивание стихотворения, изготовление открытки. | |||
46. | Летняя погода. | Нахождение и называние объектов живой и неживой природы в летний период. Подбор прилагательных к слову «лето». Описание объектов и явлений в летний период по вопросам учителя. Зарисовка летнего пейзажа. | |||
47. | Летний календарь. | Закрепление условных изображений погоды: ясно, пасмурно, дождь, гроза. Ответы на вопросы учителя о летней погоде. | |||
48. | Летние забавы. | Слушание стихотворения А. Барто «Жарко» и ответы на вопросы учителя. Рассмотрение иллюстраций. Игра «Найди ошибку художника». | |||
49. | Осторожно водоем. | Знакомство с понятие «водоем». Выбор иллюстраций демонстрирующих правильное поведение на водоемах. Просмотр видеоролика. | |||
50. | Растения летом. | Слушание рассказа учителя. Подбор иллюстративного материала по итогам рассказа. Изготовление подделки из природного материала. | |||
51. | Животные летом | Слушание рассказа учителя об образе жизни животных в летний период. Дидактическая игра «Назови детенышей животных». | |||
52. | Живая природа. Растения. Животные | Овощи, фрукты. | Описание натурального объекта (помидор, огурец, яблоко, груша) по плану учителя. Закрепление знаний цветов (зеленый, красный, желтый), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнение объектов по форме, цвету, запаху. Зарисовка объектов по образцу в рабочую тетрадь. Отгадывание загадок. | ||
53. | Ягоды. | Описание натурального объекта или муляжа по плану учителя. Закрепление знаний цветов (зеленый, красный, коричневый), формы (круглый, овальный) объектов. Сравнение ягод по форме, цвету. Составление предложений по вопросам учителя. Зарисовка объектов в рабочую тетрадь. | |||
54. | Цветы, травы | Рассмотрение гербария. Нахождение и называние знакомых объектов. Подбор иллюстраций к названиям цветов. Описание ромашки, розы, клевера, астры по вопросам учителя. Аппликация «Букет» (из природного материала). | |||
55. | Деревья | Рассмотрение листьев (хвои) деревьев. Дидактическая игра «С какого дерева лист?». Рассмотрение иллюстраций с изображением деревьев и называние знакомых объектов. Зарисовка объекта в рабочую тетрадь. Запись в словарь: лист, хвоя, ствол, ветви, корень. | |||
56. | Кустарники | Рассматривание иллюстраций. Дифференциация объектов дерево-куст. Называние и описание знакомых объектов. Составление альбома фотографий «Кустарники». | |||
57. | Животные | Домашние животные | Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение собаки и кошки по иллюстрации. Составление предложений о повадках домашних животных. Выбор предметов на иллюстрации, необходимых для ухода за животными. Ответы на вопросы о пользе и вреде животных. Дидактическая игра «Узнай животное по описанию». | ||
58. | Дикие животные | Узнавание и называние знакомых животных. Сравнение волка и лисы по иллюстрации. Составление предложений о повадках диких животных. Слушание аудиозаписи с голосами животных. Дидактическая игра «Угадай. Чьи лапы (хвост, уши)». | |||
59. | Птицы | Сравнение самолета и птицы (нахождение сходств и различий). Нахождение и называние знакомых птиц на иллюстрациях. Описание птицы по плану: части тела, чем покрыто тело, где обитают, чем питаются. прослушивание аудиозаписи с голосами птиц. | |||
60. | Насекомые | Рассматривание насекомых на иллюстрациях. Составление рассказа о жизни бабочки по иллюстрациям. Дидактическая игра «Четвертый лишний». | |||
61. | Человек | Части тела человека | Слушание стихотворения. Показ частей тела со стихотворным сопровождением. Ответы на вопросы учителя по назначению частей тела. Отгадывание загадок. Нахождение сходства и различий частей тела человека и животного. Словарь: голова, руки, ноги, лицо, туловище. | ||
62. | Как мы ходим. | Рассматривание иллюстрационного материала о частях тела человека. Отгадывание загадок. Повторение физических упражнений. | |||
63. | Как мы видим. | Рассматривание своего лица в зеркало. Называние частей лица. Показ эмоций по инструкции учителя. Дидактическая игра «Чьи глаза ты видишь?» | |||
64. | Как мы слышим. | Дидактическая игра «Умей слушать» - узнавание и называние звуков природы (ветер, волны, дождь и т.д.). Рассматривание иллюстраций – органы слуха человека. Дидактическая игра «Узнай животного» (по изображению ушей). | |||
65. | Как мы чувствуем. | Дидактическая игра «Узнай по запаху». Нахождение сходств и различий органов чувств человека и животных. | |||
66. | Гигиена тела человека. | Рассматривание предметов гигиены. Нахождение и называние предметов гигиены. Беседа о правилах гигиены. Практическая отработка навыков мытья рук. Отгадывание загадок. |
7. Описание материально-технического обеспечения.
Материально-техническое обеспечение:
1. Канцелярские товары (тетрадь, ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, пальчиковые и акварельные краски).
2. Специализированные методические материалы и наглядные пособия.
3. Диагностический инструментарий.
4. Раздаточный материал.
5. Диски с мультфильмами.
6. Мультимедийные презентации.
7. Мультимедийное оборудование (персональный компьютер).
Учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2017.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, по предмету "Мир природы и человека" (2 класс)
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. ...
Рабочая программа и КТП по учебному предмету " Мир природы и человека" 2 класс ФГОС для УО
Рабочая программа по учебному предмету « Мир природы и человека» ( вариант 1, вариант 8.3)образовательной области «Окружающий мир» составлена н...